Обзор прогнозных методов исследования: понятие, виды, роль, сфера применения, примеры

В зависимости от цели и характера студенческой или научно-исследовательской работы автору предстоит не просто изучить тему, но и предложить конкретное решение проблемы в отношении объекта с учетом его возможностей, особенностей ситуации и воздействующих факторов. Притом важно предложить не просто набор мероприятий, последовательность действий, но и показать ее состоятельность и эффективность. Делается либо с помощью прогнозов, либо апробации. Сегодня мы расскажем какие методы исследования позволяют спрогнозировать результат НИР.

Обзор прогнозных методов исследования: понятие, виды, роль, сфера применения, примеры
В зависимости от цели и характера студенческой или научно-исследовательской работы автору предстоит не просто изучить тему, но и предложить конкретное решение проблемы в отношении объекта с учетом его возможностей, особенностей ситуации и воздействующих факторов. Притом важно предложить не просто набор мероприятий, последовательность действий, но и показать ее состоятельность и эффективность. Делается либо с помощью прогнозов, либо апробации. Сегодня мы расскажем какие методы исследования позволяют спрогнозировать результат НИР.

Понятие и роль прогнозных методов исследования

Набор приемов и способов, позволяющих не просто изучить тему, но и разработать уникальный и эффективный план мероприятий по решению проблемы, называют прогнозными. Их миссия – заглянуть в будущее и оценить вероятность успеха/провала от реализации намеченной траектории. Притом сама по себе оценка будет носить преимущественно теоретический (исследовательский) и больше субъективный характер.

Прогнозные методы основываются на разных источниках информации: реальных данных об объекте исследования, результатах аналитической мысли (диагностика проблемы и ее оценка), а также предположениях автора, итогах факторного анализа и пр.

Обратите внимание, что итоги от использования прогнозных методов не предоставляют доподлинно точных и достоверных сценариев. Все они будут носить приблизительный и вероятностный характер. Притом в крупных и масштабных проектах целесообразно формировать три сценария будущего: пессимистичный (негативный), нейтральный, оптимистичный. Но в ходе непосредственной реализации предложенного механизма получаемые результаты могут все же разниться с «прогнозными», но в целом направление показателей и иных тенденций будет совпадать.

Зачем нужно прогнозирование в студенческих и научных работах?
Зачем нужно прогнозирование в студенческих и научных работах?

Миссия прогнозных методов исследования состоит в следующем:

  • Оценить перспективы (с конкретизацией сроков получения желаемых результатов: кратко-, средне- или долгосрочный период) развития объекта исследования и предложенное решение на предмет посильности, состоятельности и эффективности;
  • Предоставить доказательную базу относительно целесообразности, необходимости и правоты выдвинутой авторской позиции, гипотезы;
  • Описать возможное (потенциальное) состояние объекта исследования по мере реализации предложенной схемы действий. В этом проявляется информативный характер прогнозных инструментов.

Особенности методов прогнозирования кроются в расчетно-аналитических действиях. Автору не придется реализовывать намеченный план действий в реалиях. Ему достаточно «просчитать» или смоделировать ситуацию и оценить ее состоятельность, изменения. Показать эффективность разработанного плана просто: достаточно сравнить результаты «до» и «после» новшеств (то есть текущее положение дел и «прогнозное».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Информационная основа для использования прогнозных методов в студенческих работах и НИР

Сфера применения прогнозных методик огромна. Они уместны практически повсеместно, но одном случае могут быть достаточными, а во втором – вспомогательными и требующими практической перепроверки.

Прогнозные инструменты допустимы и достаточны в гуманитарных, социальных, экономических, психологических, естественнонаучных, биологических и генетических, иных изысканиях. Они позволяют оценить перспективы с математической, экономической и иной точки зрения.

Допустимыми, но вспомогательными они считаются в прикладных НИР технического, строительного, частично естественнонаучного плана. Здесь важно не просто рассчитать эффект, но и убедиться в правильности прогнозов и возможности внедрения инноваций на практике только по результатам апробации.

Информационная основа для прогнозирования в НИР
Информационная основа для прогнозирования в НИР

В основу прогнозных методов исследования (для их применения в курсовых и дипломных, научных работах) кладут следующие виды первоисточников:

  • Научная литература и результаты недавних исследований по рассматриваемой теме;
  • Актуальные статистические, экономические и иные показатели;
  • Официальная отчетность исследуемого объекта НИР: справки, экономическая и финансовая документация, устав, данные из госструктур (ФНС, ПФР и пр.);
  • Результаты вспомогательных исследований: социологическое исследование, эксперимент или наблюдение, маркетинговое исследование, результаты аналитической мысли (анализ отчетности и пр.).

Все первоисточники, допустимые и пригодные для прогнозирования, должны соответствовать основным критериям качества: точность, достоверность, актуальность. При использовании несоответствующих ресурсов прогнозы будут заведомо ложными, неточными и неверными.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Разновидности прогнозных методов исследования и сфера их применения

Студенты чаще всего пользуются инструментарием и приемами, позволяющими сформировать потенциальный результат на основе теоретической или эмпирической базы. Поэтому можно выделить две большие группы прогнозных методов, применимыми в курсовых, дипломных и научно-исследовательских работах:

  • Интуитивные методы. Данная разновидность инструментов базируется на теоретической и преимущественно субъективной информации: мнение, эмоции, предположения, суждения, опыт и наблюдения экспертов и пр. К этому виду относят социологические и маркетинговые исследования, опросы и беседы, метод наблюдения, психологический или педагогический эксперимент, метод мозгового штурма и пр.
  • Формализованные методы. В центре данных инструментов находятся точные математические расчеты, моделирование. Они считаются наиболее точными и достоверными. Здесь самыми распространенными и популярными приемами выступают экономический анализ, математическое и/или компьютерное моделирование, статистические модели, сравнительный анализ, факторная модель и пр.

Обе группы применимы в исследованиях, как раздельно, так и в умелых комбинациях, дополняя друг друга, позволяя поучить более достоверные и обоснованные сценарии.

Классификация методов прогнозирования
Классификация методов прогнозирования

Также можно выделить следующие основания и виды прогнозных методик:

  • По временному интервалу, на который делается «прогноз»: краткосрочный (до 12 месяцев), среднесрочный (1-3 года), долгосрочный (3-5 и более лет). Притом «временной характер» действует всегда, так как оценка перспектив всегда конкретизируется: в течение какого времени будет получен тот или иной результат и окуплены затраты и пр.;
  • По типу результатов или сценариев: альтернативное (когда предлагается несколько решений и все они оцениваются), экстраполятивное (основание на выработке конкретного решения и ретроспективном анализе (банальное сравнение до и после));
  • По характеру прогностического процесса: качественные (призванные оценить отношение общества к новой модели, решению, эмоции, восприятие ситуации) и количественные (основанные на определении динамики показателей и их тенденций), комбинированные (сочетающие оба подвида);
  • По способу сбора, обработки информации: статистические (с применением современных технологий), приемы аналогии (основанные на логике, определении сходств и отличий), опережающие приемы (их миссия – предвидеть и предугадывать).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты прогнозов всегда подлежат анализу и выработке рекомендаций, которые позволят их внедрить не только на конкретном объекте, но и на иных площадках, в определенных условиях и пр. Здесь уместно полагаться на общенаучные методы анализа и подачи информации (индукция/дедукция, сравнение, обобщение, аналогия и пр.).

Важно отметить, что прогнозы также будут формироваться на основе междисциплинарных и специализированных приемов в зависимости от научной принадлежности и характера исследования (например, балансовый или нормативный метод, метод экспертных оценок). Например, проекты по физике будут учитывать естественнонаучные и технические каноны, нормативы и пр.

Этапы применения прогнозных методов в курсовых, дипломных и научно-исследовательских (научных) работах

Самое сложное – это выбрать подходящий метод прогнозирования. В этом деле важно полагаться не только на подготовку и навыки исследователя, но и располагаемую информационную базу, проблематику и цель исследования, возможности (наличие специальных программ и пр.).

Схема прогнозирования результатов в курсовых, дипломных и научных работах
Схема прогнозирования результатов в курсовых, дипломных и научных работах

После подбора необходимых прогнозных инструментов можно воспользоваться «классической схемой» их применения:

Шаг №1. Предпрогнозная ориентация. Здесь автору НИР предстоит разработать и утвердить научный аппарат с акцентом на проблему и цель, особенности объекта исследования. Важно понять симптоматику и воздействие проблемы, желаемый результат и потенциальный способ решения (гипотеза).

Шаг №2. Прогнозный фон. Фактически на данной стадии происходит констатация проблемы и сбор информационной базы, которая в дальнейшем послужит опорой для разработки решения. Автору важно оценить текущее положение дел, сравнить с данными прошлых лет (определит динамику или характер изменений) и пр.

Шаг №3. Поисковый прогноз. В рамках данного этапа автору научно-исследовательского или студенческого проекта предстоит понять, к каким результатам следует стремиться, какими путями это возможно сделать (определить один или несколько вариантов) с учетом воздействия проблемы (на какой сегмент или элемент, слабое звено) и пр. Как правило, вырабатываемое решение базируется на результатах аналитической части НИР.

Шаг №4. Нормативный прогноз. Исследователь представляет «стандартное» или «нейтральное» решение, которое будет учитывать особенности ситуации, научные правила и каноны, нормативы отрасли с акцентом на цель изыскания, возможности разрешения проблемы и пр.

Шаг №5. Оценка предлагаемого решения на предмет посильности, достоверности, обоснованности и эффективности. Именно на этой стадии происходит непосредственная оценка выдвинутого автором плана, решения, верность суждений и состоятельность гипотезы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Советы экспертов Disshelp по применению прогнозных методов в исследованиях

Использование приемов по оценке и прогнозированию результатов НИР не бывает предельно точным, но всегда является обоснованным. Прогнозные методы не могут гарантировать 100%-ного успеха, но с наибольшей вероятностью позволяют минимизировать риски или потери, избежать серьезных ошибок. Это важно не только понимать, но и учитывать. В частности, формирование бизнес-плана всегда сопровождается прогнозными сценариями, но это не гарантирует что на практике будет точь-в-точь, как в документе.

Специфические черты применения прогнозных методов исследования
Специфические черты применения прогнозных методов исследования

Прогнозные методы исследования применяются исключительно в рекомендательном разделе или на этапе выработки решения проблемы (для определения верности и эффективности пути, оптимальной траектории успеха). Прогнозные алгоритмы исследования также находят отражение в описании методологической базы исследования – во введении.

По возможности лучше всего использовать комбинированные прогнозные методы (интуитивные и формализованные), но полагаться на этапе выбора достойного сценарий или решения следует более точным (математическим, статистическим) вариантам.

Приемы «предвидения» в НИР должны предоставить ответ на такие вопросы, как: какой результат должен и может быть достигнут, как его можно добиться, какие ресурсы потребуются для достижения цели, в течение какого времени будет получен желаемый итог, какие факторы учесть, как минимизировать риски и угрозы, как оптимизировать деятельность исследуемого объекта и пр.

Использование прогнозных методов призвано помочь именно в решении проблемы и определении оптимальной траектории по ее ликвидации или смягчению с оценкой конечного результата. Прогностический аппарат уместен в любом исследовании. Он позволяет оправдать усилия автора и его подход к проблеме, оценить эффективность выдвинутого решения и профессионализм исследователя.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *