При проведении психологического исследования чаще всего проводят эксперимент или наблюдение за конкретным объектом. В качестве объекта могут выступать как отдельные индивиды, так и целые группы людей. Собранные исследователем материалы подлежат тотальному анализу, в ходе которого необходимо сравнить имеющиеся сведения с действующими нормативами, шкалами и пр.
В нашей статье Вы узнаете, какими приемами и правилам сравнения пользуются студенты и квалифицированные специалисты психологической отрасли.
Что такое психологическое измерение?
В ходе проведения исследования автор должен владеть определенными терминами и категориями, разбираться в существующих методиках, грамотно подобрать необходимый инструментарий.
Одним из важнейших действий в ходе анализа данных и получения результатов является измерение. Что может измерять психолог? Деятельность психолога разнообразна. В данном случае под измерением необходимо понимать те действия специалиста, которые способствуют установлению сходств и различий между объектами исследования, определению воздействующих на них факторов, определение отклонений, достоинств и недостатков анализируемых групп и пр.
Фактически психологическое измерение – это процесс сопоставления собранных данных с утвержденными регламентами, правилами, закономерностями в целях установления «диагноза» и метода лечения, воздействия на объект исследования.
Какие шкалы измерения в психологии существуют?
Для получения определенного результата при проведении исследования эксперты используют специальные измерительные шкалы. В каждой науке они свои, но существуют и общепризнанные (общие) измерительные стандарты. Например, расчет коэффициентов или анализ статистических данных.
Измерение в психологии возможно не только на базе числовых показателей, но и иных сведений. Например, дипломированный специалист собирает анамнез болезни для постановки более точного диагноза и выработки метода лечения. В частности, он может сравнивать имеющиеся симптомы у пациента с утвержденными и общепризнанными признаками психологического заболевания.
В психологии можно выделить количественные и качественные шкалы измерения. Первые основаны на подсчете определенных параметров коэффициентов, то есть переводят сведения в математический вид для дальнейшего анализа. Вторая разновидность измерительных шкал предполагает сопоставление косвенных признаков (по жалобам пациента) с утвержденным (общеизвестным) признаком конкретного заболевания.
Важно, чтобы выбранная или утвержденная исследователем шкала имела определенные ограничения, позволяющие сделать конкретный вывод по мере анализа собранным материалов.
Шкалы в психологии призваны упорядочить информацию, преобразовать ее в математический или иной вид, облегчающий процесс анализа. В психологии выделяют следующие виды шкал:
- Номинативная. Данная классификация позволяет разбить материалы на определенные группы. Например, по объект исследования может быть левшой или правшой, здоровым или с небольшими отклонениями с развитиями и пр.
- Порядковая. Здесь исследователь располагает данные в определенном порядке (по убыванию или возрастанию), образуя некую последовательность событий и действий, результатов.
- Количественная. Она является самой популярной среди исследователей рангом (шкалой) и предполагает перевод всех данных в математический вид (числа и символы) для дальнейшего анализа.
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как психологи используют количественные шкалу в исследованиях и на практике?
При проведении психологических исследований эксперты заранее определяют: кто будет объектом (отдельный человек или целая группа людей), каким условиям он/они должны удовлетворять цель и задачи исследования, условия проведения.
Зачастую автор психологического эксперимента формирует некий сценарий действий: как, что и когда он будет делать, как долго продлится исследование, что ему необходимо собрать. Затем весь собранный материал подлежит тотальному анализу. В большинстве случаев данные переводятся в математический вид (то есть измеряются по количественной шкале) в следующем порядке.
- Установление количества объектов исследования: 1 или 10 человек, 1 или несколько групп;
- Определение критериев для объекта исследования: ограничения по возрасту, полу, образования и иным признакам, формирование таблицы с отражением количества объектов с учетом соответствия всем заявленным параметрам;
- Определение у них сходств и отражение это в математическом виде. Например, 3 человека страдаю головными болями, 5 человек – перевозбуждены и пр. Или в первой группе доминирует спокойствие, а во второй группе – перевозбуждение и пр.
- Использование специфических и общенаучных методов: дедукция, индукция. Например, исследователь может сделать вывод, что в первой группе после определенного действия объект исследования не изменил поведения, а во второй – резко стал агрессивным и пр. То есть фактически, автор переносит «частный результат» на более широкую аудиторию, делает общий вывод из «частной ситуации».
- Получение окончательного аргументированного вывода.
Использование количественной шкалы измерения в психологии позволяет упростить процесс анализа и сравнения данных и получить более достоверные и обоснованные результаты.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!