Каждый абитуриент и студент знает, что основные виды занятий в СУЗе или ВУЗе представлены в виде лекций и семинаров. На самом деле это далеко не все варианты обучения учащихся среднего и высшего образования. Одной из интереснейших и эффективных форматов обучении является коллоквиум.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
В переводе с латинского языка «коллоквиум» означает «беседа, разговор». Коллоквиум проходит в коллективной форме и предполагает, что участники беседы активно обсуждают конкретный вопрос тему или пройденный раздел. Преподаватель задает вопрос, и начинается дискуссия.
![Коллоквиум как отдельный вид занятия](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/06/word-image-54.png)
Коллоквиум позволяет не только оценить степень усвоения пройденного материала, но и аналитические, творческие и иные черты учащихся, выявить их сильные и слабые стороны.
Коллоквиум практикуется не так часто как общепринятые лекции, семинары и практикумы. Данный вариант обучения используется 1-2 раза в течение семестра. Чаще всего его организуют по мере изучения конкретного модуля, раздела или обширной темы.
Разновидности коллоквиумов
В зависимости от формы проведение коллоквиума может видоизменяться.
Вариант №1. Учебное занятие.
Данный формат предполагает, что преподаватель заранее предупреждает студентов о намерении повести коллоквиум, отмечая, какие темы им следует освежить в памяти, дополнительно изучить и пр. Затем он разрабатывает план занятия, готовит вопросы для студенческой аудитории.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Непосредственно на занятии он кратко обрисовывает ситуацию или задает вопросы, на которые необходимо ответить (или проанализировать) студентам. В этом случае коллоквиум может проходить как устно, так и письменно.
Использовать лекции и семинары при ответах недопустимо, но в некоторых случаях преподаватель идет на уступки.
![Какие бывают коллоквиумы?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/06/word-image-55.png)
Вариант №2. Дискуссия.
Это устный вариант проверки знаний учащихся, когда преподаватель задает вопросы или выдвигает некую гипотезу и просит студентов проанализировать ее и предоставить ответ, порассуждать на конкретную тему и пр. В этом случае разворачивается несколько лагерей (например, за и против), начинаются дебаты и каждая из сторон пытается доказать собственную правоту.
Также допустимо выступление студентов с рефератами и докладами, а затем их бурное обсуждение.
По результатам обсуждений, активности учащихся преподаватель делает определенные выводы о том, кто и как усвоил материал, какими навыками они обладают и пр.
Вариант №3. Зачет.
С помощью коллоквиума можно не просто провести «промежуточную аттестацию» учащихся, но и организовать полноценный зачет. Такой формат займет гораздо меньше времени для оценки успеваемости студентов, но в то же время позволит оценить успехи лишь субъективно.
Например, далеко не все учащиеся любят выступать на публике, громко выражать свою позицию или мнение и пр. Из-за стеснительности они могут лишь кратко отвечать по делу, быть пассивными, что непременно скажется на итоговой оценке.
Порядок организации и проведения коллоквиума
О каждом предстоящем рубеже преподаватель предупреждает учащихся, чтобы «уравнять шансы». Поэтому до проведения коллоквиума студенты получают определенное домашнее задание: повторить пройденный материал (определенные модули или темы), изучить дополнительные источник литературы по ним и пр.
![Кто участвует в коллоквиуме](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2020/06/word-image-56.png)
Форма проведения коллоквиума утверждается педагогом. Чаще всего он единолично принимает решение, но в некоторых случаях спрашивает мнение студентов: устно или письменно, опрос или тестирование, рефераты или наводящие вопросы, дискуссия и пр.
Важно, чтобы преподаватель учитывал особенности студентов. Он уже знает, кто и как может отвечать на занятиях, кто стеснителен, а кто наоборот – любимец публики и жаждет стать центром внимания и пр. Не менее важно разработать шкалу оценки ответов студентов (чаще всего она носит рейтинговый характер: правильный ответ, активность студента, качество выступления и пр.).
Нередко на коллоквиумах задания бываю комплексные: ответ на вопросы обсуждения, письменные задания и пр. Такой подход позволяет наиболее полно определить степень усвоения материала каждым учащимся.
Как облегчить подготовку к коллоквиуму?
С одной стороны, студенты – самый активный народ, успевающий в течение 24 часов переделать максимум дел. С другой — они бывают пассивны по отношению к учебе: им лень постоянно перечитывать материал, повторять делать заметки и пр.
Чтобы хорошо подготовиться к коллоквиуму, достаточно соблюдать следующие правила:
- Начинайте перечитывать темы, которые забыты или проходил давно;
- Тщательно разбирайтесь в тех моментах, которые даются особенно трудно;
- Если предполагается выполнение практических заданий, то следует обратить внимание на примеры, отраженные в лекциях, вспомнить, как и что решается, какие формулы и методики, когда применяются;
- Если у студента развита «письменная память», то лучше всего вспоминать и укреплять материал при помощи написания шпаргалок: и полезно, и может пригодиться на коллоквиуме.
Чаще всего на парах-коллоквиумах учащимся запрещается пользоваться вспомогательными материалами. Поэтому важно досконально подготовиться к этому рубежу или незаметно пользоваться нужными материалами.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Был у нас как-то коллоквиум на втором курсе, тогда как раз . В целом глобальных отличий от семинара не увидел. Больше в игровой форме все проходило, но очень интересно. Именно в обсуждениях понимаешь, что реально гипотез и решений может быть не одно, а множество и притом разных. Сколько людей, столько и мнений.