Основы исследовательского процесса: с чего начать научную работу

Выполнение любой курсовой работы, отчета по НИР или диплома, научной статьи предполагает проведение научного исследования. В свою очередь, подготовка столь серьезного документа является частью исследовательского процесса.

Организация исследовательского процесса

Выполнение любой курсовой работы, отчета по НИР или диплома, научной статьи предполагает проведение научного исследования. В свою очередь, подготовка столь серьезного документа является частью исследовательского процесса.

Понятие, элементы и тонкости исследовательского процесса

Под исследовательским процессом понимают определенный порядок действий, который позволяет универсанту ознакомиться с выбранной темой научного исследования. То есть это процедура по изучению какого-либо вопроса или момента в рамках конкретной предметной области.

Для реализации исследовательского процесса важно располагать определенным набором факторов и сведений: тема, исследовательский вопрос, источники информации, методология НИР, цель и задачи изучения, результаты исследования. Именно эти параметры являются составными элементами исследовательского процесса.

За что отвечает исследовательский процесс?
За что отвечает исследовательский процесс?

Рассматриваемая парадигма выполняет ряд полезных для автора проекта функций:

  • Развивающая. Она состоит в том, что пользователь по собственной инициативе или необходимости будет осваивать новые научные вопросы, горизонты, моменты, расширяя тем самым собственный кругозор;
  • Критическая. Данная задача предполагает оценку собранных материалов в рамках изучаемого аспекта с целью отбора качественных и достоверных материалов, подчеркивающих возможности применения тех или иных возможностей, подходов, мнений и перспективы их совершенствования;
  • Диагностическая. Эта миссия нацелена на выдвижение и поверку новых способов и приемов в решении проблемы. То есть автору студенческого или научного проекта предстоит предложить определённый вариант воздействия и проверить степень его эффективности;
  • Аналитическая. Посредством этой функции универсант подчеркивает тенденции, обосновывает собственную позицию или полученные им результаты, поясняет сложные или специфические моменты НИР, проводит сравнительный анализ и подытоживает ход проделанной работы;
  • Констатационная. Посредством реализации исследовательского процесса пользователь находит конкретные ответы на поставленные вопросы, то есть добивается определённого результата, внося вклад в развитие науки/отрасли. Фактически, он отмечает определенный способ влияния на проблемное звено, предоставляя аргументы в его пользу и описывая особенности применения своей разработки.

Таким образом, исследовательский процесс представляет собой ход изучения определенного направления, вопроса, аспекта в рамках конкретной предметной области. Визуально он представлен в виде разбора темы и развития новейших подходов к решению проблемы.

Для его реализации пользователю важно иметь основу. Она состоит из навыков по разработке научного аппарата, формулировке исследовательских вопросов (основных и вспомогательных), подборе методологического аппарата, утверждении понятийного аппарата, умении работать с источниками информации, добиваться результата и четко его аргументировать, грамотно представлять. Владение указанной базовой позволит вузовцу эффективно и успешно заниматься научной деятельностью.

Проще говоря, исследовательский процесс – это действия по изучению и развитию выбранной темы, непосредственное проведение научного исследования с констатацией полученных результатов, собственного мнения (авторской позиции).

Классические этапы исследовательского процесса

Исследовательский процесс – это не просто чтение научной или академической литературы. На самом деле данная процедура носит комплексный характер и предполагает наличие определенной последовательности действий.

Этап исследовательского процесса

Краткая характеристика, суть

Основные действия

Выбор темы Определение темы исследования Выбор темы, выделение основных моментов – цель, задачи, проблема
Проектирование и планирование исследования Построение концепции и программы исследования Разработка научного аппарата, определение границ исследования, утверждение цели и основных ориентиров научной деятельности
Проведение научного исследования Изучение и развитие темы, выдвижение и проверка гипотезы Работа с первоисточниками, анализ данных, проведение собственного научного исследования, констатация результатов с их обоснованием, оценкой
Оформление документа Описание результатов исследования с учетом действующих регламентов и требований учебного заведения Интерпретация хода и результатов исследования, оформление проекта

Первым делом универсанту или аспиранту предстоит определиться с темой проводимого исследования. То есть он должен понимать, в каком направлении будет развиваться (научная область), что именно он намерен следовать (какие вопросы изучать, решать) и что ему для этого потребуется. В рамках тематического самоопределения важно учитывать внешние и внутренние факторы.

Вторым этапом является проектирование и планирование научной деятельности. В данном случае вузовцу предстоит разработать научный аппарат и установить конкретные ориентиры, границы, параметры, предопределяющие логику исследования. В рамках текущей стадии важно грамотно сформулировать цель и задачи НИР, выделить проблему и сформулировать исследовательский вопрос, определить наиболее подходящие методы исследования.

Третий шаг – реализация плана исследования. Именно на этой стадии происходит практическая часть исследовательского процесса. Она основана на поиске источников информации согласно теме исследования, проверке собственной гипотезы и обосновании авторской позиции, описании полученных результатов с научной и практической аргументацией, оценкой степени эффективности и перспективности. То есть основополагаю9щими действиями автора проекта здесь являются сбор и анализ материалов.

Четвертая стадия исследовательского процесса предполагает оформление проекта в определенном формате: курсовая работа, дипломный проект, научная статья, диссертация, НКР и пр. То есть здесь происходит грамотное описание результатов исследования: преобразование первоисточников, их группировка и переработка, описание мероприятий и выводов, обоснование авторской позиции и идеи с учетом общепринятых нормативов и гостов.

То есть сам по себе исследовательский процесс опирается на саморазвитие, глубокое погружение в выбранную предметную область или вопрос с дальнейшим оформлением научно-исследовательской работы согласно требованиям вуза.

Особенности построения исследовательского процесса по теме научной работы

Подготовка и реализация исследовательского процесса обладает рядом специфических черт. Во-первых, данная процедура призвана очертить определённые масштабы и границы исследования. В данном случае автору проекта придется полагаться на ряд факторов:

  • Внешние – осваиваемая специализация, предметная область исследования, узость и специфика темы, действующие регламенты и ограничения (по времени выполнения научного исследования, требования научного руководителя и пр.);
  • Внутренние – личное восприятие темы, возможности автора по работе с материалами (доступность, уровень подготовки и пр.), выбранная студентом проблематика или исследовательский вопрос, текущие представления по теме и пр.

То есть построение исследовательского процесса будет носить комплексный характер и учитывать все правила, условия, ограничения и возможности.

Правила построения исследовательского процесса
Правила построения исследовательского процесса

Во-вторых, проектирование, планирование и реализация исследовательского процесса – кардинально разные процедуры. В рамках проектирования и планирования пользователь старается выстроить порядок действий, который приведет к конечному результату и поможет разобраться в теме. Но его реализация может отличаться от намеченной программы из-за возникающих форс-мажоров, дефицита информации, сложностей в ходе НИР, отсутствии доступа к информации и пр. То есть реализация исследовательского процесса может изменять изначально намеченную траекторию изыскания, но все коррективы вносятся только при наличии весомых оснований и четких аргументов.

То есть исследовательский процесс – процедура, зависимая от массы факторов и условий, гибкая, маневренная.

В-третьих, среди специфических черт исследовательского процесса можно выделить целенаправленность. То есть погружение в выбранную область, вопрос, будет не просто из-за личной инициативы, а с конкретной целью. То есть каждый шаг в рамках научной деятельности призван принести определённый результат и помочь «сложить пазл», общую картину.

В-четвертых, рассматриваемая парадигма обладает признаками системности. То есть для ее построения, проведения и затем описания студентам потребуется не 1 конкретное мероприятие, а целый комплекс мер. Раскрытие избранной темы будет логичным, постепенным, результативным, упорядоченным.

В-пятых, исследовательский процесс немыслим без литературного или научного (систематического) обзора и самостоятельного проведенного научного исследования. Притом раскрытие темы может быть как сугубо теоретическим (на основе разбора имеющихся первоисточников, соотнесения подходов и мнений), так и прикладным или комбинированным. Но в любом случае для обоснования результатов и выводов вузовцу предстоит полагаться на качественные материалы.

Еще одной особенностью исследовательского процесса является его аналитический и критический характер. То есть пользователю предстоит именно изучат, перерабатывать, оценивать, сопоставлять данные, использовать их для обоснования ил опровержения отдельных моментов и результатов. Без аналитики, фактчекинга и констатации данная процедура не имеет смысла и превращается в банальное реферирование или плагиат.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие специфические черты исследовательского процесса: узость и целенаправленность, упорядоченность и комплексность, зависимость и связность, логичность, системность, аналитика и конструктивная критика. Именно указанные параметры помогают повысить качество исследования в целом, обеспечить надежность и достоверность результатов.

Тонкости исследовательского процесса

Исследовательский процесс требует не просто грамотного построения и упорядочивания мероприятий, действий, но и соблюдения ряда тонкостей в пределах каждого шага, элемента. Ниже мы раскроем их детальнее.

Сложности в выборе темы НИР и определении проблемы исследования

С чего начать научную работу? Конечно же, с выбора подходящей, интересной и самое главное актуальной темы. Именно она задаст направление. Но в ходе данного мероприятия важно быть предельно внимательным и адекватным. Что это значит?

Студенту или аспиранту следует выбирать такое направление, где есть место, чтобы «развернуться». То есть очень важно изучать еще не решенную. Проблему или требующую инноваций область, где есть проявления скачков, определённые тенденции (чаще всего негативные) и пр.

Извлекаем базу для исследовательского процесса из темы
Извлекаем базу для исследовательского процесса из темы

Выбор темы научного исследования должен быть осознанным. То есть индивид должен понимать, что ему предстоит изучать и решать, какие фрагменты «подтянуть» и восполнить, на что опираться в развитии собственной гипотезы и пр.

Выбор темы основывается на текущих представлениях, уровне подготовки автора и его умении предлагать новшества, разрабатывать их, проверять и развивать. То есть данная процедура подсознательно взвешенная и тщательно продуманная.

Лучше всего выбирать тему после изучения авторитетных первоисточников или литературного обзора.

Как правило, сложности в рамках тематического ориентирования возникают на фоне неопределённости интересов исследователя, его слабой подготовки и недостаточности опыта.

Особенности разработки научного аппарата проекта

Научный аппарат призван упорядочить общий ход научной работы и раскрытия заявленной темы. В данном случае важно понимать суть и значение каждого элемента, тонкости его формулировки в составе научной работы.

Состав научного аппарата исследования
Состав научного аппарата исследования

Подготовка научного аппарата в рамках исследовательского процесса сводится к следующим мероприятиям:

  • Постановка цели в виде отражения основных мероприятий, на основе которых автор раскроет суть исследовательского вопроса и решит соответствующую проблему. Цель показывает, что намерен предпринимать автор проекта и для чего это делается. Ее отражение укладывается в рамках одного предложения.
  • Описание задач исследования. Ни призваны уточнить ход НИР и конкретизировать логику проводимого исследования: последовательность шагов, особенности изыскания, авторский подход к раскрытию темы. Акцент на проблеме и пр.;
  • Выбор методов исследования. Как правило, на начальном этапе студенты полагаются на общенаучные подходы и лишь при глубоком погружении в проблематику полагаются на специализированные приемы. То есть автор должен понять, какие именно способы помогут ему грамотно провести научное исследование и затем корректно его представить. По ходу НИР он может дополнять или изменять методологический аппарат, исходя из текущих возможностей и потребностей. Выбор методов будет основан на поставленных цели и задачах изыскания;
  • Основной исследовательский вопрос и проблема исследования. Постановка этого компонента требует выделения узкой тематической области и конкретного вопроса, который будет решать автор. Именно на его основе в дальнейшем будет основана гипотеза (потенциальное решение).
  • Информационная основа. Ее разработка усложняется либо дефицитом, либо избытком материалов. Но в любом случае индивиду нужно совладать с ситуацией и правильно использовать имеющиеся ресурсы для описания ситуации, обоснования результатов и выводов, авторской позиции и пр.

Разработка научного аппарата научной работы – процесс тонкий, гибкий, индивидуальный. Поэтому каждый автор должен сначала разобраться в теме, а затем понять: что он намерен решать, развивать и как он будет это делать. Важно установить четкие границы и ориентиры, следовать им.

Планирование и проектирование научного исследования

При построении концепции научной работы очень важно продумать и предусмотреть каждый шаг, вариант развития событий, учесть массу факторов и сделать правильный выбор в пользу конкретного решения и пр. Согласитесь, это весьма тонкая грань и уникальный процесс, требующий максимальной вовлеченности, заинтересованности и глубокой подготовки.

Для начала исследователь должен понимать разницу между процессами проектирования и планирования. Проектирование воссоздаёт общую траекторию НИР, а планирование детализирует его, постепенно сужая и ограничивая, утончая. О проектировании и планировании научного исследования более подробно мы писали в нашем блоге ранее.

Суть проектирования и планирования исследования
Суть проектирования и планирования исследования

Среди тонкостей этого этапа исследовательского процесса можно отметить следующие моменты. Во-первых, ничто не вечно и не стабильно. Это означает, что концепция и план НИР может быть изменен автором по мере проведения исследования, исходя из ситуации, потребностей и необходимости в переменах, на фоне располагаемых фактов и ресурсов и пр.

Во-вторых, каждый шаг, результат, изменение должно быть не просто получено, но и тщательно описано, обосновано. То есть индивид будет выполнять конкретные действия целенаправленно, точно, аккуратно, обдуманно и взвешенно.

В-третьих, с помощью проектирования и планирования исследователь старается изначально предусмотреть риски, угрозы. Особенности темы, чтобы исключить в дальнейшем недочеты, ошибки, погрешности, которые могли бы сказаться на точности и достоверности результатов, их применении в перспективе.

Таким образом, проектирование и планирование научной работы призвано конкретизировать траекторию исследовательской деятельности, минимизировать риски и ошибки, повысить общее качество изыскания. Но каждый автор сам определяет порядок действий, исходя из личного восприятия и уровня подготовки. То есть тонкости выстраивания концепции НИР в наибольшей степени субъективны.

Специфика литературного обзора в рамках исследовательского процесса при выполнении научной работы

Подготовка литературного обзора по теме научной работы – один из основополагающих шагов, предопределяющий возможности развития избранной темы, разработку современных и инновационных подходов к решению проблемы.

Среди вероятных сложностей в формировании информационной основы для научной работы модно выделить следующие моменты:

  • Доступ материалов. Не все важные или подходящие первоисточники будут находиться в открытом доступе. Придется либо от них отказаться, либо искать альтернативные пути их применения;
  • Качество материалов. Исследователю предстоит убедиться в том, что каждый из источников информации надежен, достоверен и может без ущерба применяться в составе проекта в определённой роли: для описания, сравнения, обоснования ил опровержения и пр.;
  • Контекстуальные особенности применения материалов. Автору научной работы предстоит понять не только возможности включения первоисточника, но и тонкости его включения в контекст собственного текста: с помощью какого приема задействовать, как обыграть и преподнести, как оформить и пр. Учтите, что употребление любого ресурса должно быть легальным!
  • Исключение дублирования информации. В данном случае важно не спутать отражение схожих точек зрения в рамках изучаемого явления или вопроса с повторением одной и той же информации.

Литературный обзор – это не только теоретическая часть научной работы. На самом деле к данной категории относят употреблением первоисточника в составе любой части НИР с определённой целью., миссией. Важно уметь правильно и целенаправленно включать в состав документа материалы, учитывая контекст и специфику полученных результатов.

Методология научной работы: как правильно подобрать методы исследования?

Продумать методологический аппарат – не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. В этом деле важно учесть следующие особенности.

Во-первых, все приемы должны быть уместными в рамках заявленной темы и цели проводимого научного исследования. Во-вторых, каждый способ должен иметь свое место в составе проекта, исследования. То есть важно понимать, когда и где он уместен или необходим, как им воспользоваться, что для этого необходимо. В-третьих, все инструменты, приемы, способы должны иметь четкое обоснование, которое подчеркнет их важность, нужность и результативность.

Методы исследования фактически воспроизводят программу и концепцию автора, помогают ему в проверке гипотезы и разработке, обосновании решения проблемы, раскрытии исследовательского вопроса. Поэтому к их выбору стоит отнестись с максимальным вниманием и ответственностью.

Как правильно собрать информационную базу для научной работы?

Поиск первоисточников по теме научной работы – еще один сложный и изнурительный процесс. Здесь автора подстерегает немало нюансов, которые важно предусмотреть:

  • Поиск материалов должен быть точным, тематически направленным, учитывающим лан исследования;
  • Все первоисточники предстоит перепроверить на критерии качества и надежности. Такой ход поможет избежать получения сомнительных результатов, повысить качество НИР;
  • Учитывайте релевантность источников информации;
  • Определите перечень основных материалов, на которых можно выстроить ход научной работы, а затем дополните ее вспомогательными сведениями для уточнения деталей, сравнения, обоснования и пр.;
  • Определите роль и место для каждого первоисточника с учетом плана документа, авторской задумки и восприятия, этапа исследования. Используйте каждый ресурс с конкретной целью.
  • Корректно вписывайте материалы в текущий контекст.

Разработка информационной базы сопровождается массой нюансов, которые важно предусмотреть во избежание ошибок и получения неточных результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Советы по организации и реализации исследовательского процесса при выполнении научной работы

Исследовательский процесс требует не просто четкой организации, но и грамотного исполнения. Только при таком походе исследователь сможет получить качественные и эффективные результаты.

Для начала автору студенческой или научной работы нужно разобраться в теме: получить представления по ней основных моментам, результатам, достижениям. Универсанту важно понять, какие аспекты остались неурегулированными, требуют вмешательства, насколько гни посильны для него. То есть при выстраивании концепции НИР важен сознательный и взвешенный подход.

Не стоит забывать о требованиях к научному исследованию: формальных и неформальных. Учтите все советы и замечания, подсказки, альтернативы и варианты развития событий. Лучше быть подготовленным, чем быть застигнутым врасплох. Такой расклад поможет быстро сориентироваться по ходу реализации, быть более гибким и маневренным, оперативно внести правки и обосновать их.

Перепроверяйте каждый шаг и результат, и только после этого можете приступать к их интерпретации, оформлению и отражению в составе научной работы.

Исследовательский процесс – это порядок, ограниченность, узость и целенаправленность в проведении научного исследования. Именно он формирует кастет и помогает автору в совершении открытий.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Основы исследовательского процесса: с чего начать научную работу”

  • интересная довольно статья. получается, исследовательский процесс – это непосредственно проведение и дальнейшее описание мероприятий и результатов. притом в этом тексте тонкости изложены максимально сжато, на блоге можно найти более полное руководство по каждому пункту. но в целом, суть передали понятно и просто, без заморочек.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *