Рерайтом или рерайтингом называют изменение исходного текста, при котором суть сохраняется, но меняется форма повествования. Этим приемом активно пользуются авторы интернет-материалов, статей, владельцы ресурсов, когда нужно быстро и относительно дешево получить контент качества среднего или выше среднего. Несмотря на это, методика вполне подходит и для переработки студенческих работ. Будь то курсовые или дипломные.
Суть рерайтинга диплома можно определить в нескольких пунктах:
- Суть остается прежней. При классическом рерайтинге автор прорабатывает ровно один источник, не обращаясь к другим. В случае с дипломным проектом это практически невозможно. С большой вероятностью придется хотя бы что-то добавлять от себя и искать дополнительные факты. Хотя и не всегда, все зависит от тематики и направления научно-исследовательской работы.
- Форма меняется. Это значит, что автор перефразирует текст исходного материала. Переставляет предложения, абзацы или целые главы, крупные структурные элементы. Насколько глубоко придется менять работу зависит от тематики и добросовестности, ответственности самого автора.
Чтобы успешно и без ошибок перефразировать текст диплома, нужно четко понимать, какие приемы рерайта можно использовать и в каком порядке их применять. А также к чему прибегать точно не стоит.
СОДЕРЖАНИЕ
Зачем вообще заниматься рерайтингом
Рерайтинг дипломной работы выступает одним из методов подготовки собственного научно-исследовательского, выпускного труда. Не все студенты предрасположены к научной работе, это нормальное явление. Не у каждого есть время на такую работу, потому как некоторые заняты получением практического опыта и трудятся на реальных позициях. Потому рерайтинг может решить сразу несколько вопросов:
- Существенно сократить количество времени, необходимого для подготовки выпускной работы. А значит обеспечить себе больше свободного времени.
- Сократить количество сил, которые придется вкладывать в труд.
- При грамотном подходе — обеспечить легкую защиту научно-исследовательской работы.
Если студент выпускного курса не желает заказывать диплом у стороннего исполнителя, но и корпеть над книгами сутками напролет не планирует, переработка чьего-то готового труда выступает оптимальным и наиболее простым вариантом. Главное выбрать правильный первоисточник для рерайтинга.
Приемы перефразирования
Существует больше десятка способов добиться уникальности исходного текста не потеряв его смысла. Или, что еще лучше, сделав изначальную работу качественно выше. Однако использовать их нужно с умом.
Изменение порядка слов
Наиболее простой и очевидный метод, который первым же приходит в голову. Замена слов и перестройка предложений позволяет добиться сохранения смысла при смене формы. Часто используется наравне с изменением лексики, особенностей синтаксиса (например, перевод активного залога в пассивный, введние деепричастного или причастного оборота и т.д.).
Замена порядка слов проводится в соответствии с нормами русского языка, городить малопонятные, инвертированные предложения и фразы в стиле мастера Йоды не стоит. Научный руководитель не оценит, как и комиссия, которая будет на защите проекта.
При перемене порядка слов нужно следить, чтобы не менялся смысл высказывания. Важно сохранить логические акценты, которые обеспечат точное раскрытие темы и плавные переходы от одной мысли к другой. Потенциал этого метода сравнительно невелик, если рассматривать его изолированно. Потому без применения других подходов к рерайтингу дипломного проекта его обычно не применяют.
Изменение порядка предложений и абзацев
Более «продвинутый» метод рерайта текста. Суть заключается в перестановке предложений. В случае, если это не дает необходимого эффекта, наступает очередь целых абзацев.
Как правило, простой перестановки без изменений лексических особенностей высказываний или замены слов, синонимайза, дополнения новой информацией для достижения высокой уникальности недостаточно. Программы и сервисы для проверки на плагиат умеют распознавать такие простые приемы рерайтинга и подсвечивают фрагменты как неуникальные. Потому, как и в предыдущем случае, имеет смысл прибегнуть к целой группе методов рерайта.
Также нужно иметь в виду, что хорошо написанная работа имеет строго выверенную структуру. Предложения, как и абзацы позволяют перейти от одной мысли к другой. Раскрывают тему в строгой логической последовательности. Если взяться за дело без достаточного расчета, получится ерунда из несвязных, разнородных и оторванных друг от друга высказываний.
Изменение синтаксиса и лексики
Тут простор для маневра несколько больше. Рерайт текста в этом случае представляет собой замену характера высказываний, структуры предложений. Это работа с формой. В качестве вариантов можно назвать:
- Замену глаголов существительными. То, что в кругах писателей разного рода называется канцеляритом. Например: писать — написание. Или исследовать — исследование и тому подобное.
- Обратное явление, то есть замену отглагольных существительных глаголами. Злоупотреблять глаголами в научно-исследовательской работе не рекомендуется.
- Использование причастных и деепричастных оборотов. Они делают предложения тяжеловесными. Потому злоупотреблять ими тоже не рекомендуется. Кроме того, если переборщить, можно запутаться в хитросплетениях собственной мысли.
- Замена активного залога пассивным или страдательным. Конструкция с пассивным залогом выглядят тяжеловесными, слишком часто использовать их нельзя, чтобы не повредить повествованию и его логике.
Изменение синтаксиса и лексики — простой, но при этом эффективный метод. Достаточно проработать каждое 2-3 предложение в тексте, чтобы добиться результата. Теоретически этот метод вполне самостоятельный и может использовать как основной.
Ручной синонимайз
Под синонимайзом понимается замена слов, отдельных понятий альтернативными, то есть синонимами. Существуют два вида такого подхода: ручной синонимайз, когда работает человек и машинный или автоматический. В этом случае за дело берется специализированная программа или интернет-сервис, коих достаточно.
Это не самый надежный метод, возникает сразу две проблемы:
- Первая — отсутствие у некоторых слов подходящих синонимов. Как прямых, так и контекстных. А значит придется писать откровенный бред ради уникальности. Но это не вариант.
- Вторая — работа самого антиплагиата. Многие сервисы проверки уникальности легко вскрывают синонимайз, особенно грубый.
Поэтому прибегать исключительно к синонимайзингу, даже ручному, не рекомендуется как к основному методу. Это вспомогательный инструмент, которые поможет повысить уникальность там, где другие варианты не подходят или недостаточно эффективны.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Дополнение фактами и вводными словами
С точки зрения классического рерайта текста, это уже не перефразирование, а полноценная доработка исходного варианта. Рерайтинг же предполагает работа исключительно с первоисточником, без добавления чего-либо от себя. При дополнении можно использовать два варианта:
- Вписывать вводные слова и конструкции. Но если перестараться, получится сплошная вода. В конечном итоге научно-исследовательский труд превратится в нечто, не несущее особой смысловой нагрузки. Вводными словами злоупотреблять нельзя. Использовать их можно разве что иногда, где это уместно и не портит картину.
- Искать факты, имеющие отношение к конкретной тематике, мысли или высказыванию. Нужно хорошо чувствовать и понимать контекст, иначе даже полезный факт может превратиться в воду ради расширения объема и подъема уникальности. Бесполезные факты сделают работу некачественной. В любом случае, научный руководитель обратит на них внимание, и труд придется перерабатывать еще раз.
Дополнение фактами и вводными словами можно рассматривать как еще один инструмент среди череды прочих.
Авторская позиция
Если классический рерайт текста использовать желания нет или же он не позволяет добиться необходимой уникальности, можно прибегнуть к более глубокой переработке исходного материала. Авторская позиция представляет собой тезисы, высказывания, которые дополняют общее повествование. Важно, чтобы авторские измышления:
- Были в русле общей логики работы.
- Соответствовали по смыслу. То есть не выбивались из повествования и действительно имели смысл.
- Были должным образом подтверждены сторонними источниками.
Добавление новой информации, ценных сведений требует хорошего, если не всестороннего знания предмета научно-исследовательской работы. Если подойти к вопросу бездумно, получаются бесполезные факты, нагромождение бессмыслицы. А это путь к новой переработке и недовольству научного руководителя. Прибегать к авторской позиции и глубокому дополнению материала нужно только в случае, если есть что сказать и как дополнить автора исходной работы.
Пересказ
Еще один очевидный, но почему-то забытый метод рерайтинга. Достаточно вспомнить уроки русского языка в школах. Изложение представляет собой формат вольного пересказа исходного материала с сохранением основных мыслей и главного смысла текста. Именно этим и можно заняться.
Достаточно подробно прочитать фрагмент: параграф или более мелкий структурный элемент текста. Затем выделить ключевые мысли из запомнить их. И уже после тщательного анализа по памяти воспроизвести информацию, выложив все на бумагу. Затем же проверить написанное, сличить его с первоисточником, проставить источники, ссылки, дополнить, если что-то было упущено.
Вариант подходит для людей с хорошей памятью и умением анализировать структуру текста. Вычленять главное и отделять его от второстепенного. Механическое запоминание тут не поможет.
Удаление информации
Действие обратное дополнению текста чем-то новым. Нередко дипломные работы, даже защищенные, пестрят ненужными отступлениями, фактами. Как такие труды принимают — вопрос отдельный. Где-то преподаватели просто прощают ошибки, где-то студент и сам не претендует на отличную оценку. Это не столь важно.
Однако для повышения уникальности можно заняться сушкой текста. То есть убрать все лирические и просто ненужные отступления, добиться строгости и логики повествования. Хотя, конечно же, не стоит брать для рерайта текст, где полезная мысль перескакивает на воду и обратно. В итоге вполне может получиться так, что работа окажется бесполезной и придется искать другой источник для рерайта.
Замена числительных
Замену числительных нельзя рассматривать как самостоятельный и изолированный способ работы с чужим дипломом. Однако когда нужно проредить неуникальные фрагменты и под руку подворачивается числительное, воспользоваться такой возможностью не воспрещается. Главное опять же не частить. Потому как текст, где все или большая часть числительных заменены на текстовые аналоги выглядит как минимум странно. Научный руководитель заподозрит неладное. Кроме того, подобное представление информации не наглядно и не позволяет акцентировать внимание.
Все описанные приемы рерайта текста следует использовать в комплексе. Не обязательно разом полный перечень, но хотя бы 3-5 в своем арсенале иметь нужно. Остальные применяются по потребности. Задача творческая и подходить к ней нужно соответственно.
Чего делать точно не стоит
Рерайт текста по описанным выше правилам даст необходимые показатели уникальности. А еще поможет улучшить качество исходного материала. Но есть методы, которых нужно всеми силами избегать.
Автоматический синонимайз
Как было сказано выше, существуют два способа синонимайза. Ручной и машинный. В интернете можно найти несколько крупных сервисов автоматического синонимайзинга. Достаточно подгрузить исходный текст и программа самостоятельно его переработает, выдав измененный вариант.
Соблазн велик, но пользоваться синонимайзерами нельзя. Дело в том, что даже при ручном синонимайзе не всегда удается найти достаточно точный и четкий аналог. Это касается даже текстов на вольную тему, написанных без формальных требований. Что говорить про научно-исследовательские труды, где приходится взвешивать каждое слово.
Автоматический синонимайзер ничем не поможет, предложит откровенно бредовые варианты для замены. Толку от него нет.
Вода
Рерайт текста не значит, что делать пространные лирические отступления, городить кучи вводных слов и отходить от главной мысли. Напротив, требуется четко выстроенная логическая последовательность. Один из методов предполагает, что можно использовать и вводные слова, и некоторые дополнительные факты. Но нужно придерживаться принцип умеренности. Плюс не всегда эти подходы вообще уместны. Например, они практически неприменимы в дипломных проектах по техническим специальностям.
Плюс нужно помнить, что некоторые ВУЗы выставляют требование не только к уникальности научно-исследовательской работы, но и к количеству воды по тому или иному сервису. А значит просто отделаться не получится.
Бездумное изменение структуры
Прежде чем начинать глубокую переработку исходного текстового материала, необходимо как следует ознакомиться как с самим текстом, так и с тематикой в целом. Прочесть хотя бы минимум источников, которые дадут представление о направлении исследования.
Хорошая дипломная работа представляет собой выверенный труд, где каждая мысль вытекает из предыдущей. И так на протяжении всего материала. Если попытаться менять местами предложения, абзацы и уж тем более главы, параграфы без достаточного осмысления, ничего хорошего из этого не выйдет. Применять такой метод, как изменение структуры, нужно только хорошо понимая, что к чему и зачем это вообще делать. Иначе смысла нет.
Замена символов
Устаревший метод рерайтинга. Этим промышляли нечистые на руку коммерческие писатели. В те времена, когда антиплагиат еще не мог поймать эти выходки. Суть заключается в изменении символов, которые в русском и на латинице схожи по начертанию. Например, буквы «с» и прочие. На выходе получался формально уникальный текст. Ведь слова с заменами выглядят идентично оригиналу, но сервисы и программы знают, что кодировка другая, смешанная.
Сейчас такой номер не пройдет. Любой антиплагиат с ходу выявит жульничество. Не стоит терять время.
Ложная информация
При рерайте текста велик соблазн использовать непроверенные сведения, которые не имеют никакого отношения к действительности или несколько приукрашены. В основном это касается статистической информации или иных числовых величин. Конечно, ложные сведения могут придать тексту уникальность. Но о научности диплома говорить не приходится. К тому же преподаватели и коммиссия потребуют обоснования сказанного, ссылки на достоверные источники.
Использование непроверенной или откровенно ложной информации — отличный способ опозориться прямо на защите.
Откровенное мошеннические или просто недостаточно эффективные способы использовать не стоит. Это пустая трата времени, которое проще потратить на реальную проработку материала.
Порядок рерайтинга текста
Теперь, когда известны приемы рерайта исходного текста, возникает вопрос, в каком порядке проводить работу над материалом. Алгоритм можно представить следующим образом:
- Выбрать качественный источник. Определить более или менее подходящий диплом можно по характеру повествования, языку, наличию или отсутствию воды, лирических отступлений, качеству плана работы и прочим характеристикам. Лениться на этом этапе нельзя. Ведь некачественная работа займет куда больше времени. А в итоге может оказаться, что она и вовсе не годится для переработки и требуется что-то другое.
- После выбора — внимательно прочесть весь диплом. От начала и до конца. Потому как нужно хорошо понимать, с чем предстоит иметь дело.
- Проанализировать структуру. Если чего-то не хватает или что-то можно убрать и есть такое желание, плюс знания по теме — пожалуйста. Это серьезно упростит задачу.
- Затем нужно браться непосредственно за переработку текста. Начинать лучше с самого введения диплома.
- Следует держать в голове все возможные варианты рерайтинга. Использовать их нужно по ситуации. Какого-либо универсального рецепта попросту нет. В одном месте можно использовать прямой или контекстный синоним. В другом же потребуется изменить лексику. Изменение лексики и характера высказываний условно можно считать универсальным вариантом.
Таким образом нужно перерабатывать параграф за параграфом, главу за главой. Как только работа будет закончена, имеет смысл перечитать ее еще раз. Проверить на предмет фактических, логических ошибок и неточностей. Вполне может быть, что конечный вариант будет результатом нескольких редакторских правок и вычиток.
Использовать методы глубокой переработки текста, затрагивающие структуру, нужно с большой осторожностью. Потому как нужно хорошо знать предмет исследования и быть подкованным в тематике.
Какой уникальности можно добиться
При должном подходе можно добиться и 100% уникальности, было бы желание и время. Хотя в некоторых тематиках, где встречается обилие устойчивых выражений и категорически не приветствуется даже малый процент воды этот показатель будет существенно ниже. Но в пределах нормативных требований.
В любом случае, нужно ориентироваться на установленные конкретным университетом нормы. Узнать их можно на кафедре, часто показатели указаны в методических материалах, которые используются при подготовке научно-исследовательской выпускной работы.
Рерайтом текста диплома можно добиться качественного результата при минимальных усилиях. Но важно знать, какой инструментарий есть в наличии и как его правильно использовать.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!