
Студенты, осваивающие педагогический, филологический или гуманитарный профиль, так или иначе сталкиваются с изучением такого предмета, как литература. Притом развитие в этом направлении потребует не только умения читать и пересказывать, но и выполнять научно-практические работы (сокращенно НПР).
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности выполнения научно-практической работы по литературе
Литературные исследования – это отдельный и довольно неординарный акт, требующий изучения конкретного направления, произведения, творчества с целью выделения особенностей, логики, результативности и пр. Но то не значит, что такие НИР носят сугубо теоретический характер. Нередко студентам доводится сталкиваться с научно-практической работой по литературе.
Под ней понимают учебно-исследовательской проект. В нем универсант должен глубоко и серьезно разобраться в определённой теме, вопросе, явлении, творчестве или иных аспектах развития жанра, отметив при этом сочетание теории и практики. То есть посредством такого исследования студиоз подчеркивает сходства и отличия между описанными параметрами с реалиями, устанавливает причинно-следственные связи, авторский подход и солёности в произведении.
Миссия выполнения таких студенческих работ состоит в том, чтобы научить вузовца грамотно работать с материалами: быть разборчивым, наблюдательны, получать новые знания и адаптировать их в жизни, профессии и пр.

Проведение таких исследования и оформление научно-практической работы по литературе обладает рядом специфических черт. Во-первых, для такого проекта важно иметь конкретную информационную базу. Чаще всего это либо творчество определенного автора, либо изучение конкретного жара на основе различных произведений или же разбор конкретного рассказа (чаще всего и проще всего в исполнении последний вариант). То есть нужна определенная литературная парадигма, которую будет исследовать автор. Это может быть повесть, рассказ, образ из произведения, оценка главных героев и пр.
Во-вторых, проведение таких исследований носит комплексный характер. То есть разбор материала потребует задействования различных инструментов и приемов. В частности, для отражения логики, причинно-следственных связей студенту предстоит провести контекстуальный, структурно-смысловой мониторинг. Чтобы показать особенности героев, мотивы, выделить проблему, придется воспользоваться тональным, мотивным, сравнительным анализ. Чтобы подчеркнуть авторские особенности, позицию, подход, пригодится лексический, семантический мониторинг, сопоставительный способ и пр. Поэтому можно смело сказать, что выполнение научно-практической работы по литературе – процедура комплексная, многогранная, имеющая определенные акценты, строящаяся на четкой доказательной базе. Для аргументации студент пользуется приемами цитирования, реферирования с отсылкой на оригинал и пр.
В-третьих, при изучении того или иного текста, пользователю нужно выделить его суть: о чем он, какой вопрос или проблема был поднят автором, как он его видит и подчеркивает, что предлагает и пр. То есть написание НПР по литературе потребует отражения и обоснования конкретной проблемы. Притом важно подчеркнуть ее актуальность, значимость, конкретику, влияние. Все это делается на основе рукописи.
Таким образом, научно-практические работы по литературе учат студентов грамотно работать с произведениями, определяя их особенности, влияние, конкретные проблемы и ответы на соприкасаемые с ними вопросы, оценивать и анализировать материал.
Требования и правила подготовки научно-практической работы по литературе
Выполнение НПР по литературе соприкасается с определёнными правилами и нормами. Данный вид исследований требует не просто развернутого анализа изучаемого текста, ситуации, творчества. Важно учитывать тонкости и особенности проводимых итераций, информационной базы и пр.
Одним из существенных принципов является тематичность и ограниченность. Он предполагает, что исследователь будет ориентироваться в определённом направлении и границах. То есть он выберет конкретный вопрос или тему, автора или жанр и будет разбираться в соответствующем тексте. То есть изначально процесс выполнения НПР будет целенаправленным, с постепенным сужением до конкретной проблематики, особенностей и пр.
Ограниченность предполагает, что ход литературного исследования будет изначально продуман и спланирован. Автору проекта предстоит установить четкие ориентиры НИР: что изучать, на основе какого материала, какие факторы учитывать, какие приемы использовать и пр.

Вторым принципом подготовки НПР по литературе является логика, последовательность и структурированность. Согласно этому правилу, универсант будет действовать осознанно, осмысленно, грамотно, тщательно перерабатывая собранный материал. Он будет проводить всеобщий и узкий анализ, выделять особенности в тексте, поведении героев, образах, причинах и следствиях и пр. Сам по себе документ будет структурирован, разбит на главы и пункты, иметь логическое развитие.
Третий канон – комплексный подход, он означает, что для погружения и полного понимания описываемой ситуации, пользователю предстоит полагаться на различные инструменты и приемы. Одного анализа, сравнения недостаточно. Поэтому важно сочетать различные методы, чтобы собрать доказательную базу, показать авторскую позицию, результаты и выводы.
Четвертый принцип – информационная достаточность и конкретика. Это правило предполагает, что автор НПР может полагаться не только на «центральное произведение», но и оперировать внешней информацией: данными по жанру, творчеству автора, исторические аспекты и характеристики и пр. Но в любом случае так или иначе они будут соприкасаться с объектом исследования.
То есть литературное инспектирование проводится в отношении конкретного текста, автора, направления. При этом исследователь должен всесторонне и глубоко изучить соответствующие параметры рукописи, учесть внешние и внутренние факторы. Такой ход поможет сделать корректные и грамотные выводы.
Пятое правило по подготовке научно-практической работы по литературе заключается в самостоятельности и индивидуальности. Оно выражается в том, что в таком проекте студент должен подчеркнуть, описать, обосновать собственное мнение и отношение к рукописи, ситуации, проблеме и пр.
Шестой принцип – обоснованность и научность. Согласно данному завету, студиоз должен полагаться сугубо на академический или научный стиль повествования. Более того, все результаты и выводы должны быть аргументированы. Только так можно показать достоверность и состоятельность всех утверждений.
Седьмой канон — унификация. Он предполагает, что НПР по литературе – это самостоятельная рукопись. Которая должна быть четко оформлена. Отдельных гостов по ее оформлению нет. Чаще всего ее форматирование совпадает с правилами оформления курсовых работ. Поэтому уточняйте соответствующие параметры в методических рекомендациях вуза.
Таким образом, ход выполнения научно-практической работы по литературы носит аналитический характер и требует от автора спланированности и осознанности, оригинальности, обоснованности и результативности, конкретики и информационной достаточности.
О чем писать в научно-практической работе по литературе?
Казалось бы, бери любое произведение и штудируй его по всем флангам, подчеркивая те или иные особенности. Но на самом деле процесс подготовки НПР по литературе – гораздо тоньше. Каждый автор может выбрать не просто общую тему, а именно интересное направление для исследования. О чем писать универсанту? Предлагаем вашему вниманию несколько обширных направлений, в рамках которых каждый сможет подобрать актуальную и интересную тему.
|
Общее направление для НПР |
Тематическая направленность |
| Изучение и анализ художественной литературы | Анализ жанра
Анализ произведений определенной эпохи или периода |
| Сравнительный мониторинг | Сравнение творчества авторов одной или разных эпох в рамках одной и той же темы
Сравнение произведений одного автора в разные творческие периоды Сравнение главных героев произведений по одной и той же теме |
| Историко-литературная оценка | Анализ истории зарождения произведения
Анализ воздействия реальных событий на творчество автора |
| Оценка рецепции и воздействия на читательскую аудиторию | Оценка понимания основных мотивов произведения
Ассоциативный анализ творчества Пушкина и пр. |
| Лингвистический анализ | Структурно-смысловой, лексический, частотный мониторинг и пр. |
Направление 1. Изучение и анализ художественной литературы. Здесь студиоз будет работать с избранным произведением. В данном случае уместны следующие варианты развития НПР:
- Анализ жанра на примере конкретной рукописи с приведением соответствующих выдержек-примеров из нее;
- Оценка образов и мотивов в тексте. Такая тематика поможет выделить основных героев., установить причины и следствия их действия, понять сюжет, особенности описания тех или иных ситуаций и пр.
- Композиционный анализ. Он предполагает выделение особенностей в построении сюжета, развитии сюжетной линии, сравнительную оценку с аналогичными или похожими работами автора и других авторов и пр. То есть здесь проводится структурно-смысловой мониторинг, лексический обзор и пр.
- Стилистическая оценка рукописи. Она сводится к тому, чтобы исследователь отметил преобладающие приемы, с помощью которых автор излагает сюжет, подчеркивает те или иные особенности и пр.
- Оценка интертекстуальности. Данное направление помогает студенту понять, с какими иными материалами имеет сходства текущий объект, чем он отличается от них, какие отсылки делает (на исторические события, легенды, факты и пр.).
Важно отметить, что объектом НПР в данном случае становится сугубо художественное произведение или автор, который работает в соответствующем направлении художественной литературы.
Направление 2. Сравнительный мониторинг. Он предполагает, что универсант будет сопоставлять конкретное произведение, творчество автора, жанр или иные аспекты литературной деятельности с определенной целью.
В частности, сравнение может затрагивать самые разные параметры:
- Особенности трактовки, героев, образов, мотивов в рамках одной и той же темы в творчестве разных авторов или в разные периоды времени. Например, можно сравнить женские образы в творчестве Гоголя и Пушкина.
- Сравнение приемов при описании конкретных ситуаций. Положений, моментов. Например, сопоставление описания пейзажа в трудах Льва толстого и пр.
- Выделение особенностей переведенного текста. В этом случае студент может отметить, как перевод может изменить суть и смысл текста, особенности перевода произведений различных жанров и пр.
- Сравнение описанной в материале ситуации с текущим положением дел в обществе и т.д.
Сравнительный анализ позволяет не только подчеркнуть особенности в исследуемом произведении, творчестве автора, но и развить более глубокие навыки по переработке материала, его переосмыслению, критической оценке и др.
Направление 3. Историко-литературная оценка. Она сводится к тому, что автор будет учитывать не только внутреннее содержание объекта (рукописи), но и внешние факторы, повлиявшие на ход сюжета, авторский подход к описанию ситуации и пр.
В этом случае студенты могут отмечать воздействие исторических событий на творчество автора: как те или иные политические и иные события отразились в художественной литературе, какое влияние оказали на творчество определенного автора и пр.
Также в рамках историко-литературной оценки вузовец сможет проследить эволюцию проблемы и подчеркнуть особенности ее развития: симптоматику воздействие, причинно-следственные связи, изучение особенностей описания (языка) в различные эпохи или под воздействием определённых исторических событий и т.д.
Направление 4. Оценка рецепции и воздействия на читательскую аудиторию. В этом срезе в НПР по литературе делается акцент на том, как пользователи воспринимали и относились к рукописи, различные периоды времени. Определение факторов воздействия на их восприятие, анализ рецензий и критики со стороны экспертов, оценка ассоциаций читателей с текстовым описанием или повествованием (оценка восприимчивости и пр.).
Для определения такого воздействия важно не только провести внутренний ауди произведения или определенной рукописи, но и внешнее исследование: социологический опрос, анкетирование, тестирование и пр.
Направление 5. Лингвистический анализ. С его помощью студент подчеркивает специфику повествования, средств выражения, лексические особенности, оценивает частотность употребленных слов, специфические обороты в тексте (устаревшие, необычные, иноязычные и т.д.), отмечает синтаксические особенности материала, ритмичность и созвучность текста и т.д.
Указанные направления – не единственные в своем роде при выполнении научно-практической работы по литературе. Обратите внимание, что все они требуют как научной характеристики материала, так и практических действий по его изучению: вычитка, анализ, сравнение, критическая оценка, историческая оценка и пр.
Порядок подготовки (этапы)
Подготовка научно-практической работы по литературе – процесс последовательный, упорядоченный, четко очерченный.

Первым делом студиозу предстоит определиться с темой и объектом исследования. Важно понять, какой материал Вы будете изучать и прорабатывать (чье творчество, какое произведение или жанр и т.п.), над каким вопросом или проблемой будет вестись рассуждение и т.д.
Лучше всего выбирать сначала общее направление, а затем выбирать в нем соответствующее произведение или творчество автора. Здесь же уместен выбор метода исследования: частный (изучение определённой рукописи) или сравнительный (несколько произведений или авторов и пр.).
Вторым этапом выполнения НПР является разработка научного аппарата. Автору проекта нужно четко обозначить ориентиры и границы литературного исследования: сформулировать цель и задачи, показать предметную область и объект, отметить информационную базу и тип проводимого исследования, обосновать актуальность темы и пр.
Третий шаг – сбор и обработка информационной базы по теме НПР. В данном случае важно учесть намеченные ориентиры, тип исследования и собрать всю доступную к изучению информацию. Важно иметь под рукой не только объект (конкретный текст для анализа), но и обладать полной информацией о его зарождении, происхождении, влиянии внешних факторов на ход написания, судьбе рукописи и т.д.).
Четвертый этап – разработка структуры НПР. Лучше всего составить подробный план действий: наметить потенциальные разделы с краткой характеристикой, тезисами, словами.
В данном случае приемлема классическая «триада»:
- Введение. Здесь предоставляется краткая характеристика хода литературного исследования и обоснования его важности, новизны, оригинальности. Автор описывает научный аппарат и логику НИР.
- Теоретическая часть. Здесь приводится историческая справка, история зарождения произведения, общая характеристика творческого пути автора, влияние исторических событий, также допустима оценка рецензий, отзывов и пр.
- Практическая часть. Проведение и описание результатов анализа данных с учетом специфики темы и вида проводимого литературного исследования. Важно грамотно оформить ход и результаты НИР с помощью таблиц, графиков, схем, аналитики, сравнений и пр.
- Заключение. Обобщение данных с констатацией результатов, выводов, мнения автора. Важно показать степень достижения цели, подтверждение или опровержение гипотезы и обоснованность выводов.
- Список литературы.
- Приложения.
Пятый шаг предполагает упорядочивание собранной и полученной информации по теме с распределением ее по главам и параграфам согласно намеченного плана. Здесь важно качественно отреферировать, процитировать, проанализировать данные и грамотно преподнеси их, констатировав результаты, сделав соответствующие выводы и рекомендации.
Шестой этап – оформление согласно действующим правилам и подготовка к защите. Это, так сказать, «последние штрихи». На защиту не помешает подготовить дополнительный материал для визуализации результатов: презентацию, научный доклад, тезисы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по выполнению научно-практической работы по литературе
Научно-практическая работа – это узкое исследование. Поэтому рекомендуется выбрать конкретную, узкую тему. Формулируйте ее максимально кратко, емко, но точно. Лучше всего выделить в ней «узкий сегмент»: фамилию автора или исследуемый период его творчества, конкретное произведение, что именно вы намерены изучать. Например, в общем виде тема может звучать, как «Любовный мотив в литературе». Но можно конкретизировать ее, как «Любовные линии в творчестве А. С. Пушкина» или «Любовные мотивы в работах Тургенева 1860-х годов».
Постарайтесь обеспечить максимальную информационную обеспеченность. Изучите непосредственно произведение, а также внешние материалы по нему: рецензии. Отзывы, аналитические данные, историю создания, историографию и пр. Важно не только иметь личные представления по нему, но и мнение авторитетных экспертов, критиков, литературоведов и др. Будьте готовы оперировать цитатами, фактами. Не забывайте перепроверить достоверность и надежность собранных сведений.
Выберите 1-2 основных подхода к исследованию и обоснуйте их. Один из них будет узкий, а второй больше общенаучный. Но именно такая комбинация успешно и эффектно позволяет осветить ключевые моменты и результаты.
Сочетайте теорию и практику. Согласовывайте научные положения с полученными результатами. Старайтесь не перегружать текст сложными терминами. Избегайте банального пересказа. В НПР по литературе должен быть как минимум анализ данных и четкая позиция автора.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





