Методы и правила решения исследовательских задач

При выполнении дипломной работы, НИР, отчета по практике студент так или иначе сталкивается с необходимостью выполнения исследовательских задач. Притом немногие знают, что это не просто этапы научного исследования, а конкретные алгоритмы, методики, напрямую зависящие от предметной области и специфики объекта исследования. Сегодня мы расскажем о том, как их правильно и грамотно решать.

Методы и правила решения исследовательских задач

При выполнении дипломной работы, НИР, отчета по практике студент так или иначе сталкивается с необходимостью выполнения исследовательских задач. Притом немногие знают, что это не просто этапы научного исследования, а конкретные алгоритмы, методики, напрямую зависящие от предметной области и специфики объекта исследования. Сегодня мы расскажем о том, как их правильно и грамотно решать.

Понятие и признаки исследовательских задач

В самом общем виде исследовательскую задачу можно представить как процесс выполнения и решения конкретного поручения, задания. Притом специфика этого процесса состоит в том, что учащийся самостоятельно принимает решение о выполнении тех или иных итераций, манипуляций.

В основе исследовательских задач лежит некое противоречие или вопрос, требующий пояснения, описания, решения и обоснования. То есть в данном случае пригодится как минимум базовая теоретическая подготовка, а также творческий подход, умение ориентироваться в информационном пространстве и оперировать данными.

Что такое исследовательская задача?
Что такое исследовательская задача?

К признакам, характерным для исследовательских заданий, можно отнести следующие черты:

  • Наличие определённых условий и обстоятельств в описании. То есть в таком формате будет присутствовать конкретная характеристика ситуации, ряд аргументов, на основе которых можно выстроить общую траекторию решения, увидеть возможности дальнейшего развития сюжета или стремление к конкретному результату;
  • Наличие противоречия или четкого вопроса, требующего ответа и пояснения, расшифровки и обоснования;
  • Наличие в тексте задания нестандартных формулировок, нехватка данных для формирования простейшего решения;
  • Маскировка связей между текущими параметрами, известными переменными;
  • Отсутствие конкретных инструкций и указаний по выполнению с акцентом на максимальную самостоятельность исполнителя, его возможности, умения и пр.;
  • Полигамность подходов к решению, альтернативность: студент может предложить несколько вариантов решения, выдвинуть параллельно несколько гипотез, но в конце важно представить наиболее эффективный вариант;
  • Познавательный характер и необходимость дополнения текущих материалов, поиск дополнительных ресурсов на основе располагаемых сведений, фактов и т.д.;
  • Тщательное обоснование каждого шага, результата и вывода;
  • Стремление к конечному результату для закрытия исследовательского вопроса.

Таким образом, исследовательские задачи представляют собой специальный инструмент по обучению студентов и аспирантов, нацеленный не только на углубление знаний в рамках определенного предмета или темы, но и развитие самостоятельности, критического и творческого подхода, ориентации в информационном пространстве и навыков по обоснованию результатов и выводов.

Правила решения исследовательских задач

Чтобы правильно справиться с исследовательской задачей, важно не просто понимать целевой вопрос. Данная процедура требует соблюдения целого спектра правил, устанавливающих определенный порядок и тонкости в получении ответа.

Правила работы с исследовательскими задачами
Правила работы с исследовательскими задачами

Принцип №1. Планомерность и целенаправленность. Этот канон предполагает, что сам по себе процесс решения будет нацелен на поиск ответа на конкретный вопрос (поставленный изначально). Притом для получения окончательного ответа, нужно проделать определенные действия: восполнить пробелы или недостающие параметры, сформулировать траекторию решения, подставить значения и произвести необходимые манипуляции (с известными аргументами и т.д.). Поэтому студенту предстоит понять и наметить четкую последовательность мероприятий с акцентом на целевой вопрос и конечный результат.

Принцип №2. Системность и комплексность. Данное правило означает, что задача будет рассматриваться как в общем виде (что известно и что нудно найти), так и членораздельно (каждая переменная, факт в отдельности с целью определения влияния, восполнения дефицита информации и пр.). В данном случае нужно уметь расценивать описанную ситуацию, определять полезную информацию от бесполезной, факты от простых сведений, уметь комбинировать различные инструменты и подходы для поиска ответа на искомый вопрос.

Решение исследовательской задачи представленного не одним каким-либо действием, а целым комплексом мероприятий. Поэтому важно уметь работать как отдельно (инструментами или с определенными данными), так и системно (сочетать, комбинировать, объединять и пр.).

Принцип №3. Объективность и конкретика. В рамках выполнения исследовательских задач он означает стремление к точности в получении результатов, их интерпретации, обосновании и описании. Студенту предстоит не просто выполнить определенные действия над известными параметрами, но и сделать это взвешенно, грамотно, полагаясь на определенные научные правила, требования.

Универсант не может при построении траектории решения и описании полученных результатов полагаться только на собственные суждения и ассоциации. Ему предстоит всеми доступными способами показать, что он следовал конкретным формулам, учитывал соответствующие факторы и ограничения и пр. Только так можно получить точный и грамотный ответ на поставленный вопрос.

Более того, при построении хода решения студиозу придется оперировать точными данными (согласно условиям дано), полагаться на конкретные научные законы и формулы.

Принцип №4. Историзм и детерминизм. Согласно этому правилу, выполнять задание нужно с учетом определенных тенденций, связей между располагаемой информацией и аргументами. То есть для начала вузовцу следует внимательно изучить описанную ситуацию, определить потенциальные пути решения с учетом научных подходов, известных алгоритмов, учитывая прошлый опыт, влияние различных факторов и особенности развития траектории.

Детерминизм же нацелен на определение причинно-следственных связей между известными параметрами и поиск новых путей по поиску ответа на поставленный вопрос с учетом известных зависимостей, подмен и пр. То есть в данном случае студент ищет достойные альтернативы с учетом известных аргументов, тенденций и пр.

Принцип №5. Единство теории и практики. Он предполагает, что пользователь будет стремиться выполнить задание на основе располагаемой им научной или теоретической основы. То есть предварительно тема должна быть изучена. Только при хорошей теоретической подготовке индивид сможет быстро сориентироваться в располагаемой информации и сформировать план действий для поиска ответа на оставленный целевой вопрос. Все манипуляции и мероприятия будут учитывать научные законы, полагаться на соответствующие формулы, нормативы, понятия и пр.

Принцип №6. Обоснованность. Этот завет основан на том, что каждый шаг и вывод, предложение или анализ данных должен иметь четкое пояснение и обоснование с научной и/или практической точек зрения. Исследовательские задачи требуют не просто понимания ситуации, но и подчеркивания, почему индивид выбрал эту траекторию или подход, на что он ориентировался, насколько корректен и надежен сформированный им план, эффективен ли он и пр. То есть любая операция должна быть согласованной и аргументированной.

То есть решение, построенное студиозом, должно учитывать научные и тематические особенности.

Принцип №7. Творческий и/или критический подход. Поиск ответа на целевой вопрос протекает чаще всего на основе метода подбора. Поэтому студенту необходимо уметь мыслить, с одной стороны, креативно (подбирать или объединять различные приемы, инструменты) и критично (оценивать эффективность комбинаций) одновременно. Именно сочетание творчества и критики позволяет выработать индивидуальный способ решения, подчеркивающий уровень подготовки и понимание материала студентом.

Таким образом, сам по себе процесс решения исследовательской задачи – довольно требовательный и регламентированный. Поэтому универсантам следует учитывать вышеописанные принципы, чтобы сформировать качественную траекторию и получить достоверный ответ.

Порядок выполнения исследовательских задач

Сама по себе процедура по решению исследовательской задачи предполагает прохождение нескольких стадий.

Схема выполнения исследовательской задачи
Схема выполнения исследовательской задачи

Первая – подготовительная. Она состоит в вычитке условий задачи и определении известных параметров, искомых элементов и целевого вопроса. То есть пользователь должен понять, что ему известно, как этой информацией распоряжаться, как найти ответ.

В рамках подготовительного этапа универсанту предстоит:

  • Выделение известных аргументов, тенденций и фактов;
  • Анализ научной проблемы или поставленного в задании вопроса, поиск искомого элемента (что именно нужно найти, вычислить, разработать и пр.);
  • Изучение предметной области в рамках задания (темы);
  • Формулировка исследовательского вопроса и определение исследовательских рамок, границ;
  • Планирование хода решения: выстраивание определённой последовательности действий, выдвижение идеи, разработка результативной формулы (гипотезы), оценка ее реалистичности.

Вторая – основная. Она заключается в проведении исследования согласно условиям поставленной задачи, темы. Здесь важно следовать намеченному плану, стараясь отклоняться от него минимально, но обоснованно.

Первым делом студент внимательно изучает располагаемые сведения и выстраивает связи между ними, чтобы оперативно восполнить существующие пробелы, понять, как найти ответ на поставленный целевой вопрос.

Далее он занимается поиском недостающих параметров на базе известных аргументов и научной теории. Притом каждый шаг должен быть обоснованным, понятным и результативным. Каждый итог и вывод должен быть зафиксирован и аргументирован.

Также в рамках основного этапа важно провести анализ результатов, обработать их и преподнести как в отдельности, подчеркнув роль каждого из них, так и в системе в целом. Универсантам предстоит переработать и грамотно преобразовать, преподнести весь собранный материал и описать ход решения, соотнести результаты и гипотезу, выводы с наукой.

Третья стадия – заключительная. Она состоит в систематизации собранных данных. Студенту предстоит грамотно преподнести ход решения и полученные итоги, заключения в соответствующем заданию формате это может быть написание курсовой работы, отчета о НИР, исследовательского реферата, диплома, научной статьи и пр. В данном случае важно учесть требования по форматированию текста, и проекта и пр.

В целом, техника выполнения исследовательских задач типичная и довольно простая. Достаточно ознакомиться с условиями, составит план действий для определения недостающих элементов и построения результативной формулы, воспроизвести ее и оценить полученный результат, а в конце — оформить материал согласно действующим требованиям и правилам.

Методы решения исследовательских задач

Решение исследовательской задачи так или иначе требует от студента определенных действий, практики, усилий. Притом данный формат чаще всего реализуется в рамках проектной деятельности: написание курсовой работы, отчета, НИР, выполнение лабораторной работы, дипломного проекта и пр.

В числе наиболее популярных среди студентов методов решения исследовательской задачи можно отметить следующие.

Способ

Характеристика

Условия и/или цель применения

Наблюдение Внешний мониторинг за ситуацией с констатацией происходящих явлений, процессов, результатов без личного вмешательства в ход событий Сбор информации по теме, оценка ситуации и факторов, определение причин и следствий
Эксперимент Создание специальных условий согласно условиям задания и оценка ситуации, измерение параметров, апробация гипотезы Реалистичность плана мероприятий. Наличие необходимого оборудования и ресурсов, измеримость
Опрос, интервью Сбор информации в устном или письменном формате, оценка результатов с учетом условий исследовательской задачи Разработка вопросов и ответов на выбор, организация опроса, разработка шкалы оценивания ответов, обработка результатов и подытоживание
Анкетирование, тестирование
Документальный анализ Сбор доступной информации по теме исследования и ее переработка с целью поиска ответа на поставленный вопрос Сбор информации и ее фактчекинг, обработка данных, сортировка и систематизация
Моделирование Разработка специальных моделей, макетов, проектирующих условия задачи (ситуации) и позволяющих наглядно работать с элементами, оценивать изменения, воспроизводить характеристики объекта и оценивать их воздействие Наличие точных параметров для выстраивания макета или модели, знание факторов, измеримость параметров
Прогнозирование Выдвижение предположения или потенциального решения с его оценкой (экономической, технической, логической и пр.) Теоретическое или научное обоснование решения
Нормативный подход Соотнесение текущих данных задачи с действующим регламентами, нормами, определение тенденций и поиск (научного) решения Сравнительный анализ текущих данных с нормативами, определение тенденций, поиск решений

Самым популярным среди студентов подходов в решении исследовательских задач является общенаучный. Он предполагает умелое сочетание таких методов, как дедукция и индукция, абстрагирование, синтез, анализ и переработка материалов и пр. С их помощью исследователь формирует общие представления по теме и заданию, определяет потенциальные пути, готовит выводы и пр.

Выполнение исследовательской задачи предполагает конкретные практические действия, нацеленные на поиск ответа на целевой вопрос или решение конкретной исследовательской проблемы. В данном случае приходится проводить различные математические расчеты (в рамках заявленной тематики, предметной области), соотносить текущие итоги с нормативами, моделировать и прогнозировать результаты.

Для поиска дополнительной информации и выработки окончательного решения нередко приходится проводить эмпирические исследования. Здесь наиболее эффективны следующие приемы: измерение (в точных науках), опрос, анкетирование и тестирование, наблюдение или эксперимент. Краткая характеристика каждого из них приведены в таблице выше.

Подбирать методы для решения исследовательской задачи необходимо с учетом множества факторов:

  • Уровень подготовки исследователя и владение теоретическим материалом;
  • Специфика известных параметров и условий, тематическая область;
  • Доступность ресурсов, необходимых для выполнения задания;
  • Достаточная информационная база;
  • Срочность;
  • Точность и обоснованность выводов.

Таким образом, каждый студент самостоятельно подбирает методы решения исследовательской задачи, исходя из собственных возможностей располагаемых ресурсов и данных, условий задания. Чаще всего приходится комбинировать несколько приемов для достижения наилучшего результата.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по решению исследовательских задач

Решение исследовательской задачи – процесс индивидуальный. Но если студент сталкивается с какими-либо сложностями и преградами, то он имеет право получить консультацию или поддержку у педагога научного руководителя, квалифицированного специалиста.

Старайтесь тщательно планировать ход выполнения задания с учетом известных данных, правил, тематических особенностей. Учитывайте специфику предметной области или изучаемой дисциплины, ее правила и походы.

Четко обозначьте целевой вопрос (проблему) и постарайтесь увязать известные аргументы, параметры с какой-либо траекторией решения. Все указанные элементы обычно задействованы в выполнении задания.

Перепроверяйте полученные результаты и тщательно их обосновывайте. Только так можно гарантировать надежность и точность.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Методы и правила решения исследовательских задач”

  • исследовательская задача — это некое небольшое исследование. Здесь важно располагать теорией и уметь ею. Пользоваться, находить альтернативы, притом проявление творческого подхода не возбраняется. Главное – точный и обоснованный результат. Мне кажется, у каждого ученика или исследователя будет свой подход к решению таких задач, но во главе будут стоять научные принципы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *