
Написание курсовой работы, доклада, научной статьи или более серьезного труда – диссертации, монографии, сводится к тщательной переработке огромного числа первоисточников. Авторам приходится грамотно выстраивать свое мнение и искать единомышленников в груде литературы. Порой для разработки собственной идеи им предстоит изучить десятки и сотни рукописей.
Во главе исследовательского процесса лежит, как правило, два основных приема – реферирование и анализ. Большинство универсантов полагает, что это одно и от же. Но мы готовы поспорить с таким утверждением.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и роль реферирования в научном исследовании
К чему же сводится процесс выполнения студенческих и научных работ? Сам по себе исследовательский процесс предполагает тщательное изучение темы и дальнейшее применение собранной информации в собственном научно исследовании для обоснования или опровержения выдвинутой гипотезы, мнения, вывода. Применение подобранной информационной базы сводится к реферированию и/или анализу данных.

Под реферированием понимают прием, который направлен на представление ранее известной и проверенной кем-либо информации в нужном ракурсе, акценте, с сохранением изначального смысла, существенных фактов и выводов. Проще говоря, это пересказ изученного материала с выделением сути, наиболее важных моментов, извлечение полезных сведений для собственной НИР.
Фактически, данный прием выполняет следующие функции в исследовательском процессе:
- Информирующая и доказательная. Она состоит в том, что пользователь получает общие представления по теме, отмечает существенные моменты, рассматривает уже существующие способы решения проблемы и отмечает действующие пробелы, вопросы, сомнения и пр. С помощью такого приема легче собрать доказательную базу.
- Систематизирующая. В ходе пересказа автор отбирает лишь полезный и ценный для своего исследования материал. То есть сортирует и сразу упорядочивает первоисточники, отмечает их связь, взаимодополнение, гармонию, содержательность и пр.
- Критическая. В ходе переработки первоисточников студент не просто читает и запоминает, но и сравнивает данные из разных рукописей, материалов, оценивая их качество, степень достоверности, возможности использования в собственной НИР.
- Перспективная. Она предполагает, что автор тщательно изучает сторонние труды и оценивает степень научной разработанности темы, формирует собственный взгляд или подход к решению конкретной проблемы, вопроса и пр.
Сам по себе ход реферирования – это игра слов. Здесь не требуется проводить самостоятельное исследование, что-то доказывать и отстаивать. Притом полагаться можно, как на монографии, диссертации, авторефераты, так и готовые работы (например, с известного сайта workspay.ru). Сам по себе процесс реферирования сводится к изучению материала и его пересказу, дальнейшему включению в новый проект с учетом текущего контекста, уместности и необходимости.
Таким образом, под реферированием понимают процесс изучения и пересказа источников информации в личных или научных целях. На основе этого приема студенты формируют теоретическую часть курсовых и дипломных работ, поясняют и обосновывают практические результаты исследований.
Самые популярные техники реферирования
Сам по себе процесс реферирования = пересказу информации. Но каждый пользователь делает это по-своему. Исходя из необходимости и роли собранной информационной базы, цели ее применения и пр. Существует масса техник, помогающих грамотно заимствовать и адаптировать чужие идеи, используя их в своей НИР.
Вариант 1. Метод сокращений. Он предполагает выделение наиболее важных результатов и выводов из общего контекста с их пересказом или включением в свой проект. Такой метод помогает грамотно выстроить аргументационную линию или внести ясность в определённые фрагменты исследования, конкретизировать отдельные параметры, заострить внимание на определенных значениях и пр.
с помощью метода сокращения можно кратко и емко выделить единомышленников и их идеи. Подчеркнув особенности собственной гипотезы и ее схожесть, выделить особенности и пр. Также такой прием поможет определить сильные и слабые стороны авторской идеи, мнения, обозначить сомнительные или противоречивые моменты.
Недостатком метода сокращений является то, что может быть утрачена логичность в повествовании. Сосредоточенность на определённых точках, моментах может быть преподнесена неполно, искаженно. Также могут возникнуть сложности с грамотным и связным включением информации в текущей контекст рукописи.

Вариант 2. Дискурсивный подход. Он предполагает тщательное изучение структуры текст и выделением наиболее значимых моментов. Мыслей в каждом блоке с их последующим емким описанием в исследовании. в данном случае очень важно провести параллель между собственной идеей, мнением и соответствующими параметрами автора первоисточника.
То есть в основе переработки будет лежать дискурсивный анализ и удобная, посильная для пользователя техника пересказа, перефразирования. Содержание и основные идеи, факты, результаты будут сохранены. Студент может отказаться от использования лишь второстепенной информации или тех данных, которые не оказывают влияния на ход его исследования.
При пересказе материала следует придерживаться изначального его строения, последовательности в повествовании. Главное – сделать это просто, понятно.
Вариант 3. Адаптационный способ. Эта техника основана на том, что изученная универсантом информация (будь то учебная, научная или с сайтов готовых работ, таких как workspay.ru) будет использоваться им в определенных целях: для описания, обоснования, противопоставления и пр. притом опираться на нее он будет, исходя из собственных исследовательских потребностей.
Адаптация предполагает употребление стороннего материала с конкретным акцентом, придав ему определённую функцию в НИР. Суть, основная идея или мысль автора, результаты будут отмечены в их изначальном посыле. Но само по себе употребление чужого текста, мыслей, умозаключений будет сделано с целью что-то выделить, показать, придав соответствующую «краску» контексту.
Вариант 4. Абстрактный метод. Он предполагает, что на основе изученного первоисточника или целой системы материалов автор будет создавать новый текст, развивать новое суждение, идею, подчеркивая с помощью готовых трудов, сторонних текстов правомерность утверждений и возможности их реализации.
Абстрактная техника нацелена на то, что автор может полагаться как на 1 конкретный первоисточник, так и комбинировать различные материалы. В центре такого приема лежи применение семантического сжатия, синтез собственной авторской позиции, идеи с готовыми работами (с целью пояснения или обоснования, сравнения).
Абстрактная тактика позволяет сосредоточиться на интересной информации и грамотно применить ее в своем проекте: выделить ключевые слова или опорные моменты и найти им применение в собственной теории.
Вариант 5. Автоматизированный подход. Он предполагает использование современного инструментария по переработке материалов. В частности, популярными вариантами среди студентов выступают так называемые нейропомощники, нейросети и искусственный интеллект. Главное – загрузить изначальный текст. Грамотно обозначить цели и приоритеты, требования к качеству и логике повествования и дать команду «отреферировать» или пересказать. Далее – дело техники или нескольких минут.
Такая тактика имеет как достоинства, так и недостатки. К числу явных плюсов: высокая скорость генерации уникального текста, экономия времени и сил студента, быстрая переработка неограниченного числа трудов и пр. Среди отрицательных черт стоит отметить, что ИИ может «привирать» и применять недостоверные материалы, искажать их суть или просто опускать существенные детали из виду. Более того, стиль повествования может отличаться от научного. Язык изречения будет более нейтральным, сухим, а авторская позиция и вовсе будет отсутствовать. Поэтому с использованием таких инструментов нужно быть предельно осторожным.
Вариант 6. Форматирующий. Она предполагает преобразование банального текста в иной формат и вид. Отличный от оригинала. То есть чаще всего эта миссия сводится к тому, чтоб объединить несколько материалов в одну общую концепцию и показать особенности каждого варианта в виде сравнительной таблицы, графика или диаграммы и пр.
Основное требование в этом случае – связность или взаимодополняемость трудов, наличие точек соприкосновения и сравнения.
Фактически, все техники реферирования основаны на пересказе, преобразовании текста с сохранением фактов, изначально описанной сути. Отличия между ними кроются лишь в инструментарии и подходе к тексту и пр.
Как проводить анализ материалов в студенческой или научной работе?
Анализ первоисточников – один из ведущих приемов, который помогает студенты грамотно выстроить ход собственного научного исследования и задействовать сторонние труды (как учебные, справочные, академические, так и готовые тексты с известных сайтов — workspay.ru и пр.).
Сам по себе процесс анализа – целенаправленный. Он проводится для достижения конкретных результатов или получения определённой информации, оценки ее качества и пр. поэтому перед его применением важно установит четкие границы и ориентиры, пронять: что анализировать и для чего, к чему стремиться 9что нужно получить в ходе анализа) и как распоряжаться собранной информацией.

Перед проведением анализа первоисточников в рамках проектной деятельности (и не только), нужно тщательно подготовиться. Во-первых, нужно определить цели и задачи анализа: что исследовать и для чего?
Заем важно подобрать конкретные методы для проведения анализа. Важно понимать, что анализ информации – это не просто сравнение или выделение каких-либо тенденций, спорных моментов и пр. На самом деле суть этого подхода гораздо глубже. С его помощью исследователь глубже проникает в избранную тематику и проблематику, устанавливает причинно-следственные связи, формирует четкую доказательную базу и линию защиты выдвинутой им гипотезы.
На практике выделяют широкую классификацию типов анализа информации:
- В зависимости от частоты и периодичности проведения разбора ситуации можно выделить первичный и вторичный анализ. Первичный проводится впервые, а вторичный – проводится уже не в первый раз, неоднократно, с целью получения более глубокой информации или уточнения деталей;
- По масштабам проведения можно выделить общий и частичный. Общий захватывает тему в целом и помогает получить начальные представления по ней, выделить ключевые моменты, а частичный фокусируется на определённых моментах, вопросах, помогая тщательнее исследовать соответствующие параметры.
- В зависимости от типа первоисточника можно выделить качественный и количественный подход. Качественный предполагает исследование текстовой информации, описательных моментов, выделение тенденций на основе общих изречений, умозаключений, мнений. Количественная оценка ситуации опирается преимущественно на точные сведения, представленные в виде статистики, расчетов, экспериментов и пр. (то есть на базе числовой информации).
В зависимости от вида, разнится и аналитический инструментарий. Исследователю предстоит грамотно подобрать способ и приемы для аналитической и исследовательской деятельности, чтобы получить точный и обоснованный результат.
Классические и неординарные техники анализа данных при выполнении учебных и академических работ
Проводить анализ данных в рамках выполнения курсовой или дипломной работы, написаний научной статьи или диссертации – непросто. В данном случае важно правильно и грамотно подобрать способ проведения такого мониторинга. Чаще всего студенты полагаются на следующие аналитические техники.

Способ 1. Статистический. Он считается наиболее точным и соприкасается с числами и требует проведения различных тематических расчетов, обработки статистических данных для определения отклонений или изменений, определения конкретного состояния дел на основе соответствующих коэффициентов (по теме исследования) и нормативов и пр.
Статистический анализ чаще всего сводится к обработке числовой информации. Студенты заполняют таблицы, проводят математические и тематические расчёты, оценивают на их основе ситуацию и формулируют четкий аргументированный вывод.
Такой прием помогает собрать наиболее точную информационную основу, факты, доказательств и грамотно выстроить линию обоснования или опровержения.
Способ 2. Сравнительный. Он предполагает сопоставление располагаемых материалов с действующими нормативами, результатами аналогичных исследований, мнениями других ученых и экспертов по теме (авторитетов). В ходе такого сличения автор проекта сможет выделить сильные и слабые стороны выдвинутой концепции, установить сходства и отличия между собственной идеей и похожими разработками, подчеркнуть возможности и особенности применения тех или иных инструментов и пр.
Важно отметить, что данная метода работает только в отношении связанных между собой элементов. Сравнивать две совершенно разные теории или разработки не удастся в силу отсутствия» точек соприкосновения». Притом для воспроизведения такой тактики важно располагать конкретной шкалой оценивания.
Способ 3. Аналогия. Такой формат по оценке ситуации чаще всего основан на заимствовании методики исследования. То есть студент всесторонне изучил тему и ему понравился определенный прием (в схожем исследовании), который он намерен применить к располагаемой информационной базе, адаптировав ее под конкретные условия, особенности объекта и пр.
То есть техника аналогии предполагает не хищение чужих идей, а применение похожей траектории, но с адаптацией под располагаемые сведения, требования, цели, особенности и пр. при таком подходе будут наблюдаться некие новшества или модификации классических приемов, дополнительные шаги (например, преобразование информационной базы и пр.).
Способ 4. Графическая тактика. Она предполагает переработку информации в табличный или графический формат для проведения дальнейшего сравнения, оценки ситуации на основе динамики ранее подсчитанных показателей и пр. То есть этот подход носит больше комбинированный характер, но результаты исследования предстают в виде графиков, где будут отмечены все колебания, тенденции, связи и пр.
Способ 5. Программный или автоматизированный. Это один из современных вариантов для проведения анализа. Притом участие человека в нем сведено к минимуму. В этом случае студенты, исследователи обращаются за помощью к специальным сервисам, программам на базе ИИ. Для его применения необходимо располагать необходимой информацией, загрузить ее, поставить конкретные задачи, условия, требования и запустить аналитический процесс. Далее все основные действия проведет искусственный интеллект, выделит закономерности, отклонения, особенности и сформулирует четкие выводы и рекомендации согласно техзаданию или запросу пользователя.
Но программный подход имеет определенные недостатки. Не всегда анализ оказывается соответствующим теме. ИИ может допустить выход за тематические границы. Более того, не всегда описание результатов оказывается корректным и грамотным, логичным. Более того, описание ситуации проводится на нейтральном языке. Авторская позиция будут попросту отсутствовать. Поэтому без доработки материала здесь не обойтись.
Обратите внимание, что у каждой техники есть свои нюансы, требования, условия воспроизведения. Поэтому важно принимать их во внимание, чтобы подобрать наиболее эффективный формат и вариант.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Советы от бывалых: как легально превратить чужие идеи в собственное исследование?
Согласитесь, что в исследовательской деятельности вопрос о заимствовании стоит довольно остро. Что уж говорить о присваивании? Очень важно не допустить плагиата. Поэтому в ходе реферирования и анализа информации нужно быть предельно осторожным, аккуратным и внимательным.
Присвоить чужие идеи, заслуги – недопустимо. Но использовать их в собственных исследованиях возможно! Как это сделать?
Во-первых, вы можете позаимствовать лишь основную концепцию, суть, а далее изменить ее строение или внести какое-либо новшество. То есть важно привнеси что-то «свое» и проверить это в действии.
Во-вторых, можно комбинировать несколько различных сценариев, приемов из аналогичных исследований и проверить их комплексное воздействие, взаимодействие, посильность и возможности по применению. В этом случае автор соединяет монотонные методики и проверяет действие новосозданного комбинированного подхода.
В-третьих, перед разработкой собственной гипотезы или идеи, всесторонне изучите тему, существующие подходы, исследования. Приемы. Постарайтесь понять, где и какие вопросы остаются нерешенными. Полагайтесь на найденные пробелы, нестыковки, противоречия и развивайте соответствующие сценарии.
Чужие идеи не могут быть вами присвоены. Но их можно положить в основу (научную, теоретическую, эмпирическую) для развития новых подходов и решений.
Выбирая тот или иной способ реферирования, анализа информации, ориентируйтесь на располагаемую базу источников по теме, требования соответствующих приемов и т.д.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





