Еще со времен СССР отечественная медицина считалась одной из лучших во всем мире. Сегодня в «пик коронавируса» практически ничего не изменилось. Россия сумела первой разработать эффективную вакцину от злосчастного вируса. Но, столкнувшись «лоб в лоб» со столь серьезным и малоизученным противником, эксперты сумели выявить ряд недостатков в подготовке медицинского персонала. О них мы расскажем в нашей статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Недостаток №1. Продолжительность обучения.
Чтобы стать квалифицированным медиком, студенту придется убить не 3-4 года, а практически целое десятилетие на подготовку. Образовательный процесс будущих медработников многоступенчатый. Притом такой порядок действовал еще до введения Болонской декларации. Поэтапное становление позволяет привить учащимся знания и навыки пошагово, лучше усвоить программу.
В среднем, подготовка младшего медицинского персонала (медсестер, медбратьев, акушеров) занимает около 4-5 лет, подготовка врачей – от 6 до 9 лет. Притом иметь на руках диплом о высшем медицинском образовании еще не дает права заниматься соответствующим видом деятельности, лечить людей и помогать им. Вслед за ВУЗом новоиспеченному специалисту необходимо в обязательном порядке пройти первичную аккредитацию, которая предоставит допуск к трудовой деятельности.
Далеко не каждый человек сможет учиться по 6-9 лет, периодически проходить переаттестацию, получать допуски и разрешения на осуществление профессиональной деятельности. Более того, работа медиков сопряжена с постоянным совершенствованием навыков ввиду новейших разработок методов лечения внедрения современной техники, появления новых препаратов, недугов и пр.
По статистике лишь треть от общего числа зачисленных в ВУЗ людей успешно становится дипломированными специалистами. Около 45% студентов отсеиваются на 2-3 курсах из-за неуспеваемости (академической задолженности), а оставшаяся часть добровольно прекращает обучение. Не все морально и физически готовы ко столь длительному и непростому (большой нагрузке) обучению.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Недостаток №2. Малая доля практики.
Этот изъян относится к системе образования в целом: студенты средних и старших курсов проходят практику на предприятиях под руководством опытных экспертов. К сожалению, данное мероприятие длится всего 21 день, 1 раз в течение каждого учебного года. За столь непродолжительное время учащиеся не просто не могут быстро освоиться на «новом месте», понять принцип работы, но и запомнить, закрепить реальные навыки, которые в течение следующего года фактически не будут ими использоваться нигде на практике.
Практика в подготовке медицинских кадров – обязательная часть учебной программы, но, к сожалению, она также непродолжительная. Как за короткий срок научиться ставить правильный диагноз, лечить, проводить сложные операции и пр.?
Недостаток №3. Поступать нужно в конкретный (узкопрофильный) ВУЗ – выбор не велик!
Для получения конкретных знаний и навыков в сфере медицины абитуриентам необходимо подавать документы в конкретный ВУЗ или СУЗ – медицинский. Поэтому поступающему придется тщательно взвесить все «за» и «против», определиться с профессией (кем именно, каким врачом он желает стать) и выбрать подходящее учебное заведение с достижимыми проходными баллами, вступительными испытаниями учебной программой.
В РФ насчитывается около 80 медицинских ВУЗов и примерно столько же медицинских СУЗов. В колледжах можно освоить профессию младшего медицинского персонала, а в ВУЗе – стать узко профилированным специалистом, врачом.
Недостаток №4. Жесткие требования и конкурсный отбор.
Проходные баллы и вступительные испытания в медицинские Вузы – одни из самых жестких. Поступить сможет лишь самый подготовленный абитуриент, который имеет серьезную базу знаний по таким предметам, как биология, химия. Ввиду этого, реализовать мечту и стать медиком посильно не каждому желающему.
На сегодняшний день средний проходной балл в медицинских ВУЗах установлен на уровне 80-85 баллов по каждому предмету. Более того, для поступления в СУЗ абитуриентам необходимо преодолеть дополнительное испытание: собеседование, тестирование и пр.
Недостаток №5. Сложная учебная программа.
Профессиональное становление будущих медиков многоступенчато, притом на каждом этапе они глубоко погружаются в каждый предмет. Базовая часть предполагает серьезное изучение общих предметов, дающих представление об организме, симптоматике общих недугов, правил оказания первой помощи и пр.
Профильная подготовка предполагает погружение именно в те дисциплины, которые имеют прямое отношение к выбранному направлению: терапия, хирургия, травмотология, неврология и пр. Именно здесь начинают познавать в теории правила оказания первой помощи, процедуры, диагностику болезней, а затем переходят непосредственно к практической подготовке и тренировке, которая (к сожалению) не всегда достаточно для полноценной подготовки дипломированных специалистов, готовности к трудовым будням.
Также в этом сегменте важно отметить, что образовательные программы обновляются раз в 5 лет, а совершенствование технологий и методов лечения может происходить гораздо быстрее. Поэтому студенты могут получать неактуальные знания.
Недостаток №6. Слабая оснащенность лабораторий и учебных классов для практической подготовки студентов.
Бедная или устаревшая материально-техническая база – одна из серьезнейших проблем, которая тормозит подготовку и развитие медицинских работников. Современные Вузы получают недостаточное финансирование и не имеют возможности приобретать дорогостоящее или новейшее оборудование.
Зачастую из-за недостаточной материально-технической базы в учебных классах и лабораториях студенты медицинских Вузов получают устаревшие знания, навыки по работе со старым оборудованием и отсутствие представлений о работе с новыми технологиями, по новым правилам и пр.
Недостаток №7. Коммертизация высшего образования.
Если в период СССР поступить в медицинский ВУЗ можно было только на бюджетную основу, для чего требовалось преодолеть самые жесткие и серьезные испытания, то сейчас данная миссия в значительной степени облегчена – появилось коммерческое отделение. Данная основа обучения предполагает установление более лояльных требований к поступающим.
На коммерцию поступить может фактически каждый желающий. Главное – освоить учебный план, образовательную программу, преодолеть все аттестации и пр.
Недостаток №8. Подготовка престижных специалистов без учета потребностей трудового рынка и системы здравоохранения.
Сегодня, на фоне коммертизации ВУЗов (появления коммерческих отделений и возможности получать дополнительную выгоду), в образовательных заведениях можно поступить практически на любую желаемую специальность. Самый большой поток и количество вакантных мест действует в отношении востребованных и престижных направлений подготовки. Поэтому нередко наблюдается переизбыток одних специалистов и нехватка других дипломированных кадров. Система образования не учитывает реальные потребности отрасли.
Недостаток №9. Развитие коррупции в подготовке медкадров.
По статистике, самый большой уровень коррупции в системе образования отмечается при подготовке медицинских работников, врачей. К сожалению, не стесняются в этом деле ни преподаватели, ни сами студенты. Педагоги требуют «вознаграждения» за их работу (даже по самым простым, непрофильным предметам), чтобы «облегчить» участь молодых специалистов.
Студенты же сами также готовы предложить взятку преподавателю, чтобы не сдавать экзамен. В этом случае «финансовые связи» ухудшают качество образования: учащиеся не стремятся изучать определенные базовые дисциплины и преодолевать самостоятельно сложные преграды (экзамены по трудным, неподдающимся пониманию или усвоению предметам).
Именно поэтому сегодня к молодым врачам относятся с опаской: многие из них не раз «покупали» сессии, экзамены и пр.
Недостаток №10. Необходимо получать и периодически обновлять допуск к трудовой деятельности.
Как мы уже ранее отмечали, чтобы оказывать медицинскую помощь людям, недостаточно иметь диплом о соответствующем образовании. Для работы в медучреждении каждый новоиспеченный специалист обязан пройти «первичную аккредитацию» (за собственный счет!), призванную проверить уровень подготовки и готовность к суровым трудовым будням. В дальнейшем «пропуск» необходима периодически обновлять, то есть перепроходить аттестацию, совершенствовать свои знания или навыки и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!