Особенности прохождения и оформления археологической практики

Студенты исторического факультета с трепетом ожидают практики. Нередко она проходит в довольно специфических местах и «изысканных формах». В этой статье речь пойдет о педагогической практике, а об археологической.

Особенности прохождения и оформления археологической практики

Студенты исторического факультета с трепетом ожидают практики. Нередко она проходит в довольно специфических местах и «изысканных формах». В этой статье речь пойдет о педагогической практике, а об археологической.

Что это такое?

В целях обретения конкретных профессиональных навыков и качеств обучение в Вузе предполагает не только пополнение теоретического багажа, но и наличие практического блока. Чаще всего он представлен в виде прохождения практики за пределами Вуза под контролем опытных квалифицированных специалистов.

Археологическая практика
Использования обретенных знаний и умений на практике

У студентов исторического факультета практика может проходить в самых разных вариациях, в зависимости от выбранного направления: педагогика, археология и пр. Поэтому она может осуществляться как в образовательном заведении, так и в самых настоящих «полевых условиях».

Археологическая практика предполагает задействование студентов исторического факультета в поиске, обработке (анализ, оценка, описание и пр.) и изучении исторических и природных памятников. Продолжительность данного мероприятия регулируется каждым ВУЗом самостоятельно. Как правило, археологическая практика проходит летом, когда климатические условия позволяют проживать в определенной местности и заниматься раскопками, исследованиями и пр. В среднем на это мероприятие выделяется около 2-3 недель, но это не значит, что все это время практиканты живут на природе. Им предстоит не только обнаружить или помочь в организации раскопок, изучении объекта, но и оформить соответствующий отче.

Как проходит археологическая практика?

В самом простом виде археологическую практику можно представить, как «учебный организованный поход». Учебный – потому что данное мероприятие призвано закрепить пройденный материал, дать учащимся определенные представления о практической работе исследователей, научить применять знания в профессиональной и повседневной жизни. Организованный – так как требует определенной подготовки: сборы, правила поведения, инструктажи, проживание в полевых условиях и пр.

Как проходит археологическая практика?
Особенности организации и проведения археологической практики

Археологическая практика предполагает реализацию следующего алгоритма действий:

  • Выбор места для проведения практических заданий, исследований с учетом образовательной программы, уровня подготовки студентов. Данное решение принимает научный руководитель и администрация ВУЗа;
  • Выезд на определенную территорию с учетом сроков проведения практики;
  • Создание (обоснование) лагеря, организация условий для проживания и прохождения практики: установка палатки, подготовка продуктов питания к хранению и приготовлению и пр.;
  • Подготовка места для раскопок: исследование грунта и местности, работа с отсевом;
  • Исследование местности и находок: очищать от загрязнений, хранить, анализировать и определять период их происхождения, специфику, роль и значение и пр.

Первая археологическая практика возможна по окончании первого курса обучения. Она носит ознакомительный характер и призвана познакомить учащихся с реалиями: условия практики, основные мероприятия, сложность работы и пр. Начиная со второго курса, студентов привлекают к серьезным работам: непосредственное проведение раскопок, различные исследования местности, оценка условий, оценка находок и пр.

Еще до начала археологической практики студентам предстоит подготовиться к ней: рассчитать затраты на продукты питания, «сложиться» и закупить их, подготовить необходимую тару (кастрюли, спички, тарелки и пр.). Ассистенту по практике и научному руководителю предстоит подготовить необходимые инструменты, провести инструктажи и пр.

Раскопки будут проводиться каждый день с учетом погодных условий и возможностей учащихся. Студентов не пугают никакие преграды, ведь сам процесс весьма интересный и увлекательный. Физически сложная работа отводится молодым людям, а аналитическая, «кулинарная» и исследовательская – девушкам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Самые интересные «новости» и результаты практики на 3-4 день, когда юным «археологам» удается обнаружить «признаки жизни», определенные предметы и пр. Здесь наступает ответственная миссия: использование подходящей методики извлечения объекта, его очищение, определение «возраста» предмета, принадлежность к определенной исторической эпохе, роль и назначение и пр. По окончании практики находки могут направить в местный музей.

В ходе этого мероприятия учащиеся получают опыт работы в команде, грамотно распределять обязанности, качественно выполнять задания и поручения, пользоваться знаниями, открывать новые границы, нести ответственность за свои действия и поступки и пр.

Особенности формирования отчета по археологической практике

Археологическая практика с учетом вида (учебная, производственная или преддипломная) должна быть оформлена соответствующим образом. По окончании раскопков практикантам предстоит оформить все мероприятия в отчете.

Структура отчета по археологической практике
Из чего должен состоять отчет по практике археолога?

Структура отчета будет отличаться от типичного документа, так как в нем будут содержаться следующие элементы:

  • Титульный лист. Бланк этого раздела стандартный. Его призвание – дать общее представление о проделанной работе: кем организована (ВУЗ, научный руководитель), кем выполнена (студент, специальность), тема и дата защиты;
Титульный лист
Пример оформления титульного листа
  • Индивидуальное задание практиканта. Оно выдается каждому студенту отдельно, но исключительно в рамках его возможностей, особенностей проведения практики и пр. Списать – не получится. Здесь практиканту придется применить имеющиеся знания и навыки на практике, решить поставленную задачу (проанализировать, исследовать, диагностировать, оценить, описать и пр.);
Индивидуальное задание
Что такое индивидуальное задание студента?
  • План практики, представляющий собой подробное «расписание» действий практиканта на весь срок с учетом продолжительности практики и возможностей учащихся, цели и инструментов;
  • Дневник практики. Здесь практикант самостоятельно отмечает, чем он занимался в течение каждого дня, какие задания выполнял, каких результатов и успехов достиг, с какими сложностями столкнулся и как их разрешил;
Дневник практики
Ведение дневника практики
  • Основная часть отчета: обзор действий и анализ результатов. На данном этапе практиканту предстоит сначала расписать основные методики и особенности практики: где проходит, в каких условиях (описание местности), какие мероприятия проводятся, какие методы и инструменты применимы и пр. Затем важно описать полученные результаты: что найдено провести изъятие и оценку находки, провести «историческую экспертизу», организовать условия хранения и пр. Необходимо кратко и емко описать каждый шаг.
  • Выводы. В этом разделе целесообразно показать степень достижения намеченной цели, основные мероприятия и полученные результаты, отметить, чему научился практикант, с какими проблемами столкнулся и как их разрешил, сопоставить план и дневник практики (для определения соответствия действий намеченным перспективам) и пр.;
  • Отзыв научного руководителя и характеристика на практиканта, призванная дать объективную оценку всем действиям, знаниями м навыкам уровню профессиональной подготовки.

Важно не просто описывать ситуацию, находки и мероприятия, но и прилагать «вещественные» доказательства. Конечно, прикрепить «найденный артефакт» не удастся, но дополнить отчет по практике иллюстрациями и фотографиями «из эпицентра событий» можно и нужно!

В раздел приложения целесообразно включить фото местности, результаты исследований грунта, фото находок и пр.

Текст отчета по археологической практике должен быть выполнен в рамках академического письма, с учетом принципов логичности и последовательности, читабельности. Оформление документа регламентируется ГОСТами и методическими рекомендациями.

Средний объем отчета по практике достигает 25-35 страниц печатного текста. Основные параметры документы: шрифт – Times New Roman 14, межстрочный интервал – 1,5, абзацы и отступы, «красные строки» — 1,25 см., все рисунки и графические материалы, таблицы должны иметь нумерацию и наименование (подчеркивающее миссию или роль элемента).

Все аналитические разделы должны сопровождаться грамотными и аргументированными выводами автора. Перед сдачей материалов на проверку или защиту тщательно поверьте документ на соответствие заявленным требованиям. В случае грубых нарушений практиканту грозит недопуск или неудовлетворительная отметка.

Дисхелп и археологическая практика

Конечно, наши специалисты не станут выезжать вместе со студентами в полевые условия и заниматься раскопками, археологией. Наша команда поможет в оформлении отчета по археологической практике, притом готова предоставить, как информационную и доказательную базу, так и обработать собранный практикантами материал с учетом заявленных требований!

Эксперты Дисхелп готовы выполнить отчет по археологической практике, гарантируя высокую уникальность работы, незыблемое соблюдение действующих стандартов и регламентов, читабельный и грамотный текст, соблюдение дедлайнов и договорных обязательств (каждый заказ оформляется при помощи договора, деятельность Дисхелп полностью легальна!)! Мы не продаем документы об образовании, но облегчаем путь к их получению, выполняя вместо загруженных студентов письменные работы. Консультируя их по всем вопросам, касающихся учебного процесса.

Направить заявку можно, лично посетив офис, или через наш сайт, заполнив электронный бланк заказа.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!