При выполнении дипломной работы, НИР, отчета по практике студент так или иначе сталкивается с необходимостью выполнения исследовательских задач. Притом немногие знают, что это не просто этапы научного исследования, а конкретные алгоритмы, методики, напрямую зависящие от предметной области и специфики объекта исследования. Сегодня мы расскажем о том, как их правильно и грамотно решать.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки исследовательских задач
В самом общем виде исследовательскую задачу можно представить как процесс выполнения и решения конкретного поручения, задания. Притом специфика этого процесса состоит в том, что учащийся самостоятельно принимает решение о выполнении тех или иных итераций, манипуляций.
В основе исследовательских задач лежит некое противоречие или вопрос, требующий пояснения, описания, решения и обоснования. То есть в данном случае пригодится как минимум базовая теоретическая подготовка, а также творческий подход, умение ориентироваться в информационном пространстве и оперировать данными.

К признакам, характерным для исследовательских заданий, можно отнести следующие черты:
- Наличие определённых условий и обстоятельств в описании. То есть в таком формате будет присутствовать конкретная характеристика ситуации, ряд аргументов, на основе которых можно выстроить общую траекторию решения, увидеть возможности дальнейшего развития сюжета или стремление к конкретному результату;
- Наличие противоречия или четкого вопроса, требующего ответа и пояснения, расшифровки и обоснования;
- Наличие в тексте задания нестандартных формулировок, нехватка данных для формирования простейшего решения;
- Маскировка связей между текущими параметрами, известными переменными;
- Отсутствие конкретных инструкций и указаний по выполнению с акцентом на максимальную самостоятельность исполнителя, его возможности, умения и пр.;
- Полигамность подходов к решению, альтернативность: студент может предложить несколько вариантов решения, выдвинуть параллельно несколько гипотез, но в конце важно представить наиболее эффективный вариант;
- Познавательный характер и необходимость дополнения текущих материалов, поиск дополнительных ресурсов на основе располагаемых сведений, фактов и т.д.;
- Тщательное обоснование каждого шага, результата и вывода;
- Стремление к конечному результату для закрытия исследовательского вопроса.
Таким образом, исследовательские задачи представляют собой специальный инструмент по обучению студентов и аспирантов, нацеленный не только на углубление знаний в рамках определенного предмета или темы, но и развитие самостоятельности, критического и творческого подхода, ориентации в информационном пространстве и навыков по обоснованию результатов и выводов.
Правила решения исследовательских задач
Чтобы правильно справиться с исследовательской задачей, важно не просто понимать целевой вопрос. Данная процедура требует соблюдения целого спектра правил, устанавливающих определенный порядок и тонкости в получении ответа.

Принцип №1. Планомерность и целенаправленность. Этот канон предполагает, что сам по себе процесс решения будет нацелен на поиск ответа на конкретный вопрос (поставленный изначально). Притом для получения окончательного ответа, нужно проделать определенные действия: восполнить пробелы или недостающие параметры, сформулировать траекторию решения, подставить значения и произвести необходимые манипуляции (с известными аргументами и т.д.). Поэтому студенту предстоит понять и наметить четкую последовательность мероприятий с акцентом на целевой вопрос и конечный результат.
Принцип №2. Системность и комплексность. Данное правило означает, что задача будет рассматриваться как в общем виде (что известно и что нудно найти), так и членораздельно (каждая переменная, факт в отдельности с целью определения влияния, восполнения дефицита информации и пр.). В данном случае нужно уметь расценивать описанную ситуацию, определять полезную информацию от бесполезной, факты от простых сведений, уметь комбинировать различные инструменты и подходы для поиска ответа на искомый вопрос.
Решение исследовательской задачи представленного не одним каким-либо действием, а целым комплексом мероприятий. Поэтому важно уметь работать как отдельно (инструментами или с определенными данными), так и системно (сочетать, комбинировать, объединять и пр.).
Принцип №3. Объективность и конкретика. В рамках выполнения исследовательских задач он означает стремление к точности в получении результатов, их интерпретации, обосновании и описании. Студенту предстоит не просто выполнить определенные действия над известными параметрами, но и сделать это взвешенно, грамотно, полагаясь на определенные научные правила, требования.
Универсант не может при построении траектории решения и описании полученных результатов полагаться только на собственные суждения и ассоциации. Ему предстоит всеми доступными способами показать, что он следовал конкретным формулам, учитывал соответствующие факторы и ограничения и пр. Только так можно получить точный и грамотный ответ на поставленный вопрос.
Более того, при построении хода решения студиозу придется оперировать точными данными (согласно условиям дано), полагаться на конкретные научные законы и формулы.
Принцип №4. Историзм и детерминизм. Согласно этому правилу, выполнять задание нужно с учетом определенных тенденций, связей между располагаемой информацией и аргументами. То есть для начала вузовцу следует внимательно изучить описанную ситуацию, определить потенциальные пути решения с учетом научных подходов, известных алгоритмов, учитывая прошлый опыт, влияние различных факторов и особенности развития траектории.
Детерминизм же нацелен на определение причинно-следственных связей между известными параметрами и поиск новых путей по поиску ответа на поставленный вопрос с учетом известных зависимостей, подмен и пр. То есть в данном случае студент ищет достойные альтернативы с учетом известных аргументов, тенденций и пр.
Принцип №5. Единство теории и практики. Он предполагает, что пользователь будет стремиться выполнить задание на основе располагаемой им научной или теоретической основы. То есть предварительно тема должна быть изучена. Только при хорошей теоретической подготовке индивид сможет быстро сориентироваться в располагаемой информации и сформировать план действий для поиска ответа на оставленный целевой вопрос. Все манипуляции и мероприятия будут учитывать научные законы, полагаться на соответствующие формулы, нормативы, понятия и пр.
Принцип №6. Обоснованность. Этот завет основан на том, что каждый шаг и вывод, предложение или анализ данных должен иметь четкое пояснение и обоснование с научной и/или практической точек зрения. Исследовательские задачи требуют не просто понимания ситуации, но и подчеркивания, почему индивид выбрал эту траекторию или подход, на что он ориентировался, насколько корректен и надежен сформированный им план, эффективен ли он и пр. То есть любая операция должна быть согласованной и аргументированной.
То есть решение, построенное студиозом, должно учитывать научные и тематические особенности.
Принцип №7. Творческий и/или критический подход. Поиск ответа на целевой вопрос протекает чаще всего на основе метода подбора. Поэтому студенту необходимо уметь мыслить, с одной стороны, креативно (подбирать или объединять различные приемы, инструменты) и критично (оценивать эффективность комбинаций) одновременно. Именно сочетание творчества и критики позволяет выработать индивидуальный способ решения, подчеркивающий уровень подготовки и понимание материала студентом.
Таким образом, сам по себе процесс решения исследовательской задачи – довольно требовательный и регламентированный. Поэтому универсантам следует учитывать вышеописанные принципы, чтобы сформировать качественную траекторию и получить достоверный ответ.
Порядок выполнения исследовательских задач
Сама по себе процедура по решению исследовательской задачи предполагает прохождение нескольких стадий.

Первая – подготовительная. Она состоит в вычитке условий задачи и определении известных параметров, искомых элементов и целевого вопроса. То есть пользователь должен понять, что ему известно, как этой информацией распоряжаться, как найти ответ.
В рамках подготовительного этапа универсанту предстоит:
- Выделение известных аргументов, тенденций и фактов;
- Анализ научной проблемы или поставленного в задании вопроса, поиск искомого элемента (что именно нужно найти, вычислить, разработать и пр.);
- Изучение предметной области в рамках задания (темы);
- Формулировка исследовательского вопроса и определение исследовательских рамок, границ;
- Планирование хода решения: выстраивание определённой последовательности действий, выдвижение идеи, разработка результативной формулы (гипотезы), оценка ее реалистичности.
Вторая – основная. Она заключается в проведении исследования согласно условиям поставленной задачи, темы. Здесь важно следовать намеченному плану, стараясь отклоняться от него минимально, но обоснованно.
Первым делом студент внимательно изучает располагаемые сведения и выстраивает связи между ними, чтобы оперативно восполнить существующие пробелы, понять, как найти ответ на поставленный целевой вопрос.
Далее он занимается поиском недостающих параметров на базе известных аргументов и научной теории. Притом каждый шаг должен быть обоснованным, понятным и результативным. Каждый итог и вывод должен быть зафиксирован и аргументирован.
Также в рамках основного этапа важно провести анализ результатов, обработать их и преподнести как в отдельности, подчеркнув роль каждого из них, так и в системе в целом. Универсантам предстоит переработать и грамотно преобразовать, преподнести весь собранный материал и описать ход решения, соотнести результаты и гипотезу, выводы с наукой.
Третья стадия – заключительная. Она состоит в систематизации собранных данных. Студенту предстоит грамотно преподнести ход решения и полученные итоги, заключения в соответствующем заданию формате это может быть написание курсовой работы, отчета о НИР, исследовательского реферата, диплома, научной статьи и пр. В данном случае важно учесть требования по форматированию текста, и проекта и пр.
В целом, техника выполнения исследовательских задач типичная и довольно простая. Достаточно ознакомиться с условиями, составит план действий для определения недостающих элементов и построения результативной формулы, воспроизвести ее и оценить полученный результат, а в конце — оформить материал согласно действующим требованиям и правилам.
Методы решения исследовательских задач
Решение исследовательской задачи так или иначе требует от студента определенных действий, практики, усилий. Притом данный формат чаще всего реализуется в рамках проектной деятельности: написание курсовой работы, отчета, НИР, выполнение лабораторной работы, дипломного проекта и пр.
В числе наиболее популярных среди студентов методов решения исследовательской задачи можно отметить следующие.
Способ |
Характеристика |
Условия и/или цель применения |
Наблюдение | Внешний мониторинг за ситуацией с констатацией происходящих явлений, процессов, результатов без личного вмешательства в ход событий | Сбор информации по теме, оценка ситуации и факторов, определение причин и следствий |
Эксперимент | Создание специальных условий согласно условиям задания и оценка ситуации, измерение параметров, апробация гипотезы | Реалистичность плана мероприятий. Наличие необходимого оборудования и ресурсов, измеримость |
Опрос, интервью | Сбор информации в устном или письменном формате, оценка результатов с учетом условий исследовательской задачи | Разработка вопросов и ответов на выбор, организация опроса, разработка шкалы оценивания ответов, обработка результатов и подытоживание |
Анкетирование, тестирование | ||
Документальный анализ | Сбор доступной информации по теме исследования и ее переработка с целью поиска ответа на поставленный вопрос | Сбор информации и ее фактчекинг, обработка данных, сортировка и систематизация |
Моделирование | Разработка специальных моделей, макетов, проектирующих условия задачи (ситуации) и позволяющих наглядно работать с элементами, оценивать изменения, воспроизводить характеристики объекта и оценивать их воздействие | Наличие точных параметров для выстраивания макета или модели, знание факторов, измеримость параметров |
Прогнозирование | Выдвижение предположения или потенциального решения с его оценкой (экономической, технической, логической и пр.) | Теоретическое или научное обоснование решения |
Нормативный подход | Соотнесение текущих данных задачи с действующим регламентами, нормами, определение тенденций и поиск (научного) решения | Сравнительный анализ текущих данных с нормативами, определение тенденций, поиск решений |
Самым популярным среди студентов подходов в решении исследовательских задач является общенаучный. Он предполагает умелое сочетание таких методов, как дедукция и индукция, абстрагирование, синтез, анализ и переработка материалов и пр. С их помощью исследователь формирует общие представления по теме и заданию, определяет потенциальные пути, готовит выводы и пр.
Выполнение исследовательской задачи предполагает конкретные практические действия, нацеленные на поиск ответа на целевой вопрос или решение конкретной исследовательской проблемы. В данном случае приходится проводить различные математические расчеты (в рамках заявленной тематики, предметной области), соотносить текущие итоги с нормативами, моделировать и прогнозировать результаты.
Для поиска дополнительной информации и выработки окончательного решения нередко приходится проводить эмпирические исследования. Здесь наиболее эффективны следующие приемы: измерение (в точных науках), опрос, анкетирование и тестирование, наблюдение или эксперимент. Краткая характеристика каждого из них приведены в таблице выше.
Подбирать методы для решения исследовательской задачи необходимо с учетом множества факторов:
- Уровень подготовки исследователя и владение теоретическим материалом;
- Специфика известных параметров и условий, тематическая область;
- Доступность ресурсов, необходимых для выполнения задания;
- Достаточная информационная база;
- Срочность;
- Точность и обоснованность выводов.
Таким образом, каждый студент самостоятельно подбирает методы решения исследовательской задачи, исходя из собственных возможностей располагаемых ресурсов и данных, условий задания. Чаще всего приходится комбинировать несколько приемов для достижения наилучшего результата.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по решению исследовательских задач
Решение исследовательской задачи – процесс индивидуальный. Но если студент сталкивается с какими-либо сложностями и преградами, то он имеет право получить консультацию или поддержку у педагога научного руководителя, квалифицированного специалиста.
Старайтесь тщательно планировать ход выполнения задания с учетом известных данных, правил, тематических особенностей. Учитывайте специфику предметной области или изучаемой дисциплины, ее правила и походы.
Четко обозначьте целевой вопрос (проблему) и постарайтесь увязать известные аргументы, параметры с какой-либо траекторией решения. Все указанные элементы обычно задействованы в выполнении задания.
Перепроверяйте полученные результаты и тщательно их обосновывайте. Только так можно гарантировать надежность и точность.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
исследовательская задача — это некое небольшое исследование. Здесь важно располагать теорией и уметь ею. Пользоваться, находить альтернативы, притом проявление творческого подхода не возбраняется. Главное – точный и обоснованный результат. Мне кажется, у каждого ученика или исследователя будет свой подход к решению таких задач, но во главе будут стоять научные принципы.