Самые распространенные методики и методологии при выполнении рекомендательной главы студенческой или научной работы?

Научное исследование – завершенный (конечный) процесс, где в рамках обозначенной темы и цели автор делает определенные выводы. Одним из важнейших разделов студенческой и научной работы, где проявляется самостоятельная деятельность автора, его непосредственная позиция и подход к воздействию на проблему, является рекомендательная глава. Миссия этой части – показать способы воздействия на обозначенную проблему с учетом принципа реалистичности, посильности, обоснованности и эффективности.

Самые распространенные методики и методологии при выполнении рекомендательной главы студенческой или научной работы?
Научное исследование – завершенный (конечный) процесс, где в рамках обозначенной темы и цели автор делает определенные выводы. Одним из важнейших разделов студенческой и научной работы, где проявляется самостоятельная деятельность автора, его непосредственная позиция и подход к воздействию на проблему, является рекомендательная глава.

Миссия этой части – показать способы воздействия на обозначенную проблему с учетом принципа реалистичности, посильности, обоснованности и эффективности.

Рекомендательная глава в студенческой или научной работе: что, где и зачем?

Рекомендательная глава – один из существенных разделов основной части проекта, но она разрабатывается далеко не к каждому исследованию. Данный раздел свойственен серьезным научно-исследовательским проектам, где требуется показать состоятельность специалиста, умение оперировать полученными знаниями и решать реальные проблемы. Чаще всего он присутствует в логически завершенном проекте, подчеркивая предлагаемое автором решение и обосновывая авторскую позицию.

В рекомендательном разделе приводится конкретный алгоритм действий по влиянию на диагностированное противоречие с точным обоснованием, оценкой эффективности и советами по применению.

Миссия рекомендательной главы исследования
Миссия рекомендательной главы исследования

Рассматриваемый элемент чаще всего присутствует в следующих студенческих работах:

  • Преддипломная курсовая работа. В данном случае последняя часть исследования предстает в сжатом виде без четкого обоснования. В ней автор отмечает возможные пути, способы решения. Чаще всего здесь приводится подборка классических способов воздействия на диагностированное противоречие, которая в наибольшей степени подходит под описанные условия и параметры;
  • Отчет по преддипломной практике. В данном случае студент после проведенной оценки текущего состояния объекта предлагает определенные методы для решения проблемы или смягчения ее воздействия, устранения провоцирующего фактора и пр. Также допустимо выполнение индивидуального задания, которое позволяет оценить перспективы дальнейшего развития предприятия;
  • Дипломная работа. В данном случае написание рекомендательной главы является обязательным моментом, без которого аттестационная работа не будет допущена к защите. Именно в ней проявляется самостоятельность и изобретательность автора, умение находить оптимальное и эффективное решение в рамках обозначенной темы и е границ, проблемы, проверка предложений и выработка четких инструкций по внедрению.
  • Научно-исследовательская работа. В данном случае рекомендательная глава создается с учетом индивидуального задания. В ней автору либо описывает в общем контексте потенциальные пути решения или обосновывает конкретный прием, методику, подход досконально;
  • Магистерская диссертация. В данном случае автор в рекомендательном разделе демонстрирует новизну и ценность выдвинутого решения. Чаще всего оно является усовершенствованным классическим приемом, ориентированным на использование более современных устройств, средств, новейших законов и пр.;
  • Кандидатская и докторская диссертация, монография. В указанных научных работах наличие рекомендательного раздела – обязательный момент. Здесь автор подробно описывает выдвигаемое решение, проводит его всестороннюю оценку и обоснование, описывает способы внедрения. Именно здесь отмечается ценность, новизна и завершенность исследования.

Таким образом, рекомендательная глава свойственна серьезным студенческим и научным работам, где требуется выработка конкретного способа, пути по влиянию на проблему на основе располагаемых данных. Написание рассматриваемой части подчеркивает уровень самостоятельности и компетентности молодого специалиста, умение оперировать использоваться полученным багажом знаний и умений, решать конкретные профессиональные задачи и проблемы, обосновывая каждый шаг и оценивая эффективность разработок.

Современные способы разработки и выполнения рекомендательной главы в студенческих и научных работах

Написание рекомендательной главы производится только после формирования теоретического и как минимум аналитического разделов. То есть сначала автору важно всесторонне изучить тему и представить методологическое описание темы с акцентом на заявленную проблему, ее симптоматику, традиционные подходы к ней и пр.

Основное воздействие на ход и состав рекомендательной главы студенческой или научной работы оказывают результаты аналитического раздела. В нем автор тщательно исследует конкретную ситуацию в рамках обозначенной темы на конкретном приеме: предприятие, группа лиц или лицо, город или регион, явление или процесс и пр. После проведенного анализа автор располагает следующими данными:

  • Общая характеристика объекта;
  • Симптомы и причинно-следственные связи проблемы: как и в чем проявляется, на что влияет, характер воздействия, факторы-провокаторы и пр.;
  • Располагаемая ресурсная база и оценка потенциала (возможностей) объекта исследования по отношению к проблеме и пр.

Далее на основе результатов анализа исследователь должен сформировать четкую траекторию по воздействию на «слабое звено» для смягчения негативного влияния или устранения проблемы. Чаще всего используются следующие приемы при создании рекомендательного раздела студенческой или научной работы.

Способ выработки решения, рекомендаций

Ключевые аспекты, моменты

Описание

Воздействие на провоцирующие проблему факторы Фактор-провокатор, причина возникновения проблемы Определение и устранение провоцирующих элементов с целью смягчения негативного воздействия проблемы или ее полного устранения
Аналогия с похожими проектами или конкурентами Сравнение ситуаций и способов воздействия на проблему Анализ нескольких объектов с аналогичной ситуацией и оценка способов решения, выбор и адаптация одного из вариантов под собственные нужды и параметры
Изменение традиционных приемов по воздействию на проблемы с учетом текущих условий и возможностей объекта исследования Выделение традиционных подходов в отношении темы, проблемы Корректура классических методов воздействия на проблему с учетом специфики сложившейся ситуации возможностей объекта, текущих условий
Использование классических правил и приемов с учетом текущих возможностей и аргументов Прямое использование привычных, классических способов Внедрение проверенных методов, использование классических приемов и инструментов
Использование методов прогнозирования и моделирования Прогнозирование результатов с помощью статистических и математических моделей, IT-технологий, моделирование ситуации Описание решения или способа воздействия на проблему с дальнейшей оценкой ее эффективности ан основе прогнозных приемов, OT-технологий и моделирования ситуации
Эксперимент, апробация

Проведение искусственного или естественного эксперимента как способ проверки выдвинутого плана мероприятий по воздействию на проблему

Способ №1. Воздействие на провоцирующие проблему факторы: подмена/замена, устранение, тотальное изменение в деятельности объекта. Как известно, появлению противоречия содействуют конкретные изменения и влияние отдельных элементов – факторов. С помощью тотального анализа или факторного анализа данных можно установить, на каком этапе и под давлением какого показателя появляется «слабая зона». Далее исследователь пытается урегулировать возникшие нюансы и сложности путем воздействия на факторы-провокаторы. В данном случае возможны следующие варианты:

  • Поиск аналогичных моделей, которые позволят использовать «обходные» или более долгие/короткие пути, но при этом результат будет лучше, а влияние проблемы на объект – слабее;
  • Замена фактора на «аналог» и оценка полученных результатов;
  • Использование смежного закона или иной формулы, где будет отсутствовать провоцирующий проблему элемент. Притом в этом случае важно располагать достаточными данными для выработки достойной замены;
  • И др.

Способ №2. Аналогия с похожими проектами или конкурентами. Использование этого сценария предполагает проведение параллели между аналогичными проектами и использование опыта других авторов. Также допустимо проведение анализа деятельности конкурентов и сопоставление параметров с текущим состоянием объекта исследования, определение сходств и отличий в моделях, перенятию опыта и пр.

Рекомендации в этом случае будут носить «аналогичный характер», то есть решение перенимается из схожего проекта, который демонстрирует более высокую эффективность и результативность. Главное – сначала «примерить» соответствующий метод или подход и затем оценивать возможности его внедрения, эффективность и пр.

Способ №3. Изменение традиционных приемов по воздействию на проблемы с учетом текущих условий и возможностей объекта исследования. Рассматриваемая метода позволяет умело воспользоваться традиционными способами, зарекомендовавшими себя ранее. То есть в данном случае студент или исследователь полагается на устоявшиеся, проверенные инструменты, алгоритмы, программы, подставляя в них соответствующие данные, факты и пр.

Варианты применения традиционных подходов и правил в рекомендательной главе НИР
Варианты применения традиционных подходов и правил в рекомендательной главе НИР

Также допустимо изменение классических приемов с учетом располагаемой информации и условий. То в рамках этого сценария уместны инновации. Чаще всего студенты и авторы научных работ сочетают несколько привычных (классических) приема, объединяют два и более подхода для воздействия на проблему или ее причину, создавая единую последовательность мероприятий.

Сочетание нескольких старых или классических приемов позволяет автору разработать оптимизированный механизм или разработать кардинально новый подход к решению проблемы в обозначенных условиях, тематических и профессиональных границах.

Способ №4. Использование классических правил и приемов с учетом текущих возможностей и аргументов. Самый простой способ, не требующий кардинальных усилий – подобрать действующие способы по воздействию на проблему. То есть автору достаточно внимательно изучить существующие методики, последние разработки (они, как правило, описываются в научных кругах), подобрать наиболее подходящий по условиям и располагаемым данным вариант и опробовать его в деле, оценить степенно эффективности, характер перемен и перспективы использования и пр.

Учите, что далеко не всегда возможно применение традиционной модели, метода или способа на практике. Зачастую автору приходится импровизировать и искать альтернативы для активации: заменять какие-либо данные, исключать лишние этапы, дополнять материалы или подбирать альтернативные формулы и пр. Поэтому будьте готовы к «подгонке» информационной базы для определенной методы или оптимизацию классического варианта под реалии.

Способ №5. Использование методов прогнозирования и моделирования. Рекомендации – это не просто описание выдвигаемого решения, но оценка его состоятельности и эффективности. В данном случае важно оценить конечные результаты от использования изложенного плана мероприятий и оценить эффективность разработки. Для этого можно полагаться на методы прогнозирования и моделирования.

О прогнозных способах мы писали ранее в нашем блоге. Они оцениваются на приблизительной оценке перспектив путем аналитической работы. В большинстве случаев авторы полагаются на факторные модели исследования.

Моделирование же требует использование современных IT- инструментов и программ, оборудования, чтобы воссоздать условия и ситуацию в виртуальной среде и визуально оценить все трансформации при реализации каждого шага или действия.

Способ прогнозирования и моделирования читается менее точным, но самым распространенным в студенческой и научно-исследовательской среде: мало затратным по времени и финансам, относительно достоверным по качеству.

Способ №6. Эксперимент, апробация. Использование метода экспериментальной проверки разработанного решения (метод апробации) считается самым достоверным и надежным, наглядно демонстрирующим автору все нюансы и перспективы. В данном случае исследователь внедряет на практике (то есть проводит эксперимент) описанный план мероприятий, фиксирует и в дальнейшем оценивает полученные результаты. Оценка предполагает установление динамики и характера изменений (улучшение или ухудшение), скорость изменений, затратность и выгоду,

Экспериментальный подход или метод апробации позволяет исследователю лично попробовать разработку, увидеть преграды, достоинства и недостатки изобретения, получить практический опыт в решении обозначенных задач и пр. В данном случае важно тщательно проработать план экспериментальной программы, наметить четкие сроки реализации и специфику оформления полученных результатов, их отражения в составе студенческой или научной работы.

Главное при реализации эксперимента – не допустить ошибки и вовремя фиксировать получаемые результаты, сопоставлять их с конкретными правилами и нормами, шкалой оценки. Учтите, что повторить эксперимент и получить точно такие же данные не всегда возможно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Советы по подготовке рекомендательного раздела студенческой или научной работы

Подготовка рекомендательной главы курсовой, дипломной работы или диссертации, монографии тесным образом должна соприкасаться с общей логикой научного исследования. Важно укладывать в тематические и проблемно-ориентированные рамки. То есть в данной части НИР необходимо ориентироваться на научный аппарат исследования и результаты анализа данных, причины появления проблемы и пр.

Для разработки рекомендации автору предстоит тщательно перепроверить все найденные первоисточники. Подготовить корректный и эффективный план действий, который приведет к положительным изменениям и позволит успешно использоваться на практике можно только на достоверной и точной информации. Поэтому важно исключить малейшие сомнения, нестыковки, оперативно восполнить недостающие моменты и аргументы и пр.

В рекомендательном разделе следует минимизировать теоретические или справочные сведения. Здесь важно полагаться на факты, результаты мероприятий. Поэтому автору важно исключить чрезмерные рассуждения, обзоры, детальное описание основных мероприятий и пр. Достаточно кратко и емко констатировать результаты и подчеркнуть их характер, силу воздействия на проблему и пр.

Рекомендательный раздел является продолжением теоретического и аналитического пунктов, то есть это своего рода следствие ситуации на основе авторской позиции, видения, ракурса исследования. В данном случае должна прослеживаться логика в выдвижении плана мероприятий.

Таким образом, рекомендательная глава студенческой или научной работы находится на стыке профессиональной и творческой границ в жизни автора. Здесь он подчеркивает свое отношение и видение проблемы, посильный для него метод и решение, собирая доказательную базу для подтверждения состоятельности гипотезы и эффективности выдвинутого плана мероприятий. Эта часть исследования — авторская, индивидуальная, подчеркивающая самостоятельность и компетентность новоиспеченного эксперта.

Для ее подготовки важно владеть темой студенческой или научной работы и уметь пользоваться существующими методиками и инструментами, грамотно подбирая наиболее приемлемые для описываемой ситуации варианты.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!