Студентам, осваивающим естественнонаучный профиль или биологическое направление (в том числе педагогику) важно научиться грамотно проводить биологический эксперимент.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции биологического эксперимента
Биологический эксперимент – это особый инструмент в научной плоскости, нацеленный на изучение всевозможных естественных процессов и явлений. Он помогает установить воздействие на живые организмы сторонних факторов. С помощью грамотно организованного биологического исследования пользователи добывают новую информацию и приоткрывают научный занавес, поясняя те или иные изменения, тенденции и пр.
Биологический эксперимент – это прикладной метод научного познания, используемый студентами и исследователями при изучении биологии, жизни живых организмов и пр. Он выполняет массу различных функций, каждая из которых подчеркивает роль этого инструмента:
- Информационная. Она состоит в сборе материалов по конкретному вопросу в рамках биологической науки, позволяющей понять и разобраться в тонкостях, уяснить специфику явлений и процессов, изучить те или иные понятия и подходы и пр.
- Проверяющая. С помощью такого подхода исследователь проверяет эффективность и реалистичность выдвигаемой идеи. Он визуально, а также с научной точки зрения оценивает состояние объекта, определяет причины и следствия, факторы-провокаторы и пр. То есть посредством такого подхода автор может проверить истинность законов и утверждений, эффективность тех или иных инструментов и правил и пр.
- Инновационно-оценочная. В рамках биологического эксперимента обычно проверяют возможности применения новшеств для оптимизации тех или иных процессов, действий и пр. То есть рассматриваемый подход помогает оценить влияние предлагаемых инноваций, определить возможности их применения и пр.
Биологический эксперимент всегда проводится с конкретной целью. В общем смысле она представлена в виде сбора новой информации, без которой невозможно доподлинно изучить объект или оценить те или иные процессы, явления, новшества. Притом изучают преимущественно элементы и реформы, связанные с такой наукой, как биология, экология и пр.
Важно знать, что биологический эксперимент может быть как естественным, так и искусственным.
Правила и ограничения при проведении биологического эксперимента
Проведение биологического эксперимента чаще всего проходит в лабораторных условиях. Притом в этом деле важно выполнение ряда принципов.
Во-первых, рассматриваемый подход требует либо сугубо единоличной, либо командной работы. Притом важно получить согласие на участие от каждого участника и объекта исследования. В центре внимания исследователей будет находиться живой объект: организм, существо, человек, животное и пр. Согласно действующим законодательным нормам, важно получить именно его согласие (или его официальных представителей). Без этого реализация биоэксперимента невозможна.
Во-вторых, использование такого инструмента требует тотального контроля над ситуацией и действием каждого участника. Биологический эксперимент должен учитывать нормы безопасности, специфику созданных условий и особенности объекта исследования, цели и прочие нюансы. Все получаемые результаты должны быть оперативно зафиксированы, так как проведение повторного исследования может не принести точных результатов. Поэтому важно следить за всеми событиями и явлениями.
В-третьих, для проведения такого способа важна предварительная подготовка (проектирование, планирование). Она будет затрагивать не только материально-технические условия, но и поиск объекта исследования, разработку программы эксперимента, учет теоретических и научных положений в рамках биологической науки и смежных отраслей и пр. Исследователю предстоит грамотно сочетать собственные представления, мотивы, цели с действующими парадигмами, тщательно пояснять каждый шаг и аргументировать полученный результат. Без соответствующих знаний и материалов это невозможно.
В-четвертых, необходимо установить четкие ограничения и оценить риски при проведении биоэксперимента. Учтите, что далеко не всегда возможно точь-в-точь повторить ход исследования, чтобы удостовериться в качестве и корректности результатов. Поэтому изначально установите допустимые погрешности, проанализируйте всевозможные риски и учтите их при реализации намеченной программы.
При определении границ биоэксперимента важно уточнить располагаемую материально-техническую базу и возможности для проведения намеченных манипуляций, сроки реализации, сложности и особенности отдельных этапов, научные требования и правила. Исследователю предстоит отметить, что можно и нельзя, как лучше провести те или иные действия, какой темп установить и пр. Грамотное планирование с учетом действующих границ поможет более качественно провести все манипуляции, вовремя завершить ход погружения в тему и представить соответствующие результаты.
В-пятых, не менее важно соблюдать нормы этики, корректности и грамотности. Первый принцип предполагает соблюдение всех правовых аспектов по проведению исследования, учет интересов каждой из сторон исследования, ориентацию на правовые аспекты и регламенты.
Принципы корректности и грамотности предполагает качественное описание полученных результатов, их пояснение и обоснование. Исследователю предстоит предоставить характеристику хода и итогов научной деятельности на доступном и ясном языке. Все формулировки должны быть четким, однозначными, описывать реальные результаты и моменты.
Таким образом, проведение биологического эксперимента – процесс уникальный, интересный, требовательный. Студентам и аспирантам, исследователям предстоит тщательно продумать ход работы, учесть массу принципов и правил, чтобы получить достоверный и официальный , пригодный для дальнейшего использования результат.
Как проводят биологический эксперимент? (основные этапы и действия)
Биологический эксперимент – это специфический процесс, который имеет свою логику и последовательность. Типичная схема проведения биоэксперимента выглядит следующим образом.
Этап |
Действия |
Результат |
Подготовительный | Выработка представлений и общих ориентиров | Предварительный план эксперимента, тема, цель, общие границы |
Организационный | Проектирование и планирование биологического эксперимента | Разработка научного аппарата, разработка программы биоэксперимента |
Реализационный | Проведение биологического эксперимента | Сбор информации, получение результатов |
Интерпретационный | Описание хода и результатов биологического исследования | Подготовка отчетной документации согласно требованиям учебного заведения и целям биоэксперимента |
Первый этап – подготовительный. Он предполагает определение необходимости в реализации данного подхода и определение ключевых параметров: цель, задачи, условия. Здесь достаточно наметить общие моменты и понять суть эксперимента, что он доложен и может принести, оценить ресурсы для его реализации и пр.
Второй этап – планирование и проработка исследования. Он предполагает, что исследователь спроектирует ход исследования, учитывая собственные представления и интересы, мотивы и цели во взаимосвязи с научными и формальными тонкостями, правовыми аспектами. Здесь студенту, аспиранту или ученому предстоит разработать программу биологического эксперимента, которая поможет ему выстроить конкретные шаги, определить последовательность мероприятий и сроки их проведения, необходимый инвентарь ресурсы и тонкости.
Здесь же необходимо продумать методологический аппарат научной деятельности: какие способы и приемы будут реализованы или уместны, какое оборудование и инструментарий потребуется, что должны знать и уметь участники эксперимента и пр. Исходя из указанных основных параметров исследователь поймет, какой вид биоэксперимента и в каких условиях (где) он должен протекать.
В результаты тотального проектирования и планирования программы биологического эксперимента будет утверждена четкая траектория, ясна логика научной деятельности и установлены четкие границы.
Третий этап – проведение НИР и сбор информации. Он предполагает реализацию и внедрение в жизнь описанной выше схемы (программы). Участники приступают к исполнению возложенных на них обязанностей, контролируют каждый шаг и ситуацию в целом, фиксируют результаты.
Данная стадия – самая сложная и серьезная. Нередко студенты и аспиранты сталкиваются с форс-мажорами, которые усложняют ход научной мысли и проверки выдвинутой гипотезы, требуют незамедлительной корректировки и пр.
При проведении биологического эксперимента важно придерживать общей траектории (программы), а также учитывать действующие правовые нормы и регламенты, научные парадигмы и требования.
Четвертый этап – интерпретация результатов и обоснование выводов. Текущий шаг предполагает проверку качества и достоверности, точности полученных результатов с дальнейшей расшифровкой. Описание хода биоисследования и итогов должно быть логичным, понятным, обоснованным. Исследователю предстоит грамотно систематизировать собранный материал, преподнести его в доступном для восприятия виде (сгруппировав данные и показав их уникальность, связность, логичность и обоснованность). При отражении итогов исследования важно отмечать идею и ее роль, перспективы применения и пр.
Как правило, исследователи стараются отмечать расчетные показатели с помощью таблиц, тенденции и изменения – графическим способом. Притом все подборки и материалы буду подвергаться анализу и научному обоснованию, сопоставлению с целью и пр.
Оформление результатов биологического эксперимента чаще всего происходит посредством подготовки отчета о НИР, отчета по лабораторной работе, в дипломных проектах и диссертациях, а также в виде научной статьи. Все зависит от требований и условий форматирования биологического исследования, уровня подготовки автора.
На этом оформление результатов биологического исследования не заканчивается. Бывает исследователям нужно грамотно презентовать и защитить свои достижения и выводы. В этом случае им следует подготовить дополнительный материал: автореферат или научный доклад, презентация или электронный буклет, научная статья и пр.
Сложности проведения биологического эксперимента
Биологический эксперимент – это не просто научной исследование в рамках биологии, а самый настоящий комплекс действий разностороннего характера. Здесь потребуется не только наблюдательность и участие в конкретных мероприятиях, действиях, но и умение проводить математические операции, точность внедрения тех или иных параметров (веществ и пр.) и пр.
В организации и реализации биологического эксперимента может встретиться немало нюансов.
Одной из сложностей, встающей на научном пути студентов и аспирантов является слабое владение теорией или недостаточные представления по теме, цели биоэксперимента. В этом случае наблюдается непонимание происходящих процессов или некорректное описание полученных результатов.
Также в числе преград в рамках биологического исследования можно выделить форс-мажоры. Нередко в ходе проведения биоэкспериментов необходимо создать тщательные лабораторные условия, (приближенные к реалиям или оснащенными всевозможными современными It-устройствами для полноценного контроля и пр.). В силу различных причин могут происходить сбои в соответствующей аппаратуре, дефицит определенных ресурсов или материалов для продолжения эксперимента и пр.
Помимо этого, исследователи могут сталкиваться с проблемами документирования. Чаще всего они возникают у студентов на фоне слабого словарного запаса и навыков переработки информации. Здесь требуется грамотно, четко преподносить результаты НИР, подбирая соответствующие способы интерпретации. Следует придерживаться норм научного стиля, умело оперировать биологическими терминами и категориями, научными канонами и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по проведению и проведению биологического эксперимента
Чтобы грамотно и правильно реализовать биологическое исследование, достаточно следовать следующим рекомендациям.
Совет 1. Выбирайте интересную и понятную для вас тему. Биологический эксперимент так или иначе будет затрагивать конкретное направление и объект исследования. В данном случае важно понимать или как минимум предварительно разобраться во всех нюансах: базовые термины, правила, приемы, действующие нормативы и ограничения и пр. Понимание научной парадигмы поможет быстро сориентироваться и наметить базовый план действий, программу мероприятий, а также продумать идею для проверки и обоснования.
Совет 2. Наметьте основную программу биоэксперимента и не бойтесь корректировок, изменений. Как бы студент или аспирант не старался спроектировать предельно точный план мероприятий, невозможно полностью исключить все форс-мажоры, риски и нюансы. Постарайтесь наметить обязательные шаги и границы биологического исследования и не исключайте варианты для маневров. Не бойтесь изменять траекторию исследования, если таковое диктуют внешние факторы и условия.
Совет 3. Не бойтесь просить помощи. Проведение биологического эксперимента требует тотального контроля над ситуацией и результатами. Согласитесь, что действовать в одиночку в этом случае рискованно. Поэтому проводить подобные исследования лучше в команде. Тогда участники могут подстраховывать друг друга, получая при этом более достоверные результаты и обоснованные выводы. Также работа в группе повышает обмен мнениями, помогая оперативно корректировать план эксперимента.
Более того, если в каких-то областях ил моментах вы несильны, есть сомнения, то стоит заручиться поддержкой опытного эксперта, научного руководителя или участника. В этом случае можно миновать ошибок и погрешностей.
Совет 4. Не пренебрегайте техникой безопасности. Проведение биологического эксперимента зачастую соприкасается с различными инструментами, химическими веществами, оснащением. Важно правильно ими орудовать, распоряжаться, управлять, чтобы не было риска для жизни и здоровья любого участника и объекта исследования.
Совет 5. Тщательно обосновывайте каждый шаг и результат. Правильная и качественная аргументация помоет понять корректность и надежность итогов биоисследования, показать новизну и значимость выдвигаемой идеи, ее эффективность и перспективность. Притом лучше всего опираться на актуальные материалы, научную литературу, статистику и пр.
Таким образом, проведение биологического эксперимента требует тщательной подготовки и сноровки, обоснования избранных методов и полученных результатов. Результаты такого погружения кладут в основу кандидатских и докторских диссертаций, ВАК-статей, дипломных работ.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!