Логика и этапы педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Логика и этапы педагогического исследования
Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Каждое научное изыскание обязательно должно быть спланировано, продуманно. Важно чтобы все действия и решения были логичными и последовательными.

Особенности педагогического исследования

Педагогическое исследование обладает рядом специфических черт.

Во-первых, объектом исследования выступают результаты учащихся, поведение или отношения индивидов, задействованных в педагогическом процессе. Практически 90% педагогических научных изысканий призваны решить актуальные проблемы системы образования, педагогики и психологии.

Главные составляющие педагогического исследования
Из чего состоит педагогическое исследование?

Во-вторых, в педагогическом исследовании возможно использование как общенаучных, так и специфических методов. Для сбора информации и проверки гипотезы обязательно проведение эксперимента.

В-третьих, педагогические исследования напрямую затрагивают жизнь учащихся и педагогов. Они устанавливают способы взаимодействия преподавателей и школьников/студентов, методы обучения, достоинства и недостатки каждого способа освоения программы, образовательные стандарты и т.д.

Педагогическое исследование призвано привнести новшества в образовательную среду, улучшить ее отдельные элементы и стороны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последовательность проведения педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой тщательно спланированное мероприятие. Чаще всего оно носит лабораторный характер, когда организатор учитывает максимум факторов, регулирует условия проведения, вмешивается в образовательный процесс, проверяя действие выдвинутой идеи.

Программа педагогического исследования
Основные этапы программы педагогического исследования

В программе педагогического исследования выделяют два основных этапа: методологический и процедурный.

Методологическая стадия предполагает планирование исследования: определение цели, задач, формулирование гипотезы, конкретизацию объекта и предмета, методов изучения и решения проблемы. На данном этапе целесообразно провести предварительный сбор информации, изучить существующие методы решения проблемы, их пробелы.

Процедурная стадия предназначена для проведения эксперимента и сбора доказательной базы, проверки гипотезы. Здесь организатор научного изыскания должен провести конкретные действия: наблюдение за испытуемыми, внедрение новой методики или иного мероприятия. Все полученные в ходе процедурной стадии результаты должны быть моментально зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы.

Логика педагогического исследования

Данная категория призвана упорядочить все действия исследователя. Логика педагогического исследования предполагает, что организатор осуществляет все мероприятия в строгой последовательности. Притом каждое из реализованных действий привносит свои особенности, условия и изменения. Все запланированные сценарии должны быть логичными, следовать одно за другим.

Логика педагогического исследования строится по следующему алгоритму:

Алгоритм действий логики педагогического исследования
В чем логика педагогического исследования
  • Подготовительный шаг.

На этом этапе автор научного изыскания должен определиться с темой, выделить интересующую его и в то же время актуальную проблему, ознакомиться с популярными и действующими методиками, теоретическими аспектами, а затем выдвинуть собственное предположение-решение.

С чего начать педагогическое исследование?
Основные этапы подготовки педагогического исследования

В ходе «подготовки» необходимо обосновать выбранную тему, подчеркнуть проблему исследования и необходимость ее решения.

  • Исследовательский шаг.

Здесь автор научной работы должен ознакомиться с существующими принципами и теориями, а затем провести собственный эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой им гипотезы. Важно, чтобы ход исследования был подробно расписан, а все полученные информационные данные приложены к работе в полном объеме.

Здесь организаторы чаще всего прибегают к практическим (эмпирическим) методикам исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, математическое моделирование, статистическая обработка материалов и пр. В некоторых случаях возможно привлечение сторонних экспертов. Например, социальный педагог, психолог и пр. Важно собрать максимально полную теоретическую и практическую базу.

  • Аналитический шаг.

Данный этап предполагает анализ полученных результатов, сравнение с действующими стандартами, подведение итогов относительно проверки гипотезы, а также разработка рекомендаций.

Здесь исследователю важно описать ход научного изыскания, отметить наиболее важные моменты, указывающие на истинность или ложность его идеи.

Педагогическое исследование может носить, как практический, так и теоретический характер. Организатору необходимо тщательно разобраться в изучаемой теме, проблеме и предложить радикальные меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса или научной мысли. Все мероприятия в дальнейшем формируются в отдельный проект, который подлежит защите и публикации в виде монографии, диссертации и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!