
Выполнение любого научного исследования требует от автора грамотного обращения с источниками информации. Порой для отражения тех или иных моментов автору приходится оперировать не только авторитетными материалами, мнениями, но и весьма спорными сведениями. Сегодня мы расскажем, как отличить научные факты от ненаучных и грамотно ими пользоваться при выполнении учебных, исследовательских и научных работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности научных фактов
Научный факт – это некое утверждение, которое имеет четкое обоснование, пояснение и значение в развитии той или иной темы, вопроса, науки или отрасли. То есть он представляет собой объективное явление, процесс, знание о конкретном событии или моменте, которое было получено ранее в ходе проведения исследования.

К специфическим чертам научных фактов относят следующие характеристики:
- Достоверность и точность. Она обеспечивается тем, что исследователь проверяет и фиксирует определенные тенденции, на основе которых он делает соответствующие выводы. То есть такой материал проверяем, точен и информативен.
- Контекстуальная сохранность. Она предполагает, что суть, значение, роль и достоверность данных не изменяется под влиянием факторов, условий и пр. То есть это априори постоянная парадигма, имеющая одну конкретную суть, пояснение. Но его применение возможно в разных НИР как для обоснования, так и для опровержения.
- Объективность. Данный параметр означает, что рассматриваемый фрагмент подчеркивает реальные тенденции, моменты, связанные с темой или вопросом, имеет разнообразное подтверждение и не является мнением одного лица.
- Системность и комплексность. Научные факты обитаю не сами по себе, а в рамках определенной предметной области, научного знания. Зачастую для грамотного построения научной аргументации автору требуется скомпоновать несколько видов информации, соотнести их между собой и иными данными. Поэтому можно смело отметить, что научные факты предпочитают сочетаемость и разнообразие.
Научные факты можно найти только в специализированной литературе: рецензируемые научны журналы, научные и специальные базы данных, патентные базы, монографии и диссертации, научные статьи, систематические обзоры, препринты, отчеты о НИР и пр.
В новых работах они могут быть применены разными способами и в различных целях. В одном случае автор может показать с их помощью действие тех или иных закономерностей, тенденций, расшифровать и описать их влияние. В другом – обосновать собственную идею или полученные результаты, выводы. В третьем – опровергнуть выдвинутую гипотезу или точку зрения. Но в любом случае, такая информация считается самой надежной, точной, постоянной и проверенной.
Порядок применения научных фактов в студенческих и исследовательских работах нужно грамотно. Для этого рекомендуют вникнуть в его значение и определить уместность применения в работе, функцию в тексте (обоснование, опровержение, пояснение, описание и пр.) С учетом связи с гипотезой, а затем адаптировать под текущий контекст и вписать его с конкретной целью.
Таким образом, именно научные факты являются базисом новых исследований и проектов, помогая авторам развивать собственные идеи, гипотезы.
Суть и специфика ненаучных фактов
Ненаучные факты представляют собой некие утверждения, которые не имеют четкого подтверждения. Это непроверенная или частично проверенная информация, которая не имеет доказательной базы или может быть преподнесена неоднозначно. Как правило, такие сведения не соответствуют базовым характеристикам научного знания, но одновременно с этим они не являются их противоположностью.

Ненаучные данные можно охарактеризовать следующим параметрами:
- Непроверенность или слабая достоверность утверждений. Чаще всего такие материалы носят размытый характер. Они не имеют однозначного толкования и четкого обоснования. В большинстве случае это некое предположение, домысел. Такие сведения не проверяются экспериментально и не подлежат измерениям.
- Интуитивный характер. Зачастую такого рода информация опирается на субъективные мнения, личный опыт, мировоззрение, интуицию, авторитарность автора и пр. То есть таким сведениям не чуждо эмоциональное восприятие и окрас.
- Вторичный характер. Такого рода данные в 90% случаев разбавляют «сухой» материал, преображая его или поясняя значение отдельных терминов, утверждений, результатов. Как правило, такие факты носят вспомогательный характер и не используются для обоснования или опровержения гипотезы. Их предназначение — общее информационное.
- Не имеют прямой связи с темой или проблемой. Ненаучные факты – материал чаще всего косвенный, который не имеет очевидной или прямой связи с темой. Такие данные привлекаются по мере необходимости, но с определенной целью: для расширения основной части НИР, наращивания объема рукописи. Но все же в логическом и смысловом плане такие сведения будут так или иначе соприкасаться с тематикой.
- Обыденность. Подобного рода материал передается на повседневном уровне в ходе простого общения. Он также может возникать в ходе личных наблюдений и умозаключений, но при этом не имеет четкой базы.
Ненаучные факты можно найти в самых разных первоисточниках. Чаще всего такие сведения добывают из СМИ, комментариев, форумов, блогов, мифов, религиозной литературы, легенд, художественной литературы (различных жанров). Каналы передачи самые разные: от общения с друзьями, соседями, единомышленниками до телепередач, массовых мероприятий и пр. Но в научной литературе таких утверждений не найти.
Задействование ненаучных фактов в исследованиях – ера крайняя и очень рискованная. Чаще всего подобного рода материалы используют в художественной литературе или иных текстах для сравнения, языкового преображения и пр. Также такой материал может служить основой для научных исследований или формулирования новой идеи, гипотезы, которую автор намерен проверять и оценивать.
Таким образом, ненаучные факты – это знания, не имеющие официального подтверждения и четкого объяснения. Они не могут быть проверены, фальсифицированы, уточнены. Но при этом с их помощью можно успешно продвигать новые концепции, описывать те или иные параметры. Главное – делать это осторожно и грамотно.
Сравнительная характеристика научных и ненаучных фактов
Предлагаем вам детальнее соотнести научные и ненаучные факты, чтоб понять их сходства, отличия и особенности.
|
Суть и специфика ненаучных фактов |
Суть и специфика ненаучных фактов |
Суть и специфика ненаучных фактов |
| Суть | Подтвержденный с научной или практической точки зрения параметр, материал | Предположение, субъективное мнение |
| Цель использования | Пояснение, обоснование или опровержение результатов и выводов, отдельных положений по теме | Пояснение или дополнение материала новыми данными, вторичный характер |
| Место «рождения» | Научная литература, научные базы данных | СМИ, фольклор, личный опыт |
| Виды | Факты, законы, теории, расчеты, экспериментальные данные и пр. | Мифы, легенды, частные мнения, личный опыт, домыслы |
| Базисные характеристики, критерии | Объективность, достоверность, точность, конкретика, проверяемость, системность | Размытость, неоднозначность, интуитивность, вторичность |
Научные факты – основа любого научного исследования. На них строится выдвижение и проверка гипотезы, обоснование проблемы, авторской позиции. Данная парадигма – тщательно проверенная и выверенная не только на словах, но и экспериментально, расчетами, измерениями и пр.
Каждый научный факт обычно подробно расписывается (как он был получен). При желании пользователь может организовать и воспроизвести все мероприятия, чтобы удостовериться в результате и выводе.
Чаще всего такие сведения включают в проекты для обоснования или опровержения отдельных положений полученных результатов, авторской позиции, идеи и выводов. Они предельно точны и надежны, служат фундаментом.
Ненаучные факты по сравнению с вышеописанными ресурсами значительно проигрывают. Они имеют сомнительный и приблизительный характер, так как их «добыча» происходи на повседневном уровне в ходе банальной беседы между людьми. Они не проверяются и не всегда могут быть проверены (особенно если материал взят из мифов и легенд: картину оттуда воспроизвести точно не удастся).
Применение ненаучной информации в исследованиях не всегда бывает оправданных и необходимым. Чаще всего их используют в качестве примера, уточнения, пояснения или для лингвистического преображения. Но обосновать или опровергнуть гипотезу, мнение, выводы на их основе невозможно. Это больше языковой прием, акцентирующий внимание на тех или иных деталях, моментах.
Таким образом, научные факты – незаменимый атрибут любого исследования. Они служат основой в построении тактики аргументации. Ненаучные сведения же вторичны и носят вспомогательный характер при пояснении ил описании отдельных фрагментов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе с научными и ненаучными фактами
Задействование научной и ненаучной литературы в проектах – процесс целенаправленный. Важно понять, как и чем будет полезна та или иная информация и как ее можно вписать в текущий контекст.
Перед включением данных обязательно перепроверьте его. Убедитесь, что информации можно доверять. Более того, нужно придать каждому научному или ненаучному факту определенную функцию в тексте. Такой ход поможет понять, каким способом или методом его лучше «вписать» в контекст.
Учтите, что суть, значение материала придется сохранить на изначальном уровне. Но при этом нет ограничений и запретов по перефразированию. Научные факты предпочитают цитировать во избежание проблем с плагиатом и академической честностью, а ненаучные – реферировать.
По возможности указывайте, с какими фактами Вы имеете дело, с какими типами материалов работаете, чтобы внести ясность в контекст. Например, можно отметить «Согласно теории Иванова…» или «согласно народным приметам…». Согласитесь, что есть разница: степень доверия и обоснования у теорий, законов выше, чем у народных примет. Также может измениться и контекст повествования. Но в любом случае задействование сторонних сведений должно быть прозрачным и честным.
Учтите, что ответственность за распространение информации (научной и ненаучной) лежит на авторе. 7 раз отмерь и 1 раз отрежь перед тем, как принять решение об употреблении тех или иных фактов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





