Методика проведения концептуального анализа

Одним из ярких и достоверных способов анализа ситуации, проблемы лингвистического плана является концептуальный анализ. Он предполагает изучение концепта с учетом особенностей его развития и текущей ситуации.

Методика проведения концептуального анализа

Одним из ярких и достоверных способов анализа ситуации, проблемы лингвистического плана является концептуальный анализ. Он предполагает изучение концепта с учетом особенностей его развития и текущей ситуации.

Для чего нужен концептуальный анализ?

С помощью концептуального анализа исследователи могут выяснить первые симптомы и проявления конкретной проблемы или тезиса, а также установить ход его развития, начиная от самых истоков и заканчивая сегодняшним днем. Этот прием позволяет связать и объяснить отдельные элементы языковой идеи, рассмотреть ее внутреннюю структуру и изучить, как единую систему.

Результаты концептуального анализа должны быть грамотно отражены исследователем. Фактически, они представляют собой качественную переработку источников информации и аргументированные выводы исследователя, который придерживался определенных взглядов, теорий и пр.

Чаще всего к использованию концептуального анализа прибегают лингвисты. Данный прием считается одним из самых молодых. Он продолжает изучаться, практиковаться и совершенствоваться.

На чем базируется концептуальный анализ?

Любой анализ предполагает изучение большого объема информации. В данном случае автору исследования предстоит изучить не только литературу, но и экспериментальные данные (исключительно в рамках выбранной темы). Он может провести собственный эксперимент и зафиксировать его результаты, или же воспользоваться актуальными данными по ранее проведенным экспериментам, подходящим к его работе.

Концептуальный анализ призван объяснить лингвистические нормы и особенности использования терминов, языков, историю их происхождения и развития.

Этапы концептуального анализа

Этап №1. Ключевые слова.

На этой стадии исследователю необходимо определить ключевое слово, которое будет исследоваться на протяжении всей работы: история возникновения, особенности развития и становления, образование производных слов и пр.

Этап №2. Сбор данных.

Здесь автор должен восстановить всю хронологию событий относительно ключевого слова: как и когда образовалось, какие изменения претерпел на пути утверждения и становления, когда и где (в каких текстах) получил наибольшее распространение, смысл, особенности словообразовательного процесса. Данный шаг призван определить структуру концепта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №3. Исследование этимологических особенностей.

Здесь автор должен проследить особенности появления и изменения ключевого слова с помощью специальных этимологических словарей. Важно, приводить примеры по каждому выявленному изменению, чтобы подтвердит этот факт и сделать данные научной работы обоснованными, аргументированными.

В конце данного этапа исследователь должен сформировать выводы относительно текущей картины мира, языка, слова: актуальность, частота использования и пр.

Этап №4. Определение концептуальных признаков.

На данной стадии следует проанализировать, к какой группе предметов относится концепт: живая/неживая природа, отечественный/заимствованный, отражающий состояние или эмоции, отношение к человеку/животному/природе и пр. С помощью данного анализа можно определить смысл ключевого слова, возможности его использования в различных контекстах.

Этап №5. Анализ толкований.

Этот шаг предполагает изучение значения концепта со стороны различных научных теорий, ученых, словарей и пр. Он подчеркнет особенности использования ключевой единицы, выявить дополнительные концептуальные признаки (к чему может относиться слово) и пр.

Этап №6. Определение места концепта в современной лексике.

С помощью анализа значений выбранного концепта исследователь может определить, к какой категории (что характеризует или описывает), в каких случаях используется (в настоящее время) и пр. На этом этапе важно отследить применение концепта не только на «родном» языке, но и в иностранных лексиконах.

Этап №7. Выявление общепринятых стереотипов, связанных с концептом.

Например, если автор выбрал концепт «сибиряк», то он всегда ассоциируется и связывается с «Сибирью». Поэтому при выявлении подобных ситуаций важно отметить их взаимосвязь, проследить особенности формирования и использования этих слов.

Этап №8. Формирование результатов.

Данный этап производится на основе собранной и проанализированной информации. Исследователь должен определить и грамотно изложить: как и когда формировался концепт, особенности его становления, текущую картину мира и частоту использования ключевого слова и пр. Важно подтвердить текстовые выводы числами (например, экспериментальными данными).

Выводы

Концептуальный анализ проводится на основе достоверной и обоснованной информации, которая позволяет рассмотреть место конкретного языка, слова в современном мире, особенности его формирования и развития.

Следует отметить, что единого и утвержденного алгоритма проведения концептуального анализа на практике нет. Каждый исследователь самостоятельно определяет как, что и где рассматривать. Вышеприведенный порядок проведения является «стандартизированным» и наиболее популярным.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!