Понятие «качественной информации» при написании курсовых, дипломных и научных работ

Все мы, независимо от возраста, статуса, миссии в жизни и прочих факторов, живем в мире и потоке информации. Она окружает нас повсюду и постоянно: простая дружеская беседа (любое общение), просмотр или чтение новостей, оформление отдельных рабочих моментов, выполнение письменных проектов и пр.

Понятие «качественной информации» при написании курсовых, дипломных и научных работ
Все мы, независимо от возраста, статуса, миссии в жизни и прочих факторов, живем в мире и потоке информации. Она окружает нас повсюду и постоянно: простая дружеская беседа (любое общение), просмотр или чтение новостей, оформление отдельных рабочих моментов, выполнение письменных проектов и пр.

В студенческой среде к информационным ресурсам относятся по-особенному. Далеко не каждый источник может лечь в основу научно-исследовательской работы. При написании любого проекта все сведения тщательно перепроверяются, сопоставляются. Все это делается ради одной цели – использования в качестве первоисточника качественной информации.

Что это такое?

Информация представляет собой все те сведения, которыми располагает человек. Она может затрагивать самые разные сферы деятельности и моменты: личная жизнь, трудовая деятельность, родственники, погода, шоу-бизнес, наука и пр. У каждого индивида есть собственные предпочтения по этому поводу: он изучает только те спектры информационного поля, которые ему интересны, входят в его «поле зрения».

Качество информации
Поиск качественной информации

Существует такое понятие как «качество информации», которое представляет собой набор неких свойств, подчеркивающих возможности дальнейшего применения источника в определенных целях. Притом в каждой конкретной ситуации миссия информации может разниться: в одном случае – для проведения исследования и разработки кардинально нового и эффективного решения проблемы, в другом – для поддержания разговора, в третьем – для саморазвития и пр.

Качество информации – термин довольно «пространственный» или размытый. Каждый человек в отношении одной и той же информации выделит свои критерии и параметры качества, оценит согласно собственной точки зрения. Для одних новость станет толчком для перемен в жизни (например, смена пенсионного фонда), для других – темой для обсуждений или научной работы.

В студенческой и научной среде к информации всегда относились с долей недоверия. Здесь особое внимании уделяется именно качеству ресурсов. Поэтому сегодня мы раскроем ключевые характеристики, которые пригодятся каждому автору курсовых, дипломных или исследовательских работ.

От чего зависит качество информации?

Качество информации зависит от множества факторов. Как мы уже говорили, для каждого человека оно будет оцениваться по-своему, исходя из его интересов целей, заинтересованности и пр.

В большинстве случаев качество ресурсов зависит от следующих компонентов:

От чего зависит качество информации?
Критерии качественной информации
  • Цель дальнейшего применения: как правило, сведения «по интересам» не перепроверяются людьми, они верят первому попавшемуся источнику и в дальнейшем «передают» ее своему собеседнику в ходе банального разговора. В студенческой среде к первоисточникам относятся с недоверием: все материалы тщательно перепроверяют, убеждаясь в верности суждений автора, его честности и пр.
  • Первоисточник: в зависимости от того, где Вы нашли материалы, какой они носят характер, качество сведений может кардинально разниться. Далеко не все новости предоставляют правдивые материалы (на сегодняшний день доля «желтой прессы» достигает 50%!). При проведении исследований не стоит слепо верить слухам, малоизвестным авторам. Полагайтесь только на максимально точную и правдивую информацию, проверенную временем, автором и самим собой: научно доказанные факты, справочные и учебные пособия, научные работы и статьи, мнение авторитетных экспертов и пр.
  • Истолкование материалов: Данный критерий зависит от автора, который предоставил на обозрение материалы: где он нашел и правильно ли понял первоисточник, как его представил публике, правильно ли истолковал, не исказил ли суть или отдельные фрагменты и пр.
  • Разновидность информации: В зависимости от того, какой информацией обладает автор, будет зависеть качество ресурса. Считается, что к самым ненадежным сведениям относят новости и различные обзоры, а к числу наиболее качественной информации относят научные работы (диссертации, монографии), практические исследования (социологические, маркетинговые, психологические) и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Основные параметры качественной информации

Давайте рассмотрим основные свойства информации, отражающие ее качество, на которые следует ориентироваться при выполнении курсовых, дипломных и научных работ.

  • Адекватность ресурса.

Данный параметр затрагивает три элемента: синтаксическая адекватность (то есть грамотное построение текста с учетом всех правил: орфография, пунктуация, стилистика, контекст (смысл и пр.)), семантическая адекватность (степень совпадения текста с реальным объектом, соответствие образа и объекта исследования), прагматическая адекватность (уместность использования информации (цель), где она может быть применена и пр.).

  • Актуальность данных.

Актуальность – это уникальный критерий качества, подчеркивающий уместность использования информации с учетом реальности: на сколько сведения соответствуют текущему положению дел, действуют ли описанные законы/методики сегодня, несколько они эффективны. Материалы должны подчеркивать не просто проблему, а ее нерешенность, необходимость решения, отмечать наличие противоречий/нестыковок, низкую эффективность действующих методик и пр.

Актуальность – это свойство информации по сохранению полезности, ценности с течением времени. В студенческих и научных работах эксперты рекомендуют использовать материалы, дата публикации которых не превышает 3-5 лет. Доля архивных, справочных и иных пособий должна быть минимальна.

  • Репрезентативность.

Данный критерий напрямую связан с отбором и обработкой информации: где она была заимствована и как может быть представлена в проекте. Здесь важно определить цель использования материалов, основные параметры (что нужно искать, где искать, ключевые слова и определения, точность информации и пр.).

Качественные характеристики информации
Параметры качественной информации

Репрезентативность первоисточника предопределяет необходимость его использования в студенческой или научной работе, его роль и место (например, для углубления или разбавления материала) в проекте.

  • Содержательность.

Содержательность предполагает определение доли уместной для использования в конкретных целях материалов. Чем больше сведений из первоисточника ложится в основу исследования, тем он содержательнее и полезнее для автора, требует меньшей переработке.

В содержательном источнике доля «воды» минимальна, а объем полезной информации высок.

  • Достаточность.

Достаточность – это самый сомнительный критерий качества, но порой именно он предопределяет полноту раскрытия темы. Максимально полно изучить вопрос с помощью одного источника – невозможно. Автор должен полагаться как минимум на 3 разных ресурса, которые описывают ситуацию с разных ракурсов, приводят разные доказательства и факты, подтверждают или опровергают «гипотезу» исследователя.

Достаточность предполагает, что располагаемой информации хватит для обоснования точки зрения, доказательства правоты или опровержения выдвинутого предположения и пр.

  • Достоверность.

Этот критерий предполагает, что все заимствованные и использованные в студенческой или научной работе материалы являются верными, обоснованными и надежными. Достоверность предполагает отражение точной и верной информации. Данный параметр легко проверить: достаточно изучить один и тот же вопрос или фрагмент (момент) в разных источниках информации, сопоставить их. Если все ключевые аспекты, тенденции и результаты совпадают, то первоисточник достоверен. Если возникают малейшие разногласия или расхождения, то следует усомниться в качестве материала, использовать его нецелесообразно, так как в дальнейшем могут возникнуть погрешности или серьезные искажения.

  • Точность.

Точность предполагает максимально близкое описание проблемы с реальным состоянием, доминирующее число совпадений теории и практики. В частности, чем детальнее описан объект исследования, чем больше совпадений реальности и описываемым, тем точнее информация.

Частично данный параметр пересекается с достоверностью. Проверять точность ресурса – обязательно!

  • Доступность.

При выполнении курсовых и дипломных работ студенты чаще всего прибегают к открытым первоисточникам: учебные пособия, сведения из официальных источников (сайт организации, устав, отчетность и пр.), аналитические обзоры, научные статьи и пр. При написании научных проектов важно основываться на научных фактах и проектах (диссертации монографии, действующие научные законы и пр.), а они не всегда находятся в открытом доступе. К некоторым из них придется найти «особый подход»: оформить платную подписку выписать научный журнал ил купить отдельное издание, обратиться в библиотеку ВУЗа и пр.

Не всегда доступная и имеющаяся под рукой информация будет полезной. Порой для более качественного исследования необходимо узкоспециализированные материалы из закрытых источников. Поэтому при выполнении любой работы важно умело сочетать доступные и труднодоступные ресурсы, находить выход из любой ситуации, подход и возможности поиска, использования и пр.

Таким образом, качество информации, которая ляжет в основу курсовой, дипломной или научной работы, напрямую зависит от навыков автора, его разборчивости и цели. Чтобы в основу исследования легли высококачественные материалы, необходимо тщательно искать, обрабатывать и перепроверять все сведения. Для этого нужно грамотно формировать список подходящей литературы, подбирать первоисточник (издание) и грамотно интерпретировать (истолковать) все собранные материалы с учетом требований по уникальности текста и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Понятие «качественной информации» при написании курсовых, дипломных и научных работ”

  • спасибо за интересную статью. Всегда думала, что «качественная работа» — это та что прошла все проверки, но никогда не задумывалась о «качестве информации». Теперь понимаю, почему далеко не все качественные работы получают хорошую оценку, и почему качественная информация особо ценна) Спасибо за конкретику.

  • простая, но довольно-таки интересная статья. О качестве информации очень мало пишут, а ведь ключевой критерий для оценки – он. Спасибо за достойное разъяснение и советы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *