Выполнение любого проекта независимо от уровня сложности предполагает следование четкими регламентам, учет конкретных требований, затрагивающих основные аспекты: порядок выбора темы и изложения текста, оформление текста и графиков, таблиц, уникальность данных, формирование единого документа в одном стиле и пр. Для этих целей существуют многочисленные ГОСТы, в которых разобраться начинающему исследователю или студенту бывает непросто. Ради упрощения «исследовательской миссии» в каждом образовательном заведении в отношении дисциплин, в рамках которых будет выполнять тот или ной проект (реферат, доклад, курсовая работа, научно-исследовательская работа и пр.), разрабатывается специальный документ – методические рекомендации.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Методические рекомендации представляют собой свод правил и требований по написанию конкретного проекта с учетом специфики осваиваемой специализации, дисциплины и научной области. Здесь приводятся ключевые и обязательные к исполнению критерии. Если автор проекта не будет им следовать или отклонится от заявленных параметров, то он не сможет пройти аттестацию, так как не получит допуск к ней.
Методические рекомендации к курсовым и дипломным работам не появляются сами по себе. Их разрабатывают научные сотрудники, которые имеют определённый опыт в кураторстве над подобными проектами, обладают достаточной квалификацией, репутацией в научных или иных кругах. Формировать этот документ посильно далеко не каждому преподавателю ВУЗа. Поэтому ответственным за разработку и создание методического пособия назначается как правило старший преподаватель со стажем работы в учебном центре не менее 5 лет или лицо, имеющее за плечами определенные заслуги перед научным сообществом (исследователь, ученый с соответствующей степенью или званием).
Несмотря на то, что само наименование документа свидетельствует о том, что это служит своего рода «советчиком» по выполнению курсовых, дипломных или иных студенческих работ, но требования, изложенные в нем, в 99% случаев являются обязательными к исполнению.
Что содержат методические рекомендации?
Методические рекомендации представлены в виде основных правил по написанию конкретного проекта. Они задают основные ориентиры и служат опорой на каждом этапе проведения и написания исследования.
В этом документе собраны ключевые и обязательные к исполнению требования с учетом действующих ГОСТов, а также изложены индивидуальные требования к работам от ВУЗа/ССУЗа.
Методические рекомендации описывают следующие моменты исследовательской деятельности:
- Роль выполнения курсовой или дипломной работы в жизни студента или автора: цель, задачи, миссия и пр.;
- Порядок формирования структуры документа: что должен содержать проект, как излагать мысли, в какой последовательности, каким текстом, что можно и нельзя использовать и пр.;
- Требования к источникам информации, актуальности сведений;
- Требования по объему проекта, уникальности текста (минимальный проходной порог, программа), срокам выполнения;
- Требования по оформлению материалов с учетом действующих ГОСТов: текст, графические материалы, таблицы, списки (оглавление, библиография), ссылки и сноски, цитаты, требования к стилю изложения текста и пр.
- Требования по приложению дополнительных документов: аннотация, рецензия, задание, автореферат раздаточный материал, стендовый доклад и пр.;
- Образцы по оформлению отдельных структурных элементов: титульный лист, оглавление, список литературы, ссылки и сноски, цитаты, списки в тексте, графические и табличные материалы, наименования глав и подпунктов и пр.
Методические рекомендации совершенствуются и утверждаются по мере внесения изменений в ГОСТы или положения ВУЗа. В них отражаются исключительно актуальные требования и сведения, инструкции по выполнению научно-исследовательских работ.
Что учитывают при формировании методических рекомендаций по написанию курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ?
Подготовка методических рекомендаций – колоссальный труд, требующий массу времени и сил, особой подготовки, знания особенностей и тонкостей выполнения подобных исследований. Поэтому заниматься столь важной миссией могут лишь ответственные и квалифицированные специалисты.
При формировании методички по выполнению курсовых, дипломных и иных научно-исследовательских работ в ССУЗе или ВУЗе учитывают целый спектр параметров:
- ГОСТы.
Минобрнауки разработало ряд рекомендаций по выполнению исследований с учетом научной области, вида проектов и пр. Они учитывают самые разные аспекты: стиль изложения (строго научный), объем проектов (в зависимости от вида), структура и содержание, оформление текста и графических материалов, цитирование и самоцитирование, плагиат и самоплагиат, работа с источниками информации (дата публикации, актуальность сведений), дополнительные критерии (особенности выполнения чертежей, раздаточного материала, различных подсчетов и расчетов и пр.) и т.д.
Перед тем как приступить к формированию методички автору предстоит колоссальная работа: досконально изучит все действующие ГОСТы. Самыми распространенными и популярными из них, действующими фактически повсеместно, являются: ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ Р 7.0.5-2008 и пр.
- Опыт других учебных центров, исследователей и авторов методичек.
Важно не только учитывать общие и стандартные требования, но и учитывать опыт предшественников с учетом направления подготовки, дисциплины и пр. Для этого достаточно взглянуть на методические рекомендации, действующие в других ВУЗах-конкурентах, посмотреть варианты, выложенные в Интернете, и пр. Поверьте, так составитель сможет не только понять, из чего и как должна выглядеть методичка, но и почерпнуть полезную информацию: дополнительные требования, усовершенствование или ужесточение каких-либо параметров с целью получения более качественного проекта и пр.
- Специфика подготовки учащихся.
Данный аспект предполагает учет таких параметров, как учебный план по специальности, паспорт специальности, план занятий по конкретной дисциплине. Здесь важно понять, что именно прошли учащиеся на конкретный момент времени, какими знаниями и навыками обладают, что им посильно, как углубить, развить и привить дополнительные знания/навыки и пр.
В каждом учебном заведении перечень предметов и состав учебной программы по одной и той же специальности будет отличаться. Поэтому и требования к исследованиям могут разниться: в одном случае они будут более мягкими, в другом – жесткими.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Рекомендации администрации ВУЗа.
В этой части проявляются индивидуальные требования к исследованиям, выполняемым в рамках конкретного учебного заведения. Они могут затрагивать объем работ, уникальность текста и пр. Но в любом случае, индивидуальные критерии не будут ниже или мягче, чем прописано в ГОСТах.
- Личный опыт кураторства над научно-исследовательскими проектами.
Формированием методических пособий по выполнению курсовых и дипломных работ занимается опытный специалист, который лично имел дело с подобными проектами, оказывал консультации и помогал учащимся в их выполнении. Поэтому при создании соответствующего документа обязательно должен быть учтен личный опыт и даны дельные советы по преодолению отдельных проблем, отражению конкретных моментов, использованию источников или иных схем и пр. При этом не должно наблюдаться навязывание очки зрения составителя. Рекомендации носят нейтральный характер должны быть уместными и справедливыми.
- Четкая структура и последовательность действий.
Методические рекомендации формируются с учетом этапов проведения исследования. Все мысли и правила излагаются в том же порядке, что будет действовать исследователь: выбора темы, разработка плана проекта, подбор источников информации (требования к ним), правила работы с текстом, оформление, плагиат, описание процедуры защиты и пр. Такой подход позволяет заранее предопределить действия автора, упорядочить мероприятия и грамотно выполнить проект.
- Грамотность, простота и ясность.
Текст методических рекомендаций – научный, научно-публицистический. Здесь кратко и емко излагаются правила и требования по написанию того или иного проекта с учетом дисциплины специальности и иных особенностей подготовки. Поэтому важно донести до студента все параметры на простом и понятном для него языке.
Достоинства и недостатки использования методических рекомендаций при формировании курсовых, дипломных и научных работ
Наличие методических рекомендаций по выполнению исследований позволяют новичкам и авторам быстро ознакомиться с ключевыми требованиями, учесть основные параметры и облегчить написание документа. Сжатая и четко структурированная форма файла конкретизирует: что, где, когда и как нужно показывать, чем пользоваться, как оформлять и пр. Методичка служит своего рода инструкцией по выполнению проекта, подсказками для автора.
В то же время у этого файла есть ряд недостатков. Качество методички и будущего исследования может зависеть от правильности изложения мыслей, рекомендаций, учета всех основных и обязательных требований. Из-за небольшого объема некоторые моменты могут быть опущены: отсутствовать образцы оформления отдельных фрагментов, слишком кратко описаны требования по оформлению, нелогично построены предложения и пр.
Методические рекомендации по выполнению курсовой, дипломной или иной научной работы можно найти непосредственно в ВУЗе (на кафедре, у научного руководителя) или на сайте образовательного заведения, в Интернете.
Нередко студенты пренебрегают методическими рекомендациями, не обращая внимания на требования по оформлению отдельных элементов (ссылки, сноски, список литературы и пр.). Данный документ воспринимается несерьезно из-за небольшого объема, и «рекомендательного характера». На самом деле – это важнейший инструмент, описывающий алгоритм выполнения высококачественного исследования и обязательных к исполнению постулатов. Будьте внимательнее, детально изучайте заявленные критерии, тогда удача, успех Вам непременно улыбнутся.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!