Выполнение курсовой работы порой превращается в самое настоящее испытание или квест для студента. В нем для преодоления всех сложностей и поиска ответа на конкретные вопросы понадобиться хорошая теоретическая подготовка, а также практическая сноровка. Притом важно не просто описать ход проделанной работы и полученный результат, но и показать соответствующие навыки на защите проекта. Сегодня мы расскажем, как грамотно и легко выполнить курсовую работу по технологии.
СОДЕРЖАНИЕ
Кто выполняет курсовую по технологии?
Студенческие работы по дисциплине «Технология» свойственны далеко не каждой специализации. Согласитесь, такое не встретит экономист или юрист, лингвист и пр. Чаще всего данная обязанность возлагается на учащихся в рамках таких областей, как технические науки, IT, инженерная плоскость, иногда – декоративно-прикладное искусство и пр.
Фактически, курсовая работа по технологии свойственна тем направлениям подготовки, которые так или иначе связаны с техникой и технологиями, оборудованием и инструментарием и пр.
Но в некоторых случаях даже гуманитарии сталкиваются с подобным заданием. Но в этом случае оно будет адаптировано под конкретный профиль. Такая обязанность возникает, если в составе учебного курса присутствует соответствующий предмет. Например, экономисты могут затрагивать технологии учета данных, обзор программ по формированию отчетности и пр. То есть в данном случае им предстоит описать процесс или оборудование, программу, особенности работы в ней с профессиональной точки зрения.
Фактически, можно сделать вывод. Курсовые работы – это не просто узкое предметное исследование, а комплексный проект, захватывающий основные стороны рабочего процесса в рамках конкретной профессии. Для его подготовки потребуется знание отрасли и терминологии, владение основным инструментарием и оборудованием, ПО, погружение в смежные плоскости и пр. Выполнение таких трудов помогает студентам разобраться в современных технологиях и научиться пользоваться ими , извлекая максимум пользы.
Виды курсовых работ по технологии
Самая простая градация студенческих работ предполагает деление их на теоретические и практические. Такая классификация вполне уместна и в рамках трудов по технологии. В первом случае авторы будут затрагивать разбор соответствующих инструкций, правил, регламентов. В рамках прикладных трудов потребуется проведение прикладного исследования, эксперимента с подробны описанием каждого шага и оценкой полученных результатов.
Помимо этого, можно выделить курсовые по технологии исследовательского, проектного и лабораторного типа. Исследовательские проекты помогают студентам изучить и освоить современные схемы, порядки, нормативы, правила техники безопасности и охраны труда, познакомиться с различными приемами и подходами для решения профессиональных и иных проблем. То есть по своей сути – это научная или теоретическая работа.
Проектный формат предполагает разработку учащимся собственной идеи по совершенствованию действующей или известной технологии или ее адаптации под определённые нужды и потребности общества, личные и пр. То есть в данном случае буде комплексная работа, где будет присутствовать и теоретическая, аналитическая части, и технологическая, проектная, экономическая и пр. Также в рамках данного варианта допустимо проведение оценки эффективности существующих приемов. Оборудования, их сравнение, поиск слабых или проблемных мест и пр.
Лабораторный тип курсовых работ по технологии предполагает проведение эксперимента на базе учебного заведения. В данном случае в основу может быть положено определенное задание или кейс, а также проверка собственной идеи и пр. То есть в этом случае проект обретает прикладной характер, требуя определенных действий и соблюдения инструкций, правил и пр.
Вид и формат проекта по технологии напрямую зависит от характера дисциплины в составе учебного плана, осваиваемого направления подготовки. А также непосредственно избранной тематики.
Особенности тем для студенческих проектов по технологии
Выбор темы для студенческого проекта – один из первоначальных и важнейших этапов, который предопределяет спектр действий, характер научного исследования и пр. Выбирая соответствующее направления для изучения и реализации, важно ориентироваться на несколько аспектов.
Во-первых, тематика проекта должна укладываться в рамках постигаемой специализации и учебного плана. То есть важно рассматривать не какие-либо сугубо технические парадигмы. А именно те принципы, инструментарий, обеспечение, которое пригодится студенту в будущем, в профессиональной деятельности и пр. Притом важно, чтобы затрагиваемая проблематика была актуальна и затрагивала рабочие процессы по профилю, вызывала интерес у автора и помогала ему в решении профзадач.
Во-вторых, тема курсовой по технологии должна быть индивидуальной и оригинальной, целенаправленной. То есть исследование определённого вопроса или плоскости, противоречия будет производиться одним конкретным учащимся с учетом его способностей, возможностей, потребностей в развитии или саморазвитии. Лучше, если тематика исследования будет узкой, базированной на конкретном процессе или инструментарии, его оценке или применении и пр.
Выбрать тему для студенческого проекта можно по типичным траекториям: из готового списка или сформулировать самостоятельно. Но в любом случае важно следовать принципу сочетания «хочу, могу и надо».
Как правило, тематика курсовых по технологии затрагивает одну из плоскостей:
- Теоретические аспекты применения инструментов, оборудования;
- Приемы и подходы с использованием современных технологий;
- Проведение экспериментов и опытов с использованием специальных приборов и инструментов, оценка их эффективности ил выполнение кейса;
- Описание рабочего процесса, сложностей, особенностей и пр.;
- Разработку собственного проекта, идеи и пр.
Тема исследования будет напрямую соприкасаться с профессиональной нишей или находиться на меже нескольких научных плоскостей, с ракурса которых будет происходить ее раскрытие. Поэтому важно иметь соответствующие знания и подготовку.
Порядок проектирования и планирования исследования
Вслед за тематическим ориентированием наступает стадия проектирования и планирования исследования. В рамках предмета «Технология» важно грамотно подготовиться и организовать исследование с учетом его характера, направленности и пр. Правильное планирование – залог успеха и гарант высокого качества НИР.
После того, как тема избрана, важно продумать ход собственного исследования и наметить ключевые ориентиры:
- Что исследовать? – проблематика, исследовательский вопрос;
- Как исследовать? – определить основные приемы и методы;
- Для чего исследовать? – наметить цель и ожидаемый результат (что достичь, чему научиться и пр.).;
Далее, чтобы установить четкие границы исследования, важно внимательно изучи рабочую программу по дисциплине и учесть ее соотношение с осваиваемой специальностью. То есть нужно определить набор научных областей, которые будут затрагивать тематику и которые помогут в ее раскрытии. Центральная часть будет лежать в «профессиональном звене». Поэтому акцент должен быть сделан на обретении соответствующих знаний, представлений и выработке конкретных умений.
Затем необходимо составить программу или план исследования, где будут упорядочены мероприятия и действия автора, очевидна логика тематического погружения. Простейшая схема построения курсовой по технологии предполагает теоретическое освещение темы с разбором терминов, правил, методов, процессов и пр. Далее, если характер проекта прикладной, автору предстоит продумать собственное исследование и наметить соответствующий порядок действий: подготовка к эксперименту, программа эксперимента, проведение исследования, описание результатов и пр.
Основной акцент делается на исследовательском вопросе и пошагового описания его решения, действие – результат – обоснование.
Затем нужно составить формальную структуру курсовой по технологии с учетом общих правил и требований учебного заведения. Важно разобраться, что будет описано в теории, как уложить ход эксперимента или исследования в практическом разделе и т.п.
Структура курсовой по технологии в зависимости о того, какую специализацию осваивает студент, может отличаться. В ней могут присутствовать следующие аспекты:
- Теоретическая часть может затрагивать общенаучные приемы или сугубо профессиональные аспекты, описывающие технологию или процесс применения того ли иного прибора, ПО, метода и пр.
- Аналитическая часть призвана определить спектр применения соответствующего параметра, его эффективность, сравнить с аналогичными вариантами и пр.
- Лабораторная. Ее подготовка основывается на проведении опыта на базе лаборатории учебного заведения (это своего рода описание лабораторной работы);
- Проектная. В ней студент излагает собственную идею по решению исследовательского вопроса и описывает ее со всех посильных сторон, отмечая эффективность, новизну и пр.;
- Технологическая. Она свойственна больше техническим наукам и предполагает формированием технической документации на предлагаемое новшества. Экономическую оценку эффективности и пр.
То есть в целом, состав и содержание проекта, план исследования зависит от специфики темы и ее места в рамках осваиваемой профессии. Но построение хода проведения исследования зависит только от автора.
Информационная база для курсовой по технологии
Подбор информации для написания курсовой по технологии зависит от узости темы и ее приверженности к конкретной научной области. У студентов ЭкономФака будет преобладать экономическая литература, инструкции, описание соответствующих платформ и инструментов учета, программ, описание процесса учета и проведения различных операций, документооборота и пр.
У юристов в подобных курсовых может затрагиваться процесс участия в судебных разбирательствах, порядок действий в конкретном деле, особенности применения тех или иных законов и норм и пр. То есть в основе таких проектов будет лежать преимущественно юридическая литература, судебная практика, различные методики поведения или применения отдельных концепций и пр.
В технической среде особый акцент делается на описании тонкостей работы оборудования, изучение его основных характеристик, состава, технологического процесса его использования, оценка эффективности и пр. То есть в этом случае в качестве первоисточников служи научная литература, инструкции, статистическая информация, различная отчетность предприятия и пр.
В педагогической среде подготовка курсовой по технологии может затрагивать организацию занятия или учебного процесса, особенности разработки образовательных программ, ход проведения занятия, педагогические методы обучения и пр. Здесь в основе исследования лежит общая и специальная литература, научные статьи, методики, личный опыт, педагогический эксперимент и пр.
То есть очевидно, что информационная база курсовой по технологии напрямую зависит от уклона исследования и его приверженности к основной программе обучения студента. Акцент делается на профильной части, а смежные дисциплины и парадигмы дополняют ее весомыми моментами, фактами, помогая автору объективно взглянуть на тематическую ситуацию, проблематику и пр.
Все первоисточники важно проверить на критерии качества. Не стоит отказываться от фактчекинга.
Этапы выполнения студенческого проекта по технологии
Итак, после того как план действий составлен, информационная база подготовлена, студенту необходимо написать соответствующий проект и описать в нем ход проделанной работы и полученные результаты. Данный процесс можно представить в следующем виде.
Первый шаг – выбор и обоснование темы. Данный ход поможет автору показать, что избранное им для изучения и выполнения направление в рамках «технологи» актуально, интересно и важно в рамках постигаемой ими основной программы.
Второй этап – литературный обзор. Он поможет не только ознакомится с основными моментами и трудами по данной тематике. Но и частично сформировать информационную базу, продумать ход собственного исследования (или доработать его). На данной стадии происходит уточнение цели курсовой, выделение предметной области, постановка задач, отбор методов исследования.
Третий шаг – проведение исследования. Здесь автор приступает к реализации намеченного плана мероприятий, ищет ответы на поставленные вопросы. Если тематика носит прикладной характер, то универсант проводит соответствующее прикладное исследование, лабораторную работу, решает кейс и пр.
Четвертый этап – написание курсовой работы по технологии. Здесь студенту предстоит грамотно, емко описать ход проделанной им работы, показать и обосновать полученный результат с научной и/или практической точек зрения.
Пятая стадия – оформление. В данном случае могут быть колоссальные различия в зависимости от тематической и научной приверженности. По техническим наукам студентам нередко приходится выполнять сложные чертежи, описывать, анализировать и разрабатывать техническую документацию, по экономике – проводить сложные расчеты и показывать эффективность с помощью таблиц, графиков и пр. Поэтому здесь нужно следовать методическим рекомендациям вуза и гостам.
Учтите, что курсовые проекты по технологии также проходят проверку на плагиат, нормоконтроль. Поэтому при ее написании очень важно соблюдать нормы авторской этики, правильного цитирования и эффективного реферирования.
Сложности подготовки курсовой по технологии
Выполнение курсовой работы по технологии нередко вызывает у студентов немало вопросов, сам исследовательский процесс сопровождается рядом нюансов и преград.
Одна из самых распространённых преград состоит в использовании не просто научного языка, но и специализированной терминологии, профессионализмов, которые трудно заменить на синонимы или грамотно перефразировать и вписать в контекст. Чаще всего с таким нюансом сталкиваются «технари», связанные со специфическим оборудованием, гостами, правилами и пр.
Еще одним сложным вопросом при подготовке курсовых по технологии является проведение расчетов. Как правило, в теоретических исследованиях они не требуются. Здесь универсанты обходятся анализом общих показателей или статистических данных. Сопоставление методов и теорий, нормативов и пр. Но в прикладных исследованиях без всевозможных измерений, проведения опыта. Оценки результата, сопоставления всевозможных показателей (технических, экономических и пр.) Не обойтись. Далеко не всегда вузовцам легко рассчитать те или иные параметры. Сложности возникают на фоне громоздких и сложных формул, а также из-за дефицита информации и отсутствия навыков по ее замене.
Третьим и не менее важным нюансом выступает подготовка графиков, чертежей с использованием специализированных программ и сервисов. Не каждый студент умеет пользоваться дополнительными приложениями. Специализированными сервисами, чтобы подготовить грамотный и соответствующий гостам чертеж технического изделия или разработки. С этой проблемой сталкиваются преимущественно «технари».
Еще одно сложностью является комплексный подход к раскрытию темы. Порой студентам приходится погружаться в смежные или кардинально разные науки для обоснования выдвинутой им идеи: сочетание технических наук и экономики, микс психологи, педагогики и аналитики, экономический анализ и статистический анализ, моделирование и пр. При таком раскладе важно не только правильно применить соответствующие методы, но и контролировать объем проекта с учетом действующих ограничений и норм.
Важно отметить, что неважно какие и сколько преград возникло на пути студента. Ему предстоит преодолеть их любой ценой и посильными способами, чтобы выполнить исследование и подготовить курсовую к защите.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как подготовиться к защите курсовой работы по технологии?
Защита – один из финальных этапов исследовательской или проектной деятельности студентов. Он предполагает публичное или индивидуальное выступление с научным докладом по тематике проекта и ответ на поступающие от аудитории, научного руководителя вопросы. Чтобы успешно пройти данный этап, к нему следует тщательно подготовиться:
- Внимательно прочитайте и проанализируйте подготовленный курсовой проект по технологии и выделит из него наиболее важные моменты: сделайте акцент на действии (мероприятии) и результате.
- Постарайтесь просто и ясно отреферировать студенческую работу, связать воедино основные ключи и точки, итоги и выводы. Излагайте информацию как можно проще;
- Подготовьте презентацию или необходимые чертежи, раздаточный материал. Разберитесь во всех аспектах, деталях, чтобы понимать, что и где изображено, как просто пояснить соответствующие тенденции и результаты и пр.
- Подумайте, какие вопросы могут возникнуть к вам на защите. Чаще всего они носят уточняющий характер: пояснить значение показателей, уточнить технологический процесс. Обосновать результат и пояснить дальнейший ход действий почему автор выбрал именно эту тактику и пр.). Постарайтесь заранее подготовить примерные ответы.
- Консультируйтесь с научным руководителем относительно защитной речи: что говорить, что детально или минимально, как преподнести отдельные моменты и пр.
- Почитайте дополнительную литературу по теме исследования, чтобы расширить кругозор. Лишние знания не помешают, а порой смогут протянуть руку помощи в ходе дискуссии, показать подкованность автора и пр.
- Порепетируйте свое выступление. Настройтесь на успех, будьте уверенными в себе и не давайте панике, страху завладеть вашим разумом и сознанием.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!