Разница между практической и научной аргументацией в академических работах

В дипломной работе или диссертации автору предстоит не просто грамотно описать тему исследования, детально рассмотреть проблему исследования на примере выбранного объекта. Все полученные в ходе исследования результаты, выявленные тенденции и сформулированные автором выводы, должны иметь четкое подкрепление – обоснование. Поэтому важно грамотно подбирать и применять доказательную базу. Она, в свою очередь, складывается из двух основных видов аргументов – практических и научных. Давайте разбираться в их специфике и особенностях использования.

Разница между практической и научной аргументацией в академических работах

В дипломной работе или диссертации автору предстоит не просто грамотно описать тему исследования, детально рассмотреть проблему исследования на примере выбранного объекта. Все полученные в ходе исследования результаты, выявленные тенденции и сформулированные автором выводы, должны иметь четкое подкрепление – обоснование. Поэтому важно грамотно подбирать и применять доказательную базу. Она, в свою очередь, складывается из двух основных видов аргументов – практических и научных. Давайте разбираться в их специфике и особенностях использования.

Суть и особенности научной аргументации

Написание научно-исследовательского проекта, дипломной работы или диссертации (будь то магистранта, аспиранта или докторанта) предполагает проведение серьезного исследования и безукоризненного обоснования выдвигаемой идеи-решения. Как говорится в народе: «на войне все средства хороши». Поэтому автору важно грамотно аргументировать свою гипотезу со всех посильных точке зрения. Первоочередным способом обоснования или опровержения считается научный подход.

Признаки научной аргументации в проекте
Признаки научной аргументации в проекте

Под научной аргументацией понимают факты, основанные на результатах ранее проведенных исследований (как непосредственно автором документа, так и другими предшественниками-исследователями). То есть визуально такая доказательная база может предстать в виде статистических данных и показателей, мнения авторитетных ученых или практиков, анализ ситуации и соотнесение полученных результатов с устоявшимися законами, концепциями и нормами и пр.

Научное обоснование результатов исследования и выводов исследователя производится на основе ряда принципов:

  • Теоретическая или эмпирическая парадигма. То есть для использования такой информации не обязательно повторять эксперимент. Достаточно полагаться на результаты других исследователей, владеть и оперировать известными фактами, примерами, сторонним опытом и пр. То есть в этом случае практика отходит на второй план.
  • Точность и полнота. Собранные первоисточники должны помогают пониманию темы, постановке проблемы и поиску ее решения. Более того, доказательная база должна подчеркивать однозначное решение, выдвигаемое автором, помогая его разъяснить, показать состоятельность, корректность и правомерность.
  • Аналитика. Чтобы грамотно преподнести идею, обосновать ее на основе располагаемых материалов и стороннего мнения, опыта, важно грамотно увязать его с собственной позицией. Для этого придется проанализировать ситуацию и соотнести ее с известными образцами, мнениями, цитатами, аргументами, подчеркнув соответствующую значимость. Такие факты должны убеждать пользователей в правоте выдвигаемой гипотезы, ее уместности и пр.

Важно отметить, что использование научной доказательной базы будет базироваться на большом объеме первоисточников. То есть студентам, аспирантам и исследователям придется изначально собрать и изучить немало первоисточников, убедиться в их качестве и отобрать соответствующие факты, доказательства, пригодные в их изыскании.

Более того, использование научной аргументации должно быть логичным. Поэтому авторам рекомендовано полагаться на типичную схему обоснования «тезис – аргумент – пример – вывод». Эта градация помогает автору четко выразить свою позицию и показать его эффективность, необходимость и целесообразность, наглядно продемонстрировать возможности и пр.

В основе научной системы доказательств лежат качественные данные или результаты эмпирических исследований. Это также одна из наиболее ярких черт рассматриваемого типа системы доказательств в НИР. То есть для их сбора, достаточно внимательно изучить и тщательно переработать научные статьи и работы, по необходимости – повторить описанные действия и удостовериться в точности, корректности аргументов.

Таким образом, научная аргументация в составе студенческих и научных работ основана на глубокой вычитке и переработке научной литературы, различных отчетов и статистических данных и пр. В сборе таких доказательств отлично работает так называемая корпусная лингвистика. Благодаря научной системе обоснования студентам и аспирантам удается оставаться наиболее объективными и убедительными.

Понятие и признаки практической аргументации

Помимо учебной и научной литературы в студенческих работах и НИР также используют практическую аргументацию. Под ней понимают личный опыт автора или результаты, полученные в ходе прикладных изысканий им лично. То есть формирование такой доказательной системы напрямую связно с объектом исследования, частной ситуацией и темой проекта, утвержденным исследовательским вопросом.

Признаки практической аргументации в проекте
Признаки практической аргументации в проекте

Среди признаков практической аргументации можно выделить:

  • Ориентация на реальную ситуацию. Конкретный объект, то есть сбор таких доказательств происходит в реальном времени во время преддипломной практики, проводимых автором экспериментов и пр.;
  • Базируется на личном опыте автора и применяются при обосновании проблемы на базе объекта исследования и выработке решения рекомендаций по влиянию на противоречие;
  • Требует применения известных теорий, законов, правил в реальном времени. На определенной территории или в конкретных условиях, располагая соответствующими ресурсами и пр.;
  • Носит многофакторный анализ, так как исследует тему и ситуацию на примере объекта комплексно в рамках избранной методики и границ исследования. Автор приводит четкие аргументы, подчёркивая эффективность и возможности применения предлагаемой идеи с различных точек зрения: экономической, технической, социальной, юридической и пр.;
  • Ориентирована на проверку и обоснование конкретного решения, то есть она персонализирована под определённый объект, его проблему, возможности, риски и пр.

То есть именно практическая аргументация гипотезы и результатов исследования помогает выпускнику или исследователю лично убедиться в состоятельности его утверждений и выводов, подчеркнуть это на основе точной и проверенной им лично информации.

Сбор практической доказательной базы возможен только после полного обследования объекта исследования и изучения всех первоисточников о нем.

Формирование практической базы аргументов основано на таких операциях, как анализ отчетности и документов объекта, математические и экономические (и иные) расчеты показателей относительно эффективности его деятельности и выявления проблемных зон, отклонений, описание результатов эксперимента. Также оперирование практическими фактами отмечается при разработке рекомендательной главы, прогнозировании результатов и моделировании ситуации и пр.

Таким образом, практические аргументы исследователь получает строго в ходе проведения соответствующего эмпирического или прикладного исследования строго в тематических рамках и на примере избранного объекта. Такие материалы применимы в проекте в узких или четко очерченных целях, в определённых моментах и этапах (чаще всего в практической части).

Сходства и отличия научной и практической аргументации в студенческих работах

Научные и практические аргументы в дипломных и научных работах выполняют немаловажные функции, которые частично совпадают и разнятся.

Научная доказательная база

Практическая доказательная база

Основана на литературных первоисточниках Основана на эксперименте, личном опыте
Помогает в описании и разъяснении, придает весомости практическим аргументам Подчеркивает реальные действия автора и полученные им результаты, изменения и тенденции
Может использовать в любом удобном тематическом плане, в разных проекта Применимы в конкретной ситуации, как правило, на базе избранного объекта
Применяется повсеместно, но наиболее весомо в научных работах Применимо в прикладных проектах в любой научной плоскости
Представлен в виде научных фактов, теорий, цитат, нормативов, законов и пр. Представлен в виде результатов эксперимента, примеров, рекомендаций и пр.

В числе общих моментов можно выделить то, что оба варианта доказательств призваны обосновать или опровергнуть суждение, вывод или результат, автора, его идею. То есть они позволяют удостовериться в качестве полученных результатов и возможностях применения предлагаемого механизма, решения.

Также научная и практическая система доказательств придают проекту весомость (особенно когда используются параллельно или одновременно). Практические материалы подчеркивают реалистичность и «непосредственный эффект» то действий, а научная парадигма отмечает целесообразность и правомерность согласно действующим канонам, теориям и регламентам.

Более того, рассматриваемые варианты «аргументационной политики проекта» требуют тщательного разбора и грамотного анализа. Важно понимать, что и с чем целесообразно сравнивать, о чем говорят те или иные изменения, как пользоваться той или иной теорией, правилом и пр.

В числе ярких отличительных характеристик рассматриваемых парадигм можно отметить:

  • Научная база носит преимущественно теоретический или эмпирический характер, а практическая – прикладной;
  • Научная система более объективна, обширна, а практическая – субъективна, индивидуализирована под конкретный объект и условия;
  • Научная парадигма используется чаще при написании теоретической и аналитической главы, а практическая – в аналитической, технологической, рекомендательной главах;
  • Способы интерпретации научной аргументации просты – текстовый анализ, сравнительные операции, таблицы. Практическая аргументация чаще предстает в виде комплекса графиков, таблиц и текста. На графиках и в таблицах отмечается непосредственно факты, в ниже по тексту проводится из разбор-анализ, их применение и обоснование соответствующих выводов.

То есть научная и практическая система аргументов в студенческих и научных работах – это не одно и то же. Цель их применения едина – доказать, обосновать, подтвердить или опровергнуть. Но способы добычи, особенности включения в проект будут разниться. Можно смело сказать, что они являются взаимодополняемыми параметрами исследования.

Таким образом, научная и практическая система аргументов в студенческих и научных трудах играют существенную роль, помогая автору определить и показать проблему, найти ее решение и показать его состоятельность, новизну и значимость, возможности применения и дальнейшего развития.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по применению научной и практической аргументации в академических работах

Студенты и аспиранты должны уметь не только собирать первоисточники, но и грамотно их сортировать в зависимости от их уместности и роли в исследовании, вида (просто информация или факт) и пр. Не менее важно понимать, как пользоваться научными и практическими материалами.

Лучше всего полагаться на комплексный подход, подчеркивая практические данные и подкрепляя их научными фактами. При таком раскладе результаты становятся более четкими, понятными, а выводы – убедительными и точными. Текущее положение дел лучше подчеркивать на основе практики, актуальной и реальной информации, а общие тенденции – с помощью научной литературы.

Не спешите моментально включать собранные научные и практические факты. Не забывайте о принципах фактологии. Убедитесь, что располагаемые вами материалы достоверны и актуальны.

Используйте доказательную базу с учетом контекста и принципа уместности. Подумайте, в каком разделе и на каком этапе исследования пригодятся те или иные сведения, как ими можно распорядиться. Вписывайте соответствующие данные с определенной целью: обосновать или опровергнуть. Не забывайте о логичности повествования, связности информации. Плетите единую информационную цепь, где будут и описание исследования, результатов, и авторская позиция (идея), текущие результаты и располагаемые доказательства.

Практические аргументы должны быть использованы при описании соответствующего этапа исследования в рамках проекта. Учитывайте структуру проекта и логику исследования.

Не забывайте о стилистических нормах и разнообразии в описании полученных достижений и выводов. Грамотно группируйте и преобразовывайте материалы, сохраняя их изначальный посыл, суть. Такой ход также поможет повысить уникальность текста.

Правильное употребление научных и практических фактов делает проект более презентабельным. Убедительным и качественным.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!