Основы годового планирования воспитательной работы в ДОУ

Работа с детьми в ДОУ – одна из сложнейших. Педагог обязан не просто прививать маленьким непоседам определенные знаний и навыки (по возрасту и уровню развития), но и способствовать воспитанию каждого чада посредством «невидимого воздействия» со стороны.

Основы годового планирования воспитательной работы в ДОУ
Работа с детьми в ДОУ – одна из сложнейших. Педагог обязан не просто прививать маленьким непоседам определенные знаний и навыки (по возрасту и уровню развития), но и способствовать воспитанию каждого чада посредством «невидимого воздействия» со стороны.

Работа педагога (воспитателя) в ДОУ должна быть тщательно спланирована. Каждое занятие призвано расширить и/или закрепить у ребенка определенные границы знаний и умений, способствовать его всестороннему развитию. Нередко дети называют воспитателей «вторыми мамами», ведь они помогают им в становлении.

Одним из важнейших этапов подготовки каждого занятия в ДОУ, а также мер воздействия на каждого ребенка является планирование воспитательной и познавательной работы в детском саду. Сегодня мы расскажем о специфике данного процесса.

Сущность и роль годового планирования в ДОУ

Каждое занятие предполагает реализацию определенного сценария, в ходе которого дети получают новые знания, навыки. Воспитатель должен тщательно спланировать урок с учетом затрачиваемого времени, возможностей и способностей детей и пр.

Одним из важнейших мероприятий педагогов ДОУ является годовое планирование воспитательной работы, которое должно соответствовать не только действующим стандартам, но и возрастной категории ребенка (что он уже должен уметь и чему его необходимо учить, что он уже должен понимать и что предстоит разъяснять).

Структура годового плана
Что такое годовой план в дошкольном учреждении?

Планирование в ДОУ представляет собой процесс конкретизации цели и задач занятий с детьми, определением методов воспитания и развития. Для того чтобы каждый «урок» приносил определенную пользу, нужно тщательно планировать не только отдельное занятие, но весь годовой курс в целом. В этом и заключается годовое планирование: когда все занятия в совокупности позволяют развивать ребенка в соответствии с его возрастом, возможностями и способностями.

При формировании годового плана важно ставить достижимые и посильные для всех цели и задачи. Соблюдение намеченных приоритетов позволит педагогу ДОУ повысить качество дошкольного образования, сделать детей более грамотными и воспитанными, улучшить показатели собственной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что включает в себя годовое планирование воспитательной работы в ДОУ?

Чтобы занятие прошло с максимальной пользой, а «воспитательное воздействие» оказалось эффективным, нужно не просто разъяснить детям «что такое хорошо и что такое плохо», а заинтересовать их: преподнести информацию на «детском» языке, интересно (например, в виде игры) и пр. Эксперты отмечают, что если дети не замечают и не чувствуют прямого давления на себя, то они проще и легче воспринимают новую информацию.

Структура и содержание планов
Разновидности планов в ДОУ

Годовое планирование воспитательной работы в детском саду предполагает тщательную проработку программы на весь год (за год принимается учебный год с сентября по май). Здесь важно выделить несколько разновидностей планов: перспективное и календарное.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы включает в себя:

  • Общую программу развития на весь учебный год с описанием цели и задач;
  • Примерные сроки ее реализации;
  • Основные виды работы педагога с детьми: игры, творческие мероприятия, занятия (чтение. ИЗО, лепка, правописание, музыка и пр.), речевое развитие, физическое развитие социально-коммуникативное развитие и т.д.;
  • Анализ собственной работы за прошлый год: с какими проблемами столкнулся, какие новшества намерен внедрить в новом учебном году и пр.;
  • Работа с родителями: способы взаимодействия с родителями (телефон, мессенджеры, личное общение), собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями, неформальные беседы, консультации и пр.;
  • Учебные и методические пособия, которые легли в основу годового планирования. Здесь могут быть ФГОС и ГОСТы, учебники по развитию детей, дидактически е и методические материалы и пр.

Календарное планирование предполагает разбивку всех занятий по времени. Педагог ДОУ должен определить, сколько занятий и по каким направлениям будет проведено ежедневно/еженедельно/ежемесячно, продолжительность занятий и пр. Притом план на ближайшую перспективу должен быть детальным: что, как, зачем и когда изучают дети.

В ходе планирования воспитательной работы обязательно учитывается распорядок дня: зарядка, питание, прогулка и отдых, занятия и пр.

Чтобы деятельность педагога была максимально эффективна, ему необходимо грамотно подобрать методы воспитания и воздействия. Притом важно учитывать, что воспитательная работа в ДОУ нацелена на всестороннее развитие ребенка: научное, духовное, культурное, этическое и эстетическое, психологическое и пр.

Основы планирования воспитательно-образовательной работы

Что должен учитывать педагог при планировании своей деятельности на предстоящий учебный год?

На что должен обратить внимание педагог при разработке учебного плана
Планирование деятельности педагога в дошкольном учреждении

Шаг №1. Учитываем возрастные цензы детей.

В каждом возрасте ребенок получает определенные знания, навыки и представления, притом все они должны быть посильны и понятны для него. Если в группе есть «особенные» дети (или формируется специальная группа), то для них составляется отдельная программа развития с учетом их особенностей.

Шаг №2. Формируем перспективный и календарный план.

Перспективный план представляет собой глобальную, общую работу воспитателя: что он планирует делать в течение года, какая работа будет проводиться с детьми и родителями, кто и за что ответственен и пр. Календарный план детализирует перспективный, подробнее расписывая: что, как, где и когда будет изучаться и прививаться. Здесь важно принимать во внимание: все ли запланированные темы были пройдены в прошлом году, какие следует повторить и закрепить и пр.

Шаг №3. Анализируем результаты прошлого года.

Педагог должен объективно и адекватно оценить результаты своей работы за минувший учебный год: с какими проблемами он столкнулся, какие сложности возникали при выполнении ранее намеченного плана, какие меры он принял для решения вопросов и проблем, оценка их эффективности и разработка рекомендаций на перспективу.

Шаг №4. Учитываем подготовку коллектива.

Важно обращать внимание на уровень квалификации воспитателей и иного персонала, чтобы понимать, что он может дать детям, каковы его возможности и пр. Здесь необходимо грамотно распределять обязанности и полномочия в соответствии с имеющимися компетенциями.

Шаг №5. Утверждение плана.

Непосредственным формированием годового и календарного плана развития детей может заниматься воспитатель или старший воспитатель, но в любом случае предложенный план действия и программа развитии будет обсуждаться на педсовете, а затем утверждаться им и вышестоящим органом (администрацией ДОУ). Важно, чтобы план мероприятий соответствовал ФГОС и ГОСТ, был посилен как для педагога, так и для детей.

Обратите внимание, что все мероприятия и предложения воспитателя оформляются в официальный документ. Он обязателен для каждого работника и должен быть разработан для каждой группы.

Таким образом, планирование воспитательной и образовательной работы педагога ДОУ является основополагающим действием, которое предопределяет цели и задачи его деятельности, служит своего рода ориентиром в профессиональной жизни, позволяя четко очерчивать: что и когда, как он будет делать и для чего этого ему нужно. От качества планирования зависит успех работника детского сада, а также уровень развития и воспитания детей.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!