Разбираемся в порядке проведения лексического анализа слова, произведения, текста с примерами

В нынешнее время достаточно сложно обойтись без такой важной, но на первый взгляд несущественной области знаний как составление текстов, а также их четкой интерпретаций. Подобные навыки можно легко развить и совершенствовать с помощью такой титанической работы, как выполнение лексического анализа слов и текстов.

Разбираемся в порядке проведения лексического анализа слова, произведения, текста с примерами

В нынешнее время достаточно сложно обойтись без такой важной, но на первый взгляд несущественной области знаний как составление текстов, а также их четкой интерпретаций. Подобные навыки можно легко развить и совершенствовать с помощью такой титанической работы, как выполнение лексического анализа слов и текстов.

В основном анализ таких приемов задают в школах и вузах. Самым распространённым заданием считается проведение анализа литературного произведения ежели проведение анализа слов, но при этом иногда задают выполнять и такого рода задания. Учащемуся необходимо отлично выполнить эту работу. От того, насколько хорошо он это сделает, будет зависеть и количество баллов по предмету.

Если вам необходимо помощь с проведением лексического анализа, а также написание дипломных или ВКР, то тогда вы сможете заказать их на сайте Diss Help. Также компания предлагает всем студентам заказать курсовые работы на выгодных условиях.

Как анализируют художественное произведение

Анализ бывает разного вида и чтобы правильно его сделать надо знать несколько приёмов.

Анализ прозаических произведений имеет свою специфику. На его качество влияет наличие объема произведения. Более просто делать анализ рассказов и повестей. Чаще всего поворотов сюжета и героев они имеют не очень много. Также они содержат стройную и понятную композицию. Когда анализируют романы, имеет значение правильное выделение основных линий сюжета с главными персонажами. При этом не дают значения второстепенным героям. Чтобы сделать анализ романа, совершенно не требуется его полного чтения.

В кратком содержании можно раскрыть суть сюжета с главным конфликтом. Приведенные цитаты позволяют понять стиль автора и героев.

Как анализируют поэтическое произведение

Если анализируют поэтическое произведение, в плане иногда отсутствуют некоторые пункты, которые необходимы, чтобы понимать прозу. К примеру, стихотворение не всякий раз содержит конфликт с конкретными героями. Также иногда не проявляется позиции автора. Вместе с тем требуется выполнение добавления некоторых пунктов. Указывают размер стихотворения, какого типа рифму.

Как анализируется заметка

Если анализируют стихотворение или поэму, важное значение отдают художественным средствам. Потому этот пункт находится на первом месте.

Проведение анализа драматического произведения

У каждой пьесы есть своя специфика. В них содержатся диалоги, отсутствуют активные действия. Делая их анализ, надо больше уделить внимания речи персонажей с символикой. Последнюю часто содержит само название произведений.

К примеру, Чехов написал пьесу Вишнёвый сад. Здесь Россия символизируется самим садом. Островский написал пьесу Доходное место. Само название отражает мечту, которую хочет получить главный герой.

Как анализируют фольклорное произведение

Фольклорное произведение бывает в виде эпоса, саги. Когда делают его анализ, на первом месте ставят его историю с традициями отдельного народа. Фольклор может отражать миф с религиозными представлениями различных наций. Каждый имеет свой менталитет. Делая анализ фольклорного произведения требуется отражение этих связей.

Лексическое значение слова

Лексический разбор слова выполняется с использованием специальных лингвистических словарей, в том числе толкового словаря, словарей, где указаны синонимы, омонимы, а также фразеологического и других.

Распознавание лексического значения слова может быть выполнено благодаря вдумчивому чтению , при котором будет проводиться поиск лексического значения того или иного слова. Основное требование, при выявлении лексического значения – обращать на слова, которые позволяют человеку дать оценку происходящего. К ним могут относиться слова, который повторяются, а также те, что могут смотреться в том или ином контексте по особенному.

К примеру, художественные тексты могут пестрить таким интересным художественным приемом, как разговорная лексика, диалектизмы или отступлениями лирического характера. Подобный подход, в основном, осуществляется с такой целью как привлечения внимания любого читателя.

Стоит отметить то, что любые ключевые слова чаще всего содержатся в речи, которые происходят между персонажами, позволяя понять всю сущность их образа. Герой любых произведений в основном могут быть представлены как положительные персонажи, если говорить о точке зрения всех окружающих, но при этом специфика используемых данным персонажем слов может являться основным звеном. Именно оно позволяет читателям понять, что представляет собой главный герой на деле. Таким образом, говоря о проведении профессионального лексического анализа текста, необходимо понимать, что сущность заключается именно в анализе отдельного слова.

Характеристики слова при проведения анализа

Если говорить о слове, как лексической единице, то тогда необходимо понимать то, что их можно охарактеризовать с совершенно разных сторон:

  1. Происхождения. Оно может быть двух видов: как исконно русское, так и заимствованное из других языков.
  2. Употребления. Если говорит о том, каким образом уоптребляется слово, то следует выделить как общеупотребительные слова, так и лексика, которая ограничена в употреблении.
  3. Семантики. Слова могут иметь однозначные, но в множествах случаев выделяются и многозначные, которые толкуются в нескольких понятиях.
  4. Сочетание с другими языковыми единицами. Сочетаемость слова может быть как свободное, так и являться частью целого фразеологического оборота.

Если говорить о происхождении определенных слов, то необходимо их выделять как исконно русское, например слово «чело» или заимствованные (флаг). В большинстве своем заимствованные слова укореняются в языке.

При этом не все слова приживаются и «дают корни» в современной лексике из англоязычного заимствования, которыми являются слова «хайп», где значение слова шумиха или же «пранк», что в переводе шутка. Невероятно, но даже такие корни смогли расплодить множество новых слов в русском языке. Начали появляться некоторые родственные слова, которыми считаются, «хайпить» или «пранковать».

Применение данных заимствований в современных литературных произведениях может сказать о том, какая кроется сущность в персонаже, речь которого будет пестрить некоторым разнообразием.

Если в каких-то местах собираются наиболее ранние заимствования, то в силу всей идейности замысла подобное может играть большое значение.

Если делить речевые единицы по происхождению, то можно выделить неологизмы (являются новыми словами) и устаревшие слова. Устаревшую лексику можно подразделять в свою очередь как на историзмы, так и на архаизмы.

Важно знать! Историзмами являются слова, которые в нынешнее время утратили свое употребление. В качестве яркого примера является слово «светец». Оно не прижилось и утратило свою значимость за счет того, что предмет, который предназначался для освещения любых помещений полностью смог утратить свою актуальность.

В отличие от историзмов, слова-архаизмы не утратили свою значимость, но при этом обозначаемые ими понятия сейчас относятся к другой лексической единице. Например, слово «перст» сейчас заменено на «палец», «ланиты» на щеки.

Общеупотребительной лексикой являются те слова, которые допускаются в употреблении для всех стилей речи (дом, стол, стул и т.д.).

На их основе выполняется работа по анализу всего произведения, о чем мы расскажем чуть ниже. Но перед выполнением анализа текста, следует понять, в каком порядке выполняется анализ слова, в том числе фразеологизмов.

Порядок лексического анализа слова

Во время толкования значения слова следует взять во внимание тот момент, что необходимо делать это по порядку. Основным является нижеописанный порядок:

  • Первое, что выполняется — определение значения слова, в котором учитывается предмет слова, его признаки, в том числе действие и состояние.
  • Какой имеет слово тип лексического значения. Определяется оно по признаку сочетаемости слова, которое может быть свободное, связанное фразеологически, а также синтаксически обусловленное.
  • Сколько слово имеет значений. Выделяются многозначные слова и однозначные.
  • Какой тип лексического значения у анализируемого слова. Оно может быть двух типов: переносное или прямое. Также определяется способ переноса и тип значения переносного значения.
  • Имеются ли у слова омонимы, антонимы или синонимы. Важное обобщающее понятие, которое используется многими словами.
  • В каких сферах употребялется данное слово. Она может быть как диалектной, профессиональной или жаргонной, так и общенародной.
  • Используется ли стилистически-экспрессивная окраска. Она может быть нейтральной, принадлежать устной речи (как разговорное, так и просторечное) или же письменной речи (книжной, высокой).
  • Определение слова на активной или пассивное. Пассивное слово может быть как устаревшим, таки неологизмом.

Таким образом выполняется лексический анализ того или иного слова. Также имеются другие характеристики по проведению лексического исследования слова, о которых пойдет речь ниже.

Порядок анализа фразеологизмов

Чтобы провести анализ фразеологизмов, необходимо выполнять данную работу в следующем порядке:

  1. Вначале выясняют значение фразеологизма;
  2. Определение структурно-семантического типа: учитывают такие характеристики, как: сращение, единство, сочетание;
  3. Поиск фразеологических синонимом и антонимом;
  4. Проверяется грамматический состав фразеологизма;
  5. Какое происхождение имеет фразеологизм;
  6. Какое употребление фразеологизма происходит в конкретном случае: бывает как активное, так и пассивное;
  7. В каких сферах употребляется данный фразеологизм.

Именно так определяется лексический анализ фразеологизмов. В случае нарушения порядка подобный анализ может быть неверен.

Лексический анализ текста

Лексический анализ текста является значимым моментом, которые приводятся в лингвистических словарях, выявляя важные параметры произведений писателей и других литературных деятелей.

Анализ подразумевает разбивку произведения на определенные параметры. С помощью этого процесса можно более точно разобраться в произведении. Так легче отслеживается его линия сюжета, содержание внутреннего смысла.

Работа подобного характера может помочь разобраться, что необходимо было сделать писателю, сколько идей с мыслями вложить в повествование, стихотворение. Если интересно, каким образом выполняют анализ произведений, то требуется наличие плана. Он поможет понять лирику или пьесу.

Важно знать! Под лексическим анализом текста скрывается процедура по использованию конкретного метода для выявления лексического состава. Немаловажным значением считается проведения его по всем канонам. Лексический состав же является совокупностью слов, который группируются в пределах единственного контекста.

Если сказать все вышеизложенное простым языком, то ключевым понятием в данном рассматриваемом анализе считается именно слово. Таким образом, анализ произведения и слова являются взаимозависимыми. Работа начинается с поиска ключевого слова.

Важно знать! Ключевое слово – слова, которые обладают особым смыслом в предложенном тексте. К примеру, отразить конкретный смысл текста или же могут стать помощниками в характеризации конкретного персонажа, в том числе главного героя произведения и его автора в целом.

Вдумчивость, а также правильный взгляд на слово позволят вам сделать качественный анализ, который будет смотреться на фоне всего текста как-то по-особенному.

Выполнение анализа произведения может позволить не только выполнить определение конкретной тематики текста, но и также проблему, идею и может способствовать развитию наиболее связанной речи. Также такой прием позволяет расширить и без того богатый словарный состав всего языка.

Такая проделанная работа над анализом семантики слов в текст позволяет формировать навыки применения. Кроме этого происходит улучшение знаний в использовании фигур речи.

Как анализируют литературное произведение

Для того, чтобы успешно выполнить анализа предполагаемого текста сначала всегда составляют конкретный план, состоящий из нескольких составных частей, которыми являются:

Необходимо рассмотреть их по отдельности, чтобы понять всю суть анализа отдельных произведений, которые вы обязательно выполните или выполняли в школе, лингвистических университетах.

Какую историю имело создание работы?

С помощью этого пункта можно более точно разобраться с условиями, в которых писали текст. Он позволит понять, как тогда жил автор и современное общество, которое его окружало.

Сущность названия

Иногда такого пункта может не быть. Стихотворение иногда называют по первой строчке. Чаще всего наименование скрывает определенную идею, главное содержание мысли.

Направление жанра

Имеет большое значение правильное определение жанра. Учащимся нужно научиться это делать в первую очередь. Определить верно жанр можно с помощью формы произведения. При этом учитывают наличие характера персонажей.

Тема, идеи, проблема

Это самый главный пункт, если происходит процедура по проведению анализа имеющегося текста. Тема это то, что содержит стихотворение, рассказ, повесть или роман.

В произведении идею называют главной мыслью. Именно её автору необходимо передать читателю. Чаще всего идею раскрывают, освещая определённые проблемы. Их также отражают, когда делают анализ.

К примеру, главной темой, которую содержит роман, Отцы и дети, написанный Тургеневым, стало появление разногласий между поколениями. Они отражены писателем с помощью проблема взаимных отношений консерваторов Кирсановых с разночинцем Базарова. В произведении главной идеей стало присутствие идейных противоречий между русской интеллигенцией, которая принадлежала разным поколениям.

Композиция с главными эпизодами

Внутри этого раздела, когда выполняют анализ, отражается структура сюжета произведения. Надо показать, какие действия происходили на разных этапах, когда писали произведение.

Развитие конфликта

Во многих произведениях главный стержень сюжета составляет конфликт. Он бывает внешним, например, между героем и обществом или протагонистом и антагонистом. Есть внутренние конфликты, когда герои боятся сами с собой. Этот конфликт довольно часто будет выступать как двигатель сюжета. Потому у него происходит появление разрешения во время развязки.

Составление системы с героями и образами

Внутри этого пункта который содержит литературоведческий анализ произведений, требуется описывать центральных персонажей. Они могут быть положительными и отрицательными. Делают описания их образов, которые содержатся в самом тексте.

Какую позицию имеет автор, составление схемы анализа

Если не отображать отношение автора к тому, что происходит, когда начинается развязка сюжета, то тогда нельзя считать анализ произведения завершенным. Надо указывать, какая сторона поддерживается автором, ход мыслей с поступками какого героя он признает.

Использование художественных средств

Когда анализируют поэзию, наличие этого пункта имеет большое значение. С помощью языковых средств происходит раскрытие главных мыслей автора. Это позволит понимать, какие качества хотели показать в этом образе. Тут требуется поиск характерных лексических единиц с синтаксическими конструкциями. Также учитывается выразительность, выраженная литотами, метонимиями и т.д..

Оформления вывода всего анализа

Оформление заключения станет важным обязательным элементом в целостном анализе произведений. Студентом опять должна отмечаться главная идея в стихотворении или прозе. Здесь дается комплексная характеристика тому, что прочитано.

Пример разбора произведения с использованием лексического анализа

В качестве примера было взято произведение, написанное в 1865 году, которое называется «Как неожиданно и ярко».

Пример разбора произведения с использованием лексического анализа
Пример разбора произведения с использованием лексического анализа

Несмотря на то, что в тексте имеется наличие пейзажных зарисовок, что относить его к лирике в пейзажном формате, в произведении чувствуются нотки философского замысла. Во время своего рассуждения, автором было сделано умозаключение о том, что в нашей жизни со временем может проходить все. Об этом могут свидетельствовать такие ключевые слова, как: «лови мгновение», «уйдет всецело».

В тексте произведения вы сможете благодаря средствам выразительности текста понять, что поэт восхищается таким обыденным явлением, как радуга.

В тексте имеется немалое количество средств выразительности текста, которыми являются эпитеты, метафоры и олицетворения. К метафоре можно отнести «влажной синеве», «радужном виденье». В качестве метафоры можно выделить словосочетание «воздвигалась арка». Ну и нельзя опустить такие словосочетания, как «за облака вошла», «полнеба охватила», которые являются олицетворением.

Также можно выделить ряд стилистических фигур, которыми являются инверсия («воздушная воздвигалась арка»), риторические вопросы (например, «Еще минута, две — и что ж?») и оправданный повтор («Лови его, лови скорей!»).

Если говорить о семантическом слове, то тут можно выделить языковую единицу «арка» как переносное значение – автор подразумевает дугу радуги.

Чтобы придать тексту торжественность применяется высокая лексика книжного стиля: «нега», «очей», «виденье», «очей», «изнемогла». Перечисленные слова имеют в тексте следующее значение:

  • нега — состояние, когда наступает полное спокойствие;
  • очи — глаза;
  • виденье — предзнаменование;
  • изнемогла — потеря сил.

С такой же целью использовано и такое слово, как «торжество», которое используется в значении «чувство радости и удовлетворения».

Заключение

Подытожив все вышеперечисленное, можно сказать о том, что для правильного выполнения анализа лексического характера текста и отдельных слов необходимо:

  1. Как можно внимательнее и вдумчивее прочитать имеющийся текст.
  2. Определить искомый стиль и тип речи.
  3. Определить все ключевые слова, которые позволяют определить тему, а также всю идею текста.

В некоторых случаях, требуется проводить исследования, направленные на объяснение роли подобного слова в контексте всего произведения.

Если вы не знаете как провести лексический анализ текста или же каким образом написать курсовые работы, а также дипломных или ВКР, то тогда вы всегда сможете обратиться в компанию DissHelp.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!