Нейросети при выполнении студенческих работ: за и против

До чего дошел прогресс? До невиданных чудес! И это на самом деле так. Кто бы мог подумать, ведь еще 10-20 лет назад студенты только осваивали интернет-технологии, но сами, лично писали все письменные работы. А что же сейчас? Сейчас им на помощь приходят самые разные инструменты, которые в разы ускоряют ход выполнения научного исследования, проверяют тексты на ошибки и оригинальность. Но с недавних пор появился так называемый искусственный интеллект и нейросети, который готовы «по указке» пользователя написать текст за него! Притом использование таких инструментов в учебном процессе, при выполнении домашнего задания и подготовке курсовых работ, дипломов не воспрещается! Давайте разбираться, что это: вред или польза?

Нейросети при выполнении студенческих работ: за и против

До чего дошел прогресс? До невиданных чудес! И это на самом деле так. Кто бы мог подумать, ведь еще 10-20 лет назад студенты только осваивали интернет-технологии, но сами, лично писали все письменные работы. А что же сейчас? Сейчас им на помощь приходят самые разные инструменты, которые в разы ускоряют ход выполнения научного исследования, проверяют тексты на ошибки и оригинальность. Но с недавних пор появился так называемый искусственный интеллект и нейросети, который готовы «по указке» пользователя написать текст за него! Притом использование таких инструментов в учебном процессе, при выполнении домашнего задания и подготовке курсовых работ, дипломов не воспрещается! Давайте разбираться, что это: вред или польза?

Чем нейросети полезны для студентов?

Итак, как и у каждой монеты, в отношении ИИ и нейросетей есть как минимум три лагеря: сторонники, противники и нейтралисты. Что же утверждают сторонники? Давайте разбираться.

Индивиды, которые сумели найти общий язык с нейросетями и искусственным в рамках учебного процесса, сумели выделить следующие особенности их применения.

  1. Выполнение домашнего задания.

Нейросети помогают легко, быстро и успешно выполнить любое теоретическое и даже практическое задание. Притом они не просто выполнят все необходимые махинации вместо ученика. При грамотном применении современных технологий, они предоставят лишь «пищу для размышлений» и обработки. То есть они возьмут на себя лишь часть задания – соберут информацию по теме, приведут примеры решения задач и опишут схему действий, пояснят правила и пр. Главное – указать для этого корректную команду-запрос.

Способы использования нейросетей в учебе
Способы использования нейросетей в учебе

То есть нейросети не просто выполняют домашнее задание по дисциплине и теме вместо ученика. Они лишь помогают ему разобраться в информации, предоставляя для этого соответствующую базу!

Студенту нужно лишь изучить информацию, которую подобрал искусственный интеллект, сделать соответствующие пометки для себя, выводы. То есть нейросеть – только собирает данные, а ее переработкой, осмыслением и непосредственным применение занимается универсант сам! Чем не достоинство?

В данном случае явным плюсом служит ускорение хода выполнения домашнего задания посредством автоматизированного поиска материалов. Нейросети систематизируют, объединяют первоисточники в полноценный текст, общую картину. Но не более того.

  1. Проектирование и планирование научного исследования.

Вузовцы сталкиваются с написанием курсовых работ, НИР, отчетов как минимум раз в год. Все эти проекты так или иначе связаны с проведением научного исследования по конкретной дисциплине и теме. Для их написания потребуется не только определенный багаж знаний, но и творческий подход – для разработки концепции исследования, построения плана мероприятий, выделения опорных слов и моментов и пр. Далеко не каждый универсант понимает, что он хочет и может описать, как выстроить логическую последовательность действий, как уложить их в формальную структуру документа и пр. В этом случае на помощь спешат те самые нейросети и ИИ.

Использование нейросетей в проектной деятельности
Использование нейросетей в проектной деятельности

Что вызывает у студента сложности при выполнении академических работ? Первая сложность – выбор и обоснование темы, вторая – планирование работы. Но указанные нюансы легче выполнить, если воспользоваться соответствующими инструментами.

Нейросети помогут спроектировать ход исследования. Они делают это, полагаясь на имеющие первоисточники в «их памяти». То есть они выстраивают логику научного погружения в тему по аналогии с соответствующими трудами, источниками информации. То есть они воссоединяют в себе несколько трудов и на их основе формируют «обобщенную» траекторию.

Также с помощью ИИ можно тщательно изучить выбранную тематику и понять ее особенности, проследить ход развития и эволюции проблемы и пр. То есть можно не просто погрузиться в соответствующую плоскость и проблематику, но и показать личный интерес к ней, современное положение дел и актуальность исследовательского вопроса и пр.

На основе предоставленной информационной почвы, студент может наметить свое представление по теме, понять, о чем он поведет речь и грамотно расположить соответствующие мероприятия. Притом нейросети также способны генерировать план исследования по запросу пользователя. В этом случае также есть возможность откорректировать свой план: дополнить его или убрать некоторые моменты, шаги. То есть универсант может позаимствовать часть идей у искусственного интеллекта и оптимизировать собственное научное исследование, сделать его более интересным, актуальным и качественным.

  1. Помощь в обработке большого объема информации.

При выполнении учебных заданий, в особенности курсовых работ, отчетов о НИР, универсантам приходится тотально изучать тему. Мало найти информацию. Важно ее тщательно переработать, систематизировать, структурировать. С этим могут возникнуть проблемы.

Нейросети для работы с первоисточниками
Нейросети для работы с первоисточниками

При дефиците данных универсанту крайне сложно качественно раскрыть тему и обосновать свой выбор, выдвинуть и проверить идею, аргументировать выводы и результаты. При избытке первоисточников понять, что их нужнее, как и где употребить сложнее. Справится с большим объемом упоминаний и фактов непросто. Именно здесь выручат те самые нейросети.

Сторонними современных технологий полагают, что с помощью искусственного интеллекта грамотно систематизировать материалы для получения общей картины легче и быстрее. Притом со студента не снимается обязанностью по изучению подготовленного материала, его доработке и пр.

Нейросеть лишь объединит и грамотно перепишет известные сведения, факты. Но полностью заменить работу студента она не в силах. Это важно понимать. Она ускорит ход переработки и написания текста на основе располагаемых источников информации. Эти материалы можно повторно самому переработать или скопировать (предварительно удостоверившись в их корректности и уникальности).

С помощью ИИ-инструментов можно быстро воссоздать ясную тематическую картину, переписать новыми словами несколько первоисточников в одной связке и в дальнейшем использовать этот материал в личных целях при выполнении проекта или задания.

Нейросеть генерирует новые тексты на основе располагаемых «знаний» за несколько мнут, в то время как студенту на изучение и реферирование того же объема информации потребуется от нескольких часов до нескольких дней или недель. Почему бы не воспользоваться современными IT-благами и не облегчить ход написания письменной работы? Притом в ходе использования текста, подготовленного нейроплатформами, не воспрещается их корректировать, дополнять и пр. То есть повторная переработка только приветствуется!

  1. Уникализация текста.

Что чаще всего вызывает у студента наибольшие сложности в рамках проектной деятельности? Курсовые и дипломные работы, научные статьи и прочие НИР в обязательном порядке проходят проверку на плагиат. Если по результатам этой экспертизы выявлено несоответствие действующим нормативам, то автору придется исправлять свое бедственное положение и повышать оригинальность текста всеми посильными и доступными способами.

нейросети и доработка текста
Нейросети и доработка текста

Именно борьба с плагиатом чаще всего вызывает у студента ступор. Перефразирования не всегда быстро решают проблему, изменяя рассматриваемый показатель на пару процентов, а порой и вовсе ухудшая ситуацию.

Искусственный интеллект способен сгенерировать уникальный текст на основе множества первоисточников за считанные минуты. То есть процесс рерайтинга, переписывания данных становится автоматизированным и более легким. С помощью такого инструмента универсанты могут прорабатывать проблемные участки, снижающие уникальность их проекта с минимумом затрат времени.

  1. Помощь в прогнозировании данных.

При выполнении отчетов и дипломных работ, диссертаций авторы сталкиваются с необходимостью предложить конкретные мероприятия и оценить степень их эффективности, выработать определенные инструкции по их применению в различных условиях. В данном случае важно показать состоятельность идеи, выгоду, пользу, инновацию. Если метод апробации непригоден или невозможен, то тогда обосновать идею поможет прогнозирование результатов. О данных тактиках мы писали в нашем блоге ранее.

Чем полезны нейросети в проектной деятельности?
Чем полезны нейросети в проектной деятельности?

Даже выпускники могут запамятовать или попросту не понимать, как им составит те или иные прогнозные сценарии, описать перспективы, наметить конкретный план действий и показать его состоятельность без апробации. Справиться с такой задачей могут нейросети. Пользователю достаточно описать располагаемые условия, обозначить конкретную цель и затем получить соответствующий результат-описание, где все будет подробно описано, обосновано.

Искусственный интеллект составляет прогнозы на основе научных знаний, моделей, которым они изначально обучены. То есть они адаптируют существующие подходы под конкретную ситуацию и оценивают их с помощью статистических и математических инструментов, сравнения и пр. Благодаря умелому использованию IT-инструментария проработка потенциальных способов по решению проблемы, их обоснование и особенности применения будут предельны просты и ясны. По необходимости студент может либо описать один из предложенных вариантов дополнительно проработав его, либо отметить все предложенные подходы в своем проекте.

  1. Повышение качества предлагаемых решений и оптимизация проекта в целом.

Студенты могут использовать онлайн-платформы с искусственным интеллектом, не только делегируя им определенные полномочия и возлагая на них ту или иную письменную работу. С их помощью они могут доработать свою концепцию, идею или документ. В рамках такого метода предполагается, что задание универсант сначала выполнил самостоятельно, а затем обратился за помощью к нейросетям или аналогичным сервисам. Он задал им конкретный вопрос или дал команду, описал условия реализации и затем получил соответствующий развернутый ответ. Далее он может поступить следующим образом:

  • Сравнить свою идею, проект в целом с подготовленным ИИ материалом и позаимствовать из «машинного текста» отдельные фрагменты с целью дополнения самостоятельно подготовленной рукописи;
  • Пересмотреть свои материалы и учесть заметки, факты, результаты, полученные и изложенные искусственным интеллектом;
  • Скопировать часть материалов, сгенерированных нейросетью и вставить в свой документ с учетом контекста, заменить отдельные моменты и пр.;
  • Проверить достоверность полученных результатов, исправить ошибки или недочеты и пр.

То есть использование нейросетевых возможностей позволяет универсантам тщательнее продумать решение, тщательнее его обосновать, повысить точность и достоверность результатов, доработать материал в целом и пр.

  1. Мотивация и повышение интереса к освоению современных технологий, IT-возможностей.

Согласитесь, что сейчас ни один студент не обходится без использования как минимум компьютера и браузера при выполнении курсовых, аттестационных и научных трудов. Притом с каждым днем появляется все больше информации, программ и инструментов, способных упростить учебный процесс. Одним из таких сервисов являются нейросети. Но чтобы правильно пользоваться ими, нужно разобраться во всех правилах и тонкостях, дизайне, инструментарии, правилах формирования запросов и команд и пр. Притом освоение таких инструментов способно заинтересовать вузовца и повысить долю интереса к новым IT-возможностям и их применению в учебе.

Более того, нейросети захватывают широкий диапазон информации даже при обработке четких запросов. То есть так или иначе пользователь буде изучать подборку материалов и извлекать из них нужное, захватывая и второстепенные моменты, факты, выводы. Явным образом происходит расширение кругозора и повышение доля саморазвития и самообразования. Чем не польза?

Почему нейросети и ИИ могут быть вредны для студентов?

Противники задействования студентами искусственного интеллекта в рамках учебного процесса полагают, что он доставляет больше вреда, чем пользы. То есть обратная сторона у этой монеты также присутствует.

  1. Качество информации может страдать.

Многие преподаватели отмечают, что отличить текст, написанный ИИ или нейросетью, от человеческого легко. Поэтому некоторые педагоги уже начали вводить собственную систему требований к качеству м=рукописей, запрещая пользоваться нейросетями или ограничивая их применение в рамках проектной деятельности.

Критерии качественного текста
Критерии качественного текста

Более того, даже банальный сбор информации по теме или обозначенному вопросу-команде может быть неточным. В силу своего «сухого мыслительного процесса», программа воспринимает команду буквально и поэтому порой предоставляемые ею ответы могут быть некорректными или вовсе не совпадать с целью исследования, ожиданиями пользователя.

Помимо этого, собранные искусственным интеллектом первоисточники могут быть недостоверными и ненадежными, противоречить друг другу, что моментально сказывается на качестве научного исследования. Поэтому работа по сбору и переработке информации у студента может быть удвоена: ему предстоит прочитать все, что написала нейросеть, провести фактчекинг и использовать только достоверные акты в своем проекте.

  1. Риск нарушения авторских прав.

Нейросети обычно лишь реферируют или переписывают новыми словами тексты, первоисточники, которые находятся в их базе «знаний». Притом они редко напрямую цитируют из оригинала. Поэтому многие мысли и факты могут оказаться без отражения автора. В этом случае есть риск нарушения норм авторской этики, что способно привести к серьезным проблемам в будущем.

Нейросети и ИИ не гарантируют соблюдение принципа академической честности!

Помимо этого, генерация текста нейросетью учитывает требования по плагиату, установленные пользователем. Он, как гласит народная мудрость: доверяй – но проверяй. Не всегда даже искусственный интеллект может с первого раза обойти «шаг шингла» или умело перефразировать текст.

Порой даже при повышении оригинальности проекта «машинная обработка» приводит к некорректным оборотам, сложным для восприятия. Подобранные синонимы или перефразирования могут не вписываться в общий контекст. Это, в свою очередь, потребует лингвистической корректировки рукописи.

То есть использование ИИ и нейросетей не гарантирует получение 100%-уникального текста. Легального заимствования и качественного рерайта. Студенты же полагают, что ИИ творит чудеса и выполнит всю рутинную работу за них, что оказывается весьма ошибочно.

  1. «Медвежья услуга» и как следствие притупление аналитической работы со стороны студента.

Универсанты, познакомившись с искусственным интеллектом, смело поручают ему выполнение домашнего задания, подготовку рефератов и докладов, материалов для семинара, написание курсовых работ по предметам и пр. То есть они стараются приложить минимум усилий, получить готовый ответ. В данном случае нейросети «заменяют» студента, выполняя за него соответствующие обязанности. Но такой ход может стать «медвежьей услугой».

Вред нейросетей для студентов
Вред нейросетей для студентов

Студенты полагают, что «робот» не может ошибаться, поэтому не перечитывают предоставленную им информацию, отправляясь смело на пары. Но там может выясниться, что собранная информация некорректна или вовсе не соответствует теме занятия, требованиям задания и пр.

Фактически, поручая поиск информации ИИ, аналитическая работа со стороны пользователя сводится к минимуму. Из-за частого использования аналитические навыки универсанты могут попросту замедлить или вовсе утратить. Это в свою очередь в будущем скажется на профессиональной деятельности, где им придется самостоятельно заниматься поиском информации, ее обработкой и принятием решения.

Обратите внимание, что вместе в аналитическим, утрачивается и критическое мышление.

  1. Преобладание поверхностного чтения и кратковременной памяти.

Использование современных гаджетов и сервисов по генерированию текста, автоматизированного сбора информации облегчают выполнение учебных задач для школьников и студентов. Но вместе с этим они развивают поверхностное чтение. То есть индивид, получая на руки готовый ответ, не пытается разобраться в сути, деталях, лишь бегло его осматривает и старается запомнить важную информацию, урывки. Из такого контекста он не получает целостной картины и восприятие темы может быть неверным.

Более того, поверхностная вычитка ориентирована ли повторение, а не тотальное изучение и запоминание. С таким погружением информация не откладывается на подсознательном уровне, а значит – не залёживается надолго в памяти. В связи с этим в дальнейшем у пользователя могут возникнуть проблемы с памятью, которую нужно постоянно тренировать и развивать.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как пользовать ИИ и нейросетью во благо, а не во вред для студента?

Есть третья сторона — нейтральная (ее придерживаются те самые нейтралисты). Она предполагает, что применение современных устройств и инструментов по работе с информацией может быть разумным, продуманным, комплексным и полезным. Но в этом случае предполагается совместная работа ИИ, нейросетей, различных сервисов и студента!

Автоматизированная часть будет помогать в сборе информации, ее обработке и доработке, но основная ее переработка и переосмысление должна ложиться на плечи пользователя. То есть студенту следует внимательно изучать сгенерированный текст, оценивать его качество, следить за соблюдением норм академической честности и только после этого принимать решение о его использовании в учебных и научных целях.

То есть нейтралисты полагают, что ИИ должен помогать, а не полностью замещать человека. Поэтому пользователю следует контролировать и принимать решение о применении сгенерированных нейросетями текстов.

А какой позиции придерживаетесь вы: за или против? Пишите в комментариях — обсудим!

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

3 комментариев к “Нейросети при выполнении студенческих работ: за и против”

  • студенты точно найдут только плюсы и просто будут использовать нейросети для написания уникального текста, поиска информации. то есть они просто минимизируют собственную работу над проектом, усилия. им останется лишь грамотно обработать материал, придать ему «человеческий облик» и защитить. Противники, скорее, окажутся среди педагогов, которые отметят снижение аналитически способностей и навыков по работе с информацией среди подопечных, снижение мотивации проявлять активность в проектной и научной деятельности и пр. тут палка о двух концах. но грамотное и именно полезное применение в учебной деятельности ИИ можно. просто нужны конкретные правила, новые ограничения, требования и пр.

  • не вижу ничего плохого в применении ИИ и нейросетей студентами. если есть возможность упростить ход изучения темы или предмета, написания проекта – почему бы нет? ведь такой вариант — это тоже своего рода оптимизация учебного процесса. а качество подготовки зависит не только от инструментов и способов выполнения. тут все индивидуально.

  • не думаю, что педагоги одобрят такой ход. все-таки здесь нейросети именно выполняют ряд функций вместо студента – поиск информации. это весьма существенный навык, важный в любой профессии. но в целом, если есть блага, то почему бы ими не пользоваться коль изобрели?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *