Научно-информационный потенциал: определение, компоненты и пути развития

Информация – один из существенных аспектов современной жизни. Каждый человек ежедневно и практически ежеминутно сталкивается с огромным и мощным потоком информации. С ним он не просто встречается, но и тщательно работает. У каждого пользователя есть определенные границы и возможности по работе с данными и инфопотоками. В каждой отрасли есть свои особенности по информационному обеспечению и обороту. В науке же есть такое понятие, как научно-информационный потенциал.

Научно-информационный потенциал: определение, компоненты и пути развития

Информация – один из существенных аспектов современной жизни. Каждый человек ежедневно и практически ежеминутно сталкивается с огромным и мощным потоком информации. С ним он не просто встречается, но и тщательно работает.

У каждого пользователя есть определенные границы и возможности по работе с данными и инфопотоками. В каждой отрасли есть свои особенности по информационному обеспечению и обороту. В науке же есть такое понятие, как научно-информационный потенциал.

Что это такое?

Научно-информационный потенциал представляет собой комплекс всех научных работ и ресурсов, на базе которых происходит сообщение между исследователями и развитие НТП, развитие общества. То есть фактически, под данной категорией следует понимать общность всей академической и полезной информации.

С одной стороны, научный характер подчеркивает стремление к инновациям и совершенствованию. Поэтому все первоисточники из этой группы будут не просто описывать конкретную ситуацию, но и предоставлять аргументы, результаты исследований и пищу для размышлений.

Из чего складывается научно-информационный потенциал?
Из чего складывается научно-информационный потенциал?

С другой стороны, информационный аспект подчеркивает современное положение дел не только в науке, но и в целом в рамках определенных сегментов жизни. Данная часть позволяет пользователям оценить общие аспекты использования различных благ, советов, идей в различных сферах. То есть он расширяет спектр действия материалов, позволяя ему находить новые варианты для восприятия, применения и пр.

Само по себе понятие «потенциал» подчеркивает беспрерывность и постоянное развитие, бесконечное стремление к новшествам, оптимизации. То есть на текущем объёме данных, их качестве, составе, содержательности общество останавливаться не намерено. Данная парадигма подчеркивает возможности пополнения «научной и информационной копилки» новыми сведениями, прорывами и т.д.

Фактически, научно-информационный потенциал выполняет ряд полезных функций. Во-первых, он описывает известные случаи и разработки, помогая распространить их в массы. Во-вторых, он содействует развитию общества, отраслей и производств, помогая им на основе изученных материалов внедрять новшества, улучшая производительность, условия труда и т.д. В-третьих, такое хранилище аккумулирует в себе различную информацию, первичные и вторичные первоисточники, которые могут оказаться полезными в любой момент для человека.

На сегодняшний день ни одно государство немыслимо без научно-информационного потенциала. Благодаря оперативному обмену полезной и качественной информации, происходит управление всеми процессами.

Рассматриваемую парадигму можно представить в виде глобальной научной базы данных, которая кооперирует в себе все научные достижения разработки, труды, идеи. Пользоваться ею могут не только сами создатели, но и другие пользователи, имеющие доступ к материалам.

Важно отметить, что у каждого человека есть свой научный и информационный потенциал. Он во многом зависит от доступа к конкретной информации и интересов индивида, внутренних и внешних факторов.

Из чего складывается научно-информационный потенциал?

Научно-информационный потенциал состоит из нескольких блоков.

Компонент

Общее описание

Состав или примеры

Материально-технический Используемые человеком предметы и инструменты, средства труда, с помощью которых происходит прорыв и прогресс Здания, лаборатории, экспериментальные подразделения, учебные и научные центры, различное оборудование и оснащение и т.д.
Информационный Текущая информационная база, на основе которой происходит разработка новой идеологии Научная литература, справочники, результаты экспериментов, патенты, электронные библиотеки и пр.
Кадровый Научные работники и иные желающие, совершающие развитие науки, отрасли, предлагающие инновации Студенты и аспиранты, педагоги и научные работники, кандидаты и доктора наук, профессора и доценты, испытуемые и др.
Организационный Всевозможные научные организации, которые принимают участие в реформировании или развитии науки НИИ, вузы, действующие организации и корпорации
Технологический Комплекс всевозможных методик и технологий, которые применяют в ходе исследований для упрощения информационного обмена, хранения данных, ускоряющих ход научной мысли Компьютерные системы, интернет-технологии, цифровые носители и базы данных
Когнитивный Набор всех научных и академических информационных потоков, на основе которых происходит дальнейшее развитие ситуации Научные базы данных, электронные научные платформы и сервисы, хранилища, библиотеки, научные сообщества
Производственный Всевозможные каналы по обмену информацией, нацеленные на использование современной теории на практике Инструкции, руководства, рекомендации
Личностный Уровень подготовки и развития каждого пользователя или индивида, занимающегося научной деятельностью. Психологические черты, стремление к инновациям Кругозор, эрудиция, уровень образования, опыт работы и т.д.
Образовательный, научный Современные образовательные программы по развитию общества, дополнительные информационные ресурсы Учебники, методические пособия, научная литература, инструкции, тренинги, мастер-классы, курсы
Институциональный Специализированные заведения, призванные работать над современными проблемами окружающей среды, социума Специализированные библиотеки, центры информации, архивы, госструктуры, культурные центры и пр.
Финансовый Средства и траты, направляемые на развитие науки, совершение прогресса Финансирование из бюджета, частное финансирование

Обратите внимание, что каждый из компонентов научного и информационного потенциала отвечает за определённый сегмент информации, упрощая ее использование в каждой отдельной отрасли и сфере деятельности. Все вместе они обеспечивают полноценный информационный поток и кругооборот, содействуя развитию инноваций и оптимизации.

Обратите внимание, что рассматриваемая категория фактически вторгается во все сферы деятельности и касается таких моментов, как организация реформ, оснащение и условия для проведения экспериментов, кадровые вопросы по подбору экспертной группы и выборки испытуемых, финансовые сложности обеспечения и т.д.

То есть развитие научно- информационного потенциала – деятельность тщательно спланированная и подготовленная, требующая особых условий и наличия соответствующих возможностей у каждого из участников.

Как развивать информационный потенциал?

На развитие информационного и научного и информационного потенциала влияют самые разные факторы. Их можно разделить на глобальные и частные. К первой группе относят те условия и особенности, которые исходят от государства или международного сообщества в целом.

К частной категории принято относить возможности и способности каждого конкретного участника исследований.

Обе группы факторов могут сказываться на прогрессе неоднозначно: одни – расширять возможности его развития и распространения, а другие — ограничивать.

Глобальные факторы

Частные факторы

Экономическое развитие государства или отрасли Человеческий фактор (способности, ресурсы, возможности)
Научная политика государства Техническое оснащение
Внешние политические факторы Скорость обработки и восприятия информации

Информационный фактор

В числе наиболее очевидных глобальных факторов можно выделить следующие. Развитие экономики напрямую сказывается на возможностях совершенствования как государства в целом, так и отдельных отраслей, предприятий. От экономических и финансовых факторов зависит уровень финансирования инновационной деятельности.

Более того, государственная научная политика также способна оказывать влияние на ход и скорость развития НТП. Она предопределяет порядок проведения научных исследований, распространения новшеств, перераспределение средств на проведение научных свершений и пр.

Внешние политические факторы могут расширять возможности и перспективы научного прогресса посредством привлечения иностранных инвесторов, кооперации между отечественными и зарубежными учеными, совместными проектами и пр. Но в то же время ряд политических факторов способен и значительно тормозить инновационный потенциал государства: всевозможные санкции, запреты, споры, конфликты могут закрыть каналы (ресурсные, информационные, человеческие и пр.), что усложнит разработку новшеств и их распространение.

Научно-информационный потенциал – явление, зависящее от различных обстоятельств, правил и условий. Поэтому важно постоянно поддерживать его развитие, устанавливая новые связи, расширяя собственные возможности.

Факторы, влияющие на развитие научно-информационного потенциала
Факторы, влияющие на развитие научно-информационного потенциала

Как же можно развить научный и информационный потенциал?

  1. Законодательное регулирование. Важно внимательно изучить все правила и нормы, регламентирующие ход исследовательской и научной деятельности, а также обратить внимание на действующие различные программы по поддержке исследователей и ученых, варианты финансирования и действующие конкурсы, проекты гранты. В рамках законодательных аспектов особое внимание следует обратить на доступ исследователей к тем или иным информационным ресурсам, условия финансирования и способы их получения, документальное оформление проектов и реформ (какие именно документы нужно предоставить для получения поддержки) и т.п.
  2. Информационная инфраструктура. Она предполагает обеспечение максимального доступа к информации и ресурсам. Интересуемым исследователей, обеспечение беспрерывного и стабильного информационного потока между различными сообществами, организациями, государствами, открытый и прозрачный обмен данными, опытом. В данном случае инноваторам и реформаторам предстоит собирать максимум информации по интересуемой их тематике и проблематике, работая в различных информационных системах и базах данных, библиотеках, форумах, конференциях и пр. То есть важно оперативно получать новейшую информацию для переработки и учета.
  3. Образовательная составляющая играет также немалую роль в развитии научно-информационного потенциала. Исследователи, занимающиеся научной деятельностью, должны быть тщательно подготовлены: иметь за плечами соответствующее образование. Это значит, что государству важно оперативно обновлять образовательные программы и стандарты, контролировать и координировать деятельность учебных заведений. В свою очередь, исследователям нужно поддерживать уровень подготовки и эрудиции, заниматься самообразованием и саморазвитием.
  4. Пропаганда научных знаний. Данный способ развития научно-информационного потенциала ориентирован на привлечение внимания пользователей, всех желающих к новым парадигмам, возможностям, темам через каналы массовой информации: журналы, СМИ телевидение и радиовещание, интернет-платформы и курсы и др. Такой ход мотивирует новых пользователей к развитию инноваций, помогая им ориентироваться в информационном поле и развивать собственные идеологии, предложения.

В настоящее время отмечают несколько основных принципов развития научно-информационного потенциала. Во-первых, цифровизация. Она предполагает копирование или переходи на цифровые носители и способы обмена информацией. Благодаря интернет-пространству и его инструментам можно в значительной степени ускорить обмен ресурсами, опытом, мнениями. Поэтому современные исследователи стараются по максимум использовать онлайн-сервисы для взаимодействия.

Принципы развития научно-информационного потенциала
Принципы развития научно-информационного потенциала

Во-вторых, принцип интеграции. Он предполагает объединение ресурсов различных организаций на единой платформе. Такой подход позволяет сосредоточить в одном месте массу полезных материалов, хранить их в целостности и сохранности, предоставляя доступ пользователя при соблюдении определённых условий и правил. То есть фактически, исследователи стараются скооперироваться и создать единую базу научной информации, чтобы упростить поиск материалов для развития и обоснования собственной разработки, предложения.

В-третьих, принцип глобализации научного пространства. Он предполагает объединение усилий и возможностей разных государств в решении определённой проблемы, воссоединение информационного пространства посредством международных баз данных и иных каналов по обмену информацией. Он позволяет оперативно перенимать опыт зарубежных экспертов и учитывать его в собственных разработках, адаптировать новшества под собственные нужды и потребности.

В-четвертых, принцип автоматизации. Он предполагает умелое использовании современных благ, устройств по обработке информации с целью ее быстрого подбора, переработке и хранения. То есть важно уметь оперировать различными инструментами, способами поиска научной литературы, фактов, статистики, обработки собранных материалов и его анализа. На сегодняшний день исследователи успешно пользуются различными поисковыми системами, нейросетями и искусственным интеллектом.

Таким образом, развитие научно-информационного потенциала требует грамотно организации, умения правильно оценивать ситуацию и следовать четким регламентам, учитывать финансовые и иные возможности по развитию НТП и стремиться к оперативной коммуникации, интеграции, глобализации информационных потоков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по работе с научно-информационным потенциалом

Любая научная деятельность требует предварительной подготовки. Поэтому очень важно тщательно планировать каждый этап и шаг. Оценивайте собственные возможности и ставьте перед собой посильные, реалистичные цели.

Контролируйте время, затрачиваемое на поиск и обработку информации, выполнение каждого действия. Расставляйте приоритеты и устанавливайте четкие дедлайны.

Старайтесь извлекать пользу из располагаемой информационной базы. Собирайте максимум доступной вам информации по заявленной теме и проблеме. Пользуйте разными научными базами данных: ответственными и международными, специализированными и общими.

По необходимости привлекайте специалистов для решения сложных задач или выполнения отдельных итераций. Не бойтесь делегировать полномочия. Главное – контролировать ход научной деятельности. Кооперироваться с квалифицированными экспертами и совместно трудиться над решением проблем.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!