При выполнении курсовых работ, дипломных проектов, всевозможных рефератов и докладов, научных статей и прочих студенческих или исследовательских работ авторы опирается на различные источники информации. Но не каждый универсант принимает во внимание их характер и первоочерёдность: основывается он на первоисточнике или вторичном материале. Казалось бы, разница невелика. Но если копнуть глубже. То специфика задействованных ресурсов может оказывать соответствующее влияние на ход исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки первоисточников
Под источниками информации понимают такие сведения, которые автор использует для раскрытия темы учебной или академической работы. Именно на их основе происходит описание темы, разработка идеи, обоснование результатов и выводов. Но не каждый исследователь понимает и задумывается о том, какие именно виды ресурсов он использует в НИР.
Первоисточниками принять называть такие материалы, которые были получены «на месте происшествия», так сказать из первых рук и уст. Такие сведения считаются максимально близкими к оригиналу или являются непосредственно оригиналом.

Именно первоисточники считаются самыми достоверными и надежными информационными категориями. К признакам такой информации относят следующие характеристики:
- Такие ресурсы имеют прямое происхождение и их получают либо у участников исследуемых событий, либо у свидетелей тех или иных моментов. То есть важен сам факт присутствия, «знания и личного участия» при зарождении информации;
- Максимальная актуальность. Данный параметр означает, что исследование проводится непосредственно в момент определенного (целевого) события, которое нужно описать, изучить, исследовать и пр. То есть упоминание о том или ином моменте будет впервые. Также допускается разработка информационной базы после прохождения соответствующего события. Фактически, в центре внимания будет конкретная информация, которая была получена сейчас или сравнительно недавно, по мере проведения тех или иных действий/мероприятий.
- Уникальность. Первоисточники, как правило, впервые описывают те или иные особенности в рамках рассматриваемого объекта или ситуации. То есть они подчёркивают изменения, новшества, результаты. Поэтому такие материалы обладают высокой уникальностью. Они могут иметь аналоги, сходства, но все же будут иметь свои особенности.
- Достоверность. Именно такие ресурсы кладут в основу доказательной базы исследования, подчеркивая и обосновывая тенденции, выводы и пр. То есть здесь преобладают факты, конкретные результаты и выводы.
Первоисточники можно распределить по видам. Это могут быть научные публикации (статьи, диссертации, монографии, обзоры), всевозможные исследовательские отчеты и дневники, письменные записи, видеозаписи, описание и обоснование результатов экспериментов или опросов, анкетирований, анализ статистической информации и иных официальных документов, юридическая литература и пр.
Первичная информация всегда имеет конкретного автора и разрабатывается первично, на момент проведения исследования. То есть она требует взаимодействия с фактами, проведение опыта, взаимодействия с другими участниками и пр.
Суть и особенности вторичных источников информации
При выполнении исследования важно не просто собрать уникальный материал и качественно поведать о проблеме. Автору предстоит разобраться в сути, выделить конкретную траекторию и изложить ее с помощью располагаемых источников.

В исследовательском процессе имеет место не только непосредственное изучение темы, но и доработка, дополнение отдельных параметров, дополнительное описание на основе аналитических действий, сведений из других источников и пр.
Данные, которые были освещены или упомянуты в других материалах, называют вторичными. То есть о существовании тех или иных тенденций, результатов известно уже давно и такие сведения использовались ранее неоднократно в иных документах. Поэтому материал является не свеже- или первично добытым, а вторичным. Отсюда и наименование разновидности.
Вторичные материалы представляют собой документы, записи или иные зафиксированные сведения по теме/проблеме, которые носят больше аналитический или описательный, дискутический характер. В таких ресурсах представляют обзор известных фактов или описание ранее проведенных исследований теорий, положений. То есть они основаны на переработке первичной информации.
К ключевым характеристикам вторичных материалов относят:
- Обобщенный или аналитический характер. Как правило, такие сведения носят общеинформационную цель и помогают исследователю описать тенденции, соотнести выявленные тенденции с известными фактами и понять их характер, тонкости и т.д.;
- Адаптационная модель. Данный признак означает, что автор использует уже готовые материалы согласно личному усмотрению. То есть он будет адаптировать известные факты под свои соображения, предложения, отдельные моменты и умозаключения. При этом нарушать научные каноны и принципы он не должен. Фактически, вторичная информационная база более гибкая, альтернативная.
- Контекстуальность. Этот критерий означает, что используемые сведения должны укладываться в общий контекст, текущий ход исследования, изложение автора. То есть такие источники информации носят вспомогательный характер: уточняющий, дополняющий, сравнительный, констатационный, описательный и пр.
Таким образом, вторичные источники представляют собой неоднократно переработанные сведения по теме исследования, которые опираются на первичные данные и оригинальные сведения. Чаще всего они носят аналитический или обзорный характер и используются для дополнения, уточнения ситуации.
К этой группе материалов относят всевозможные рецензии, обзоры, доклады, комментарии, учебные пособия и энциклопедии, аналитика и т.д.
Сравнительная характеристика первоисточников и «вторички»
Не каждый студент замечает и понимает разницу между первичными и вторичными ресурсами. При разработке информационной и доказательной базы из-за такой неразберихи могут возникнуть серьезные проблемы. Поэтому важно установить специфические черты каждого формата.
Основание |
Первичный материал |
Вторичный материал |
Происхождение | Непосредтсвенно в ходе исследования: при непосредственном изучении события или после него. Основаны на новых данных | Опираются на первичную информацию и носят больше аналитический характер. Основаны на известной ранее инфобазе |
Характер | Исследовательский, констатационный, доказательный | Аналитический, описательный, обобщающий |
Предназначение | Подчеркивание актуальности, новизны и результативности | Уточнение деталей, пояснение отдельных параметров |
Характерные черты | Достоверность, точность, актуальность, уникальность, новизна | Доступность, аналитика, обобщенность |
Скорость получения | Требует проведения исследования | Оперативная, так как основана на готовых данных |
Тематическая приверженность |
Единая |
|
Применение в проекте |
Повсеместно, согласно контексту и логике |
|
Авторство |
У каждого источника информации свой конкретный автор |
Первичные материалы считаются приоритетными. Они должны доминировать над вторичными, так как именно на их основе происходит раскрытие темы, обоснование результатов и выводов, отражение авторской идеи и позиции.
Такие данные всегда актуальны и образуются сугубо на момент проведения исследования. То есть они подчеркивают, что сейчас происходит в тематических пределах, какие проблемы имеют место, а также отмечают уникальность и новизну выдвигаемой гипотезы, мнения и результата.
Вторичные данные в исключительных случаях могут быть альтернативой первичным, но полностью заменить их не в силах. Такой формат повествования чаще всего носит вспомогательный или уточняющий характер, взаимодополняющий. Такие сведения не являются свежедобытыми. Они опираются на уже ранее известные парадигмы. Концепции, законы и факты. Чаще всего вторичка – это тщательно переработанная певичка.
Обе категории так или иначе призваны раскрыть конкретную тему исследования. Но способы и цель их задействования разнятся: первичка призвана подчеркнуть новизну, актуальность, значимость и особенности выдвигаемой идеи, а вторичка – выделить общее тенденции и моменты, описать и обосновать с научной точки зрения те или иные положения.
Первоисточники чаще всего являются фактами, входят в состав доказательной базы, а вторичные сведения относятся к категории дополнительных материалов, общеинформационной базы.
Еще одним отличием является скорость получения сведений. В первом случае она более долгая, так как автору предстоит проделать самостоятельное изыскание и раздобыть новейшую информацию. Во втором – наиболее доступная и распространённая, не требующая дополнительных усилий. Достаточно найти и использовать согласно цели, необходимости.
Чаще всего студенты и аспиранты используют при написании проекта комбинацию из первичной и вторичной информации. Такой взаимодополняющий «дуэт» считается наиболее прочной основой любого исследования.
Когда используют первоисточники и вторичные данные?
Первичная информационная база является основополагающей при выполнении учебных, научных и исследовательских проектов. На ее основе происходит обоснование темы и ее актуальности.
Также автор НИР подчеркивает сугубо авторский подход к ее раскрытию, выбирая оригинальную, частную или особую информацию, которая подчеркивает современные тенденции, тонкости и пр.

Первичку задействую в составе академических работ для обоснования или опровержения выдвинутой гипотезы, идеи, мнения. То есть именно на ее основе выстраивается основная аргументационная линия, стратегия обороны или нападения. Посредством таких данных исследовательский процесс считается наиболее подконтрольным, предсказуемым.
Первичная база доступна далеко не каждому пользователю. Чаще всего она связана с изучением новейших сторон по теме и проблеме. Она соприкасается с судьбами узкого круга лиц: исследователь, изобретатель, участник или свидетель соответствующих событий и т.п.
«Первичка» используется в составе студенческих и научных трудов для описания текущей ситуации, выдвижения и обоснования авторской гипотезы и выводов, позиции, а также для выделения самостоятельности эксперта.
Вторичные материалы призваны дополнить или уточнить первичные, подвергнуть их тотальной переработке и анализу, выделению особенностей по теме. То есть с их помощью исследователь констатирует новые тенденции, выделяет перспективные направления, формирует систему доказательств для обоснования конкретных положений.
Вторичные сведения более гибкие и распространённые, открытые для изучения широкой аудиторией.
Обратите внимание, что выстроить ход научного исследования только на первичной информации еще возможно, но сложно. А обосновать идею только на вторичной информации считается «недопустимой роскошью», так как НИР утратит свою конкретику, точность, оригинальность и приобретет реферативный или обзорно-аналитический характер.
Поэтому наиболее удачным и эффективным считается комплексный подход, где переплетены первичные и вторичные источники.
Сложности использования первичных и вторичных материалов
Работать с первоисточниками и «вторичкой» при подготовке курсовой, дипломной ил научно-исследовательской работы непросто. Исследовательский процесс настолько бывает требовательным, сложным, что пользователям становится крайне сложно оперировать располагаемыми материалами, учитывать их роль и характер.
Проблема |
Решение |
Поисковая. Сложности в сборе материалов: что искать и где это делать? Способы формирования информационной базы | Проведение самостоятельной НИР, изучение известной литературы, литературный обзор |
Обрабатывающая. Нюансы при констатации результатов. Фактов, обосновании выводов | Грамотное сочетание первичной и вторичной базы |
Интерпретационная. Корректность описания, изложения | Учет роли и контекста информации, адаптация данных по текущий контекст и состав НИР. Научность и обоснованность |
Первой и очевидной проблемой при разработке информационной основы является сбор информации. Он предполагает подбор доступных сведений по теме. То есть изначально автор собирает вторичные данные, стараясь установить их истинность, достоверность. На их основе в дальнейшем происходи выстраивание новой концепции, авторской позиции. Существенным недостатком в работе над информационной базой документа является фактчекинг и сортировка.
Недостатком при работе с первичными ресурсами является необходимость проведения самостоятельного исследования. То есть для получения новой информации автору проекта придется самому провести конкретные мероприятия, взаимодействовать с другими лицами. На это нужно время и силы, хорошая предварительная подготовка. То есть разработка первичной основы НИР – процесс длительный, планомерный, предусмотрительный и целенаправленный.
Не менее важным недостатком в разработке информационной основа на базе первичной или вторичной информации является избирательность и адаптация данных под текущий контекст. Автору предстоит не просто удачно и уместно вписать собранный материал, но и сохранить его изначальный контекст, значение, влияние. Недопустимо искажение фактов.
Для разработки первичной инфобазы требуется проведение практического исследования: опыта, эксперимента, опроса, то есть взаимодействия с другими участниками. Разработка «вторички» же опирается на готовые труды и требует лишь умелого анализа и интерпретации. Здесь сложности могут возникнуть как на этапе коммуникаций, так и переработки данных.
Если тема проекта малоизучена, то студент может столкнуться с дефицитом материалов. Также может наблюдаться иная проблема – избыточность инфоресурсов. Но в любом случае важно располагать хотя бы минимальным объемом сведений. Чтобы грамотно выстроить собственную идею и позицию.
Более того, нередко возникает проблема достоверности. Первичные данные трудно перепроверить, а вторичная информация не всегда бывает точной. Поэтому студентам нужно уметь не только собирать, но и оценивать, перерабатывать располагаемые ресурсы.
Более того, сбор материалов может соприкасаться с иными ограничениями. Не всегда необходимые ресурсы имеют открытый доступ. Найти релевантные данные тоже представляется возможным далеко не всегда.
Работать с первичной и вторичной информацией не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Притом разницами между этими категориями затрагивает методы работы, сферу применения данных.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе с первоисточниками и вторичными данными
Собранная информационная база – это не просто все располагаемые автором данные по теме, проблеме и пр. Важно правильно и грамотно перераспределить собранные материалы на первичные и вторичные, чтобы понять: как ими воспользоваться при написании проекта.
Старайтесь полагаться на релевантные и взаимодополняемые сведения. Исключите дублирование материалов. Такой ход поможет оптимизировать информационную основу и отобрать наиболее качественные книги, статьи, тексты.
Современные студенты могут доверить сбор и обработку информации по теме ИИ. Но здесь важно быть предельно осторожным, аккуратным. Нейросети и иные инструменты предоставляют вторичную информацию. Добывать первичные ресурсы придется самостоятельно! Но ход и скорость обработки собранной базы с помощью указанных платформ можно в разы повысить.
Постарайтесь выделить роль и возможности применения каждого подобранного источника. Не забывайте проверять актуальность материалов. Первичная база должна быть свежей, а вторичная – максимально близкой к первичной. Притом оба формата призваны затрагивать одну и ту же тему, проблему, следовать одному и тому же плану, концепции.
Учитывайте тематические рамки и ограничения. Старайтесь не выходить за эти границы. Так пользователь сможет определить не только характер первоисточника, но и его роль, место в НИР.
Сохраняйте все собранные данные. Старайтесь структурировать материал с учетом его вида, характера. Формируйте отдельно первичные и вторичные материалы, учитывайте их качество и т.д. Лучше всего изначально в плане исследования помечать подходящий источник информации.
При обосновании результатов, выводов лучше всего опираться на первичные данные. Но для повышения информативности и убедительности выражений, можно подключать вторичные источники. С их помощью можно сделать отсылку на факты, нормы, законы.
Обязательно проводите фактчекинг данных: будь то первичка или вторичка. Удостоверьтесь, что перед вами надежные ресурсы, на которых можно построить ответ на тот или иной вопрос. Если есть сомнения, от лучше воздержатся или отказаться о его включения в проект.
Не забывайте делать отсылки на оригинал. Указывайте не только, откуда было произведено заимствование, но и кто является автором оригинала. Поверяйте авторство. Притом неважно, первичный или вторичный ресурс был затронут. Цитируйте и заимствуйте легально. Тогда в перспективе у автора не возникнет проблем с плагиатом.
Таким образом, работать с первоисточниками и второисточниками студентам приходится в комплексе. Методы их поиска кардинально разнятся, а техника обработки и применения – схожи.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!