Подготовка дипломной работы по курсам МВА – финальный этап для слушателя, где ему предстоит выложить на все 200%. Ведь от качества исследования и его защиты зависит возможность обрести не только диплом МВА, но соответствующий реальный опыт по применению современных технологий и полученных знаний.
Написание аттестационной работы в рамках программ МВА начинается с выбора темы исследования, а далее путь исследователя продолжается разработкой научного аппарата. Это действие является первым шагом в рамках проектирования и планирования исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
С чего начинается разработка научного аппарата дипломной работы МВА?
Перед тем как приступить к мозговому штурму относительно научного аппарата МВА-исследования, целесообразно выбрать и предварительно ознакомиться с темой дипломной работы, «примерить» ее «на себя» и собственные потребности, нужды и пр. Согласитесь, что разработка научного аппарата возможна только при заданной траектории исследований. Для этого слушателю как минимум необходим полностью пройти выбранный им курс (программу), а затем выбрать подходящую ему тему для аттестационной работы.
На первом этапе выпускнику МВА-курса следует оценить ряд моментов.
Во-первых, слушателю курса важно разобраться в каждом предмете или теме в рамках программы и выделить наиболее интересные или полезные для его практики направления и проблемы, темы. Уже на этом шаге следует сопоставить собственные возможности по проведению теоретического или прикладного исследования с акцентом на практику: автору исследования предстоит оценивать современные инструменты и механизмы по воздействию на проблему или опробовать его на собственном опыте (не забываем, что слушателями МВА-курсов становятся работники административного аппарата бизнеса).
Во-вторых, выбор и формулирование конкретной темы исследования должен подчеркивать проблематику. В свою очередь, заявленная проблема должна укладываться в пройденную программу, то есть в обязательном порядке должна быть захвачена, раскрыта, проработан механизм ее диагностики или решения инновационными способами.
В-третьих, проектирование исследования должно учитывать общие правила написания дипломной работы МВА. Узнать требования и правила выполнения исследования можно в методических рекомендациях. Как правило, в этом документе подробно расписываются обще моменты, затрагивающие структуру и содержание проекта, основные элементы научного аппарата и пр.
После выбора и утверждения темы дипломной работы МВА можно приступать к проектированию и планированию хода изучения и раскрытия основных моментов, а также разработке научного аппарата.
Особенности разработки научного аппарата дипломной работы МВА
Научный аппарат в целом имеет единую структуру для всех дипломных проектов (и не только). Но в рамках аттестационных работ по курсам МВА он будет обладать некоторыми специфическими чертами.
Первой особенностью научного аппарата МВА-исследования становится его ориентация на бизнес-сегмент и соответствующие моменты: ориентир на инструментарий по управлению бизнесом или ситуацией, отдельными компонентами и пр. То есть весь научный аппарат будет сосредоточен вокруг сугубо управленческой, бизнес-проблемы и обособлен конкретной темой, где она будет подчеркнута.
Второй специфической чертой научного аппарата в рамках дипломной работы по курсу МВА будет выступать специфическая методология исследования. Она будет носить комбинированный характер, но в основе выработки качественного управленческого решения должен лежать изученный, новейший подход (освещенный в рамках программы). Исходя из данного пункта, можно отметить: разработка научного аппарата также ограничена тематическими и методологическими особенностями заявленного курса.
Элементы научного аппарата |
Дипломная работа бакалавра, магистра или исследование аспиранта |
Дипломная работа МВА |
Актуальность | Обоснование выбора темы и отражение того, что заявленная тема важна для современности, имеет место в реалиях | Важно показать наличие управленческой или бизнес-проблемы административного характера, с которой исследователь столкнулся лично или которая проявляется на практике на текущий момент развития экономики |
Цель | Изучение теоретических аспектов и их применение, оптимизация процессов в рамках заданной темы и масштабов исследования | Исследование современных подходов к решению бизнес-проблемы и их оценка/внедрение/адаптация под нужды автора или отечественных реалий |
Задачи |
Поэтапное описание исследования, основные мероприятия, общая логика изыскания с акцентом на действия и ключевые моменты по теме |
|
Объект |
Конкретная плоскость, на примере которой будет происходить изучение проблемы, выработка достойного и эффективного решения |
|
Предмет |
Научная парадигма, ключевое явление, обстоятельство или признак, подлежащий всестороннему изучению |
|
Методология | Все посильные для автора приемы и способы | Классические способы с обязательной увязкой нового подхода (современного, инновационного и пр.), принцип аналогии с конкурентами или лидерами рынка |
Ценности или значимость исследования | Оценка полученных результатов, перспективы применения | Анализ и оценка конечных результатов с акцентом на выгоду, пользу, оптимизацию бизнес-процессов и системы управления |
Третьей особенностью научного аппарата МВА-исследования является его ориентация на практику под отечественные реалии, нужды конкретного объекта или сегмента исследования. Автору аттестационной работы предстоит не просто описать особенности применения современных подходов к решению заявленной проблемы. Ему важно показать его пригодность с учетом действующих норм, условий, возможностей и пр. В отдельных случаях исследователю предстоит грамотно «адаптировать» иностранную модель поведения под российские реалии или возможности конкретного объекта исследования, оценить (или как минимум спрогнозировать) эффект, предоставить четкие рекомендации по его внедрению на практике и пр.
Таким образом, разработка научного аппарата дипломной работы МВА будет основываться на освоенных в рамках пройденного курса методах и категориях, правилах и подходах, современных приемах по решению существующих в мировой практике управленческих проблем, бизнес-проблем с акцентом на корректную выработку управленческого решения. Проектирование основных элементов исследования будет учитывать внутренние и внешние факторы. Первая категория затрагивает интересы и «рабочие» потребности слушателя, вторая – содержание программы, тематические границы дипломной работы, ресурсная (информационная, доказательная и пр.) база изыскания и пр.
Для подготовки качественного материала выпускнику предстоит грамотно сочетать все факторы, переплетя их в единую и логичную цепочку событий, постепенно перерастающую в качественное и инновационное (современное) решение с четким обоснованием.
Структура научного аппарата дипломной работы МВА
Итак, давайте разбираться в насущном. В целом, сразу можно смело сделать одно наиважнейшее заявление: изобретать велосипед сначала не придется. Состав научного аппарат един для всех изысканий: как для студенческих, так и для научных работ, в том числе и для МВА-проектов. Это значит, что структура рассматриваемой категории будет привычной для всех.
Состав научного аппарата дипломной работы в рамках курсов МВА будет следующим.
Элемент №1. Актуальность заявленной темы и проблемы.
Описывая данный компонент, автор фактически обосновывает выбор темы, отвечая на простые вопросы:
- Почему была выбрана данная тема?
- Насколько она современна и соответствует реальному положению дел в науке и отрасли?
- Насколько важна заявленная траектория и проблематика?
- Как часто с данным направлением сталкиваются исследователи и практики?
Отвечая на вышеописанные вопросы автору аттестационной работы МВА важно предоставить не просто общие ответы о наличии, существовании и общих проявлениях проблемы, темы, а сделать акцент именно на необходимости внедрения новейших инструментов, подходов, методов, полагаясь на опыт конкурентов, иностранных партнеров и пр. То есть актуальность исследования в рамках МВА должна быть подчеркнута со всех сторон, но с наибольшим акцентом на практику!
Обоснование актуальности темы дипломной работы МВА можно показать в рамках типичной схемы: сначала нужно выделить феномен или проблему исследования, а затем подчеркнуть необходимость применения более современных вариантов по воздействию на соответствующий сегмент.
Обратите внимание, недопустимо подчеркивать актуальность темы, отмечая необходимость апробации неизученных правил. Данный компонент научного аппарата должен быть четко выявлен в реалиях, подчеркнут на фоне происходящих перемен, несовершенства классических или типичных схем и пр.
Элемент №2. Объект и предмет МВА-исследования.
Именно объект исследования становится ан одну передовую линию вместе с темой и проблемой изыскания, так как именно на его примере происходит тотальное изучение всех нюансов.
Предметом МВА-исследования становятся конкретные бизнес-процессы, явления, протекающие в рамках определенной отрасли, а в идеале на базе конкретного предприятия, бизнес-единицы и пр. Притом именно эти самые бизнес-единицы, субъекты экономики и управления становятся объектом аттестационного проекта! Обратите внимание, что объект и предмет МВА-работы тесно взаимосвязаны и их легко спутать. Поэтому конкретизируем:
- Объект дипломной работы МВА – область исследования (то есть та среда, в которой будет изучаться тема и проблематика);
- Предмет исследования – непосредственно то явление, подлежащее описанию, изучению, исследованию.
В данном случае важно четко обозначить: что будет исследоваться, в каких масштабах и пределах, то есть на примере какого бизнес-элемента. Притом важно, чтобы у объекта исследования наблюдалась и проявлялась именно та проблема, которая указана в теме дипломной работы МВА, была озвучена на курсах.
Грамотно обозначить предмет и объект МВА-исследования поможет классический анализ выбранной темы, который достаточно свести к определению следующих моментов:
- Что автору предстоит изучать? Какая бизнес-проблема, управленческая проблема заявлена в заглавии?
- Какие масштабы уместнее исследовать: на примере отрасли и группы компаний или в рамках частной организации? (чаще всего исследователи рассматривают теоретические и научные аспекты в рамках общих тенденций, а прикладные проблемы – на примере предприятия). То есть объект – либо отрасль, либо компания.
Учтите, что формулировка и постановка предмета и объекта МВА-исследования будет предельно четкой, точной и емкой. В отличие от описания и обоснования актуальности заявленной темы, в этом деле приветствуется конкретика. Притом обосновывать заявленные границы, масштабы исследования не нужно. Достаточно просто констатировать данные факты, предварительно сопоставив с имеющимися возможностями.
Элемент №3. Цель и задачи МВА-исследования.
Данные составные компоненты научного аппарата предопределяют основной путь исследования, от которого автор в перспективе не сможет отклониться.
Постановка цели предполагает констатацию желаемого результата, который должен быть достигнуть по мере воздействия на заявленную проблему. Притом важно корректно поставить данный элемент, поэтапно и логично: сначала автору следует изучить (исследовать, рассмотреть и пр.) основные правила и научные категории, а затем разработать (спроектировать, смоделировать, оптимизировать и пр.) механизм по воздействию на проблему в рамках обозначенных объекта и предмета.
Обратите внимание, что цель будет носить общий и конечный характер, а задачи – поэтапный, конкретизирующий. То есть данные компоненты научного аппарата МВА исследования будут дополнять друг друга и ориентированы на исследование и решение конкретной проблемы в определенных масштабах.
Цель в дипломной работе МВА – это общая траектория исследования, уточняющая основной ориентир (проблема) и желаемый результат. Задачи МВА-проекта – последовательное разъяснение основных этапов исследования с констатацией основополагающих действий по раскрытию заявленной темы.
Обратите внимание, что цель и задачи аттестационного проекта МВА носят призывающий характер и обозначают конкретное действие!
Элемент №4. Методология исследования.
При описании методов МВА-исследования важно опираться не только на классические приемы, общенаучные подходы, но и в обязательном порядке включить изученный новые подход, правило, формулу или инструмент. Чаще всего именно он позволяет выработать оптимальное и эффективное решение в отношении заявленной проблемы.
Не торопитесь отражать все приемы и способы исследования проблемы. Их может быть свыше десятка, но это не значит, что все они достойны отражения в рамках научного аппарата, при формировании введения к дипломной работе МВА. Автору предстоит определить основополагающие приемы, которые помогли ему разобраться в теме и разработать или применить определенный механизм, метод и пр. Обратите внимание, что типичные (классические) приемы и способы исследования можно обозначить в общем ракурсе, объединив в соответствующие группы (общенаучные, аналитические, математические или статистические и пр.), но особое внимание и конкретизации требует именно новый подход. Его целесообразно вынести в отдельное поле. Притом он должен укладываться в рамках освоенной программы и заявленной темы.
Обосновывать выбор методов исследования не обязательно.
Элемент №5. Значимость исследования.
В зависимости от темы и характера исследовательской мысли важно выделить ценность полученных результатов и изыскания в целом. Притом именно данный элемент научного аппарата подчеркнет обретаемую пользу от реализации предлагаемого механизма, инструмента и новизну используемого инструментария в общем или частном контексте. Общий масштаб позволит оценить современность подхода и его значимость для отрасли или науки в целом.
Обзор результатов частного характера констатирует конкретные перемены и инновации в рамках заявленного объекта (то есть в пределах конкретной организации или ее структурного элемента).
Без описания значимости исследования дипломный проект фактически обесценивается, так как не отражает изменений и новшеств. Без данного параметра МВА-проект превращается в банальный реферат, систематический обзор.
Именно значимость исследования подчеркивает суть и результативность предпринятых мер, обоснованность авторской позиции и выдвинутых предложений по оптимизации ситуации, предложенных на основе обретенных в рамках обучения по курсу МВА. Также данная составляющая научного аппарата подчеркивает умение автора преобразовывать теоретические и научные подходы в практический опыт, умело пользоваться знаниями и текущим опытом.
Элемент №6. Описание содержания исследования.
Данная часть научного аппарата призвана уточнить структуру изыскания и оценить логику научной и практической мысли, констатировать существенные моменты изыскания.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по формированию научного аппарата дипломной работы МВА
Опытные слушатели курса МВА рекомендуют не торопиться с выбором темы исследования. Обучение длится около 1,5-2 лет в первые 3-4 месяца важно присмотреться к основной парадигме программы, выделить наиболее пригодные для обучающегося моменты и темы, учесть цель обучения (зачем он поступал на данную специальность и как намерен распоряжаться полученными знаниями). Именно выбор темы предопределяет основные моменты в разработке научного аппарата.
Научный аппарат исследования может быть спроектирован до выполнения изыскания, путем банального планирования основных мероприятий с акцентом на конкретную проблему и поиск ее решения на примере объекта. На данном этапе автор намечает предварительную траекторию исследования. по мере реализации намеченных действий и раскрытия обозначенных аспектов, он может корректировать ход выполнения дипломной работы с учетом имеющихся у него возможностей.
Окончательное формирование научного аппарата и его отображение в рамках введения целесообразно производить по мере реализации научно-прикладной деятельности и получения конечных результатов. В идеале – после оформления основной части дипломной работы МВА. Введение подчеркивает именно логику и ход мыслей автора, проделанную им работу по регулированию или решению управленческой проблемы.
Описание научного аппарата должно быть емким и четким, понятным. Притом каждый его элемент призван отметить суть рассматриваемой темы с определенной стороны:
- Цель и задачи позволяют понять, что и как намерен делать автор;
- Актуальность – почему он выбрал данное направление, чем руководствовался, с чем лично столкнулся и пр.;
- Предмет и объект задают масштабы, границы МВА-исследования;
- Методы -конкретизируют спектр задействованных приемов и инструментов при изучении и выработке решения в отношении заявленной проблемы, с учетом границ изыскания;
- Ценность исследования может быть заявлена с определенного фокуса: теоретическая – при оптимизации существующих правил, регламентов, инструкций и пр., практическая – адаптации зарубежных приемов и механизмов под отечественные или частные реалии, перенятия и «подстраивание» опыта партнеров на личном примере и пр.
Обратите внимание, что все вышеописанные элементы должны быть подчеркнуты во введении обязательно. Дополнять научный аппарат новыми компонентами можно только в случае необходимости, для отображения специфики исследования и полученных результатов, но строго после согласования соответствующих действий с научным руководителем.
Внимательно изучите методические рекомендации по подготовке дипломной работы МВА. Здесь можно найти ответы на самые популярные вопросы исследователей и слушателей, а также узнать базовые требования: что и где должно быть отражено, требования к научному аппарату и его оформлению и пр.
Таким образом, разработка научного аппарата МВА-исследования будет происходить в более узких масштабах и границах: с акцентом на состав образовательной программы, опыт и текущий уровень подготовки слушателя, с акцентом на бизнес-сегмент и управленческие проблемы, полагаясь на современные инструменты лидеров рынка.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!