Практика применения эвристического метода (в целях написания курсовых, дипломных работ соответственно)

Написание курсовых и дипломных работ требует не просто умения разбираться в информации, подбирать ее и вычитывать, определять наиболее важные моменты, но и умело пользоваться ею в ходе проведения опытов, экспериментов и пр. В этом деле на помощь студенту приходят различные инструменты: аналитические, практические и пр.

Практика применения эвристического метода (в целях написания курсовых, дипломных работ соответственно)

Написание курсовых и дипломных работ требует не просто умения разбираться в информации, подбирать ее и вычитывать, определять наиболее важные моменты, но и умело пользоваться ею в ходе проведения опытов, экспериментов и пр. В этом деле на помощь студенту приходят различные инструменты: аналитические, практические и пр.

В начале работы автор указывает основные моменты (во введении), знакомит аудиторию со своим творением, отмечая методологию. Методы исследования представляют собой те приемы, которыми создатель пользовался при создании своей работы. Важно чтобы они способствовали максимально полному раскрытию темы, позволяли сравнить и сопоставить различные факты, подтвердить позицию автора и его гипотезу и пр.

Одной из популярных методологических систем, которую студенты успешно используют при выполнении курсовых и дипломных работ являются эвристические методы.

Что это такое?

Эвристика – это особая область науки, отрасль, которая базируется преимущественно на аналитических и творческих способностях исследователя. В самом простом виде эвристические методы можно представить в форме «проб и ошибок», когда автор при выполнении своих обязанностей пользуется не только стандартными, но и иными методами, пробует нечто новое и учится на ошибках.

Эксперты-психологи утверждают, что исследование темы эвристическими методами позволяет ученым проникнуться темой, понять ее суть, а также проверить собственную теорию на практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Эвристические методы не привержены конкретным алгоритмам. Здесь автор проекта может отклоняться от стандартов, применять новые технологии и комбинации, но при этом важно, чтобы они приносили пользу, были эффективны. Поэтому данная система инструментов обладает некой оригинальностью, своеобразностью.

Самые распространенные эвристические методы исследований

Эвристические методы отличаются своей экспрессией, активностью. Здесь не просто нужно анализировать, пользоваться основными фундаментальными методами (дедукция, индукция и др.), важно предложить что-то новое и доказать его эффективность всеми возможными способами.

Наиболее распространенными и действенными эвристическими методами считаются:

  • Метод мозгового штурма.

Этот способ предполагает командную работу. Здесь выдвигается конкретная тема или вопрос, требующий обсуждения. Каждый участник процесса выдвигает свое предположение и доказывает его при помощи имеющихся знаний, информации.

Данный принцип отлично действует во время разработки новых решений, обсуждении альтернатив и выборе конкретного действия. Здесь можно быстро и качественно определить достоинства и недостатки каждого решения проблемы, так как каждый человек приводит собственный аргумент (за или против), что позволяет всесторонне рассмотреть предложение.

Общая схема работы метод мозгового штурма выглядит следующим образом:

Метод мозгового штурма
В чем заключается применение метода мозгового штурма?
  • Метод «дерево целей».

В этом случае исследователь должен построить некий план, в котором будет намечена основная цель и ответвления от нее (задачи). Для достижения основной цели можно ставить «подцели», отмечая основные действия: что изучить, применить, как и когда и пр.

Метод «дерево целей»
Как схематически выглядит метод «дерево целей»

Фактически исследователь составляет некую схему действий, определяя последовательность всех операций. Все это представляется в виде небольшого дерева с ответвлениями, стрелками или некой иерархии пр.

  • Метод сценариев.

Данный способ предполагает описание каждого варианта развития событий отдельно. Если исследователь предложил одну комбинацию, то он должен проработать его основательно, оценив эффективность. Если возникают новые мысли по теме и допустимы новые методы исследования, то их излагают в новом сценарии, в котором будут все данные: от начала (дано) до получения результата.

  • Метод типологии.

Этот способ предполагает, что существуют определенные стандартные варианты развития событий решения, которые могут быть применены в разных комбинациях для достижения намеченной цели.

На начальном этапе важно занять конкретную позицию определить проблему и констатировать уже существующие варианты ее решения. Далее останется их грамотно скомпоновать, перетасовать или выбрать один из них, чтобы получить максимальный эффект и выгоду.

Как эвристические методы применяются при выполнении курсовых и дипломных работ?

Наличие «творческой жилки» делает применимость эвристических способов исследования ограниченными. Их невозможно использовать в точных науках, где недопустимы отклонения и погрешности, а допустимы только конкретные алгоритмы, расчеты и правила.

Эвристические методы чаще всего применяются в тех направлениях, где допустимо рассуждение, анализ ситуации, «размах» в плане выработки решений и способов воздействия на объект исследования. Чаще всего ими пользуются при выполнении курсовых и дипломных работ по таким специальностям или дисциплинам, как управление персоналом, менеджмент, бизнес-планирование и пр.

Особенности применения эвристических методов студентами
Применение эвристических методов при выполнении научных работ студента

На практике данная методологическая группа применима в разных ситуациях: когда минимум времени, но решить проблему нужно быстрее, нет четких данных и есть небольшая неопределенность и пр.

При выполнении студенческих работ эвристические методы помогают разобраться в ситуации. Например, метод мозгового штурма (при его использовании между автором исследования и научным руководителем) позволит обсудить детали, выявить сильные и слабые стороны проекта, проследить мысли студента, его позицию, правоту и пр.

Метод «Дерево целей» отлично подойдет при формировании плана курсовой или дипломной работы. В этом случае учащийся сможет поэтапно расписать: что где, когда и как ему предстоит делать. Схематично очертить каждый этап выполнения исследования, разобраться в теме.

Метод сценариев позволит студенту оценить каждую идею: проверить состоятельность выдвинутой гипотезы, оценить наличие и достаточность материалов по теме, эффективность предлагаемых решений. Если не работает один сценарий, то придется проработать второй и далее, пока не найдется тот самый, единственный и неповторимый вариант решения проблемы.

Самым распространенным эвристическим методом, применяемым в ходе написания курсовых и дипломных работ, является метод типологии. В 90% случаев студенты опираются на научную и учебную литературу и решают проблему объекта следования при помощи стандартных решений, грамотно комбинируя несколько простых «движений», операций.

Таким образом, эвристические методы исследований позволят не только решить проблему, раскрыть суть темы, разобраться в ней, но и достигнуть намеченной цели, получить достойное решение, прибегнув к стандартным и оригинальным приемам.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!