Любое исследование требует колоссального подхода, максимум внимания и ответственности, так как от результата может зависеть не только репутация автора, но и развитие науки и отрасли. Одним из важнейших этапов выполнения любой научной работы является подбор методов и инструментов, которые позволят максимально эффективно достигнуть намеченной цели, выполнить поставленные задачи с минимальными затратами и потерями, рисками.
Понятие методологического аппарата
Методологический аппарат научного исследования предполагает наличие всех обязательных элементов, которые в совокупности позволят решить актуальную проблему и предложить ее эффективное решение.
При формировании методологического аппарата студенческой или научно-исследовательской работы необходимо учитывать:
- Специфику отрасли или области наук, выбранной темы проекта;
- Цель и задачи научной работы: для чего она создается, какая роль отводится ей в теоретическом и практическом плане;
- Методы и инструменты исследования: какими приемами и методиками будет пользоваться автор, обоснованность выбора и пр.;
- Проблему проекта, которая проявляется в сложностях, возникающих в работе педагога, различных противоречиях относительно действия тех или иных теорий, законов и пр.;
- Гипотезу автора, то есть вероятное решение проблемы.
- Специфику объекта исследования: основные характеристики, текущее положение и пр.
- И пр.
Как правило, методологическая база научной работы по педагогике подчеркивается во введении. В его основу включают основные элементы вводной части студенческого или научно-исследовательского проекта.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Краткая характеристика методологического аппарата педагогического исследования
Методологический аппарат педагогического исследования должен способствовать полному раскрытию темы. Он призван продемонстрировать актуальность и значимость изучаемого вопроса, а также определить возможности и стремления автора: какой базой он располагает, какими инструментами и приемами владеет и т.д.
Ключевыми параметрами методологического аппарата педагогического исследования являются:
- Актуальность выбранной темы, которая подчеркивает наличие важной и нерешенной проблемы, проблем в науке или отрасли и пр. Данный постулат свидетельствует о том, что рассматриваемый вопрос остается востребованным, имеет уязвимые места и требует решения.
- Проблема, объект и предмет исследования. Автору научно-исследовательской работы важно грамотно определить, что именно он будет изучать, в каких пределах (ограничения уставит предмет исследования). Также ему необходимо четко обозначить, кто будет являться объектом исследования: класс или группа, индивид, возраст, пол и пр.
- Цель и задачи, гипотеза проекта. Цель должна отражать наличие проблемы и необходимость ее решения. Притом сама проблема должны быть строго связана с темой исследования. Задачи – это поэтапный план действий, который позволит изучить и решить конкретную проблему. Автор научной работы также должен сформулировать собственную позицию и предлагаемое им решение в виде гипотезы, которая на протяжении всей работы будет доказываться или опровергаться. Гипотеза в педагогическом исследовании может носить практический характер (нацелена на совершенствование реальной практики педагога, методов преподавания) и теоретической (изучение эффективности действия теорий в современных условиях).
- Методы исследования. Здесь автор подбирает инструменты, приемы и методы, с помощью которых будет раскрывать выбранную тему, решать поставленную проблему и исследовать гипотезу.
- Новизна и значимость научной работы. Данные параметры призваны показать, что автор стремится привнести определенные перемены в научную и практическую среду педагогики, предлагаемые им действия и мероприятия важны и эффективны.
Автору педагогического исследования нужно правильно определить каждый элемент методологического аппарата. В противном случае исследование будет бессмысленным и недостоверным.
Если исследование предполагает проведение эксперимента, то о необходимости его проведения также необходимо заявить в методологическом аппарате.
Особенности отражения методологического аппарата педагогического исследования
По сути, методологический аппарат зрительно предстает перед читателями научной работы в виде введения. Поэтому писание этого элемента проекта должно быть логичным, последовательным и взаимосвязанным.
Автор должен конкретизировать каждый параметр (актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы и пр.). Далеко не во всех проектах допустимо использование выделение текста, поэтому каждый последующий элемент целесообразно начинать с красной строки.
Методологический аппарат педагогического исследования позволяет показать, почему автор выбрал тему, как он намерен ее раскрыть, какие новшества предлагает, как будет отстаивать собственную позицию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!