Выполнение диплома требует от студента не только умения находить грамотное решение в отношении заявленной проблемы. При написании теоретической части или в ходе выбора достойного варианта воздействия на противоречие, ему важно уметь правильно отстаивать свою позицию, мнение, идею. Для повышения убедительности и качества обоснования порой приходится прибегать к научной критике.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие научной критики в дипломной работе: суть, проявление
Раскрывая тему диплома, выпускнику предстоит показать различные точки зрения и грамотно склонить объект и целевую аудиторию к своей позиции, рекомендациям, решению. Сделать это только на положительной ноте не всегда бывает возможно. Поэтому порой приходится опираться на конструктивную критику.
Под научной критикой понимают прием, призванный противопоставить или опровергнуть конкретное положение или мнение в рамках рассматриваемой темы или ее части. В дипломном проекте с помощью такого подхода выпускник отмечает несогласие или неприязнь, невозможности применения ранних или выдвинутых иными лицами способов воздействия на противоречие.

Научная критика – существенная и порой неотъемлемая часть исследования. С ее помощью дипломант может выявить ошибки или недостатки в различных подходах, собственной разработке. То есть она выполняет одновременно оценочную и инновационную функции. Помимо этого, данная парадигма углубляет ход исследования и позволяет изучить существующие положения, концепции, учесть опыт предшественников при выработке современного решения. В этом проявляется развивающая миссия.
Также научная критика способна мотивировать дипломанта к поиску современных подходов или сочетанию классики и инноваций. Данная функция проявляется посредством оценки эффективности существующих вариантов и поиске наиболее подходящей текущей ситуации способа решения. То есть автор стремится не просто ликвидировать проблему и решить исследовательский вопрос, а сделать это рационально, грамотно, оптимально, внести свою лепту и вклад в развитие науки и/или практики.
Признаками научной критики в дипломной работе являются:
- Сравнение различных мнений, подходов, теорий или инструментов с их противопоставлением и выделением особенностей каждого варианта. В данном случае критика сводится к акценту на неактуальности и невозможности применения в текущих условиях;
- Сопоставление личной позиции автора с мнением конкретного исследователя с отражением сомнительных аспектов в его теории или инструменте, противоречивости или слабой аргументации доводов и пр. В данном случае выражается четкое несогласие или оспаривание возможности применения определенного механизма в рамках исследуемого объекта;
- Анализ современных и ранних концепций с целью определения их эволюции и выбора наиболее эффективного и подходящего варианта, сочетания нескольких подходов и пр. В этом случае научная критика сводится к отсеиванию слабых или неконкурентных сценариев, методов в силу их неактуальности, недостаточности информации для их реализации и пр. Критика будет проявляться в конструктивном и аргументированном отказе от их использования.
Таким образом, научная критика в дипломной работе – это особый инструмент, помогающий автору тщательно разобраться в теории и практических аспектах применения тех или иных приемов, инструментов и правил, а также продумать новейший и современный вариант решения проблемы с учетом располагаемых материалов, факторов и условий, особенностей объекта.
Когда уместно несогласие автора с мнениями других исследователей?
Научная критика в дипломе уместна и необходима не во всех ситуациях и не везде. Чтобы она достойно и правильно сработала в нужном направлении, с соответствующим акцентом, важно учитывать ряд факторов:
- Степень соответствия сопоставляемых моментов. Критика уместна лишь в том случае, когда рассматриваемые элементы так или иначе соотносятся с идеей, гипотезой или мнением автора. То есть важно показывать наличие иного мнения лишь к существенным параметрам проводимого исследования. Критиковать или оспаривать второстепенные парадигмы не имеет смысла.
- Новые обстоятельства в ходе исследования темы. Научная критика также будет уместна, если при изучении определенной концепции появились новые факты, подчеркивающие нюансы или недостатки. В этом случае автор диплома может подчеркнуть сомнительность, неактуальность или «неподходимость» приема конкретной ситуации и необходимость его доработки;
- В рамках подготовки теоретической главы или литературного обзора научная критика – обязательный элемент, подчеркивающий разнообразие подходов и мнения в отношении исследовательского вопроса. Но здесь важно не просто приводить конкретные примеры, но и анализировать их, выражая собственную позицию. Поэтому важно умело сочетать противопоставление с собственной гипотезой, приверженностью к определенной позиции в силу обстоятельств или вопреки им.
- В практической части дипломной работы научная критика поможет подчеркнуть тенденции или особенности в состоянии объекта и выделить проблему. В данном случае важно корректно преподнести текущие результаты исследования и отметить их особенности. Научная критика в практической части диплома уместна лишь при опровержении или обосновании определенных моментов с целью подведения к конкретному решению.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что научная критика помогает дипломанту подчеркнуть специфику выдвинутой идеи, особенности объекта исследования, а также подобрать наиболее эффективный и посильный способ решения проблемы. С его помощью он глубже изучает тему и тщательнее обосновывает авторскую позицию, полученные им результаты. Главное – найти правильное применение материалов с учетом контекста.
Что может критиковать автор?
В составе дипломной работе важно понимать, что можно и нужно критиковать или оспаривать. Далеко не каждый описываемый момент может быть подвергнут столь яркому описанию. Чаще всего авторы используют научную критику в отношении следующих элементов исследования.

Самым очевидным объектом научной критики становится методология. Студент может описывать различные приемы и концепции в отношении изучения и влияния на проблему тематического исследования, но в ходе выработки собственной траектории решения, он будет опровергать бесполезные или менее эффективные методы и придерживаться более рациональных и посильных инструментов. С помощью научной критики он может показать несоответствие методики целям исследования, возможностям объекта исследования, недостаточности располагаемой информационной базе для его применения и пр.
В теоретической главе дипломант будет критиковать устаревшие теории и приемы, подчёркивая их низкую эффективность, «длину траектории» или временный характер. Сопоставление современных правил с более ранними вариантами подчеркнет пробелы, особенности в эволюции и перспективы их применения, поможет исследователю отказаться от одних парадигм в пользу других. Также данный подход расширяет тему, делает ее изучение более полным и объективным, общий кругозор выпускника.
Выпускник также в силах подвергать научной критике те мнения, положения, которые не имеют однозначного и четкого обоснования, интерпретации. При таком раскладе автор должен подчеркнуть недостатки, показать несостоятельность убеждений или мнений, их противоречие текущей ситуации и предложить достойные альтернативы или отметить их в общем контексте.
Таким образом, научная критика уместна как в теоретическом, так и практическом разделе дипломной работы. Главное – качественно и доступно ее выражать и обосновывать.
Как автору диплома грамотно критиковать или противостоять другим исследователям?
Чтобы грамотно выразить свое несогласие с теми или иными мнениями, положениями, теориями, результатами, важно уметь правильно выстраивать соответствующую позицию и «линию защиты». Для этого важно учитывать ряд правил по научной критике.

В первую очередь универсанту важно придерживаться четкой линии и выдвинуть конкретную идею, мнение или позицию. Именно от этого ему придется отталкиваться в дальнейшем, выражая согласие и несогласие с отдельными позициями, правилами, предложениями и пр. Поэтому важно наличие собственного мнения и гипотезы!
Во-вторых, чтобы критиковать – важно владеть материалом, темой, утверждениями и уметь опровергать это. То есть любая критика, опровержение и несогласие должно иметь не только почву, но и обоснование! Поэтому запаситесь как минимум парочкой весомых фактов, рассуждайте и тщательно подчёркивайте, аргументируйте свое мнение и позицию в противовес иной.
Очень важно не допускать перехода на личности и преобладание субъективизма со стороны дипломанта. Научная критика должна быть нейтральной, без оскорблений и унижений. Важно лишь отмечать сомнения, недостатки, изменения и не «срываться» на репутации и авторитете автора. Взаимоуважение и этику никто не отменял. Научная критика всегда подчеркивает тонкости, но без унижения, строго в рамках культурно-цензурных манер.
В-четвертых, очень важна конкретика и однозначность. То есть дипломанту необходимо точно подчеркнуть с чем он не согласен и почему. Притом ему следует описать суть соответствующей критики корректно, сохранив изначальный контекст опровергаемой позиции, теории или инструмента. То есть очень важно подчеркнуть тематическую приверженность, развитие и то самое несогласие.
Также следует отметить принцип уместности. Научная критика должна вписывать в изначальный контекст материала и придавать конкретный акцент ему, подчеркивать те или иные тенденции, показывать взаимосвязи и тематические особенности, авторский подход к раскрытию исследовательского вопроса и пр. Не стоит лишний раз критиковать, не имея на это повода и подходящего момента. Все должно следовать четкому плану и логике.
Не менее важна объективность в ходе несогласия или противостояния студента иным позициям и мнениям. В данном деле важно опираться не только на собственное восприятие материала, но и умение грамотно проводить его анализ, оценку, рассуждать логически с опорой на факты, располагаемые достоверные сведения. Притом важно также учитывать замечания, получаемые в сторону собственного исследования или проекта и адекватно реагировать на них.
Стандартные и распространённые фразы для оформления научной критики в дипломе
Согласитесь, что в дипломной работе все должно быть грамотно и логично, уместно. Поэтому автор не может просто так, ни с того, ни с сего резко оспаривать чье-либо мнение, ту или иную теорию. Важно подвести к научной критике и грамотно ее развить.
Чаще всего универсанты используют следующие формулировки для отчетливого и корректного отражения научной критики в дипломе:
- Несмотря на…, подход имеет несколько недостатков;
- Специфика теории проявляется в том, что…, но… (далее противопоставление или выдвижение собственного мнения);
- Согласно мнению Х (далее его краткая характеристика). Но эта концепция некорректна, так как… (далее обоснование);
- Представленные данные противоречат…
- Автор полагает, что… (емкое описание его позиции). Однако, стоит отметить, что… (далее опровержение с обоснованием, выдвижением собственного мнения);
- Исследователь не учел… (перечисление факторов или параметров), что делает его подход сомнительным или менее эффективным и пр.;
- В подходе (указать ФИО автора) можно выделить несколько противоречий или недостатков, которые указывают на… (непосредственно опровержение) и т.д.
- На фоне неоднозначности в теории (автор теории), предлагаю… (далее выдвижение позиции дипломанта).
Обратите внимание, что в любом случае отражение научной критики будет уважительным и конструктивным. То есть данный прием подчеркнет и несогласие дипломанта с теми или иными положениями, инструментами, деталями, и выделит сомнительные места в соответствующих позициях исследователей, а также подведет целевую аудиторию к конкретному мнения выпускника с четкой аргументацией.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по научной критике в дипломной работе
Научная критика в том или ином виде присутствует в каждом научном исследовании. Где-то она явная с четким противопоставлением, в других случаях – скрытая, подчеркивающая особенности авторского подхода и пр. Но в любом из вариантов ее применения важно учитывать следующие тонкости.
Научная критика должна опираться на точные, достоверные доказательства. То есть важно не просто показать свое несогласие, но и подчеркнуть его объективность, обоснованность, суть. Притом, чтобы однозначно показать свою позицию, нужно грамотно выстроить соответствующую «защитную линию».
Перед применением фактов, аргументов, удостоверьтесь, что они достоверны, надежны и уместны. Учитывайте контекст рукописи и место применения научной критики.
Критиковать нужно умеренно и грамотно, объективно и в рамках культуры и этики. В рамках такого приема недопустимо применение нецензурной лексики, жаргона и пр. Дипломная работа пишется в нейтральном тоне строго в рамках научного стиля. Контролируйте эмоции и тон.
Не спешите полностью отвергать все подходы и теории. Важно не только критиковать, но и иметь единомышленников для более убедительного аргумента остальных положений исследования. Поэтому нужно отобрать критикуемое или подтверждаемое.
Научная критика не приемлет только отказ. Дипломанту предстоит не просто усомнится или отказаться от использования определенного подхода, приема, показав его несостоятельность или низкую эффективность, сомнительность. Студент должен выдвинуть достойную альтернативу для сравнения и обоснования собственной правоты.
Оформлять научную критику нужно грамотно и понятно. При сопоставлении авторской позиции и мнения другого исследователя, можно отметить отличия в таблице, а затем провести емкий анализ-обоснование под ней. Также допустим и текстовый формат отражения. Главное – писать просто и понятно, с учетом требований ГОСТ.
Внимательно перечитайте подготовленный диплом и оцените ясность и обоснованность научной критики, несогласия дипломанта с другими мнениями. По необходимости внесите правки, чтобы сделать материал качественным и грамотным.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!