«Конспект» в переводе с латинского означает «обзор». Под ним понимают письменный текст, в котором кратко и емко отображаются ключевые моменты из первоисточника.
По сути, на лекциях в ВУЗах студенты занимаются именно конспектированием текста.
«Конспектировать» значит фиксировать основные моменты из первоисточника, формировать исключительно полезный текст.
Это не значит, что нужно «впопыхах» писать все, что сказал педагог. На лекции, в книгах и статьях нередко случаются «лирические отступления», поэтому конспект не терпит спешки и суеты.
СОДЕРЖАНИЕ
Виды конспектов
В зависимости от того, с какой целью готовится конспект (для изучения новой темы, на занятиях, для выступления и пр.), выделяют следующие разновидности конспектов:
- Плановый. Предполагает составление текста на основе заранее составленного плана с полным раскрытием каждого подпункта. Данный вид конспектирования текста подходит для ответа на семинаре, конференции, защите проекта и пр.
- Схематический. Это один из самых кратких конспектов, который составляется исключительно в вопросительной форме. Здесь автору необходимо записать те вопросы, на которые он намерен дать развернутый ответ. Под каждым вопросом можно сделать небольшую подсказку: ключевые фразы, пара предложений, тезисы и пр.
- Текстуальный. Это один из подробных видов конспекта, в котором подробно описывается каждый элемент. Он может быть представлен как план, с четко расписанными разделами или уточненными подпунктами. Зачастую в таких текстах используют цитаты.
- Тематический. В данном конспекте должен быть отражен конкретный вопрос, тема. В его основе может лежать как один, так и множество источников информации. В ходе написания тематического конспекта студенты глубже изучают поставленный вопрос, выделяют ключевые моменты, исследуют проблему с разных ракурсов.
- Свободный. Эта форма конспектирования текста предполагает отражение тех фактов, которые студент счел наиболее важными и нужными. Здесь приемлемы текстовые материалы, схемы, таблицы, цитаты и пр.
«Золотые правила» конспектирования текста
Рассмотрим советы студентов и опытных педагогов о том, как правильно и грамотно конспектировать тексты.
Совет №1. Выделяйте главную мысль
Не торопитесь голословно фиксировать все, что говорит преподаватель или переписывать книгу. Изучите (дослушайте) материал до конца и запишите только важное.
Во время лекций фиксировать ключевые моменты лучше, когда преподаватель закончил основную мысль и перешел к ее комментированию, приводит примеры и пр.
Совет №2. Выделяйте заголовки
Чтобы позже было легче разобраться в собственных записях, выделяйте заголовки и подпункты. Для этого достаточно иметь 2 пасты разных цветов или цветной маркер.
Если под рукой не оказалось ничего яркого или отличного, то стоит хотя бы подчеркивать заглавия и определения.
Совет №3. Используйте сокращения
Чтобы облегчить участь студентов и успеть зафиксировать все важные моменты, стоит либо увеличить скорость написания текста, либо использовать сокращения.
Второй вариант – самый оптимальный. Достаточно в конце тетради или на полях (на всякий случай) зафиксировать сокращение и его расшифровку, а затем можно использовать его на всех занятиях.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Совет №4. Старайтесь фиксировать все то, что записывает лектор на доске
Преподаватели на лекциях показывают ряд примеров или фиксируют на доске тезисы, которые помогут в дальнейшем понять ход мысли. Не стоит оставлять это без внимания. Обязательно переносите примеры и факты из доски в тетрадь.
Совет №5. Используйте графические навыки
Порой несколько тетрадных листов можно уместить в одной небольшой таблице или схеме. Если вам предстоит конспектировать большой объем информации, то досконально изучите весь материал.
Выделите важные моменты и постарайтесь их изложить с помощью таблиц, графиков, схем, сокращений и стрелок и пр. Это сократит не только место в тетради, но и время на написание конспекта.
Совет №6. Диктофон
Если скорость письма хромает, а восприятие информации на слух слабое, то лучше всего использовать диктофон, а затем, прослушивая в очередной раз запись, полноценно конспектировать данные.
Сейчас диктофон есть даже у школьника. Эта функция включена в состав любого (даже самого простого) мобильника.
Совет №7. Если не успеваете за лектором, пропускайте гласные в словах
К этой рекомендации следует прибегать в крайних случаях. Многие студенты и аналитики отмечают, что отсутствие гласных в словах не усложняет процесс восприятия информации.
Более того, в рамках одной дисциплины чаще всего используют одни и те же профессиональные «клише».
Например, «совокупность» можно сократить как «свкпнст». Память человека – до сих пор не до конца изученный феномен. Многие слова можно вспомнить интуитивно или с помощью ассоциаций.
Таким образом, конспектирование текста предполагает выделение исключительно важных моментов. Данный процесс предполагает формирование полезного текста, без лишней информации.
Материал не обязательно должен быть объемным. Уместить тему или вопрос из первоисточника можно компактно, интересно и понятно.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!