Обзор особенностей обучения на историческом факультете

Что живет с человеком на протяжении всей его жизни, постоянно пополняясь новым? Речь идет не просто о воспоминаниях, а об истории, которая может носить индивидуальный и глобальный характер.

Обзор особенностей обучения на историческом факультете
Что живет с человеком на протяжении всей его жизни, постоянно пополняясь новым? Речь идет не просто о воспоминаниях, а об истории, которая может носить индивидуальный и глобальный характер.

Сегодня одним из интереснейших направлений профессиональной подготовки является профессия историка. Несмотря на простой звучание, она обладает многогранными возможностями. Спектр применения дипломированных специалистов в исторической области огромен: от педагогики до туризма, от культуры и просвещения до госструктур.

Сегодня мы расскажем, с чего начинается и как происходит обучение на историческом факультете.

С чего все начинается?

Как правило, выбор профессии «историк» осуществляется под влиянием амбиций и заинтересованности индивида. Чаще всего о данном направлении подготовки задумываются люди, любящие читать и повышать уровень самообразования, увлеченные изучением исторических событий и тенденций, наблюдающие за современным состоянием в мире и пр.

Обучение на истфаке
Обучение на историческом факультете

История – это не просто череда событий, фактов, явлений. Данная наука позволяет определить тенденции, причины возникновения проблем, варианты их решения, перспективы развития. Для этого важно обладать критическим или аналитическим мышлением, хорошей памятью и пр.

Освоение исторического профиля начинается с базовых правил:

  • Конкретизация направления: историк-предметник, археолог, работник музея, гид и пр.
  • Выбор образовательного заведения, на базе которого действует педагогический или исторический факультет с подходящей образовательной программой;
  • Анализ учебного плана и выбор наиболее подходящей специализации, ориентированной на углубленное изучение профильных предметов с учётом будущего места работы, практики.

Далее важно конкретизировать условия для поступления в вуз на истфак: средний проходной балл, количество доступных к освоению мест (бюджетных и коммерческих), конкурс за вакант, стоимость образовательных услуг вуза/ссуза, вступительные испытания (ЕГЭ, междисциплинарный экзамен и пр.).

Важно заранее начать подготовку ко «вступительной кампании», чтобы достичь намеченной цели.

Специфика обучения на историческом факультете

Большинство поступающих полагает, что профессия историка носит чисто гуманитарный характер и не требует колоссальных практических навыков, умений на самом деле это не так.

Уровни подготовки историка
Подготовка на истфаке

Все зависит от выбранного профиля и сферы деятельности:

  • Теоретический экскурс по базовым дисциплинам предусмотрен на всех уровнях подготовки, независимо от выбранного ориентира и вида деятельности. Здесь предстоит много читать, разбираться в фактах, хронологии событий, причинах и последствиях ситуаций, особенностях исторических вех, политики и пр.
  • Практический блок напрямую зависит от «узости» специальности. В одном случае студенты будут проходить практику в «полевых условиях», занимаясь археологическими раскопками, в другом – музейная практика, в третьем – организация экскурсий и иных туристических мероприятий и пр.
  • Выполнение исследований в самых разных формах курсовая работа, НИР или отчет по НИР, научные статьи, ВКР, отчет по практике и пр.

Историкам предстоит не просто погрузиться в исторические дисциплины, но и оценить современные тенденции, определить их взаимосвязь (сходства, отличи и пр.) с ранее произошедшими подобными событиями, спрогнозировать перспективы развития и пр.

На историческом факультете учат не просто разбираться в информационной базе, литературе, но и развивать общечеловеческие и профессиональные качества: мышление, логика, педагогические азы, психология общения, исторические особенности в развитии стран/регионов/народов и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Анализ учебного плана покажет, на какие дисциплины и на каком этапе подготовки будет сделан особый акцент: глубина погружения, продолжительность лекций и практикумов, письменные проекты и пр.

В рамках практической подготовки студент должен пополнить «профессиональную копилку» навыками, которые ему пригодятся в трудовой деятельности:

  • Педагог должен научиться взаимодействовать с учениками, формировать план занятий, интересно преподносить информацию и заинтересовывать подопечных;
  • Археолог – владеть навыками по организации раскопов, анализ местности, грамотный поиск и извлечение найденных экспонатов, организация их хранения, транспортировку и исследование, экспертизу;
  • Музейный работник должен научится организовывать выставки, следить за сохранностью экспонатов и пр.;
  • Архивариус (архивный работник) не имеет отношения к раскопкам, но его деятельности не менее интересная и важная. Он должен владеть точными данными о конкретных исторических событиях и вехах, организовывать бережное хранение всех материалов с учетом даты и создания, допуска к ним и пр.

Специфические дисциплины, изучаемые студентами истфака

Помимо всем известных общеразвивающих предметов: философия, социология политология, история (отечественная и зарубежная), студентам исторического профиля предстоит погрузиться в специфические научные области, подчеркивающие сущность и специфик их профессии. О многих подобных дисциплинах абитуриенты ранее не слышали. К числу столь интересных и оригинальных наук относят:

  • Этнология и социальная антропология.

Эти предметы позволяют изучить согбенности развития разлитых культур, народов, определить сходства и отличия, разобраться в религиозных и культурных традициях, правилах.

  • Историческая география.

Под воздействием различных событий, явлений природа и «географические широты» государств поддавались коррективам. Благодаря этой науке студенты узнают, как человек знакомился и приспосабливался к природе и природным явлениям, воздействовал на нее, как создавались государства и изменялись их границы и территории, как природа влияла на жизнь и быт и пр.

Дисциплины, изучаемые студентами истфака
Что изучают будущие историки?
  • Палеография.

В основе данной научной области лежит изучение письменности: первые рукописи и записи, развитие символов, порядок расшифровки древних записей и рисунков, история становления современной рукописи, определение тенденций изменения письменной и устной речи, правил и пр.

  • Экскурсоведение.

Это комплексная дисциплина, которая призвана раскрыть теоретические и практические аспекты построения туристических программ: развлекательная и развивающая основа, посещение отдельных культурно-исторических мест с их описанием, особенностями, планирование пеших и иных экскурсий.

Помимо специфических дисциплин студенты углубленно изучают историю во всех ее проявлениях: всеобщая история, история Древнего мира, история стран Азии, новейшая история, история стран Латинской Америки и пр.

Порядок выполнения курсовых, дипломных и иных исследовательских работ на истфаке

Студенческие и научно-исследовательские работы исторического плана – это уникальные, значимые и интересные проекты, способные не просто углубить познания, но и развить логическое, аналитическое и креативное мышление.

Исторические исследования призваны продемонстрировать причинно-следственные связи в отношении конкретных событий путем сравнения ранних ситуаций и современности, сопоставления текущих возможностей и прогнозирования перспектив развития.

Методы изучения исторического материала
Как работать с материалами по истории?

В историческом проекте обязательно будет присутствовать хронология событий и определение ключевых моментов: дата, событие, следствие. Поэтому здесь имеет место анализ ситуации и поведение параллели между прошлым, настоящим и будущим.

В структуре курсовых, дипломных и иных работ на истфаке будут присутствовать три основных раздела: теоретический экскурс по прошлому, анализ современных условий (проблемы, темы), прогнозирование ситуации с учетом устоявшихся принципов, теорий и тенденций. Притом точные расчеты, сложные графики, чертежи будут отсутствовать.

Ключевая сложность при выполнении подобного рода проектов заключается в:

  • Четком структурировании материала и умещении сути в рамках определенного объема;
  • Поиске информации (ранние издания, архивные сведения, научные труды) и пр. Здесь в основу исследования лягут как устаревшие материалы, так и современные научные труды. Притом их соотношение может достигать 40-60 соответственно;
  • Повышении уникальности текста.

Какие предметы не практикуют на истфаке?

Исторический профиль — это уникальное направление подготовки, которое носит гуманитарный характер. Здесь важно максимально развить память, ораторские способности, логику и мышление, аналитический слад ума, планирование и организованность. Поэтому ряд дисциплин не включают в учебный план.

К числу непригодных историками предметов относят:

  • Высшая математика. Несмотря на действие точных дат, математические расчеты здесь не пригодятся. Достаточно просто запомнить. Вызубрить конкретные числа и события.
  • Математический и экономический анализ. Исторические явления не требуют определения экономического эффекта, математических просчетов и точных расчетов-прогнозов. Достаточно определить суть и роль происходящих явлений, провести причинно-следственные связи и пр.
  • Начертательная геометрия и черчение. Все явления, события и их хронологию можно уместить с помощью простейших схем, без знания особенностей проектирования и пр.

Какими качествами обладает квалифицированный историк, выпускник истфака?

Выпускники исторического факультета или профиля кардинальным образом отличаются от дипломированных специалистов иных направлений. Они обладают более глубоким пониманием происходящих событий, анализируют каждый шаг и результат, извлекая урок.

Какими качествами обладает квалифицированный историк, выпускник истфака?
Что нужно, чтобы стать хорошим историком?

На истфаке особое внимание уделяется не только историческим предметам. Учащиеся усиленно изучают иностранный язык. В числе обязательных является английский, а к дополнительному относят немецкий, китайский, французский и пр.

Историки изначально работают с колоссальным объемом информации, погружаясь в выбранную ими «среду обитания». Они обязаны не просто иметь представления относительно событий и развития страны, но и знать детали. Для этого им предстоит очень много читать, разбираться в информации (ее качестве, достоверности, точности и сути). Поэтому выпускники исторических направлений подготовки глядят сразу в корень, задавая точные вопросы, строго по делу, извлекая урок из чужих и собственных ошибок, истории.

Нередко именно выпускники истфака успешно занимаются научными исследованиями, занимают руководящие посты в госаппарате, трудятся в СМИ и медиа, выступают в качестве авторов студенческих и исследовательских работ.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Обзор особенностей обучения на историческом факультете”

  • никогда не учитесь ни на каких истфаках,это бермудский треугольник,из которого будет потом тяжело вылазить,вам тут выдадут мёртвый «диплом»,который только как туалетную бумагу можно использовать,а вы будете осёл с дипломом.Я сам закнчивал пединститут истфак им.Горького(сейчас им.Минина) в Н.Новгороде в 2000-м году и знаю эту помойку изнутри всю.Все с кем я имел глупость учиться,все мы вынуждены были переучиваться потом в других вузах на другие специальности,а это дорого очень,второе высшее платно по закону,под 400 000 рублей,оно вам надо?На жизнь ,особенно сейчас ,нужно смотреть трезво,сняв розовые очки,в день вручения диплома нам сказали «охранниками вас всегда возмут»-я что,на охранника учился?-вот и думайте…Историков никуда не берут на работу,сегодня даже инженеры на дне,не говоря уже о маргиналах-гуманитариях.Особенно это касается «белобилетников»-пацанов,им вообще тут ловить нечего,их даже под погоны не возьмут.Эта гниль история не нужна нигде,даже в школе учебные планы по ней сократили,это не предмет,а похмелье для ума,и с точки зрения рынка труда хуже варианта и выдумать нельзя,вы будете в полной ж..пе.Преподам на судьбу выпускника всё равно,они о себе любимых думают и о своих карьерах от чужих кровей,о свих дисерах и о тёпленьком местечке на кафедрах,это лохотронщики натуральные ,колпашники,и о той беде,в которую вы попадёте потом,не говорят конечно.Студенты им нужны как пушечное мясо,на каждого студента-бюджетника государство выделяет деньги,равные зарплате профессора,и чем больше лохов -историков,тем выгоднее,поэтому тут нет отчислений за неуспеваемость,как в политехе например. «Учатся» не студенты,а вся погань,чудики малахольные,пьяницы,наркоманы связанные с АУЕ,отбросы и выродки всех мастей,такое вот«студенчество»,впрочем других тут и не жди,нормальная молодёжь не пришла сюда.В КВНы кривляться,капустники ,утренники всякие,остальная бредятина-их любимое занятие…Нормальный человек выберет серьёзный ВУЗ,а не этот цирк шапито,тут ловить нечего,кроме злоключений потом.Воровство и кражи личных вещей,курток,дублёнок(у нашей старосты дублёнку тиснули за 600 доларей),шапок,часов-норма,эта помойная яма пединститут на прицеле у криминалитета,тут жульманы дежурят на каждом этаже следят-кто что на подоконниках забыл бы….Вот такая ситуация если коротенько,такая кртина Репина маслом.Не рекомендую настоятельно,но думайте сами,голову включайте.В мою бытность было в Н.Новгороде всего 10 ВУЗов,сейчас более 40-а,выберите серьёзный ВУЗ,а не этот клоунский дом…

  • Никогда не учитесь ни на каких истФАКах,попадёте в бермудский треугольник,из которого потом трудно будет вылазить.Я сам заканчивал пединститут им.Горького(сейчас им.Минина)в Н.Новгороде исторический факультет,и знаю это.Все с кем я учился подавляющее большинство вынуждены были переучиваться в других вузах на другие специальности,а это дорого очень-второе высшее платное по закону,только с другой специальностью серьёзной жизнь как-то пошла. Историков никуда не берут на работу,это нигде не нужно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *