В XXI веке одной из наиболее актуальных и популярных профессий стала психолог и психоаналитик. Если раньше психология считалась «лженаукой», сомнительным направлением деятельности, то сейчас благодаря ее теориям, законами и правилам можно разъяснить многие происшествия, оценить степень тяжести преступления, определить ключевые факторы и обстоятельства, которые двигали человеком в определенный момент времени и пр. В период развития пандемии роль психологов вышла на первый план вместе с медиками, ведь борьба с «неведомым вирусом» способна повергнуть человечество в панику.
Сегодня психологи идут в «одной упряжке» с иными экспертами: медиками, работниками социальных служб и правоохранительных органов, образовательными учреждениями и пр.
Специфика работы современных психологов и специалистов психологической отрасли, науки
Роль экспертов в области психологии неоднозначна. С одной стороны, эта сфера до сих пор является одной из самых «приблизительных» и сомнительных, вызывающих массу споров. С другой, благодаря наблюдениям и достижениям квалифицированных экспертов удается разъяснить сложные моменты, скорректировать поведение отдельных людей, понять причину проблем и пр.
Психология – уникальная наука, которая выполняет ряд функций:
- Оценка поведения индивидов с учетом массы факторов для выяснения точных и достоверных фактов, обстоятельств дела, эмоционального состояния человека, его действий и мыслей и пр.
- Выявление отклонений в развитии человека и разработка корректирующих мер в каждом индивидуальном случае с учетом характера, быта, образа жизни и пр.
- Решение проблем в иных научных областях: образование, медицина, социальная среда и пр.
Ключевая миссия дипломированного психолога заключается в оценке ситуации со всех возможных сторон: интеллектуальное развитие человека, эмоциональное состояние, физические данные, его окружение и быт, положение в обществе и пр. Благодаря полномасштабному и всестороннему анализу конкретной ситуации, человека специалист получает ответы на глобальные вопросы:
- Почему возникла данная ситуация/проблема? Что спровоцировало ее появление?
- Как себя повел человек в конкретной ситуации: почему он предпринял именно эти действия, на что он опирался, что им руководило и пр.?
- Как решить возникшие нюансы, что для этого потребуется?
Фактически психолог выступает в качестве аналитика, эксперта-оценщика, советчика, наставника, «медика» (лечит ушу, корректирует поведение, исправляет психологические отклонения и пр.) в одном лице.
Особенности профессиональной подготовки специалистов в области психологии в ВУЗе
Высшее психологическое образование считается наиболее приоритетным, чем средне профильная система подготовки кадров. Образовательный процесс студентов факультета «Психологии и педагогики» (где чаще всего происходит становление дипломированных специалистов) специфичен.
Психология, как отдельная профессиональная ступень, появилась в России и во всем мире сравнительно недавно (примерно в конце XIX-XX веков). Несмотря на подвижность науки, на первых курсах студенты осваивают общие азы и принципы, понятийный аппарат, теории и иные общие данные. С каждым курсом «уровень» подготовки усложняется, добавляются узкоспециализированные предметы, которые погружают молодых специалистов в выбранный ими профиль:
- Медицина: осваивают способы диагностики отклонений и лечения психологических расстройств и недугов;
- Педагогика, образование: оценка ситуации в коллективе, решение конфликтов и иных вопросов, способы воздействия на учащихся с помощью «невидимой руки» с целью улучшения психоэмоционального климата и успеваемости и пр.;
- Социальная среда: оценка климата в семье/трудовом или ином коллективе, решение проблем, оценка развития ребенка, его поведения, принятие решений о необходимо извлечения ребенка из определённого коллектива (семьи, класса и пр.) и т.д.
- Правоохранительные органы: основы криминалистики и оценка поведения преступника, формирование психологического портрета злоумышленника и жертв, выявление психических отклонений и оказание помощи подозреваемому/жертвам и их близким и пр.
- И прочие направления, нюансы и пр.
Перечень дисциплин, необходимых для освоения, также зависит от направления: с кем именно и где будет работать новоиспеченный специалист. Здесь можно выделить такие блоки, как дети (в зависимости от возраста), взрослые люди (с учетом специфики их деятельности, наличия хронических заболеваний и прочих нюансов), отрасль (медицина, экономика, политика, торговля и пр.) и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Таким образом, образовательная программа будущих психологов включает в себя основной (общий) и профильный курс, а также обязательное прохождение практики на базе подходящего направлению предприятия: ДОУ/МОУ, МВД, ГИБДД, медучрежения и частные медицинские центры, реабилитационные центры, санатории и пансионаты и пр.
Будушие эксперты, являясь студентами ВУЗа, в обязательном порядке приобщаются к научно-исследовательской деятельности. Учебный план предполагает выполнение курсовых работ, НИР, а также написание и защите дипломной работы.
Основные проблемы в системе высшего психологического образования
Подготовка психологов происходит не всегда гладко. В данной образовательной среде встречается немало сложностей и нюансов, проблем, о которых мы расскажем ниже.
Психология считается теоретико-прикладной наукой, где без специфических знаний, представлений объективно оценить ситуацию и принять грамотное решение не удастся. На сегодняшний день в ВУЗах функционируют образовательные программы, которые были основаны еще в конце минувшего столетия. Раз в пять лет в них привносились незначительные коррективы учитывающие наиболее важные научные открытия и свершения, обновление методик и пр. К сожалению, столь редкое корректирование учебного процесса не позволяет выпусками ВУЗам готовых специалистов, так как они получают преимущественно больше неактуальных знаний, а подготовка носит теоретический (нежели практический) характер.
Не менее важной проблемой является то, что абитуриенты далеко не всегда осознанно выбирают эту профессию. Большая часть поступающих полагает, что учиться будет легко, а работа не потребует колоссальных усилий, жертв и навыков. Это самое серьезное заблуждение. Человек должен быть сам готов к тому, что ему предстоит «оценить чужие судьбы». решать чужие проблемы максимально эффективно или с минимальными потерями, он будет в ответе за своих «подопечных» и пр.
На начальном этапе обучения студент должен иметь определенный набор качеств: представления о будущей сфере деятельности, комплекс убеждений, знание культурных и иных ценностей, аналитический склад ума, объективный подход к любой ситуации и пр. Ему предстоит не просто учиться, но и самосовершенствоваться, проверять действие методик и правил на себе и пр. Далеко не каждый готов к самооценке, самоанализу, самокоррекции.
Нередко профессию психолога выбирают из-за относительно низкого проходного балла при поступлении. На самом деле данный показатель ни о чем не говорит: ни о престижности и востребованности профессии, ни о возможностях дипломированного специалиста, ни о качестве обучения и пр. Легкость поступления еще не гарантирует легкость в освоении направления и трудоустройство по специальности.
Выпускники-психологи не всегда могут устроиться на работу по профессии. В медицинских и образовательных учреждениях отдают предпочтение опытным экспертам, которые уже имели дело с детьми/пациентами и пр. Поэтому более 45% из дипломированных психологов вынуждены работать либо не по профилю, либо за мизерную зарплату.
Многие студенты завершают обучение после прохождения первой практики, когда впервые сталкивается с реальными проблемами, не могут разрешить простейшую ситуацию. Притом это происходит не из-за недостатка знаний и представлений, опыта, а из-за неумения правильно ими пользоваться в реальности. Далеко не каждый сможет работать с «необычными» людьми, решать чужие проблемы, давать верные и дельные советы, говорить спокойно с самым разным контингентом (буянами, пьяницами, пожилыми людьми, детьми и пр.). Отсюда следует, что обучение в Вузе не гарантирует полной «боевой готовности» к трудовым будням и носит преимущественно теоретический характер.
В большинстве случаев практикующие психологи занимаются научно-исследовательской деятельностью, проводят различные эксперименты и разрабатывают новые, более совершенные способы диагностики и решения проблем (как в науке, так и на практике) и пр. Поэтому работа квалифицированного эксперта в области психологии так или иначе буде постоянно связана с наукой. Для поучения признания мировым сообществом, коллегами, необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. К сожалению, далек не все студенты это понимают, что в значительной степени усложняет их профессиональные будни.
Доминирующая часть проблем на пути к желаемой профессии проявляется по вине или халатности учащегося, который решил не «заморачиваться» с определенным «неважным» предметом, не погружался в него с головой, не имеет подхода к людям (не умеет находить с ними общий язык, слушать, анализировать, помогать без навязываний собственного мнения и пр.).
Психолог – это всесторонне развитая личность, профессионал, который умеет грамотно, аккуратно подходить к любому индивиду и помогать ему в преодолении личных или иных проблем, придерживаясь при этом нейтралитета.
Таким образом к числу наиболее важных проблем в современной системе профессиональной подготовки психологов можно выделить: малая доля практики и ее позднее введение в образовательный процесс, освоение неактуальных предметов (старых программ, методик, оборудования и пр.), слабая моральная подготовка абитуриентов, скудна техническая оснащенность ВУЗов лабораториями и необходимыми аппаратами, отсутствие в учебной программе предметов по изучению новейших приемов, инструментов и техник (оборудования, программных обеспечений и пр.).
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!