Обзор общенаучных методов исследования: понятие, виды, роль, сфера применения

Выполнение любого исследования предполагает использование целого комплекса методов, которые могут быть пригодными в любой ситуации (стандартными) и узкоспециализированными (применяться при конкретных условиях). Сегодня мы рассмотрим первую категорию инструментов исследования – общенаучные.

Обзор общенаучных методов исследования: понятие, виды, роль, сфера применения
Выполнение любого исследования предполагает использование целого комплекса методов, которые могут быть пригодными в любой ситуации (стандартными) и узкоспециализированными (применяться при конкретных условиях). Сегодня мы рассмотрим первую категорию инструментов исследования – общенаучные.

Понятие общенаучных методов исследования

В системе научного познания принято выделить три основные категории методов: всеобщие (то есть применимые повсеместно), общенаучные (пригодные в любом исследовании, науке) конкретно-научные (частные, которые возможно использовать в конкретной ситуации).

Под общенаучными методами познания принято считать те приемы и инструменты, которые можно использовать при выполнении любого НИР независимо от его принадлежности к научной области и пр. Они считаются стандартными и позволяют оценить ситуацию, как с теоретической (научной), так и практической (прикладной) точки зрения.

С помощью таких схем исследователи оценивают происходящие явления и тенденции, проводят сравнительный анализ и выявляются достоинства, недостатки, сходства и отличия.

Виды научных методов исследования
Виды научных методов исследования

Данная категория приемов обладает следующими чертами:

  • Для их применения достаточно владеть банальными качествами и навыками сравнительного анализа;
  • Они доступны для каждого и не требуют наличия особых познаний и навыков. Для их реализации достаточно прочитать определение и понять его суть: что делать и как изучать;
  • Общенаучные методы применимы в любой научной области и считаются общедоступными, самыми простыми и понятными независимо от уровня подготовки исследователя;
  • Никаких ограничений в части и применения нет. Общенаучный подход эффективен как в отношении одного конкретного объекта, так и в отношении целой группы испытуемых;
  • Способны содействовать и обеспечивать достижение намеченного результата, но при этом доля риска не исключена;
  • Простота в применении, которая обеспечивает получение конечного результата в более короткие сроки, нежели задействование инновационного или сложного механизма, на изучение и внедрение которого потребуются дополнительные силы и временные затраты;
  • Общенаучные приемы не зависят от специфики объекта или отрасли, типа изучаемой проблемы, глубины погружения. Они позволяют получить общие представления или выделить особенности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В основе всех общенаучных методов лежат 4 категории: система, структура, элемент и функция. Это значит, что каждый из них может применяться совместно с другими инструментами, помогает четко структурировать материал и анализировать его, выделяя отдельные элементы или общности, изучая их поведение, и функции с достигаемыми результатами.

Особенность общенаучных методов заключается в том, что их можно обосновать или перепроверить любым удобным способом: с научной точки зрения, с практической, с помощью современных технологий и пр.

Виды общенаучных методов исследования

Общенаучная методология – это не 1 или 2 определенных инструмента или стандартные схемы. К данной категории относят три большие классификации приемов, с помощью которых исследователь может изучать выбранную тему на любом уровне: от реферата до докторской диссертации.

Первая группа общенаучных методов – общелогические. Наименование говорит само за себя – все инструменты требуют подключения логического мышления и критического мышления. К данной категории относят следующие подвиды:

  • Анализ. Этот прием основан на расчленении объекта на составные части с целью их раздельного (расчлененного) изучения. Разбивка может производиться по конкретным признакам ли свойствам. Анализ – это начальный метод, когда исследователь «входит на разведку или охоту за добычей». Миссия данного инструмента заключается в получении первых или общих представлений, формирований общей картины, констатации сути и конкретных закономерностей, связей.

Использование анализа как общенаучного подхода предполагает: изучение объекта или явления в целом, а затем с разбивкой на составные части с констатацией функции каждого составного элемента (как им пользоваться. Его роль в жизни объекта, возможности замены и пр.).

  • Синтез. В рамках этого приема автору НИР предстоит воссоединить раздельные части в единое целое. Фактически синтез – это обратно пропорциональная схема вышеописанному методу. Притом оцениваться будет не каждый отдельный элемент в составе общности, а совокупный результат от использования связанных структур. Если анализ позволяет найти отличия составных элементов друг от друга, то синтез содействует тому, чтобы автор понял их взаимосвязь, возможности совместного применения и эффективность такого «сотрудничества».
Понятие и пример общенаучных методов "Анализ" и "Синтез"
Понятие и пример общенаучных методов «Анализ» и «Синтез»

Анализ и синтез используются совместно: сначала изучается объект в целом, затем расчленяется на составные структуры, а позже определяется эффективность частного и совместного применения элементов, их роль в жизни исследуемого процесса и пр. Указанные приемы основаны на мышлении и логике, могут быть задействованы в теоретическом и практическом ракурсе

  • Аналогия. Данный общенаучный инструмент основывается на некотором сходстве нескольких предметов или элементов. В данном случае нет конкретики, все основывается лишь на умозаключении автора, его предположении, что одно правило будет действовать в отношении двух схожих элементов или предметов. Притом основанием для такого предположения будет именно их сходство (та самая аналогия).

Метод аналогии может подтолкнуть автора НИР к новым догадкам, переосмыслению старых понятий и правил, созданию инновационных гипотез или выводов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обратите внимание, что метод аналогии позволяет сделать лишь «поверхностный вывод» и не дает никаких гарантий, конкретики. При этом догадки автора НИР подлежат перепроверке.

Понятие и применение метода аналогии
Понятие и применение метода аналогии
  • Абстрагирование. Данный прием основан на концентрации внимания на конкретном признаке, сегменте, черте и полном отвлечении от иных элементов. Недаром в переводе с латинского он переводится как «отвлечение». Автору НИР предстоит отвлечься от частных деталей и обратить внимание на общих моментах. Важно выделить предмет среди массы подобных явлений или определить определенную черту, специфичную для конкретного объекта или изучаемого явления.
Специфика метода научной абстракции
Специфика метода научной абстракции
  • Обобщение. Данный прием основан на логике исследователя и предполагает переход с единичного свойства на объект в целом, установление общих свойств и признаков среди разных элементов или изучаемых предметов.

Обобщение чаще всего используется при формулировании выводов, подведении итогов по проделанной работе. Притом нередко благодаря данному приему происходит разработка научного аппарата и констатация научных категорий и понятий.

  • Индукция. Миссия данного приема – перенести частный вывод на общую. Схему, в отношении целой группы подобных явлений. Реализация инструмента возможна лишь посредством логики и критического мышления. Фактически здесь происходит изучение частного процесса, а затем полученные выводы распространяются на общие (более широкие) группы, получение общего результата.

В основе индукционного метода лежат три основных инструмента: эксперимент, исследование и опыт. На их основе происходит получение определённых фактов и констатация причинно-следственных связей.

Особенности дедукции и индукции
Особенности дедукции и индукции
  • Дедукция. Эта схема обратна вышерассмотренной: сначала автору НИР необходимо изучить общее явление или процесс, а затем полученный результат перенести в частное русло. То есть, если правило действует на всю систему в целом, то оно будет также действовать на отдельный составной элемент вне системы. Согласитесь, что такой подход вполне справедлив и логичен!

Как правило, последние два метода работают во взаимосвязи.

Все описанные приемы позволяют автору НИР собрать начальную доказательную азу и установит как общую картину дел, так и связь отдельных компонентов, сформулировать аргументированные выводы.

Вторая категория общенаучных методов – эмпирические. Эти приемы основаны на практических действиях и изучении конкретных объектов изнутри. В реальных условиях на базе добытых материалов «из эпицентра событий». Применение данной категории основано на принципах накопления информации, ее фиксации и изучения, классификации (анализа) и обобщения.

Какие методы исследования относят к эмпирической группе?
Какие методы исследования относят к эмпирической группе?

Основополагающими представителями эмпирической категории являются:

  • Наблюдение – изучение или восприятие процессов со стороны. Сам процесс наблюдения строится на базе целеполагания, избирательности и систематичности.

Проведение наблюдения не требует тщательного планирования. Главное – вовремя (оперативно) фиксировать получаемые результаты с учетом намеченной цели НИР.

  • Описание. Данный прием предполагает разъяснение установленных тенденций, явлений словесно с констатацией сходств, различий или иных свойств на базе научных познаний. Здесь применимы общие схемы разъяснения ситуации: сравнение, измерение и пр.
  • Эксперимент, предполагающий изучение объекта в рамках конкретных условий под контролем исследователя, его личного участия и пр. В составе эксперимента может быть вышеописанный метод наблюдения. Также важно отметить, что эксперимент проводится неоднократно (для перепроверки полученных результатов, определения степени достоверности итогов и пр.). Рассматриваемый прием – это идеализированный опыт, проходящий через три стадии: планирование, реализация и контроль, интерпретация.

Эмпирические приемы основаны на личном участии исследователя в сборе и обработке материалов. Здесь важна именно практическая составляющая, позволяющая оценить объект в действительности. Данные схемы успешно применяются в естественнонаучной, психологической, медицинской отрасли.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Третья группа общенаучных методов – методы теоретического познания. Данная классификация основана сугубо на теории и предположениях автора НИР, иногда включающей в себя некоторые фантазии и воображения с обязательным логическим обоснованием.

Методы теоретического познания
Методы теоретического познания

Среди наиболее популярных среди студентов и авторов НИР инструментов этого «жанра» выделяют:

  • Идеализация. Данный метод частично схож с абстрагированием, но абстрагирование в данном случае происходит от реальности. Исследуемый объект идеализируется и описываются те свойства, которые могли бы быть ему присущи в реальности для достижения наибольшего эффекта, но в действительности они отсутствуют. То есть автор НИР мысленно представляет идеал и сравнивает его с реальным объектом.
  • Моделирование. Эта схема основана на изучении объекта или его отдельных частей и их воспроизведении на «оригиналах» (схожих объектах или аналогах). Притом все воспроизводимые перемены и изменения в последствии переносятся логически на исходную модель (объект).
  • Формализация. Этот прием базируется на отображении полученных знаний в краткой, емкой и аргументированной форме, то есть фактически это констатация собранных фактов и выражение единой, связной и предельно точной мысли-вывода. Зачастую здесь основываются на точных аргументах и фактах: результатах расчетов, официальной отчетности, алгоритмизации и пр.
Способы формализации данных в исследовании
Способы формализации данных в исследовании
  • Аксиомизация. Этот прием предполагает построение теории, в основе которой лежат общепризнанные или ранее доказанные факты и теории, аксиомы. Доказательство выдвинутой гипотезы производится с помощью формально-логических приемов. Здесь важна научная база и знания исследователя.
  • Метод исторического и логического анализа, предполагающий исследование проблемы или объекта в динамике или от «истоков», обзор его эволюции развития.
Особенности исторического и логического метода в НИР
Особенности исторического и логического метода в НИР

Указанные схемы действуют строго при наличии соответствующей научной основы и теоретической базы: конкретных терминов, канонов, аксиом и пр. Они призваны обосновать простейшие гипотезы или разъяснить возможности применения отдельных инструментов.

Четвертая группа методов общенаучного характера – методы систематизации. Миссия этих схем заключается в грамотном распределении информации по определены признакам и формулировании определенных выводов, выработке отдельных суждений и гипотез. В числе наиболее популярных инструментов этого плана выступают классификация (перераспределение данных по основаниям, признакам), типология – распределение объектов по существенному признаку, таксономия – построение иерархии в рамках изучаемых тенденций и объектов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сфера применения общенаучных методов в НИР студентов

Общенаучные приемы и инструменты используются при написании всех видов студенческих работ, начиная с первого и заканчивая выпускным курсом. С их помощью авторам удается разобраться в теме, диагностировать проблему, изучить ее и выработать оптимальное решение. Но на старших курсах общенаучные приемы используются при подготовке теоретической главы и в начале анализа, при планировании мероприятий по оптимизации применяют частные или узкоспециализированные схемы.

Сфера и способы применения общенаучных методов в исследовании
Сфера и способы применения общенаучных методов в исследовании

При выполнении теоретической главы могут чаще всего авторы НИР используют общелогические приемы: индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез и пр.

Подготовка и интерпретация результатов аналитической главы происходит посредством использования эмпирических, логических и теоретических данных. Эмпирические схемы позволяют собрать ма4ксимум информации об объекте, логические – сделать промежуточные или общие выводы, выявить очевидные тенденции, а теоретические — разъяснить итоги аналитической мысли с научной точки зрения, обосновать и конкретизировать проблему, определить возможности объекта.

Рекомендательная глава научно-исследовательских студенческих работ основывается на методах эмпирического познаний (апробация, прогнозирование), систематизации данных и логических инструментов.

Подведение общих итогов по проделанной работе производится преимущественно на базе обще логических приемов с учетом всей ранее собранной и полученной информации.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод: общенаучные методы применяются студентам и исследователями не по одиночке, а в комплексе. Комбинированный подход позволяет получить не просто надежные и достоверные сведения, но и грамотно построить траекторию научного пути и решить проблему эффективно, с учетом имеющихся возможностей.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *