Постановка целей предприятия с помощью методики SMART

Студентам экономического факультета или управленческого ракурса приходится работать с различными проектами и установками, в том числе грамотно задать цель и ориентир в деятельности предприятия. Будущим экономистам, аналитикам и руководителям важно корректно определять траекторию развития. Для этого важно знать и уметь пользоваться не только привычными традиционными приемами, но и современными методами, одним из которых является алгоритм SMART.

Постановка целей предприятия с помощью методики SMART
Студентам экономического факультета или управленческого ракурса приходится работать с различными проектами и установками, в том числе грамотно задать цель и ориентир в деятельности предприятия. Будущим экономистам, аналитикам и руководителям важно корректно определять траекторию развития. Для этого важно знать и уметь пользоваться не только привычными традиционными приемами, но и современными методами, одним из которых является алгоритм SMART.

Что это такое?

В данной статье речь пойдет не о современных технических средствах (например, смарт-часах или гаджетах), а о вполне понятном приеме, концепции, которая облегчает определение, констатацию и постановку цели для любого мероприятия, а не только для успешного развития компании.

SMART – это аббревиатура, которая расшифровывается в буквенном эквиваленте следующим образом: S – specific (специфичный или точный), M – measurable (измеримый), A – attainable (реалистичный, достижимый), R – relevant (релевантный, актуальный, современный), T – time-bound (периодичный, ограниченный во времени).

Краткая характеристика SMART-методики
Краткая характеристика SMART-методики

Данная концепция зародилась еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Изначально она применялась только бизнесменами и менеджерами в управлении компанией, но позже получила массовое распространение в различных системах, в том числе и образовании (среди студентов). Сегодня этот прием можно расценивать как разновидность тайм-менеджмента.

Каждый критерий алгоритма выполняет определенную миссию, а в едином комплексе они позволяют установить эффективную цель и тщательно планировать мероприятия по ее достижению, минимизируя риски и угрозы.

Краткое описание SMART-методики: суть, этапы

Миссия этой концепции заключается в грамотно1 постановке «ключа» и определения способов его достижения, то есть определении цели и задач. Данный алгоритм реализуется в строгой последовательности представленной аббревиатуры, поэтому целесообразно разобрать каждый составной элемент.

Параметр S (specific) – конкретность, точность

Цель в любом проекте или задании должна быть предельно точной очерчивать идею и проблему, подчеркивая призыв к действию. Исследователю важно избегать двусмысленности и многозначности при ее формулировке и толковании.

Цель – это конечный (желаемый) результат, требующий конкретных действий. Абстракция здесь не уместна. Поэтому важно максимально точно описывать: что нужно сделать, чего следует ожидать и достичь.

Расшифровка параметра S - Specific
Расшифровка параметра S — Specific

Приведем пример. Индивид поставил перед собой цель: сесть на диету. Данная установка неточная, так как не подчеркивает: какая именно диета приемлема, как долго следует ее придерживаться, к какому результату следует стремиться. Правильная цель – убрать сладкое и мучное или сесть на «диету Дюкана» и похудеть за 3 месяца на 5 кг. Согласитесь, в такой цели прослеживается и установка и мотивация.

Обратите внимание, что в начале цели всегда лежит действие или призыв к нему (описание – описать, уборка – убраться и пр.)., вслед за которым конкретизируется порядок (что именно нужно сделать, детали).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Параметр M (measurable) – измеримость

Данный критерий проявляется не только в числовом измерении или ином. При целеполагании важно определить границы, чтобы понять: степень достижения цели, ее эффективность и прочие нюансы. Притом все это должно быть подчеркнуто в формулировке посредством использования специальных маркеров (параметров). Также допускается подготовка оценочной шкалы.

Как измерить цель? Сам по себе механизм простой: достаточно проанализировать начальные данные и данные по окончании действий, оценить динамику и изменения.

Расшифровка параметра M - Measurable
Расшифровка параметра M — Measurable

В качестве оценочных параметров могут выступать самые разные критерии: финансы (например, достижение цели на спор – кто первее или успешнее, тот и выиграл денежный приз), время (по истечении определенного периода следует оценить результат) и пр.

При разработке шкалы для оценивания полученных результатов важно учитывать: общую ситуацию и намеченную цель, ее параметры (в рублях, килограммах, метрах и пр.).

Благодаря измеримости возможно определить:

  • Темп продвижения к цели;
  • Характер изменений;
  • Степень достижения цели: на каком этапе находится индивид, окончен ли эксперимент или расслабляться еще рано и необходимы дополнительные действия и пр.;
  • Необходимость и целесообразность корректировки плана действий цели или задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Параметр А – Attainable (достижимость)

Данный элемент сопоставим с посильностью намеченной цели. Поэтому важно ставить реалистичную миссию, которую можно реализовать с применением имеющихся знаний навыков и инструментов. Если не учесть данные параметры, то целеполагание будет неразумным.

В планировании траектории важна нейтральная сторона или чувство объективной самооценки: заниженное или завышенное эго ни к чему. Поэтому после постановки ориентира важно оценить его на достижимость и посильность. Сделать это можно следующим образом:

  • Шаг 1. Возможности по выполнению цели. Данный этап предполагает, что индивид должен учесть реалистичность цели: возможно ли ее воспроизвести в целом? Например, если Вам уже глубоко за 40, то увеличить свой рост на 15-20 см вряд ли удастся, ведь противостоять законам природы практически невозможно (если только хирургическим путем).
  • Шаг №2. Ресурсообеспеченность. Для предпринятые любых действий для приближения к цели важно располагать ресурсами. Притом затраты могут быть самыми разными: временными, денежными, материальными, физическими и пр. Оцените все варианты и подумайте: располагаете ли вы достаточным объемом необходимых ресурсов? Достаточно ли амбиций для этого?
  • Шаг 3. Учимся на ошибках и учитываем имеющийся опыт. Учет имеющегося теоретического и практического багажа позволяет поставить корректную и адекватную цель, избежав при этом грубых ошибок.
Основные элементы параметры A - Attainable
Основные элементы параметры A — Attainable

Параметр R – relevant (актуальность)

Цель – это стремление к лучшему, новому, поэтому она призвана решать только актуальные проблемы. Притом принцип «актуальности» включает в себя учет следующих факторов:

  • Учет обстоятельств и факторов, способствующих и мешающих достижению цели;
  • Решение текущих проблем или потенциальных проблем, которые могут повлиять в перспективе на жизнь/работу/учебу и пр.

Цель всегда призвана решить конкретную проблему, которая проявляется в определенный период или момент, ситуации. Поэтому важно оперативно реагировать на все происходящие изменения (во внутренней и внешней среде), корректировать ориентир и этапы достижения намеченных действий.

Важно, чтобы цель вписывалась в образ жизни объекта, усчитывала его возможности и способности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Параметр Т- time-bound (срочность)

Согласитесь, без конкретизации сроков на выполнение намеченной миссии, трудно решить: что делать, когда начинать или продолжать и пр. Поэтому многие студенты оттягивают выполнение того или иного задания, спохватываются в последний момент, тем самым снижая качество подготовки.

Установка «временных ограничений» способствует одновременному решению нескольких моментов:

  • Задать себе темп работы;
  • Тщательно спланировать дни, составим удобный распорядок дня захватив важные дела и предусмотрев время на отдых;
  • Разбить сложную цель на более легкие, мелкие задачи, упростив ее достижение.

Сроки на достижение намеченной цели должны быть предельно точными и адекватными, сопоставимыми с объемом предстоящих работ, физической/моральной/материальной/интеллектуальной и иной готовностью объекта.

Инструкция по применению методики SMART у студентов

По своей сути и предназначению, схема SMART сопоставима со студенческим тайм-менеджментом, но она более детальная и относится к конкретному делу, позволяя его выполнить максимально точно, эффективно и в конкретные сроки, с учетом возможностей и уровня подготовки учащегося. Вот где прослеживается тандем «план – возможности и способности – результат».

Схема реализации методики SMART
Схема реализации методики SMART

Для успешного применения SMART-схемы в жизни студента достаточно придерживаться следующего алгоритма:

  • Определяем потребность. Здесь важно обозначить непосредственно задание, которое требуется выполнить: подготовиться к семинару, решить задачу, повторить пройдённый материал по предмету и пр. Главное – конкретизировать дисциплину и непосредственно задание. Здесь будет начальная постановка цели.
  • Оцениваем актуальность намеченной миссии. Важно, чтобы она была нацелена на решение существующей проблемы. Например, повторение должно способствовать ликвидации пробелов и закреплению пройденного материала, решение задачи – грамотный подбор необходимых материалов и инструментов, реализация определенных действий и операций и пр. Важно, чтобы требовалось предпринять определенный алгоритм.
  • Определяем степень достижимости. Чтобы достичь намеченной цели, важно быть во всеоружии. Поэтому следует учесть уровень текущей подготовки, ресурсообеспеченности, имеющийся багаж знаний и навыков и пр. Важно подобрать те методы и приемы, которые посильны исследователю.
  • Измеряем цель. Данный этап необходим для констатации степени достижения и скорости реализации намеченных этапов. Здесь следует проработать план действий, определить последовательность (с чего начать, что и где искать, как выполнять и пр.), определить информационную базу и инструментарий и пр.
  • Ограничения. Основным ограничительным параметром станет время. Важно наметить «дедлайн» или тщательно спланировать и ограничить во времени каждый шаг (сколько времени потратить на сбор информации, ее проверку, систематизацию, оформление и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Использование SMART-методики в жизни студента должно учитывать следующие факторы:

  • Расписание занятий. Данный момент поможет установить оптимальные временные границы для реализации плана действий;
  • Предмет, дисциплина и уровень ее понимания знания. Если студент владеет предметом в достаточном объёме, то скорость выполнения задания может быть высокой, но при наличии пробелов – сначала нужно ликвидировать их, а затем приступать к выполнению намеченной миссии. От этого может зависеть как качество полученного результата, так и скорость выполнения задания.
  • Вид задания и ресурсообеспеченность. Согласитесь на устную подготовку требуется меньше времени сил, нежели на подготовку НИР (курсовой работы, ВКР, доклада и пр.). Поэтому важно учесть вид выполняемого задания. Далее следует оценить: какими материалами студент располагает, степень их достаточности для полного раскрытия темы или ее изучения. Учтите, что поиск материалов может усложнить и замедлить достижение цели.
  • Изменения во внутренней и внешней среде. Оперативно реагируйте на все факторы: начиная от собственного самочувствия и заканчивая переменами в расписании занятий, требований педагога. При необходимо цель и план действий могут корректироваться: сроки переноситься, объем заданий на день – увеличиваться/уменьшаться и пр. Главное – учитывать предельные сроки сдачи задания.

Таким образом, студенческий тайм-менеджмент и SMART-схема очень схожи, но второй вариант призван конкретизировать общие планы и способствовать их наиболее эффективной реализации. Успешно совмещая указанные приемы, студенту удастся вовремя и тщательно подготовиться к любому рубежу.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!