Применение дискриминантного анализа в студенческих исследованиях

Студенческие исследования чаще всего описываются в виде всевозможных учебных и научных проектах: курсовая работа, научная статья, дипломный проект, отчет по НИР и пр. Для его проведения важно грамотно подобрать соответствующие методы и инструментарий. Одним из наиболее популярных среди универсантов подходов является дискриминантный анализ.

Применение дискриминантного анализа в студенческих исследованиях

Студенческие исследования чаще всего описываются в виде всевозможных учебных и научных проектах: курсовая работа, научная статья, дипломный проект, отчет по НИР и пр. Для его проведения важно грамотно подобрать соответствующие методы и инструментарий. Одним из наиболее популярных среди универсантов подходов является дискриминантный анализ.

Что такое дискриминантный анализ?

Дискриминантный анализ представляет собой один из статистических методов обработки информации. Он нужен для обработки результатов наблюдений или экспериментов, затрагивающих несколько совокупностей (выборок) или целую градацию критериев для оценки ситуации.

Данный подход позволяет не только тщательно разобраться в текущей ситуации, но и спрогнозировать конкретную модель поведения, учесть приверженность изучаемого элемента к конкретной группе (со свойственной ей признаками, характеристиками и особенностями).

Основа дискриминантного анализа
Основа дискриминантного анализа

Миссия такого метода состоит в том, чтобы разграничить известные данные и учесть их групповую принадлежность, особенности, понять, к какому виду или типу больше склонен объект и выделить соответствующие признаки. Также с помощью рассматриваемого приема пользователь может с легкостью предвидеть и предсказать , к какой категории будет принадлежать новый объект или параметр, как он скажется на общей тематической картине и проблеме и т.д.

Дискриминантный анализ выполняет следующие функции:

  • Общая информационная. Она предполагает, что на основе располагаемых сведений индивид получат общие представления по теме и исследуемой ситуации. Благодаря разделению данных, акценту на переменных, классификации аргументов, проще понять, что является первостепенным или второстепенным, на что обратить внимание и пр.
  • Поисковая. Данная задача состоит в том, чтобы определить конкретную проблему и обозначить факторы, ее провоцирующие и влияющие на ситуацию, признаки, выделение значимых переменных и пр.;
  • Структурная или классификационная. Она заключается в перераспределении располагаемых данных и выделении особенностей ситуации, определению объекта к конкретному виду и выделению соответствующих свойств, характеристик;
  • Прогнозная. Она предполагает разработку модели с предсказанием видовой приверженности новых единиц и т.п.

Дискриминантный анализ, несмотря на математическую и статистическую точность, не исключает ряд допущений. Во-первых, все проводимые наблюдения должны быть независимыми и максимально объективными. То есть собираемая информация, на которой будет основываться автор, должна быть надежной.

Во-вторых, обозреваемый подход требует многомерного учета и распределения данных. То есть исследователю предстоит не просто выделить 1 или 2 вида, критерия. Он будет перераспределять сведения на основе конкретной системы параметров, учитывать всевозможные факторы, условия, правила, изначально известные значения и переменные.

В-третьих, студенту предстоит тщательно переработать имеющуюся в распоряжении информации, чтобы определить точную приверженность объекта к конкретной группе, исключить погрешности и допущения.

Фактически, дискриминантный анализ помогает универсантам грамотно перераспределить материал и уточнить, к какой именно группе принадлежит изучаемый элемент, что ему свойственно, от чего он зависит и как может себя повести в перспективе. То есть это специфический оценочно-прогнозный инструмент, основанный на сочетании наблюдения и математической точности. Он сочетает в себе качественную и количественную парадигму.

Когда уместен и необходим дискриминантный анализ?

У каждого научного исследования в запасе есть свои «козыри» и инструменты. Дискриминантный подход уместен далеко не в каждой студенческой работе. Чаще всего к его применению прибегают при наличии следующих условий.

Уместность приема

Необходимость приема

Общая оценка ситуации и перераспределение располагаемой информации Сортировка данных по конкретному признаку, оценка отдельных параметров
Перевод качественных характеристик в количественный вид с дальнейшей переработкой-анализом Обоснование приверженности к определенной группе, виду
Определение основных признаков и критериев оценки ситуации Прогнозирование результатов с учетом различных факторов и условий воздействия
Уточнение данных, обобщение и обоснование выводов Конкретизация специфических характеристик объекта с учетом факторной модели

Во-первых, этот подход необходим для выделения конкретных параметров и переменных, на основе которых можно разделить объекты исследования на соответствующие подгруппы. То есть этот инструмент позволяет понять, как классифицировать данные, по какому признаку производить дальнейшее перераспределение и пр.

Во-вторых, этот способ уместен в том случае, когда пользователь располагает количественными данными или может перевести качественные характеристики в количественный формат. То есть применять соответствующий инструмент возможно только при условии наличия материалов, параметров, на основе которых можно выделить те или иные признаки, критерии и пр.

В-третьих, дискриминантный метод требует точности при перераспределении элементов по группам. Каждый из них должен быть отнесен к одной конкретной касте. Притом классификация должна быть тщательно аргументирована.

В-четвертых, рассматриваемый способ уместен при необходимости прогнозирования. Притом прогнозы будут оценивать приверженность объекта к конкретному виду, типу, определения вероятности смены типа на фоне ряда факторов и оценке соответствующей модели, ее эффективности и пр. То есть помимо типичной оценки ситуации производится разработка прогнозных сценариев.

Исходя из перечисленных условий, может показаться, что дискриминантный метод обладает довольно узким сегментом действия. Но на самом деле это не так сфера его действия довольно широка.

Чаще всего он применим в маркетинговых исследованиях. Здесь с его помощью происходит разграничение брендов и выделение особенностей каждого из них. Также допустима оценка поведения покупателей в различных ситуациях, которая поможет установить причины снижения/увеличения объема продаж на разных торговых точках. Также посредством дискриминантного анализа исследователь сможет понять, к какому сегменту рынка относится предлагаемая продукция или услуга, как следует действовать на определённом рынке сбыта и пр.

В медицинских исследованиях данный подход также оказывается весьма полезным и эффективным. Здесь с его помощью студентам будет легче выделить конкретные группы испытуемых, наметить четкие параметры перераспределения данных, оценить текущее состояние и спрогнозировать течение недуга, рассортировать объекты по группам риска, оценить влияние различных факторов на ход лечения или течение болезни и пр.

Студенты, проводящие педагогические исследования, также могут полагаться на дискриминантный анализ. Этот инструмент поможет им в оценке профессиональной ориентации учащихся и выборе будущей профессии, определении траектории выпускника, а также оценке образовательных программ на предмет эффективности и актуальности. Также уточнения параметров и особенностей классификации, можно составить рейтинг учащихся в зависимости от успеваемости и оценить факторы, влияющие на обучение каждого из них или группы в целом. Более того, универсанты смогут спрогнозировать результаты обучения для отдельных групп с учетом различных условий, критериев и пр.

Дискриминантный поход уместен в технических и естественных, экономических науках, где от учета различных обстоятельств, показателей может зависеть точность и эффективность результатов. Например, студенты могут проводить контроль качества продукции и выделять условия, снижающие ряд показателей и пр. Также посредством данного приема можно установить причины брака на производстве, наметить способы оптимизации производственного процесса и т.д.

Обратите внимание, что независимо от научной принадлежности проводимого исследования, дискриминантный метод ориентирован на выделение специфических характеристик, сортировку и структурирование материалов по определенным признакам, выделение конкретных результатов и выводов с учетом располагаемых фактов. То есть с его помощью происходит детализация ситуации и обоснование результатов.

Правила применения дискриминантного анализа в студенческих исследованиях

Проведение дискриминантного мониторинга — не просто разбор ситуации с выделением особенностей. В этом деле важно понимать и учитывать определённые тонкости и нюансы, правила.

Тонкости проведения дискриминантного анализа
Тонкости проведения дискриминантного анализа

К теоретическим принципам дискриминантного подхода относят следующие каноны:

  1. Разделение. Этот завет нацелен на разграничение информации по определённым признакам, критериям на соответствующие подгруппы, подкасты. Притом важно понимать, что каждый объект будет находиться в одной конкретной группе.
  2. Измеряемость. Это правило предполагает, что для сортировки данных и сегментации по конкретным сегментам, изначально пользователю предстоит оценить материал и измерить его посильными просьбами: выделить качественные характеристики и свойства или рассчитать количественные параметры, соотнести их с контрольными или целевыми значениями.
  3. Избирательность. Исследователь будет тщательно подбирать материалы, на основе которых он будет делать те или иные выводы, группировать объекты и пр. То есть индивиду предстоит продумать и уточнить критерии оценки, условия их действия и пр.
  4. Оптимальность. Он предполагает, что исследователь выберет рациональный подход к перераспредению объектов, учтет потенциальные риски и угрозы, вероятность приверженности к иным группам и видам на фоне факторов и пр.
  5. Комплексный подход. Данный принцип предполагает, что студенту предстоит работать с различного рода информацией и умело ею распоряжаться с учетом цели НИР, общей тематической картины и особенностей каждого элемента и пр.

Дискриминантный анализ предполагает общую оценку тематической картины с постепенным сужением хода исследования и перераспределением объектов по группам на основании четких критериев.

Для реализации подхода важно также придерживаться методологических принципов:

  1. Отбор переменных. Это правило предполагает, что пользователю придется умело расценивать и перераспределять известные сведения, чтобы на основе располагаемой информации сделать корректные выводы и разграничения, рассортировать материал. Важно понимать, какие сведения совместимы и взаимодополняемы, как ими пользоваться в одной увязке, как разграничить параметры и т.д.
  2. Статистическая достоверность. Этот закон означает, что пользователь сможет подчеркнуть определённые показатели и критерии, отражающие отличия между объектами. Чаще всего исследователи полагается на корреляционный анализ связей, оценку нормальности распределения и пр. Фактически, методы статистической обработки данных призван ы повысить точность результатов исследования и сделать их более достоверными.
  3. Принцип совместимости. Он предполагает, что в ходе НИР автору придется полагаться на универсальные и специальные инструменты. С помощью первой группы приемов автор устанавливает общие закономерности и тематическую картину в целом, узкий инструментарий призван сосредоточить НИР на сортировке объектов по определённым параметрам, признакам. То есть задействованный инструментарий должен подчеркивать особенности исследования и укладываться в тематические, предметные рамки, н противоречить друг другу и не вызывать сомнения.

Дискриминантный подход – процесс последовательный, логичный и связный. Поэтому важно продумать ход исследовательской деятельности, грамотно расставив приоритеты и наметив план действий.

Таким образом, чтобы провести дискриминантный анализ в студенческой работе важно разобраться в теме и подобрать соответствующий располагаемой информации инструментарий, который поможет в сортировке данных и объединении объектов по группам, их оценке и прогнозам.

Этапы дискриминантного анализа в студенческих исследованиях

Проведение дискриминантного анализа предполагает реализацию последовательной процедуры. Для начала универсанту необходимо подготовиться к НИР и проведению соответствующего мониторинга.

Порядок проведения дискриминантного анализа
Порядок проведения дискриминантного анализа

Подготовительный этап предполагает разработку концепции исследования в целом с акцентом на особенности и роль дискриминантного анализа. В данном случае студент разрабатывает научный аппарат, устанавливает четкие границы и критерии научной деятельности. Определяет роль и место дискриминантного анализа в проекте (зачем он нужен и к чему приведет, чем полезен).

В рамках подготовки важно четко обозначить выборку и характеристики объекта исследования, собрать и подготовить к разработке необходимый материал.

Второй этап – работа с выборкой. Важно правильно отобрать объекты исследования, подобрать шкалу для их оценки и группировки, отобрать соответствующие переменные и известные факты для перепроверки и обоснования результатов.

Данная стадия предполагает предварительную оценку и сравнение объектов исследования с целью выделения общих и отличных признаков, соотнесения с известными переменными и факторами, дальнейшим объединением в группы.

Третий шаг – аналитический. Он предполагает определение взаимосвязей между объектами, оценку факторов воздействия, проведение различные статистических и математических расчетов (работа с ковариационными матрицами, расчет корреляций и дисперсий и т.д.), сравнение объектов и выделение на основе выделенных признаков групп и пр.

Аналитическая стадия призвана показать связность и отличия между выборками, обозначить конкретные критерии для оценки, установить взаимосвязи и обозначить наиболее значимые параметры для исследования.

Четвертый этап – моделирующий или прогностический. Он предполагает построение модели или оценку различных сценариев (с учетом вероятности наступления события и пр.), определение статистической значимости, проверку прогнозов и т.п.

Пятый шаг – интерпретация. Она состоит в грамотно описании хода исследования и обоснование полученных результатов, выводов, предложений. В данном случае важно подчеркнуть влияние каждой переменной на объект, показать конкретную классификацию и причины ее появления, применения.

Дискриминантный анализ призван помочь студента легко и просто решать различные задачи, учитывая массу факторов и особенностей, продумывать каждое решение и доводить его до конца, оценивая эффективность.

Методы дискриминантного анализа

Дискриминантный анализ – это не конкретная единая траектория исследования. Он предполагает использование различных приемов и способов для оценки ситуации и перераспределения данных, группировки объектов НИР. Чаще всего студенты полагаются на следующие методы.

Базовые методы дискриминантного анализа
Базовые методы дискриминантного анализа

LDA или линейный дискриминантный анализ. Он основан нам оценке распределения признаков внутри каждой группы. Он позволяет оценить эффективность действующей группировки, определить наиболее оптимальные способы сортировки, тонкости межгрупповой и внутригрупповой характеристики. В данном случае важно уметь рассчитывать такие показатели, как дисперсия, корреляция и пр. С его помощью проще определить совместимость объектов, уменьшить размерность данных и преобразовать многомерные данные в более простой формат.

Второй способ – квадратичный дискриминантный анализ (QDA). Он предполагает выделение специфических черт для каждой группы объектов с помощью ковариационной матрицы. Данный подход можно задействовать даже в том случае, когда между группами отмечается колоссальная разница, имеющаяся информации слишком разнообразна и несвязна. В центре внимания исследователя находятся расчет таких показателей. Как ковариационная матрица, оценка априорных вероятностей, оценка средних векторов и пр.

С помощью такого метода легко установить общность объектов и особенности каждой группы, характерные ей черты.

Третий метод – гибкий дискриминантный анализ (FDA). Его суть состоит в том, что определить и оценить сложные зависимости, особенности между разными объектами, отметив возможности их объединения, смежения, совместного и раздельного применения. Этот способ используется тогда, когда более точные техники не могут полноценно работать. Изначально пользователь продумывает конкретные критерии для оценки ситуации, а далее он может адаптировать мероприятия с учетом возникающих обстоятельств и факторов.

Чаще всего FDA работает на визуальном или графическом уровне, полагаясь на графики и изображения. С их помощью происходит идентификация особенностей объекта исследования.

Указанные приемы – не единственные в своем роде. Каждый из них имеет свои условия и особенности применения. Пользователь принимает решение о реализации соответствующего инструмента, исходя из располагаемых данных и целей НИР.

Достоинства и недостатки дискриминантного анализа в студенческих работах

Рассматриваемый способ обладает как достоинствами, так и недостатками, которые следует учитывать на этапе проектирования исследования и разработки методологического аппарата.

Плюсы

Минусы

Четкая градация объекта исследования с акцентом на конкретный признак, параметр Ошибки при распределении объектов на фоне сложной или обширной информационной базы, слабых навыков исследователя по переработке и преобразованию материала
Универсальность Технические ограничения по применению
Практическая ценность и результативность Проблемы при интерпретации логики исследования и обосновании полученных результатов. Сложная терминология

Дискриминантный анализ применим в самых разных научных областях, что подчеркивает его универсальность и широкий спектр действия. Он позволяет определить конкретную шкалу для оценки ситуации и грамотно распределить имеющиеся материалы по группам, рассортировать объекты исследования с учетом их связности, схожести и особенностей, внешних факторов и т.д.

Итоги такой обработки данных считаются более точными и аргументированными, близкими к реалиям. Благодаря такому инструменту прогнозы максимально точны и достоверны, реалистичны.

Среди недостатков подхода можно выделить сложности в используемой терминологии и необходимость владения статистическими и математическими правилами итерациями, инструментами. Исследователю нужно уметь преобразовывать материал из качественного в количественный формат и наоборот, грамотно пояснять особенности и выделять признаки для сопоставления или оценки. Также могут возникнуть определенные ограничения по применению. Техники: дефицит или избыток информации, необходимость использования дополнительных ПО и приложений, проведение дополнительных наблюдений и исследований и пр.

Не менее сложно грамотно расшифровывать полученный материал и итог НИР, используя специальную терминологию, поясняя те или иные расчеты и коэффициенты, тенденции и пр. без специальных знаний в этом деле не обойтись. Не каждый универсант в полной мере владеет понятийным аппаратом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по использованию дискриминантного анализа в студенческих исследованиях

Внимательно изучите условия и особенности применения дискриминантного анализа. Соотнесите их с располагаемой информацией, целями НИР. Важно понять уместность и возможности применения подхода в студенческой работе.

Обеспечьте достаточный объем информации по заявленной теме. Будьте готовы неоднократно проводить наблюдение или исследование для сбора материалов и их дальнейшей переработки. Учитесь выделять признаки. На основе которых будет проходить сортировка или группировка объектов.

Обосновывайте избранный метод исследования. Тщательно проработайте каждую переменную. Перепроверьте результат и только после этого приступайте к интерпретации.

При оформлении исследования и итогов учитывайте тип выполняемого проекта, требования ГОСТ.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!