Оформление кандидатской диссертационной работы имеет четкие требования, соответствующие ГОСТ Р 7.0.11-2011 г. «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления».
СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист
Первая станица диссертации — титульный лист. Он предшествует введению, необходим для поиска и обработки документа на сайте, котором представлена научная работа. Его нужно оформлять правильно, а перед сдачей работы — перепроверить. Если поместить научную работу на сайт с ошибками, то исправить их уже будет нельзя. Титульный лист имеет огромное значение при поиске диссертационной работы. Он формирует первое впечатление о всем труде.
Примечание 1: если работа выполнена на иностранном языке, к ней прикрепляется титульный лист на русском языке.
Примечание 2: для многотомной научной работы необходим титульный лист на каждый отдельный том с указанием порядкового номера каждого тома.
Введение
Введение играет важную роль в любом научном труде. Его необходимо оформлять очень аккуратно и внимательно. Это именно та часть кандидатской диссертации, на которую обращается наибольшее внимание. Могут не прочитать следующие блоки работы, но введение тщательно изучают все члены комиссии. Проще говоря, введение — это лицо диссертации.
Введение имеет четкую структуру. Четкую, и не совсем понятную соискателю, который только приступил к написанию своего научного труда.
Актуальность темы.
Это степень важности на данный момент и в данной ситуации, для решения данного вопроса или проблемы. Размер — одна-полторы страницы. При описании актуальности, надо сразу переходить к делу. Нет нужды начинать издалека. В самом описании должно содержаться слово «актуальность» и другие ключевые слова диссертации.
Как обосновать актуальность? Обосновать актуальность той или иной работы надо обязательно, даже если тема диссертации очень размыта «Античный мир» и т. д. Нужно максимально сузить направленность изучения, и добавить конкретики: «Государственное право античного мира» и т. д. Можно написать, что-то вроде: «исходя из рассмотренной темы, можно сделать такие-то актуальные ныне выводы…», или: «основываясь на рассмотренном примере, можно сделать вывод, актуальный в наше время вот в этой сфере…». В общем, извернись, но докажи актуальность работы.
Объект и предмет исследования.
Степень разработанности (проработанности).
Проработанность диссертации определяет научный кругозор аспиранта, определяет круг исследователей, которые ранее трудились над похожим вопросом. Самое важное — степень разработанности определяет те пробелы, которые существуют в конкретной области исследования и указывает на необходимость их исследования.
Цели и задачи.
Это отправная точка любой научной работы, которая определяет направление, по которому раскрывается тема диссертации.
Цель — это конечный результат, к которому должен прийти автор научной работы. Цель дублирует запрос кандидатской работы.
Задачи — это основные этапы решения проблемы, которые преодолеваются для достижения поставленной цели. Выводы основываются на задачах работы.
Научная новизна проблемы.
Без новизны невозможно написание кандидатской диссертации. Надо показать, что ранее в этой области не проводилось научных исследований, но они необходимы. Проще говоря, надо показать, что твоя работа нужна научному сообществу.
Значимость работы — теоретическая и практическая часть.
Теоретическая значимость предшествует практической. Она является основой для разработки практической значимости диссертации.
Практическая значимость работы: тут надо в сжатом виде рассказать о том, как именно используются результаты диссертационной работы на практике. Прилагаются реквизиты, подтверждающие использование работы «в жизни»: акты внедрения, утвержденные нормативные документы, справки от учебных заведений. Проще говоря, надо доказать, что диссертация принесла реальную практическую пользу миру.
Методология, методы исследования.
Положения, которые вынесены на защиту.
Научные положения — это главная часть диссертации, ее остов. Они должны быть новыми, авторскими, не должны повторять положений в ранее защищенных диссертационных работах. Тут приводятся основные научные и практические результаты.
Количество положений — 5-6 пунктов, в которых приводится описание новой, решенной соискателем научной задачи, ее место и значение в науке.
Степень достоверности, а также апробация результатов работы.
Доказать степень достоверности надо для того, чтобы соискатель мог наглядно проиллюстрировать достоверность положений, выводов и рекомендаций, приведенных в диссертационной работе. То есть: положения, выводы и рекомендации соискателя реально существуют и не являются ошибочными.
Апробация результатов — подача соискателем информации о том, что конкретно он сделал в научной работе, с последующей оценкой этой информации научной комиссией. Проще говоря, апробация — это научные статьи, выступления на симпозиумах, конференциях, которые совершает или может совершить соискатель, опираясь на результаты кандидатской диссертации.
Теперь все пункты, указанные во введении в кандидатскую диссертацию, рассмотрены. Еще раз надо напомнить, что введение — самая читабельная часть любого научного труда. Это фундамент, на котором базируется диссертация. Лучше скрупулезно и детально подготовить введение, чем потом иметь проблемы с тем или иным неправильно сформулированным аспектом кандидатской диссертации.
Литературный обзор для дипломной работы
Что такое литературный обзор дипломной работы? Зачем он нужен?
Грубо говоря, литературный обзор — это способ показать людям, которые будут тебя оценивать, членам комиссии, что:
- ты разбираешься в этой теме;
- ты владеешь информацией, которую исследуешь;
- твой исследовательский вопрос/проблема оправдан.
Предполагается, что когда ты пишешь литературный обзор выбранной научной работы, ты уже владеешь исследуемой информацией, ты ее прочитал, изучил и понимаешь сам задачу исследования. Так сказать, доказательство твоей компетентности в определенной работе.
Еще один момент: с помощью лит-обзора можно дополнительно подтвердить актуальность научного исследования. Доказать, что тема диплома оправдана, ведь ранее проводились научные исследования, смежные с твоим вопросом.
Совет: рассматриваемый в научной работе вопрос может немного меняться в процессе работы. Лучше выбирать одну конкретную проблему, тогда легче будет ее решить в ходе исследования. Например: вместо темы: «Средневековье в Италии» лучше выбрать более узкую: «Быт среднего класса в средневековой Италии» и т.—д. Еще — вопрос лучше сузить до конкретного временного отрезка (489-526 гг).
Как искать литературу?
Часто студенты делают одну и ту же ошибку — на первом этапе выбирают очень много литературы из разных источников. Разобрать всю информацию будет сложно.
Лучше поступить так: выбирать совсем немного литературы по ключевым словам работы. 6-8 статей будет достаточно.
При этом лучше выбирать информацию двух категорий:
- новые статьи, которые вышли в последние 2-3 года. Чтоб долго не искать, лучше взять самые популярные, самые цитируемые в научных кругах статьи. Такие статьи помогут понять, какие новые веяния имеются в исследуемой тобой теме. На что люди сейчас обращают внимание, куда сейчас движется наука.
- старые статьи — основу, с которой «вытекает» вопрос твоей дипломной работы. Эти статьи помогут понять, откуда вышла эта сфера исследования и почему вообще люди стали заниматься изучением данного вопроса.
Эти несколько статей надо изучить хорошо. Только потом — приступать к изучению других статей по твоей научной работе. Лучше их брать не из посторонних источников, а переходить по ссылкам из уже изученных работ. Получается очень удобная стратегия изучения информации.
По ходу работы надо обязательно делать пометки — от руки или в электронном формате. Если ты выберешь второй вариант, то использую гугл-доки. Там информация сохранится, даже если сломается рабочий компьютер. В пометках фиксируй краткое содержание, цитаты, основные мысли, методы и выводы статьи. Пиши для себя, т. е. — простым понятным языком.
Если будешь делать так, то ты:
- легче запомнишь прочитанную информацию,
- «увидишь» общую картину,
- определишь фронт работ,
- легко поймешь — что с чем и как связано.
Еще одна очень важная вещь. Составляешь литературный обзор дипломной работы — создай интеллектуальную карту. Легче будет увидеть полную картину, упростить процесс написания лит-обзора. Станет понятно, к какой теме статья больше относится, к какой группе статей ее лучше отнести и т. д.
Грамотно составленный литературный обзор дипломной работы, поможет при защите диплома. Это будет неопровержимый аргумент того, что твоя тема недостаточно исследована. То есть: в научном сообществе рассматривались смежные материалы и есть запрос на решение твоей конкретной проблемы.
Выполнение экспериментальной практической части кандидатской диссертации
Диссертационная работа влечет за собой большую ответственность. Она требует временных и умственных вложений.
Теоретическая часть научного труда понятна. Тут раскрываются особенности мышления человека, его способность искать, обрабатывать, анализировать информацию. И на основе полученных знаний, строить собственные, необходимые научному обществу уникальные теории, которые можно доказать на практике.
А что насчет практической части? Как ее выполнить правильно? Как убедить научный совет в эффективности решаемой проблемы?
Одним из основных составляющих компонентов диссертации является ее практическая часть.
Она необходима для:
- подтверждения уровня профессионализма соискателя;
- доказания важности и реалистичности поставленного научного вопроса;
- проверки сформированного в ходе теоретических исследований запроса.
Практическая часть состоит из:
- проведения эксперимента;
- применение теоретической части на практике;
- оформление результатов эксперимента в соответствии с нормативными документами.
Последовательность действий
Опытно-экспериментальная часть любой диссертационной работы имеет свою структуру и последовательность выполнения.
Составление плана
После того, как научная проблема, поставленная в диссертационной работе, решена в теории, ее эффективность надо проверять на практике.
Для удачной реализации практической части, необходимо:
- учесть все возможные факторы, которые могут повлиять на результат;
- подготовить нужный инструментарий;
- создать реалистичные условия проведения эксперимента;
- составить четкий алгоритм действий;
- ограничить практическую часть временными отрезками — для быстрого, но при этом эффективного выполнения работы.
Проведение эксперимента и анализ результатов работы
На этом этапе проводится реализация выбранного плана действий. Вне зависимости от результата эксперимента, все данные нужно фиксировать и анализировать их эффективность.
Оформление полученных результатов
Самый длительный и требующий внимания этап экспериментальной части диссертационной работы — оформление. Ведь именно на него будут обращать внимание члены экзаменационной комиссии.
Краткость — сестра таланта. Именно это качество нужно проявить соискателю при оформлении результатов практической части. Емко, лаконично, не упуская при этом важных деталей, нужно в текстовом формате описать все этапы: подготовку, проведение эксперимента, анализ результатов.
Тут будут уместны графики, таблицы. В тексте приветствуются списки, подзаголовки, минимум абстрактных данных и воды, больше цифр, сравнений. Это необходимы для большей наглядности и простоты восприятия материала членами комиссии.
Качество и «живучесть» всей научной работы зависит именно от практической экспериментальной части диссертации. Успешное проведение, завершение, правильные выводы являются залогом успеха соискателя. Поэтому надо как следует подготовиться к этому этапу диссертации.
Помощь студентам в написании дипломных работ
На первом этапе написания дипломной работы, студент может растеряться:
- Какую научную проблему взять на рассмотрение?
- Где искать литературу?
- Как оформлять документ?
- На что в работе надо обратить внимание, и т. д.?
И вообще — что делать, если времени и желания долго и упорно трудиться в одиночку нет?
Очевидный путь решения — выбор компетентного руководителя для написания дипломной работы. И вот следующий вопрос — как это сделать?
Как назначается научный руководитель
Научный руководитель — это человек, работающий на кафедре, на которой студент осуществляет написание научной работы. В зависимости от темы исследования, студенту без его ведома может назначаться определенный преподаватель для помощи в написании диплома.
Такой выбор связан с тем объемом учебной нагрузки, которая поручается определенному преподавателю. Например, если тема диплома узкопрофильная, ограничена узкими областями исследований и научных знаний, то и куратора выбирают с соответствующим набором научных знаний, отвечающих запросам научной проблемы дипломной работы.
Может ли студент выбрать руководителя дипломной работы?
Студент имеет право самостоятельно, исходя из собственных предпочтений, выбрать себе куратора.
Если студент работает над темой, которая ему близка и нравится, и он хочет ее изучать углубленно, то он может подать заявку в устной форме на сотрудничество с определенным преподавателем.
Обычно это делается так: студент подходит к заведующему кафедрой или другому человеку, который занимается распределением обучающихся, и говорит о своем желании работать с определенным преподавателем. Решение лучше сразу обосновать. Например: «Я работаю над такой-то дипломной работой. Профессор Сташков занимается такими-то исследованиями, которые совпадают с темой моей научной работы. Я хотел бы быть его обучающимся, под его руководством писать ВКР. Мы с преподавателем Сташковым можем достичь положительных результатов сотрудничества и т. д.». Как правило, руководители кафедры всегда идут навстречу студенту.
При выборе куратора, надо обращать внимание на:
- его осведомленность в теме вашей дипломной работы;
- личные качества преподавателя — будет ли сотрудничество комфортным для обеих сторон;
- количество выпускников, которые под руководством данного куратора успешно защитили дипломную работу.
Понятно, что большую часть работы все равно придется проделать самостоятельно.
В любом случае, куратор будет просматривать черновой электронный вариант диплома, давать советы — как улучшить работу, что лишнее стоит убрать и т. д. Но, полностью полагаться на своего руководителя не стоит. Он тоже человек может что-то не заметить, где-то упустить важную деталь. Полная ответственность за качество работы и ее оформления все равно лежит на студенте.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по выполнению кандидатской диссертации
Существует много работ, которые призваны помочь соискателю в подготовке и написанию кандидатской диссертации. В основном эти советы изложены сложным, непонятном языком. Как же писать научную работу? На чем стоит заострить внимание? Когда остановится? Дальше разберем.
Важные советы
Есть важные принципы написания кандидатской диссертации, которые было бы полезно знать тем, кто работает над написанием научного труда. Особенно это подходит соискателям, трудящимся в области социально-гуманитарных наук.
Выбор научной проблемы
Некоторые соискатели совершают ошибку — выбирают непонятную для себя тему и тратит много времени на ее разработку. В итоге уже на первом этапе работы происходит выгорание, а вслед за ним — разочарование в диссертационной работе. Чтоб этого не произошло, надо:
- выбирать интересную для себя тему;
- за основу брать уже знакомую научную проблему, в которой ты неплохо ориентируешься;
- брать узкопрофильный вопрос — больше конкретики, событие ограничено временным отрезком и т. д.;
- выбирать «популярную» тему, которая на слуху у научного сообщества последние несколько лет. Будет легче искать информацию, а также легче вызвать интерес диссертационной комиссии к своему научному труду.
Важно, чтоб тебе хотелось развиваться и работать над выбранной проблемой. Как говорится, ты «горишь» этим вопросом, тебе интересно и приятно обучаться в этом направлении.
Научный руководитель
Выбирать научного руководителя нужно такого, который:
- в полной мере разбирается в теме диссертационной работы, которую ты выбрал;
- имеет позитивный опыт работы с соискателями — под его руководством несколько человек уже успешно написали и защитили свои труды;
- легок в общении — тебе легко с ним коммуницировать.
Общаться с научным руководителем тоже нужно определенным образом. Когда ты определил тему работы и фронт работы над материалом, все твои общения с научным руководителем нужно организовывать вокруг твоего собственного текста. То есть: сначала ты подготовил небольшой кусок текста, а потом обсуждаешь его с куратором.
Очень часто аспиранты пренебрегают этим моментом, приходят к своему руководителям с абстрактной идеей. Это так не работает. Кандидатская диссертация, это, все-таки, творческая работа. От куратора можно ожидать только советов и правок, касательно готового материала работы. Он не будет, да и не должен, формировать твои идеи в конкретный читабельный материал. Итак, с научным руководителем надо обсуждать конкретный текст, а не идею.
Узконаправленность научного вопроса
Научная диссертация — это не место для демонстрации общей научной эрудиции. Еще одна ошибка начинающих соискателей — все, что они знают по предмету и выбранной области науки, они стараются уместить в своем научном труде. Диссертация имеет очень четкий фокус. На ее страницах должно быть больше конкретики, меньше абстрактных данных.
То, что не относится к твоей диссертационной работе, что не работает на тебя, как на профессионала, нужно выбросить.
Канцеляризм
Часто соискатели, желающие произвести на диссертационный совет впечатление, используют сложный язык текста. Но, представители диссертационной комиссии с легкостью отличат научный язык общения от псевдонаучного. Если не хочешь опростоволосится на защите своей работы, лучше пиши простым и понятным для тебя языком. Да, диссертация должна писаться в научном стиле, здесь нет места «суржику» и сленгу. Но, старайся изъясняться понятно хотя бы для себя самого. Вовсе не обязательно через слово использовать выражения, типа «дисплекация» и т. д.
В общем, пиши таким языком, чтоб твою диссертационную работу мог понять любой неспециалист в вашей теме, имеющий высшее образование.
Чтоб к твоему совету прислушивались и использовали на практике результаты исследования, «говори» с публикой понятным языком, хотя бы из уважения к своим коллегам.
Логика
Диссертация должна иметь внутреннюю логику. Не забывай, что твоя диссертация должна быть, как хороший роман для ученого совета. Да, грамотным языком написанный, да, решающий важный научный вопрос, но роман, который должен увлекать читателя. Хочешь добиться успеха — веди читателя от первой и до последней страницы.
Члены комиссии не должны, да и не будут угадывать и додумывать, как связана теоретическая часть с эмпирической. Они должны быть связаны и плавно перетекать друг в друга. Только придерживаясь такого правила, ты сможешь написать интересную и полезную диссертационную работу.
Только логически выстроенная научная работа считается качественной и защищабельной.
Завершенность
Каждый научный труд должен иметь логическое завершение, не обрываться резко. Тебе надо уметь правильно и вовремя «ставить точку» в своем исследовании. Это особенно касается теоретической диссертации, где нет эмпирической части. Ведь там, где есть собственное исследование — практическая часть, связанная с анализом вторичных социологических данных, там легче структурировать мысль и придать ей завершенность. Но, если диссертация носит полностью или практически полностью теоретический характер, то очень сложно остановиться. Хочется копать и копать дальше, проводить исследования и т. д. Чтоб не проводить годы над своим научным трудом, умей вовремя остановиться.
Не забывай, зачем тебе нужна защищенная кандидатская диссертация. Диссертация — это лишь квалификационный минимум, ни больше, ни меньше. Не растрачивай всю свою творческую энергию и научный запал на написание кандидатской работы. Оставь что-то на свою последующую жизнь, на свою последующую работу.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!