В студенческой и научно-исследовательской практике отмечается немало форматов, с помощью которых авторы излагают ход проделанной работы и полученные результаты. Универсанты чаще всего описывают свои достижения в виде курсовых работ, научных статей и научных докладов, дипломных проектов.
Некоторые из видов документов вузовцы путают в силу схожести в наименовании и внутренних особенностей. Сегодня мы предлагаем разобраться в таких категориях, как научная статья и научный доклад. Это одно и о же или два разных документа?
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, суть и функции научной статьи и научного доклада
Научно-исследовательская деятельность студентов и аспирантов сопрягается с проектной работой. Авторам предстоит не просто организовать и провести исследовательские мероприятия, но и грамотно описать их и полученные результаты в соответствующем формате. Как правило, требования о виде документа известны заранее и учитывают цель выполнения соответствующей работы. Одними из наиболее миниатюрных и информативных способов интерпретации достижений и выводов универсантов выступают научный доклад и научная статья.
Научный доклад представляет собой емкое сообщение, в котором исследователь предельно кратко описывает ход выполненной работы, выделяет полученные результаты с акцентом на их значимость, новизну и перспективность.

Научная статья представляет собой научную интерпретацию исследовательской деятельности, которая в последующем будет опубликована в одном из изданий. В этом формате автор также отмечает особенности в изучении и развитии темы, отмечает личный вклад, идею и ее перспективность.
То есть указанные виды проектной деятельности так или иначе будут связаны с исследованиями. Притом они могут затрагивать, как жизнь среднестатистических студентов, так и исследователей. Аспирантов и докторантов и пр.
Среди функций научного доклада и научной статьи можно отметить следующие:
- Информационная. Она состоит в освещении современных идей, положений и личных достижений автора в рамках обозначенной темы и предметной области. То есть исследователь делится своим опытом, проводит анализ и разбор конкретной проблемы, отмечает свои успехи и делится с ним с другими пользователями;
- Коммуникационная. Указанные тексты помогают установить обратную связь с читателями, слушателями, целевой аудиторией и получить от нее соответствующий ответ: одобрение и распространение, критика, дискуссия и пр.;
- Инновационная. В рамках каждого из указанных документов автор отмечает новый подход или особенности выдвигаемой теории, методологии. То есть подчеркивает отличия и эффективность предлагаемой идеи, ее превосходство над аналогичными или схожими проектами и пр.;
- Индивидуальная. Указанные работы отражают частную конкретную авторскую позицию, определенную программу и итоги исследования. То есть с помощью этих файлов исследователь самовыражается и самоутверждается, подчеркивает свою позицию, разработки и пр.
Таким образом, суть научного доклада и научной статьи – донести до целевой аудитории или пользователей информации собственное мнение, разработки, идеи при решении конкретной темы. С их помощью автор пытается заявить о себе и своей «находке», показать возможности ее применения и дальнейшего развития темы.
Сфера применения научной статьи и научного доклада
Не каждый универсант сталкивается с необходимостью подготовки научного доклада или научной статьи. Но все же указанные документы имеют широкий спектр применения.
Вузовцы чаще сталкиваются с написанием научного доклада при подготовке к защите курсовой работы, диплома или в рамках участия научной конференции при университете, научной секции и пр. Такой формат может быть как устным, так и письменным. Чаще всего научный доклад помогает пользователю грамотно описать суть и итоги проведенного исследования, скоординировать его во время выступления, заменив защитную речь.

Научные доклады в большинстве случаев связаны с учебной программой и проектной деятельность студентов в рамках учебной программы или внеурочной научной деятельности. Притом этот вид письменности может затрагивать любое направление или предметную область.
Научная статья имеет более широкое распространение нежели научный доклад. Это связано с тем, что такие рукописи подлежат публикации в рецензируемых или нерецензируемых изданиях, сборников по итогам научной конференции и пр. То есть в этом случае ознакомиться с материалом могут все желающие и заинтересованные в развитии темы или науки лица. Данный формат может затрагивать любую научную плоскость.
То есть можно отметить, что научный доклад представляет собой емкое описание результатов исследования. Он может затрагивать как обычную студенческую работу, так и диссертацию или отдельный этап научной работы. Научная статья призвана более полно описать ход и результаты научной деятельности, констатировать соответствующие достижения и эффективность авторской идеи. В любом случае автор будет описать самостоятельно выполненное исследование и полученные им результаты.
Сходства научной статьи и научного доклада
Внимательно изучив суть и предназначение научной статьи и научного доклада, можно выделить ряд сходств между ними.
Во-первых, оба типа базируются на результатах проведенного исследования. То есть, прежде чем их описать и оформить в соответствующем формате, нужно сначала организовать и провести исследование, получить их. То есть автор сначала проводит исследование и только потом описывает его должным образом в виде статьи или доклада. То есть он изначально прорабатывает информационную базу и запасается «заготовками».

Во-вторых, научная статья и научный доклад будут иметь емкое и конкретное наименование и тематические границы. То есть они изначально будут ограничены научным аппаратом, ориентированы на рассмотрение и решение конкретного исследовательского вопроса в рамках предметной и тематической области.
В-третьих, рассматриваемые рукописи помогают обменяться опытом и мнениями, достижениями. Развить науку и практические отрасли. То есть с их помощью разработчики делятся своими достижениями, внедрять их на практике и распространяют.
В-четвертых, есть определенные требования к составу, оформлению материалов в виде статей и докладов. Чаще всего они регламентированы гостами и частными требованиями вузов, издательств. Но все они обязательны к выполнению.
В-пятых, оба варианта пишутся в рамках научного стиля, емко, аргументированно с акцентом на исследовательский вопрос. Важно единство и стилистической окраски, приверженность предметной области и умеренное использование терминологии и сложных сочетаний. Текст должен быть ясным и аргументированным.
В-шестых, подготовка рассматриваемых документов основывается на анализе первоисточников и личном опыте (или эксперименте), критическом подходе, достоверной информации и качественной интерпретации. Авторам предстоит работать с большим объемом информации, умело его систематизировать и структурировать.
В-седьмых, оба документа являются уникальными, так как они описывают новые исследования и результаты научно-исследовательской деятельности. При их подготовке учитывают нормы авторской этики.
Таким образом, процесс написания научного доклада и научной статьи имеет массу сходств, которые подчеркивают их предназначение и особенности.
Отличия научной статьи от научного доклада
Несмотря на массу визуальных и качественных сходств, между научным докладом и научной статьей есть немаловажных черт, которые подчеркивают их индивидуальность и разницу. Их очень важно учитывать при подготовке соответствующих материалов, чтобы подобрать соответствующий инструментарий, термины, методологию и пр.
Основание для сравнения |
Научный доклад |
Научная статья |
Целевая аудитория | Участники научной конференции или научной секции, аттестационная комиссия | Исследователи, студенты, аспиранты, квалифицированные специалисты, простые пользователя |
Информационная база | Курсовая работа, дипломная работа, диссертация или монография | Учебные и научные пособия, эксперимент, личный опыт автора, обзоры и пр. |
Объем | Развернутый, но меньше, чем основной труд | Ограниченный, в среднем до 12 страниц |
Акцент | Отражение и обоснование результатов исследования | Емкое описание хода и результатов исследования с акцентом на результат |
Применение | Как устное выступление вместо защитной речи, как отчет по проделанной работе | Публикуется в научных изданиях, учитывается и котируется при допуске диссертаций к защите |
Структура | Свободная или обзорная | Строго регламентированная гостом и редакционной политикой издания |
Научный доклад готовится преимущественно для защиты конкретного проекта. Он помогает автору грамотно сформулировать свои мысли, сориентироваться по ходу выступления и не сбиться с пути, выделить основные моменты в рамках проделанной работы и пр. Слушателями такого выступления чаще всего являются участники научной конференции или участники семинара, аттестационная комиссия или научный руководитель проекта и пр. Научная статья же призвана расширить возможности применения и внедрения инноваций. К ней получают доступ все желающие, но чаще всего она становится полезной и необходимой для исследователей, аспирантов и докторантов, студентов, развивающих аналогичную тему и пр.
Вторым не менее значимым отличием является информационная основа документа. Научный доклад пишется по мере написания масштабного проекта или исследования. В его основу кладут данные из курсовой работы, диплома, диссертации и пр. То есть, по сути, это качественно отреферированный и сжатый вариант этих трудов. Научная статья же может быть частью крупного проекта или определенным этапов научного исследования, а также самостоятельной работой автора. В ее основу кладут учебные и научные работы, статьи, результаты экспериментов, личный опыт, различные факты и пр.
Также заметная разница видна в объеме работ. Как правило, научная статья ограничивается 3-12 страницами печатного текста с учетом норм форматирования. Научный доклад же не имеет суровых ограничений. Автор может как предельно сжато, так и развернуто описывать мероприятия и результаты, выделяя весомые аргументы и пр.
Заметное расхождение кроется в акценте. Научная статья делает акцент на конкретных мероприятиях, результатах и выводах. То есть в ней описывается полный исследовательский процесс с четким обоснованием результатов. В научном докладе же автор выделяет результаты, их новизну, значимость и перспективы применения. То есть подходы к интерпретации будут разниться.
Обратите внимание, что научны доклад редко оценивается визуально. Чаще всего с ним выступает автор проекта. То есть он используется преимущественно в устной форме. Научная статья же преподносится как устно (в рамках конференции), но чаще письменно в виде публикации в научном издании.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе над текстом научной статьи и научного доклада
Приступая к подготовке научного доклада и научной статьи, важно разобраться в их особенностях, сходствах и отличиях, чтобы корректно описать суть и результаты исследования. Поэтому сначала нужно внимательно изучить формальные требования к их качеству и визуализации, учесть их при написании и форматировании текста.
Будьте внимательны при описании хода и результатов исследования. Будьте точны и корректны в выражениях. Все результаты и выводы должны быть тщательно обоснованы.
Все материалы, используемые при подготовке рассматриваемых документов, нужно перепроверить и убедиться, что они достоверны, актуальны, уместны или необходимы. Старайтесь избегать сомнительных данных, чтобы не исказить точность и надежность результатов.
Используйте разные способы интерпретации информации, учитывая при этом требования по оформлению. Структурируйте текст с учетом общих норм и действующих требований.
Пишите простым и понятным языком. Если используете специальную терминологию, то ее суть и значение должно раскрываться в контексте.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
сравнивать эти форматы не всегда правильно. цель у них может быть как одна, так и разниться. доклад – более прост в подготовке и написании, а статья требует соблюдения как общих, так и редакционных правил. еще я бы сказала, что доклад более обзорный, а статья – конституционная, в ней акцент именно на результат и его обоснование. спутать их в целом трудно.