Правила проведения исследований психических расстройств при написании курсовой работы, дипломного проекта по психологии

Курсовая работа и дипломный проект по психологии – работы, позволяющие оценить степень умений и навыков студентов по итогу очередной ступень вузовского обучения. Как курсовой, так и дипломный проект, вне зависимости от специализации, готовятся не за один день. Поэтому очень важным признается серьезное отношение к процессу подготовки и написания материала. Есть курсовые и дипломные работы по психологии, которые носят теоретический характер. В данном случае основные исследования затрагивают только проработку источников достоверной разноплановой тематической информации. Теоретические исследования не содержат реальных данных о эмпирической диагностике или специфических психологических тестированиях.

Правила проведения исследований психических расстройств при написании курсовой работы, дипломного проекта по психологии

Курсовая работа и дипломный проект по психологии – работы, позволяющие оценить степень умений и навыков студентов по итогу очередной ступень вузовского обучения. Как курсовой, так и дипломный проект, вне зависимости от специализации, готовятся не за один день. Поэтому очень важным признается серьезное отношение к процессу подготовки и написания материала.

Есть курсовые и дипломные работы по психологии, которые носят теоретический характер. В данном случае основные исследования затрагивают только проработку источников достоверной разноплановой тематической информации. Теоретические исследования не содержат реальных данных о эмпирической диагностике или специфических психологических тестированиях.

Теоретический вариант

В практике медицинских вузов и кафедр психиатрии традиционным считается подход к распределению заданий по курсовым проектам, в которых с первого по третий курс студентам предлагается выполнение теоретических исследовательских работ, в которые не входят исследования эмпирического плана. Студенты старших курсов, получив достаточный теоретический запас знаний, получают возможность писать курсовые и дипломные, в которых предполагается наличие практической части. Это становится возможным в свете прохождения студентами курса методологических основ психологии.

Теоретическая база психологического исследования
Теоретическая база психологического исследования

Старшекурсники знакомы с основами психодиагностики. Для них уже не секрет, что в психологии с успехом используют математические методы исследования. К четвертому курсу на кафедре психологии вычитаны лекции по экспериментальной психологии. Эти знания важны для того, чтобы правильно провести и написать курсовую или дипломную работу, в центре которых исследования психических расстройств. Ведь без знания правил их проведения, результаты могут быть признаны недействительными, они могут быть неточными. Лучше избегать ошибок и качественно готовиться к эмпирическим исследованиям, досконально изучая правила проведения исследования психических расстройств.

Курсовая по психологии по теме исследования психологических расстройств, наверняка будет содержать обзор литературных источников, в которых раскрываются теоретические аспекты проблемы, описываются психологические подходы, теории и правила изучаемого явления. Последние как никогда важны для дальнейшего описания и анализа вариантов и приемов использования и применения на практике.

Практическая часть

Эмпирическое исследование в рамках курсовой или дипломной работы по психологии – этап, когда студенты могут опытным путем, с соблюдением соответствующих методик, осуществить исследование психологических расстройств пациентов. При этом студенты уже в состоянии выбрать вид исследования и методы его осуществления:

  • «поперечный срез», когда проводится разовая психологическая диагностика с использованием соответствующих методик и тестов;
  • «продольный срез», когда исследование, в рамках курсового или дипломного проекта, затрагивает изучение обследуемого в разных моментах и жизненных обстоятельствах, с повторением наблюдений и фиксации результатов.
О чем писать в практической части проекта?
О чем писать в практической части проекта?

Все достаточно непросто. И студентам приходиться либо опираться на результаты чужих наблюдений, либо правильно использовать полученные знания и опыт, чтобы экспериментальные результаты были максимально реалистичны. Для этого требуется свободное владение теоретической базой и успешное применение на практики правил проведения исследований психических расстройств.

Последовательность экспериментального исследования

Эмпирический вариант исследования для курсового или дипломного проекта по психологии предполагает необходимость следования определенной последовательности действий:

  • определение площадки, отбор участников, подготовка выборки в рамках курсовой,
  • определения перечня методик для диагностических мероприятий,
  • осуществление психологической диагностики,
  • проработки полученных результатов,
  • анализ данных и обработка полученной информации,
  • составление заключения,
  • подготовка приложений (протоколы, тесты, рисунки и т.п.).

Подобный перечень шагов, в рамках проведения диагностирования психиатрических расстройств, признается стандартным. Практическую часть подобного рода приемлемо использовать как в курсовых, так и в дипломных работах.

Как проводить психологическое исследование?
Как проводить психологическое исследование?

Опытным путем было выяснено, курсовая работа по психологии и дипломная из той же академической области максимально схожи. Отличия обнаруживаются только в количественных показателях: требуемом объеме, числе использованных методик, количестве привлеченных к эксперименту, степени сложности анализа и т.п. Кстати, вполне допустимо использование курсовой работы теоретического характера в качестве теоретической составляющей дипломной работы по психологии. А если поработать над вопросом расширения эмпирической части (выборка, методики), тогда можно вполне вытянуть на магистерскую диссертацию.

Исследование психических расстройств

Кафедры психологии, в рамках написания профильных курсовых или дипломных проектов, требует проведения качественных исследований психических расстройств у пациентов. Психиатрия – сложная наука. На практике, для правильной постановки анализа, требуется всестороннее исследования пациента. Именно такой подход позволит правильно установить диагноз. Исследование предполагает выяснение о заболевшем все: от истории жизни, субъективных и объективных причин заболевания, протекания, до различных исследований (инструментальный, лабораторный) и т.п. Достаточно обширная область исследования определяет наличие у специалистов массы специфических качеств: внимательность, чуткость, неторопливость, вдумчивость, наблюдательность, достаточность профессионального опыта и знаний.

Выявление психиатрических расстройств представляется процессом, способным обнаружить и охарактеризовать у человека психопатологии. Подход к диагностике должен быть комплексным, включающим разноплановые методики оценки: клинический осмотр, проверка работы внутренних органов, определение неврологического состояния, выявление отклонений в поведении, осуществление психологического тестирования, проведения исследований лабораторного характера и т.п.

Как изучать психические расстройства?
Как изучать психические расстройства?

Метод клинико-психопатологический

К базовым приемам диагностики заболеваний, в рамках обозначенного метода, относят расспросы, а также наблюдения. Эти два критерия должны учитываться и использоваться одновременно. В ситуации невозможности проведения опроса, используется только наблюдение.

Существуют обязательные правила общения с пациентами, благодаря которым удается добиться максимально доверительного отношения и точно выявить направление требуемого исследования.

Беседа. Доброжелательная атмосфера, ненавязчивый интерес к самочувствию. Беседа специалиста с пациентом должна иметь цель, которую надо достигать в рамках беседы. Правильно подобранный перечень вопросов позволяет врачу выявить расстройства психической деятельности. Обозначив для себя границы и уровень отклонений, специалист стремиться выяснить индивидуальные характеристики негативных проявлений, обладающих особым диагностическим значением.

Среди профессиональных и человеческих качеств, которые должен демонстрировать врач. Особо выделяется вежливость и сопереживание. Важно не допустить насмешек, что может стать реакцией на нелепые высказывания пациента. Выявить степень бредовости идей, имеющихся у пациента, рекомендовано выяснять не в споре, который категорически исключается, но в рамках мягкой попытки опровержения сказанного.

Вопросы, задаваемые исследуемому, должны характеризоваться открытостью, что позволит надеяться на развернутость ответных высказываний. В рамках беседы и наблюдения рекомендуется отказаться от терминов, носящих психопатологический характер (депрессия, бред и т.п.). Наличие в речи пациента терминов, относящихся к сфере психиатрии, обязывает врача выяснить смысл, вкладываемый пациентом в высказывание. Описание состояния простыми словами позволяет понять точность или искаженность восприятия.

Высказывания пациента, во время беседы, дающие представление о его состоянии, должны записываться. Рекомендуется позаботиться о точности их записи. В рамках определения психического статуса заболевшего, важно указание на его прямую речь.

Правила поведения: основа правильного диагностирования

Грамотная выбранная тактика при общении с обследуемым способна гарантировать точность и успешность психиатрического исследования.

Поведение исследователя во время сбора информации
Поведение исследователя во время сбора информации

Выше уже говорилось о том, что вопросы, обращенные к пациенту, должны быть правильными. Врач не имеет право выражать сомнение или сочувствие. Его лицо должно выражать добродушие. В противном случае пациент почувствует дискомфорт и фальшь ситуации, что негативно отразиться на полноте и открытости высказываний. В данной связи, еще в стенах альма-матер, будущие психологи должны знакомиться с выбором правильного поведения. Практический опыт должен помочь подобрать оптимальный вариант, задача которого – формирование доверительного контакта.

И здесь на первый план выходят те самые правила проведения исследования психиатрических расстройств, которые требуется не только знать, но и активно использовать:

  • Беседа между врачом и пациентом должна начинаться с представления, то есть называния имени-отчества, а также с вопроса о возможности проведения беседы; согласие от пациента должно быть добровольным.
  • Основной вариант обращения, направленный в сторону обследуемого, должно быть максимально вежливое местоимение «Вы» и имя с отчеством.
  • Интонации в разговоре должны демонстрировать мягкость, приветливость, дружелюбие; стоит отказаться от вопросов, задаваемых резко, без учета интереса и понимания пациента; в беседе стоит отказаться от методов следователей, журналистов или экзаменаторов.
  • Атмосфера клинического исследования должна настраивать на контакт, чему, в начале диалога, должны способствовать незамысловатые вопросы о жизни, к примеру, о биографии; вопросы о болезни стоит отложить; подобный подход способствует формированию полноты картины и постепенного выстраивания профессионального мнения о том, как у человека развивалось заболевание.
  • В беседе следует отказаться от спешки и импульсивности, болезненные заблуждения пациента, на данном этапе, не требуют отклонения и опровержения, но и от их поддержки специалистам стоит отказаться; и здесь важно выстроить правильную линию общения, где отношения между доктором и пациентом не должны быть легкомысленными или несерьезными. Здесь в силу вступает жизнеутверждающая ценность и один из пунктов негласного профессионального кодекса медиков, в которой четко прописывается необходимость отказа от насмехательства над больного. Если смеяться в присутствии пациента, то только вместе с ним.
Сложности в оценке психических расстройств
Сложности в оценке психических расстройств
  • Состояние пациента – не тема для обсуждения в рамках клинического обследования, дискуссии по этому вопросу, даже если они проводятся между коллегами, лучше не вести, пациент от врача не должен слышать ничего, что связанно с отклонениями его здоровья.
  • Наличие отклонений в здоровье пациента может стать основанием его девиантного поведения. Данный факт накладывает на медиков принципиальные обязательства недопущения изменения тона беседы в сторону обвинения или осуждения.
  • Начало диалога между врачом и пациентом не должно содержать вопросов, о наличии у последнего суицидальных наклонностей или, к примеру, каких-либо видений и т.п. Лучше вспомнить об этом вопросе на завершающем этапе беседы, если в рамках беседы пациент сам не указал на наличие данного рода отклонений.
  • Достаточно серьезным вопросом, в рамках клинического исследования, должен быть тот, что направлен на выяснение личного мнения пациента о том, что он, в отношении себя или собственного самочувствия, признает важным. Если человек болен, то, скорее всего, в его мыслях на первом плане будет нечто второстепенное, а базовое отойдет на задний план. Для определения диагноза данный факт весьма важен.
  • Исследование психопатологического характера ориентированы на выяснение сведений, поступков, их связи с реальностью и причин проявления.

Психиатрия, являясь клинической дисциплиной, в рамках которой рассмотрение анамнеза приравнивается к мероприятиям по изучению статуса больного.

Студенты, которые в рамках академической практики, осуществляют, к примеру, мероприятия по курации больных, должны соблюдать режим, установленный в отделении психиатрии, а также правила надзора.

Главное правило, касающееся нахождения студента в психиатрическом отделении – опрятный внешний вид, где присутствует белый халат и специализированная обувь. Для фиксации информации студент может использовать пишущие принадлежности. В отделение требуется заходить через гардероб, где оставляется все лишнее.

Взаимодействие с целевой аудиторией
Взаимодействие с целевой аудиторией

В отделении психиатрии главное – внимательность. Это относится, к примеру, к закрытым дверям.

В рамках неожиданной встречи с родственниками тех, кто находится в психиатрическом отделении, студент должен отказываться от разглашения каких-либо данных (ФИО, диагноз, результаты и т.п.).

При общении с пациентами стоит избегать традиционных, в рамках лечебных учреждений, обращений. Табу накладывается на какие-либо обещания, которые априори не могут быть выполнены. В сложных ситуациях рекомендуется направлять со всеми вопросами непосредственно к лечащему врачу.

Беседа между пациентом и специалистом, при проявлении признаков нервозности, агрессивности, должна уходить с раздражающего направления. Если подобное недостижимо. Значит общение рекомендуется прекращать.

Знание и внимание

Сфера психических расстройств, как доказывает практика, весьма обширна. Число людей, пораженных тем или иным вариантом психического расстройства, с каждым годом растет. На сегодняшний день фиксируются данные, говорящие о том, что в мире разного типа расстройствами страдает каждый восьмой житель планета Земля. Выявлению психических расстройств способствует множество факторов, среди которых нарушения в области мыслительной деятельности, контроля эмоций или поведенческих функций.

В данной связи к специалистам сферы психиатрии предъявляются серьезные требования в области масштабных и качественных знаний. Высококлассного специалиста также будут характеризовать такие качества как внимательность и дружелюбие.

Наличие знания об имеющихся вариантах диагностирования психических расстройств недостаточно. Требуется качественная практики, где опытным путем нарабатываются важные навыки настоящего специалиста. Соблюдение правил проведения исследования психических расстройств, необходимых для написания курсовой работы или дипломного проекта по психологии, немыслимо без знания способов диагностирования и этапов помощи пациентов, при выявлении у последних, психиатрических расстройств.

Чтобы помощь была качественной и правильной, необходимо заботиться об установлении верного диагноза, на основании которого выстраивается стратегия лечения, прогнозирование и надежды на будущее.

Поэтому в психиатрии важно знать и использовать правильные методы диагностики:

  • Беседа, наблюдение относятся к категории клинических методов. О них говорилось выше.
  • Исследование патопсихологическое – вариант психометрического метода.
  • Исследование генетические и иммунологические относятся к категории лабораторных методов.
  • Использование томографии, ЭЭГ, НТС – характеризует инструментальный метод проведения исследования психических расстройств.

На сегодняшний день именно клинические методы признаются ведущими в сфере диагностики заболеваний психического типа. Определение тапа заболевание базируется на сборе информации. Ее можно получить в ходе бесед как с самим пациентом. Так и его родственниками. Дополнением к полученной информации становится наблюдение за пациентом. Движение и их характер, жесты и мимика, эмоциональность характер речи и мыслительной деятельности. При внимательном отношении к пациенту это можно не только увидеть, но и услышать.

Определение диагноза и способов его лечения
Определение диагноза и способов его лечения

Исследование динамики и перемен, затрагивающих признаки заболевания – инструменты, благодаря которым специалисты сферы психиатрии отслеживают интенсивность развития болезни. Отдельно выявленные признаки не дают полной картины и не позволяют точно установить тип психического расстройства. Требуется качественная оценка комплекса данных клинического исследования.

Студентам необходимо четко уяснить, что качество исследования и выбор клинических методов определяются всего двумя субъективными факторами.

  • Первый – персональные и откровенные рассказы пациента и его близких, биографические сведения, помогающие нарисовать картину заболевания.
  • Второй – собственно специалист, его профессионализм, базирующийся на знании и опыте.

Дополнением к клиническим методам признаются лабораторные и инструментальные. Благодаря последним диагностика приобретает каркас надежности, а лечение осуществятся в рамках оптимальных средств коррекции и реабилитации. Кстати, стоит знать, что функциональные расстройства психики на рентгенах и томографах не определяются.

Еще одно важное замечание – многие психические расстройства, в рамках их исследования, демонстрируют схожую симптоматику. Актуальным данный факт признается как на ранних стадиях. Так и в моментах, когда болезненные проявления идут на спад.

Дифференциация психических болезней, обладающих внешней схожестью – дело непростое. Этот вызов комплексного характера может быть преодолен, но для этого требуется время и далеко не один месяц. Добиться успехов в выявлении у человека психических расстройств можно только в случае комплексного подхода к процессу и использования всех доступных диагностических методов.

Выявленное на ранних стадиях психическое расстройство дает возможность качественно использовать терапевтические средства, что обеспечивает оптимистичный взгляд на возможность ремиссии или исцеления. В крайнем случае, наверняка можно говорить о том, что раннее диагностирование и своевременное лечение способно в положительном ключе отразиться на качестве жизни пациента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Психическое здоровье и его нарушения

Стоит помнить, что психические расстройства, которые должны исследоваться в соответствии с со строгими правилами и только на базе глубоких профильных знаний, могут называться собирательным понятием – нарушение психического здоровья.

По данным шестилетней давности, психические расстройства разной степени сложности были выявлены у 970 миллионов человек. Среди часто встречающих – тревожность и депрессия. Медицинская помощь в данной сфере характеризуется эффективностью методов, затрагивающих категории терапии и профилактики. Однако мало кто из пораженных недугом получает доступ к качественным медицинским услугам. Зачастую на своем пути они встречаются с нарушением их человеческих прав.

Тревожные расстройства, депрессия, биполярное расстройство, ПТСР, шизофрения, расстройства пищевого поведения, асоциальное поведение, нарушения развития ЦНС – процент этих заболевание существенно увеличивается.

Психическое здоровье человека – критерий, на который оказывается как положительное, так и отрицательное влияние. И исходит оно, как не странно, от одних и тех же источников – факторов персональных, родственных, социальных и структурных. Показатели подверженности психическим расстройствам увеличиваются в соприкосновении с различными неблагоприятными факторами (бедность, применение силы, недееспособность, неравноправие). Одновременно защитным критерием и фактором риска могут быть персональные умения управлять эмоциями и наследственность.

Описание психических расстройств в проекте
Описание психических расстройств в проекте

Как видно, психология – медицинская сфера весьма непростая. Это значительно отражается на ужесточении правил проведения исследований психических расстройств. Поэтому студентам, готовящихся к написанию курсовых и дипломных работ по психологии, требуется серьезная подготовка и формирование определенных морально-психологических навыков, чтобы сбор необходимой информации проходил в рамках обозначенных правил.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!