Новизна за 5 минут: как найти research gap в перегруженной теме

Что подчеркивает новизну в научном исследовании? Конечно же, наличие актуальной проблемы и исследовательского вопроса. Присутствие в деятельности объекта определённого пробела, требующего урегулирования, показывает важность инноваций и их необходимость, несоответствие или низкую эффективность действующих механизмов. Поэтому студентам при выполнении учебных и исследовательских проектов важно уметь находить и умело пользоваться так называемым research gap.

Новизна за 5 минут: как найти research gap в перегруженной теме

Что подчеркивает новизну в научном исследовании? Конечно же, наличие актуальной проблемы и исследовательского вопроса. Присутствие в деятельности объекта определённого пробела, требующего урегулирования, показывает важность инноваций и их необходимость, несоответствие или низкую эффективность действующих механизмов. Поэтому студентам при выполнении учебных и исследовательских проектов важно уметь находить и умело пользоваться так называемым research gap.

Что такое research gap?

Research gap в переводе с английского языка означает «пробел в исследовании». Он предполагает поиск в избранной теме определенного недостатка, проблемного звена, требующего незамедлительного воздействия и реакции со стороны объекта.

Под данным термином понимают некую область исследований, которая ранее неоднократно изучалась предшественниками, но в силу некоторых обстоятельств и факторов ряд вопросов не был рассмотрен и решен. То есть информации по определенным моментам и сегментам в такой плоскости недостаточно, чтобы принять грамотное и эффективное решение, раскрыть новые возможности.

Понятие research gap
Понятие research gap

Также к research gap относят такие парадигмы, которые не нашли своего однозначного толкования, решения, убедительного обоснования в ранних НИР. То есть в этом случае, располагаемая информационная база служит основой и подспорьем для развития новых технологий, разработки новейших приемов и подходов.

Рассматриваемая категория в исследовательском русле выполняет ряд важнейших функций:

  • Ориентационная. Она проявляется в том, что на основе существующих пробелов студент или аспирант выбирает конкретное направление для научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельности, выполнения проекта, а также формулирует тему исследования;
  • Аргументационная. Данная миссия состоит в том, чтобы подчеркнуть актуальность и тематические особенности, показать, что избранное направление влияет на те или иные стороны научной и практической жизни, отмечаются новые способы влияния на проблему и др.;
  • Уникализационная. Она предполагает, что тема становится более узкой, целенаправленной, специфичной, а научная работа приобретает более целевой характер с акцентом на конкретную проблематику, идеологию, мнение или предположение. То есть развитие новой идеи делает проект более оригинальным, отличающимся от аналогичных НИР;
  • Прикладная. С помощью таких исследований происходит разработка новых приемов, которые можно применить на практике, использовать в повседневной деятельности для урегулирования тех или иных вопросов.

Research gap или пробелы в исследованиях фактически выступают центральным звеном любого научного исследования. Притом одна и та же тема может содержать несколько (порой свыше десятка) различных моментов, которые необходимо рассмотреть, решить, усовершенствовать и пр. Именно они подчеркивают акцент в НИР и делают ее ход более сосредоточенной, ограниченной, целенаправленной.

К признакам, подчеркивающим наличие исследовательских пробелов, можно отнести следующие черты. Во-первых, во всех ранних или схожих исследованиях остаются неотвеченные вопросы, которые либо вовсе не поднимались, либо не были до конца изучены. Это и есть тот самый «скрытый момент» в составе исследования.

Вторым признаком research gap выступает слабая доказательная база или слабая линия защиты, обоснования/опровержения. В данном случае тема может быть слабо изучена или располагаемая доказательная база – слишком скудная, устаревшая. Отсутствие аргументов свидетельствует о дефиците информации и недостаточно глубоком изучении исследовательского вопроса. Поэтому новые НИР призваны помочь расширить предметную область, границы изыскания, чтобы найти ответы на текущие парадигмы.

В-третьих, research gap свойственна малоизученным или наоборот перегруженным темам. В первом случае наблюдается больше вопросов, чем ответов, на фоне дефицита источников информации. Во втором, вопросы возникают из-за избытка и информационной спутанности, сомнительности, на которые нужно найти предельно точный и емкий ответ с помощью новых НИР.

Таким образом, пробелы в исследовании – это дополнительная возможность заняться научно-исследовательской деятельностью и разить инновационные технологии, подходы, теории, которые помогут в решении открытых вопросов. Именно они подчеркивают необходимость, важность и новизну новых исследований.

Типы исследовательских пробелов

Пробел в исследовании – это не просто отсутствие какого-то пояснения или описания на тот или иной вопрос, момент. На самом деле данная парадигма имеет свою классификацию и особенности.

Типология research gap
Типология research gap

В современной исследовательской практике выделяю следующие разновидности research gap:

  1. Доказательный пробел. Он связан с системой собранных фактов и доказательств, на базе которых происходит обоснование и пояснение результатов, выводов, авторской позиции и прочих высказываний. Такой изъян свойственен больше эмпирическим НИР, где происходит проверка существующих теорий, оценка их актуальности и эффективности и пр.
  2. Теоретический пробел. Он предполагает отсутствие возможной пояснить или уточнить действие, тонкости реализации той или иной методики, теоретического подхода, термина, правила. То есть в этом случае наблюдаются некие нестыковки в теоретическом аспекте темы, противоречия или разногласия относительно того или иного параметра, метода, критерия или признака и пр.;
  3. Методологический пробел связан с некорректными или спорными методами для решения обозначенного вопроса, отсутствием четкого описания технологии воспроизведения или оценки и отражения его эффективности. В данном случае исследователь выдвигает конкретный метод, но не может его точно и безукоризненно аргументировать, показать его состоятельность, роль, новизну и пр., оставляя эти моменты спорными или открытыми;
  4. Информационный пробел. Он чаще всего возникает на фоне неполного или некорректного описания проведенного научного исследования, когда автор предпочел какие-либо моменты опустить и не освещать в своей работе. Также такой изъян возникает, когда исследователь не до конца разобрался в теме и на фоне слабой осведомленности выдвигает сомнительные теории, предположения, не имея при этом достаточной информации для таких умозаключений, выдвижений и др.;
  5. Популяционный пробел. Он свойственен не конкретному автору, а целой группе людей относительно описываемой в проекте, НИР проблеме, технике ее решения и пр. В данном случае проблема кроется в неумении работать и перерабатывать материал, корректно его воспринимать. Такие заблуждения приводят к неточностям, ошибкам, заблуждениям и зарождению очередных мифов.

Таким образом, research gap – это не универсальный вопрос или парадигма, требующая своего решения. Данный формат имеет свои особенности и признаки, сегмент действия, что важно учитывать при построении нового научного исследования.

Акцент на виде исследовательского пробела устанавливает более четкие границы НИР, сужая его до максимума и сосредотачиваясь на конкретной, узкой проблеме-вопросе.

Как определить research gap?

Установить пробел в исследовании – задача непростая, требующая соблюдения определенных правил и логики.

Этап

Характеристика Основные мероприятия
Тематическое определение Выделение потенциального направления для нового исследования Выбор темы, выделение текущих проблем, оценка трендов, разработка идеи и авторской позиции
Сбор информации Изучение темы для четкого выделения и обоснования пробела Поиск источников информации, литературный обзор тематики
Анализ данных Выделение нерешенных вопросов, сомнительных мест, противоречий Определение пробела в исследовании темы
Констатация Формулировка research gap Обоснование и выдвижение пробела для новой НИР, определение границ исследования

Первым делом автору проекта необходимо определиться с темой проводимого исследования и выделить интересующую его проблему. То есть в рамках подготовительной стадии нужно сформулировать и четко обозначить основное направление НИР (тему), затем выделить ключевые (известные) моменты (основные термины, понятия, правила, тезисы и пр.), а также определить сроки исследования (наметить конкретный период, временные границы для анализа ситуации).

Второй шаг предполагает всестороннее изучение темы на основе литературного обзора. Для этого студенту предстоит собрать «информационный максимум» и разобраться во всех основных положениях, вопросах. В данном случае стоит полагаться на проверенную информацию: искать в научных базах данных, использовать не только прямые, но и смежные первоисточники, обращать внимание на цитируемость изучаемых трудов и пр. Важно получить точные и достоверные представления по теме.

Третий этап по поиску research gap заключается в проведении анализа существующих исследований, положений современных подходов к решению проблемы. Именно на этой стадии должны появиться те самые сомнения, пробелы в исследовании, которые помогут подчеркнуть тонкости и неэффективность современных методов, обозначить ограничения (сужающие и замедляющие ход НИР), выделить спорные моменты и подвести к конкретному недостатку, противоречию и пр.

В ходе всесторонннего анализа заявленной тематики и проблематики автор подчеркивает наличие нераскрытых вопросов, противоречия и сомнения, спорные ситуации и пр. Именно они и будут выступать в качестве пробелов исследования.

Четвертый шаг – констатация research gap посредством емкого описания недоисследованных и недоработанных фрагментов в работах предшественников и собственных трудах. На основе выявленных недостатков формируется логика нового научного исследования, концепция, авторское мнение или идея, а также подчеркиваются современные тренды и инновации.

Как оценить пробелы и подчеркнуть новизну исследования?

Чтобы выделить новизну исследования на основе research gap, необходимо грамотно подбирать соответствующие методы диагностики и обоснования, различать пробел исследования от проблемы.

Оценка research gap предполагает не просто выдвижение определенного вопроса, но и определение масштабов и силы его действия, признаков и симптомов и т.д. Для этого автору проекта предстоит воспроизвести ряд действий.

Способы оценки research gap
Способы оценки research gap

Для определения исследовательского пробела можно использовать следующие подходы:

  • Анализ литературы. В данном случае студент всесторонне изучит с теоретической стороны интересующую его тему, отметит основные и опорные с=моменты, а также обозначит для себя дополнительные, неосвещенные в других работах вопросы, которые возникли у него в процессе вычитки.
    Анализ литературы предполагает работу с различными источниками информации. Притом не стоит забывать о фактчекинге каждого ресурса. Пользователю предстоит собрать и изучить доступные учебные, научные материалы, данные с конференций и пр. Затем нужно оценить собранную тематическую картину и выделить недосказанности, пробелы, нестыковки и пр.
  • Экспертная оценка. В данном случае имеет место прикладное исследование на основе различных социологических опросов, анкетировании. Участники должны поделиться личным мнением по конкретному поводу, теме, проблеме, выделит спектр интересующих их вопросов, неясностей противоречий и т.д.
  • Системный анализ. Он предполагает выявление и освещение противоречий на основе современных трудов, работ, материалов. Также с помощью такого метода можно установить устаревание информации и ее несоответствие действительности, неэффективность в определённых ситуациях, что порождает необходимость дополнительной проработки и подготовки новых способов решения. Не стоит забывать о существующих ограничениях и оценке воспроизводимости результатов, предложений и т.п. При таком подходе пользователь подчеркивает наличие конкретного нюанса, из-за которого невозможно решить проблему.

На основе выявленного исследовательского пробела, автор сможет подчеркнуть необходимость проведения дополнительных исследований и показать их новизну, значимость.

Оценка исследовательского пробела – это процесс определения масштабов его действия и силы влияния на текущую тематическую ситуацию. Для такого мониторинга чаще всего прибегают к использованию следующих приемов.

Самым простым методом, на базе которого происходит выдвижение и обоснование research gap, является сравнение. В данном случае можно соотнести мнения различных исследователей или работы одного и того де автора, выделить вопросы, на которые он не предоставил ответы или в каких сегментах вызвал споры, сомнения и пр. Также можно сравнивать различные исследования между собой, чтобы понять, какие параметры по теме остаются нераскрытыми, в каком направлении имеет смысл и место проведение дополнительных изысканий.

Не менее популярным среди студентов и аспирантов является использование количественных методов оценки. Они предполагают работу со статистическими данными, проведением различных измерений и расчётов, метрику эффективности и определение прогнозных сценариев. При таком подходе выделение исследовательского пробела становится более точным, четким и обоснованным.

Также универсанты полагаются на качественный анализ ситуации. Он предполагает оценку полноты исследования и поиск недосказанностей, узких сегментов для пояснения и уточнения, анализ глубины раскрытия темы и поиск недостающих элементов для более четкого описания, обоснования и пр.

Важно отметить, что исследовательские пробелы оценивают по определённым параметрам:

  • Актуальность. Она подчёркивает, насколько востребована и актуальна тема сейчас, насколько серьезен и важен интересуемый вопрос в реалиях;
  • Реализация. Важно не просто представить новое мнение, инструмент, но и показать его посильность. Для этого используют методы прогнозирования моделирования, апробации и описания;
  • Новизна. Исследователю предстоит подчеркнуть, чем его исследование отличается от аналогичных, что нового он привносит, на чем сосредоточен и др.;
  • Значимость. Данный критерий подчеркивает вклад автора и его концепции, идеи с акцентом на изменения, результаты, их уникальность.

В целом, для выделения и обоснования research gap достаточно быть просто наблюдательным и разборчивым в пределах избранной тематики, проблематики.

Современные инструменты для поиска и работы над research gap

Определять и обосновывать исследовательские пробелы в новых работах можно не только вручную. Ускорить данный процесс представляется возможным благодаря развитию современных информационных технологий.

Универсанты могут полагаться на академические базы данных, где будут приведена основная характеристика проведенного исследования и вопросы, затронутые автором. Уже на их основе пользователь сможет понять, о чем идет речь, основные положения НИР, какие моменты не освещены, а по мере изучения полного текста он сможет выделить неосвещенные. Сомнительные фрагменты.

Базовый инструментарий для оценки research gap
Базовый инструментарий для оценки research gap

К числу академических баз данных относят всемирно известные хранилища научной литературы: РИНЦ, всевозможные ЭБС при университетах и научных центрах, Scopus, wos, а также специализированные хранилища (например, pubmed).

Еще одним современным способом для определения и оценки research gap является применение так называемых библиографических баз данных или «менеджеров литературы». В таких сервисах можно быстро найти краткое описание научного исследования с выделением основных положений. Сравнив интересуемые рукописи, можно выделить список вопросов, требующих освещения, дополнения, проработки для выработки окончательного или новейшего подхода к решению проблемы. К данного рода инструментам относят такие сервисы, как Mendeley, Zotero и пр.

Третьим и наиболее популярным современным средством по определению пробелов в НИР является использование нейросетей и платформ на основе искусственного интеллекта. Такие сервисы легко и быстро находят тематическую информацию, обрабатывают ее и могут за считанные секунды сравнить между собой различные мнения, труды, выделить список спорных моментов или составить список дополнительных вопросов по теме.

Четвертый способ постановки и оценки research gap является использование так называемых академических и научных социальных сетей форумов. Здесь, проследив за дискуссиями, беседами, обсуждениями экспертов, исследователей можно понять, в чем они сомневаются, что предлагают, в чем видят особенности и нюансы отдельных трудов, какие вопросы поднимают и пр.

Чаще всего студенты и аспиранты полагаются на комбинированный метод. Он предполагает ручное исследование темы на основе доступных и посильных первоисточников, а также привлечение ИИ для получения более точной и аргументированной картины.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Ошибки при работе с research gap

Установление и выделение исследовательского пробела в составе широкой или тщательно, массивно проработанной темы соприкасается с ядом сложностей и ошибок.

Самой популярной огрехой в данном деле является установление слишком жестких границ. Изучение темы только с позиции одной науки не даст полных представлений по ней. Поэтому важно всесторонне подойти к ее разбору.

Не стремитесь просто выдвинуть вою гипотезу и подтвердить ее. Сначала проведите тщательный литературный обзор, разберитесь во всех деталях и только потом приступайте к проработке выдвинутого вопроса. Будьте предельно объективны.

Еще одной ошибкой является использование небольшого числа первоисточников или приверженность к трудам конкретных авторов. В этом случае ценность и качество исследования страдают. Старайтесь использовать различные данные. Притом не пренебрегайте фактчекингом. Также регулярно следите за обновлением информации.

Таким образом, чтобы определить, показать и обосновать исследовательский пробел важно располагать проверенной и достаточной информацией по теме, тщательно ее прорабатывать и творчески подходить к разработке новых идей. Именно на основе research gap базируются новые НИР и подчеркивается их новизна, роль, ценность.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!