Российская система образования за последние года претерпела немало перемен: введение ЕГЭ, реализация новых дисциплин и направлений подготовки, дистанционное обучение, внедрение многоступенчатого подхода и пр. Все изменения происходят под давлением различных факторов с целью создания максимально подготовленные кадры, адаптированные к суровым реалиям, способных применять новейшие методики и приемы, технологии.
Сегодня мы расскажем о текущих и перспективных тенденциях в образовательной среде.
СОДЕРЖАНИЕ
Тренд №1. Акцент на непрерывном обучении.
Сегодня, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не отметил, что ему не нужно дополнительное обучение для более эффективной работы, повышения продуктивности, качества и пр. Поэтому все большую популярность обретает система непрерывного образования.
Она базируется на определённых постулатах:
- Специалист должен периодически проходить специальные курсы для изучения изменений, современных тенденций и методик работы;
- Выбор варианта обучения происходит добровольно или с учетом требований работодателя: платно или бесплатно, очно/заочно или дистанционно, с или без отрыва от производства и пр.
Непрерывное обучение в современной системе образования представлено в следующем виде: онлайн-курсы, курсы по переподготовке кадров, курсы по повышению квалификации, курсы по переаттестации и пр. Притом работодатель имеет право не допускать подчиненного к выполнению им обязанностей, пока он не пройдет соответствующий учебный комплекс и не предъявит документ (удостоверение, сертификат, диплом и пр.).
Тренд №2. Цифровизация учебного процесса.
С развитием компьютерных и интернет-технологий широкое распространение получил электронный документооборот и новые формы взаимодействий. Перемены не обошли стороной и образовательную среду.
Сегодня уже в школах ведут электронные дневники и отчетность, в вузах пропагандируют электронные учебники и библиотеки, онлайн-лекции и прочие варианты цифровых коммуникаций.
Цифровизация в значительной степени разгружает учебные заведения, так как предоставляет возможность дистанционного обучения. Вузам проще и дешевле запустить онлайн-трансляцию, виртуальную лекцию, видеоурок, чем задействовать на очном отделении всех желающих.
Тренд №3. Образовательные онлайн-школы, платформы и курсы.
Данный критерий в большей степени относится к предыдущему подпункту, но все же целесообразно его выделить в отдельный фрагмент. Благодаря новым технологиям и онлайн-программам образование стало более доступным и открытым.
Во-первых, каждый желающий может пройти краткосрочные или экспресс-курсы, чтобы усвоить азы в необходимом или интересующем направлении, получить профильное образование (дешевле, в удобном месте и пр.).
Во-вторых, онлайн-курсы и платформы предоставляют широкий ассортимент образовательных программ: по всем специализациям и новейшим профессиям, продолжительность подготовки достигает от нескольких часов до нескольких лет, доступ к программам и инструментам бесплатный или коммерческий (в среднем около 3000 рублей ежемесячно).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Онлайн-возможности облегчают процесс обучения и помогают студентам, школьникам разобраться в дисциплине с помощью видео, консультаций, более простого и наглядного разъяснения тем.
Тренд №4. Геймификация, технологии дополненной и виртуальной реальности.
Давно известно, что заинтересованность учащихся напрямую сказывается на скорости и качестве обучения. Поэтому сегодня все чаще преподаватели прибегают к новой методике преподавания – геймификация. Она может проходить в очном и дистанционном формате, когда педагог проводит занятие в виде игры.
В частности, даже банальный семинар можно организовать в качестве викторины, всемирно известной передачи (например, «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы» и пр.). Более того, практические занятия можно превратить в прохождение квестов посредством использования современных технологий, программ и пр.
Такой подход повышает заинтересованность и вовлеченность в учебный процесс студентов облегчает усвоение материала и развивает практические навыки: анализ и оценка ситуации, принятие решений с учетом имеющихся знаний и пр.
Тренд №5. Проектная работа.
Получение профессионального образования предполагает не просто посещение лекций и семинаров, но и самостоятельную работу учащихся. Она представлена в виде научно-исследовательской деятельности, написания различных проектов (курсовые и контрольные работы, отчеты по практике, научные статьи и пр.).
Такой подход имеет ряд преимуществ:
- Студенты учатся применять полученные ранее знания на практике: проведение всевозможных расчетов и анализ полученных результатов, оценка ситуации и диагностика проблемы, оценка перспектив и выработка эффективного решения и пр.
- Развитие критического мышления;
- Выработка конкретных профессиональных навыков и качеств;
- Развитие самостоятельности, планирование работы и тотальное погружение в тему;
- И пр.
Проектная работа учитывает интересы учащихся (при выборе темы), повышает мотивацию и способствует лучшему усвоению материалов.
Следует отметить, что проектность совместима с цифровизацией, так как все курсовые и дипломные, научные работы обязательно проходят проверку на плагиат (это возможно только в электронном виде в специальной программе/платформе).
Тренд №6. Модульность и поэтапность.
Погружение в профессию или любую дисциплину происходит постепенно. Сначала студенты изучают базовые элементы, основные термины и основополагающие приемы, методы и инструменты, а затем углубляются в более сложные моменты. Такой подход вполне понятен и обоснован, ведь резко окунуться в новую среду очень трудно.
Существуют специальные методики (Agile и Scrum), которые позволяют преобразовать любой процесс. Первый подход устанавливает основной ориентир и цель, а второй разбивает его на более мелкие (простые) составляющие. Таким образом, выполнение мелких задач приводит к постепенному достижению масштабной цели.
Тренд №7. Адаптивное обучение.
Адаптивное обучение предполагает индивидуализацию подготовки специалиста. Не стоит путать новый формат с индивидуальной программой обучения.
Адаптивная подготовка учитывает способности, таланты и возможности учащегося, акцентируя учебный процесс на них. Этот подход облегчает усвоение материала, развивает сильные стороны специалиста, повышая профессионализм и пр.
В свою очередь, индивидуальное обучение предполагает разработку отдельного плана подготовки для конкретного человека, который не обязательно будет акцентировать внимание на его возможностях и способностях.
Адаптивное обучение получило широкое распространение благодаря интернет-технологиям. Студент или слушатель курсов сначала проходит базовый тест, который призван определить уровень его подготовки на данный момент, а затем привносит в учебный процесс и программу определенные коррективы, чтобы освоение было более легким и максимально эффективным. Далее в ходе подготовки специалиста студент неоднократно проходит промежуточные аттестации, результаты которых также могут отражаться на учебной программе (добавлять задания для закрепления навыков, рекомендации для изучения дополнительной литературы и др.).
Тренд №8. Междисциплинарность и унификация.
Заметили ли Вы, что работодатели желают видеть в своем штате не десяток однотипных или смежных специалистов, а одного «универсального солдата», способного работать в одиночку, выполняя различные миссии эффективно. Современная система образования учла эти «пожелания».
В настоящее время подготовка квалифицированных специалистов фокусируется не только на узкоспециализированных предметах, которые имеют отношение непосредственно к выбранному профилю, но и включают в свой состав смежные дисциплины. Такой подход в значительной степени расширяет список полномочий новоиспеченного специалиста, повышая уровень его конкурентоспособности и профпригодности.
В частности, если раньше экономистов обучали преимущественно учету активов и пассивов, правилам формирования отчетности, планирования и бюджетирования, то сейчас учебная программа включает основы маркетинга и менеджмента, психологию, правовые науки и пр. Столь большой «дисциплинарный разброс» позволяет современным экономистам разрабатывать финансовые, маркетинговые и иные ходы, принимать решения с учетом действующих правовых норм, использовать современные программы и методологии проводить исследования и оптимизировать работу компании. Вот он – «универсальный солдат»!
Тренд №9. Фокусное и динамичное обучение.
Психологи и ученые установили, что максимальная концентрация, внимания и усвоение информации у студентов происходит в первые 20 минут занятия. Пара длится 90 минут. Получается, что все оставшееся время проходит впустую?
Современная система подготовки специалистов учитывает «время концентрации». Сегодня преподаватели стараются разъяснить в первые 10-15 минут суть темы, основные или наиболее сложные аспекты. Далее делается небольшая «передышка»: отвлечение на решение задач, разбор примеров или «лирическое отступление» в рамках дисциплины. «Отдых» длится около 5 минут. Далее вновь преподаватель начинает разъяснять тему, но важность материала постепенно снижается.
Тренд №10. Преподаватель = авторитет, наставник + друг.
Если изначально учителя и педагоги выступали в качестве безукоризненного примера, авторитета, который было трудно и недопустимо «уронить», то сегодня «центр» сместился, роль преподавателя изменилась. Теперь преподаватели в ссузах и вузах выступают в качестве наставника (с определенной репутацией и опытом) и друга. Наставник – следит за качеством проектов, ходом занятий, усвоением предмета, проверяет материал и устанавливает замечания, дает рекомендации. Преподаватель, как друг, консультирует студента по всем вопросам, помогает ему разобраться в теме, рекомендуя подходящую литературу, варианты обработки информации и пр.
Таким образом, современная система отечественного образования переходит на «новый лад» используя новейшие технологии и приемы, перенимая часть новшеств из-за рубежа, разрабатывая актуальные программы подготовки, внедряя новые специализации и их вариации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!