Студентам экономического факультета или управленческого ракурса приходится работать с различными проектами и установками, в том числе грамотно задать цель и ориентир в деятельности предприятия. Будущим экономистам, аналитикам и руководителям важно корректно определять траекторию развития. Для этого важно знать и уметь пользоваться не только привычными традиционными приемами, но и современными методами, одним из которых является алгоритм SMART.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
В данной статье речь пойдет не о современных технических средствах (например, смарт-часах или гаджетах), а о вполне понятном приеме, концепции, которая облегчает определение, констатацию и постановку цели для любого мероприятия, а не только для успешного развития компании.
SMART – это аббревиатура, которая расшифровывается в буквенном эквиваленте следующим образом: S – specific (специфичный или точный), M – measurable (измеримый), A – attainable (реалистичный, достижимый), R – relevant (релевантный, актуальный, современный), T – time-bound (периодичный, ограниченный во времени).
Данная концепция зародилась еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Изначально она применялась только бизнесменами и менеджерами в управлении компанией, но позже получила массовое распространение в различных системах, в том числе и образовании (среди студентов). Сегодня этот прием можно расценивать как разновидность тайм-менеджмента.
Каждый критерий алгоритма выполняет определенную миссию, а в едином комплексе они позволяют установить эффективную цель и тщательно планировать мероприятия по ее достижению, минимизируя риски и угрозы.
Краткое описание SMART-методики: суть, этапы
Миссия этой концепции заключается в грамотно1 постановке «ключа» и определения способов его достижения, то есть определении цели и задач. Данный алгоритм реализуется в строгой последовательности представленной аббревиатуры, поэтому целесообразно разобрать каждый составной элемент.
Параметр S (specific) – конкретность, точность
Цель в любом проекте или задании должна быть предельно точной очерчивать идею и проблему, подчеркивая призыв к действию. Исследователю важно избегать двусмысленности и многозначности при ее формулировке и толковании.
Цель – это конечный (желаемый) результат, требующий конкретных действий. Абстракция здесь не уместна. Поэтому важно максимально точно описывать: что нужно сделать, чего следует ожидать и достичь.
Приведем пример. Индивид поставил перед собой цель: сесть на диету. Данная установка неточная, так как не подчеркивает: какая именно диета приемлема, как долго следует ее придерживаться, к какому результату следует стремиться. Правильная цель – убрать сладкое и мучное или сесть на «диету Дюкана» и похудеть за 3 месяца на 5 кг. Согласитесь, в такой цели прослеживается и установка и мотивация.
Обратите внимание, что в начале цели всегда лежит действие или призыв к нему (описание – описать, уборка – убраться и пр.)., вслед за которым конкретизируется порядок (что именно нужно сделать, детали).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Параметр M (measurable) – измеримость
Данный критерий проявляется не только в числовом измерении или ином. При целеполагании важно определить границы, чтобы понять: степень достижения цели, ее эффективность и прочие нюансы. Притом все это должно быть подчеркнуто в формулировке посредством использования специальных маркеров (параметров). Также допускается подготовка оценочной шкалы.
Как измерить цель? Сам по себе механизм простой: достаточно проанализировать начальные данные и данные по окончании действий, оценить динамику и изменения.
В качестве оценочных параметров могут выступать самые разные критерии: финансы (например, достижение цели на спор – кто первее или успешнее, тот и выиграл денежный приз), время (по истечении определенного периода следует оценить результат) и пр.
При разработке шкалы для оценивания полученных результатов важно учитывать: общую ситуацию и намеченную цель, ее параметры (в рублях, килограммах, метрах и пр.).
Благодаря измеримости возможно определить:
- Темп продвижения к цели;
- Характер изменений;
- Степень достижения цели: на каком этапе находится индивид, окончен ли эксперимент или расслабляться еще рано и необходимы дополнительные действия и пр.;
- Необходимость и целесообразность корректировки плана действий цели или задач.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Параметр А – Attainable (достижимость)
Данный элемент сопоставим с посильностью намеченной цели. Поэтому важно ставить реалистичную миссию, которую можно реализовать с применением имеющихся знаний навыков и инструментов. Если не учесть данные параметры, то целеполагание будет неразумным.
В планировании траектории важна нейтральная сторона или чувство объективной самооценки: заниженное или завышенное эго ни к чему. Поэтому после постановки ориентира важно оценить его на достижимость и посильность. Сделать это можно следующим образом:
- Шаг 1. Возможности по выполнению цели. Данный этап предполагает, что индивид должен учесть реалистичность цели: возможно ли ее воспроизвести в целом? Например, если Вам уже глубоко за 40, то увеличить свой рост на 15-20 см вряд ли удастся, ведь противостоять законам природы практически невозможно (если только хирургическим путем).
- Шаг №2. Ресурсообеспеченность. Для предпринятые любых действий для приближения к цели важно располагать ресурсами. Притом затраты могут быть самыми разными: временными, денежными, материальными, физическими и пр. Оцените все варианты и подумайте: располагаете ли вы достаточным объемом необходимых ресурсов? Достаточно ли амбиций для этого?
- Шаг 3. Учимся на ошибках и учитываем имеющийся опыт. Учет имеющегося теоретического и практического багажа позволяет поставить корректную и адекватную цель, избежав при этом грубых ошибок.
Параметр R – relevant (актуальность)
Цель – это стремление к лучшему, новому, поэтому она призвана решать только актуальные проблемы. Притом принцип «актуальности» включает в себя учет следующих факторов:
- Учет обстоятельств и факторов, способствующих и мешающих достижению цели;
- Решение текущих проблем или потенциальных проблем, которые могут повлиять в перспективе на жизнь/работу/учебу и пр.
Цель всегда призвана решить конкретную проблему, которая проявляется в определенный период или момент, ситуации. Поэтому важно оперативно реагировать на все происходящие изменения (во внутренней и внешней среде), корректировать ориентир и этапы достижения намеченных действий.
Важно, чтобы цель вписывалась в образ жизни объекта, усчитывала его возможности и способности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Параметр Т- time-bound (срочность)
Согласитесь, без конкретизации сроков на выполнение намеченной миссии, трудно решить: что делать, когда начинать или продолжать и пр. Поэтому многие студенты оттягивают выполнение того или иного задания, спохватываются в последний момент, тем самым снижая качество подготовки.
Установка «временных ограничений» способствует одновременному решению нескольких моментов:
- Задать себе темп работы;
- Тщательно спланировать дни, составим удобный распорядок дня захватив важные дела и предусмотрев время на отдых;
- Разбить сложную цель на более легкие, мелкие задачи, упростив ее достижение.
Сроки на достижение намеченной цели должны быть предельно точными и адекватными, сопоставимыми с объемом предстоящих работ, физической/моральной/материальной/интеллектуальной и иной готовностью объекта.
Инструкция по применению методики SMART у студентов
По своей сути и предназначению, схема SMART сопоставима со студенческим тайм-менеджментом, но она более детальная и относится к конкретному делу, позволяя его выполнить максимально точно, эффективно и в конкретные сроки, с учетом возможностей и уровня подготовки учащегося. Вот где прослеживается тандем «план – возможности и способности – результат».
Для успешного применения SMART-схемы в жизни студента достаточно придерживаться следующего алгоритма:
- Определяем потребность. Здесь важно обозначить непосредственно задание, которое требуется выполнить: подготовиться к семинару, решить задачу, повторить пройдённый материал по предмету и пр. Главное – конкретизировать дисциплину и непосредственно задание. Здесь будет начальная постановка цели.
- Оцениваем актуальность намеченной миссии. Важно, чтобы она была нацелена на решение существующей проблемы. Например, повторение должно способствовать ликвидации пробелов и закреплению пройденного материала, решение задачи – грамотный подбор необходимых материалов и инструментов, реализация определенных действий и операций и пр. Важно, чтобы требовалось предпринять определенный алгоритм.
- Определяем степень достижимости. Чтобы достичь намеченной цели, важно быть во всеоружии. Поэтому следует учесть уровень текущей подготовки, ресурсообеспеченности, имеющийся багаж знаний и навыков и пр. Важно подобрать те методы и приемы, которые посильны исследователю.
- Измеряем цель. Данный этап необходим для констатации степени достижения и скорости реализации намеченных этапов. Здесь следует проработать план действий, определить последовательность (с чего начать, что и где искать, как выполнять и пр.), определить информационную базу и инструментарий и пр.
- Ограничения. Основным ограничительным параметром станет время. Важно наметить «дедлайн» или тщательно спланировать и ограничить во времени каждый шаг (сколько времени потратить на сбор информации, ее проверку, систематизацию, оформление и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Использование SMART-методики в жизни студента должно учитывать следующие факторы:
- Расписание занятий. Данный момент поможет установить оптимальные временные границы для реализации плана действий;
- Предмет, дисциплина и уровень ее понимания знания. Если студент владеет предметом в достаточном объёме, то скорость выполнения задания может быть высокой, но при наличии пробелов – сначала нужно ликвидировать их, а затем приступать к выполнению намеченной миссии. От этого может зависеть как качество полученного результата, так и скорость выполнения задания.
- Вид задания и ресурсообеспеченность. Согласитесь на устную подготовку требуется меньше времени сил, нежели на подготовку НИР (курсовой работы, ВКР, доклада и пр.). Поэтому важно учесть вид выполняемого задания. Далее следует оценить: какими материалами студент располагает, степень их достаточности для полного раскрытия темы или ее изучения. Учтите, что поиск материалов может усложнить и замедлить достижение цели.
- Изменения во внутренней и внешней среде. Оперативно реагируйте на все факторы: начиная от собственного самочувствия и заканчивая переменами в расписании занятий, требований педагога. При необходимо цель и план действий могут корректироваться: сроки переноситься, объем заданий на день – увеличиваться/уменьшаться и пр. Главное – учитывать предельные сроки сдачи задания.
Таким образом, студенческий тайм-менеджмент и SMART-схема очень схожи, но второй вариант призван конкретизировать общие планы и способствовать их наиболее эффективной реализации. Успешно совмещая указанные приемы, студенту удастся вовремя и тщательно подготовиться к любому рубежу.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!