Современная система образования нацелена на воспитание и развитие общества, создание новых квалифицированных специалистов с актуальными знаниями и навыками. Несмотря на обновление среды, повсеместное внедрение инноваций, совершенствование кадров и методик обучения, система обучения продолжает запаздывать, привнося «ложку дегтя» в педагогическую деятельность. Сегодня мы расскажем об особенностях профессиональной подготовки преподавателей, а также раскроем ключевые проблемы их становления.
Специфика подготовки работников образовательной среды в современных ВУЗах
На сегодняшний день перечень педагогических направлений подготовки широк. К данной категории относят воспитателей детских садов, учителей школ и лицеев, преподавателей СУЗов и ВУЗов и пр. Притом одни из них способствуют развитию ребенка в общем ракурсе, а другие – в узком кругу, конкретной области наук (по определенному предмету). Независимо от «широты и размаха» профессии заниматься преподавательской деятельностью могут только дипломированные специалисты, не имеющие за плечами судимости и иных огрех.
Работа педагога – непростая. Он должен не только просто и понятно грамотно донести информацию до учащихся, но и развить их таланты, способности, раскрыть их потенциал и помочь им в становлении. Помимо этого, на плечи преподавателя ложится воспитательная, эстетическая, развивающая функции. Преподаватели работают с «живым материалом», поэтому им приходится подбирать «индивидуальный путь» и «подход» к каждому подопечному.
Профессиональное становление педагогов происходит в СУЗах и ВУЗах, притом не обязательно чтобы они были узкоспециализированными (педагогическими). Достаточно выбрать подходящее направление на действующем факультете «Педагогики и психологии». Перечень изучаемых предметов будет зависеть от специфики выбранной специальности: на старших курсах акцент делается на практике и профильных предметах, которые изучают углубленно. Самыми популярными направлениями подготовки педагогов признаны «Дошкольное образование», «Педагог начальных классов», «Предметное преподавание» (математика и информатика, русский язык и литература, химия и биология и пр.), «Логопедия», «Социальная работа», «Психология».
Образовательная программа студента педагогического факультета включает в себя несколько этапов подготовки:
- Общий (базовый), который включает в себя базовые дисциплины, прививающие ключевые (минимальные) навыки, раскрывающие суть выбранной деятельности и расширяющие представления о профессии. Сюда относят такие предметы, как педагогика, психология, основы преподавания, логика, риторика и базовые навыки по профилю.
- Профильный. Данный блок частично входит в программу бакалавриата, но более углублено его изучают в магистратуре. Здесь предусмотрено тотальное погружение в профессию с изучением узкоспециализированных предметов и методик преподавания (с учетом специфики профиля возрастной группы учащихся и пр.);
- Практический. Это обязательный блок, который призван привить реальные навыки по профессии: общение с детьми, проведение занятий, формирование методической и дидактической документации, развитие практических навыков (умение разъяснять, закреплять материал и пр.).
Подготовка квалифицированных педагогов сопровождается обязательным выполнением письменных проектов. Самыми популярными и эффективными из них признаны лабораторные, контрольные и курсовые работы, а прохождение аттестации (с целью проверки качества знаний и уровня подготовки) предусматривает сдачу зачета, экзаменов, ГОСов и защиту ВКР.
В курсовых и дипломных работах, отчетах по практике студенты детально рассматривают выбранную тему, которая будет соприкасаться с его будущей работой или научной деятельностью.
Подготовка дипломированных педагогов связана с рядом сложностей и нюансов, о которых мы расскажем ниже.
Проблемы системы высшего образования при подготовке квалифицированных преподавателей
В настоящее время обучение на педагогическом факультете или в специализированном СУЗе/ВУЗе происходит поэтапно. Несмотря на плановость, равномерность учебного процесса, многие студенты испытывают ряд сложностей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Во-первых, образовательные программы слишком медленно обновляются. Именно поэтому внедрение дистанционного обучения повсеместно вызвало массу неудобств. В одних регионах отсутствовал стабильный Интернет, соответствующие технологии, в других – преподаватели просто не умели обращаться с новой техникой. Более того, учебные планы также должны быть пересмотрены с акцентом н самостоятельную работу учащихся и минимальным участием педагога, а работа преподавателя плавно перетекла в разъяснение темы (30% занятий) и проверку домашнего задания (70% работы). Отсюда следует проблема №2 – слабая техническая оснащенность учебных заведений и подготовка персонала к работе с инновациями, технологиями.
Во-вторых, внедрение новых методик образования не всегда отражается в образовательных программах и дисциплинах. Как правило, в учебные планы включаются только проверенные, эффективные и утвержденные Минобрнауки правила. На это уходят года. Поэтому каждый педагог избирает свой путь и метод преподавания, а затем доказывает его эффективность на практике. Обучать «его методике» будут лишь через 5 и более лет, когда достойно опишут в соответствующей литературе. Отсюда вытекает проблема №4 – медленное обновление методической, дидактической и учебной литературы для студентов педфака.
Проблема №5 кроется в бюрократизации рабочего процесса. К сожалению, в СУЗах и ВУЗах не предусмотрено предмета, который бы полноценно обучал учащихся грамотно и правильно планировать занятия, план-конспекты, вести документацию (различные справки, характеристики, журналы, электронные дневники) и пр. В учебных заведениях студентов обучают больше теоретическим аспектам преподавания, описывая, как и что должно быть, какие методы целесообразны, в какой ситуации как нужно действовать и пр.
Проблема №6 – малая доля практики. Этот нюанс действует повсеместно. Продолжительность педагогической практики составляет около 3 недель в течение учебного года. За столь короткий промежуток времени учащийся не успевает понять, что и как делать, ка оформлять документацию или вести урок. Как правило, он действует на «готовом материале» — проводит занятие по уже разработанному план-конспекту. Отсутствие реального опыта в общении с детьми усложняет рабочий процесс: нужно найти подход к каждому ученику, донести до каждого подопечного суть, привить определенные навыки и пр.
Проблема №7 – низкий проходной порог и высокий уровень доступности профессии. Работать по призванию готов не каждый молодой специалист. Педагогическое направление нередко выбирают в качестве «запасного аэродрома», ведь здесь действуют мягкие условия: проходные балы ниже среднего (около 55-65 баллов), изучаемые предметы преимущественно гуманитарные (за исключением точных наук), стоимость обучения посильная (в среднем достигает 65-120 тысяч рублей в год), возможность обучения по полной ил сокращенной программ. Например, стать педагогом можно после прохождения курсов по переподготовке кадров.
Не менее важным нюансом в подготовке педагогических кадров является отсутствие в учебном плане такого предмета, как «использование инноваций и современных технологий, оборудования». Молодые специалисты умеют пользоваться новыми гаджетами, но и у них нередко возникают проблемы: неполное знание программ, слабое представление о работе сайта/сервиса и пр. Что уж говорить о преподавателях в возрасте, которые просто боятся подходить к компьютеру и пр. В учебной программе студента педфака нет прямой дисциплины, которая бы учитывала современные возможности преподавания, обучала работе с новейшими мультимедийными средствами, онлайн-возможностями, специальных программах и мессенджерах и пр. Чаще всего освоение новых горизонтов основывается на саморазвитии специалиста.
Проблема №8 – бездумное или неадаптированное внедрение западных технологий и методов преподавания. Зачастую инновации к нам приходят из-за рубежа, где система образования считается более качественной. В нашей стране действуют иные условия, другой менталитет, культура, восприятие мира, поэтому «иностранные методики» не всегда бывают уместны и эффективны. К сожалению, современные отечественные учебные центры недостаточно хорошо оснащены технологиями, а образовательные стандарты зачастую неизменны годами. Поэтому школьники и студенты могут получать неактуальные знания и приобретать минимум практических навыков.
Девиз педагога: век живи – век учись
Для работы в образовательном заведении недостаточно иметь только диплом о высшем профессиональном образовании. Здесь немаловажно периодически проходить аттестацию, курсы по повышению квалификации, проводить «открытые занятия». Данная мера необходима не только для обретения наилучшего финансового положения (повышения зарплаты), но и совершенствования профессиональных навыков и качеств.
Каждый педагог должен повышать уровень своего мастерства. Для этого целесообразно периодически проходить специальные курсы, заниматься научно-исследовательской деятельностью, формировать соответствующие отчеты по НИР и пр.
Более того, каждый преподаватель постоянно сталкивается с конкретными проблемами и сложностями, которые вынужден решать самостоятельно. Благодаря личному опыту, знаниям он способствует совершенствованию образовательной среды, принимает решение в ситуации с учетом воздействующих факторов и обстоятельств, собственных возможностей и возможностей учащихся, их родителей и т.д.
Наличие диплома об образовании еще не гарантирует беззаботную профессиональную деятельность. Преподаватели вынуждены постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем, чтобы достойно развивать подопечных, качественно готовить их к предстоящим испытаниям и поступлению, будущей работе.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!