Недостатки в современном высшем техническом образовании

Современная система образования, как мировая, так и отечественная неидеальна. В подготовке дипломированных специалистов принимает участие множество экспертов, используется масса подходов и методик, но даже в едином комплексе пока не удалось синтезировать максимально эффективный способ обучения, который бы на «выпуске» гарантировал как минимум 90% уровень готовности молодых кадров к трудовым будням.

Недостатки в современном высшем техническом образовании

Современная система образования, как мировая, так и отечественная неидеальна. В подготовке дипломированных специалистов принимает участие множество экспертов, используется масса подходов и методик, но даже в едином комплексе пока не удалось синтезировать максимально эффективный способ обучения, который бы на «выпуске» гарантировал как минимум 90% уровень готовности молодых кадров к трудовым будням.

В освоении технической профессии действует множество факторов, которые усложняют процесс обретения качественных знаний и навыков, пригодных в трудовой деятельности. Сегодня мы расскажем об общих и специфических проблемах современного высшего технического образования.

Какие направления подготовки относят к техническому профилю?

Техническая отрасль – прикладная и узкоспециализированная сфера деятельности, требующая от людей наличия конкретных навыков и знаний в определенной научной или практической области. Здесь важны такие качества, как логика, точность, внимательность, взаимосвязь человека и техники. Освоение профессии связано с обретением конкретных знаний и умений, обращение с техникой, оборудованием и пр.

Технические направления в образовании
Получение технического образования

Специалисты технического профиля призваны контактировать с техникой, заниматься ее настройкой, обслуживанием, непосредственной эксплуатацией. Притом оборудование может быть использовано, как для производства иной техники, так и различной продукции, услуг и пр.

Технические профессии успешно действуют в тех областях, где деятельность человека без специального оборудования просто немыслима и невозможна. К таким сферам относят металлургию, авиа- и ракетостроение, строительство (хотя данное направление принято выделять в отдельное направление), энергетика, нефте- и газовая промышленность и пр. Самыми популярными среди абитуриентов направлениями подготовки в Вузах являются энергетик, химик-технолог, технолог, техник, наладчик КИПовец, геодезист, монтажник, механик, инженер, проектировщик, конструктор и пр.

Технические профессии
Что нужно для получение технической специальности?

Специалисты технического профиля обладают рядом специфических черт:

  • Каждое направление призвано обслуживать конкретную отрасль и сферу деятельности. Направления подготовки настолько детальны и точны, что один специалист далеко не всегда может заменить другого (даже если он выполняет смежные или схожие функции на предприятии);
  • Перечень предметов для каждой специальности точно определен и включает базовый и профильный курс. Базовый курс носит общий характер, присваивая студентам основные профессиональные качества, а профильный предполагает тотальное погружение в специальность в более детальные предметы и направления, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью специалиста;
  • Подготовка специалистов предполагает совмещение теоретического обучения и практического курса. Притом практику учащиеся проходят на предприятиях той отрасли, для которой они предназначены.
  • Далеко не всегда наличие высшего технического образования позволяет новоиспеченным специалистам моментально притупить к трудовой деятельности. Для ряда специалистов необходимо получить «допуск» в виде специальной (дополнительной) корочки, которая подтверждает наличие актуальных знаний в конкретной среде, обретение соответствующих навыков и качеств.

Особенности подготовки специалистов технического профиля

Несмотря на то, что дипломированные эксперты технического плана задействованы в конкретной отрасли в качестве определенного исполнителя, их подготовка в Вузе захватывает не только точные науки, но и иные дисциплины.

В составе образовательной программы будет присутствовать несколько блоков: общеразвивающий, аналитический и расчетно-экономический, естественнонаучный и технический. Каждый из указанных разделов несет в себе определенную миссию.

Подготовка специалистов технического профиля
Обучение на технических специальностях

Общенаучный курс призван развить у студентов навыки по работе с информацией: сбор и обработка, систематизация, проверка и выборка фактов, формулирование аргументированных выводов и выдвижение гипотез, отстаивание собственной точки зрения. Помимо этого, дисциплины этого уровня позволяют расширить представления по специальности и кругозор. В рамках этого модуля учащиеся технических ВУЗов и направлений подготовки изучают такие дисциплины, как высшая математика, основы физики, химии, механики, экономика, философия, теория вероятностей, информатика и пр.

Аналитический и расчетно-экономический курс предполагает освоение дисциплин, которые помогут в моделировании ситуации и ее оценке со стороны риска, выгодности, полезности, эффективности и целесообразности и пр. Данный модуль призван развить аналитическое и критическое мышление специалиста, умение грамотно оценивать ситуацию и принимать обоснованные решения. В числе доминирующих дисциплин здесь выносят экономический анализ, логистика, управление ресурсами (капиталом), управление персоналом, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налогообложение, экспертная оценка состояния предприятия, риск-менеджмент и пр.

Естественнонаучный этап подготовки технических специалистов предполагает изучение ими узкоспециализированных дисциплин, которые напрямую взаимодействуют с прямыми обязанностями практика. Здесь набор предметов полностью зависит от специфики профиля. Чаще всего она включает освоение биологии, химии, физики, нанотехнологий, механики, электрики, термодинамики и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Технический блок нацелен на развитие точечных, конкретных знаний и умении специалиста. Он включает в себя детальное погружение в отдельные дисциплины и практику, выполнение практических заданий и проектов (курсовые, контрольные, лабораторные, научные и иные работы), где требуется применять полученный в ходе профессионального становления багаж: черчение, конструирование, моделирование, проведение расчетов и анализа ситуации, обоснование собственной позиции или выработка достойного решения для конкретной ситуации и пр. Также здесь могут потребоваться реальные знания о технике, способах ее настройки и эксплуатации, монтажа и демонтажа, действия с учетом определённых факторов и обстоятельств и пр.

Таким образом, специалисты технического профиля проходят всестороннюю тотальную подготовку, превращаясь из студента в универсального солдата, способного качественно выполнять свои функции.

Современные проблемы высшего технического образования

В профессиональном становлении специалистов технического профиля можно выделить общие и специфические черты.

Современные проблемы высшего технического образования
Недостатки технических специальностей

Среди недостатков общего плана следует отметить:

  • Обучение студентов носит больше теоретический и бюрократизированный характер. Современная система высшего образования в России предполагает освоение дисциплин, правил, инструкций, которыми специалист должен руководствоваться нам практике. К сожалению, не всегда обретаемые знания оказываются актуальными и необходимыми. Более трети дисциплин (по мнению практиков) оказываются ненужными.
  • Слабая доля практической подготовки. К сожалению, несмотря на прикладной характер, студенты технического профиля проходят практику согласно учебному плану. Как правило, количество часов едва превосходит 160-180 в течение одного учебного года (около 3 недель). За столь короткий промежуток времени трудно научится управлять техникой, оборудованием, запомнить все процессы и отточить навыки.
  • Слабая техническая оснащенность ВУЗов. К сожалению, в высших образовательных заведениях до сих пор присутствуют лаборатории, клинические базы со старым оборудованием, которое фактически постепенно выводится их практического оборота. Студенты обретают неактуальные знания и навыки, учатся пользоваться старым (менее востребованным) оборудованием.
  • Нежелание предприятий обучать практикантов. Во время прохождения практики к студентам на заводах и крупных компаниях относятся с недоверием, поэтому их практически не подпускают к выполнению прямых обязанностей, работе с оборудованием и пр. На фоне этого прохождение практики носит больше формальный, нежели реальный характер.

К числу проблем узкопрофилированной подготовки технически специалистов можно отнести следующие аспекты:

  • Слабая доля участия практиков в обучении студентов. Большая часть педагогического состава Вуза является теоретиками (хоть и серьезного уровня): педагоги без реального опыта в технической отрасли кандидаты и доктора технических наук. К сожалению, теоретики не смогут научить реальным навыкам, работе с оборудованием и пр.
  • Медленное обновление образовательных программ. Научно-технический прогресс не стоит на месте, но учебные планы не поспевают за ним. Обновление направлений и состава образовательной программы происходит в среднем раз в 5 лет. За это время в отрасли происходят глобальные перемены, которые изучаются в дальнейшем поэтапно и очень медленно.
  • Молодые специалисты пригодны в простых нишах, более продвинутых компаниях отдают предпочтение опытным экспертам. Из-за этого возникают трудности в обретении первого и основного опыта работы по профессии. Многие дипломированные техники вынуждены работать не по специальности.
  • Высокий уровень нагрузки на учащихся. Учебный план студентов технического профиля богат на предметы. В среднем на протяжении каждого семестра они осваивают около 30 дисциплин, но лишь четверть из них важна для практики. Частое выполнение письменных проектов (курсовые, лабораторные работы, чертежи, сметы и прочие подобные материалы) отнимает массу времени и сил, но не позволяет учащимся обрести нужные параметры и качества. По статистике более трети студентов отсеиваются с профессионального пути на 2-3 курсах, не выдерживая бешеный ритм обучения и большую нагрузку.
  • Освоение технической профессии возможно только на очном и заочном отделении, притом второй вариант больше подойдет для работающих специалистов со средним профильным образованием. Практика в этом деле играет важнейшую роль. Дистанционная подготовка здесь просто неуместна и пока что невозможна.

Несмотря на массу нюансов в подготовке специалистов по техническому пути, более 35% абитуриентов ежегодно выбираю данное направление, способствуя развитию промышленности, экономики и государства, науки.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!