Шаг за шагом: Как правильно организовать и написать качественное изложение?

Еще со школьной скамьи ученики сталкиваются с таким заданием, как подготовка изложения. Этот тип письменной работы требует от них не просто творческого подхода и владения темой, но и соблюдения множества правил и требований. Притом подобные поручения и задания встречаются не только в школе, но и в колледжах и университетах. Далеко не каждый индивид знает, как хорошо написать изложение? Сегодня мы поможем разобраться в этом вопросе.

Шаг за шагом: Как правильно организовать и написать качественное изложение?

Еще со школьной скамьи ученики сталкиваются с таким заданием, как подготовка изложения. Этот тип письменной работы требует от них не просто творческого подхода и владения темой, но и соблюдения множества правил и требований. Притом подобные поручения и задания встречаются не только в школе, но и в колледжах и университетах.

Далеко не каждый индивид знает, как хорошо написать изложение? Сегодня мы поможем разобраться в этом вопросе.

Понятие и функции изложения (что такое, кто и когда пишет, зачем)

Под изложением понимают пересказ информации или текста с сохранением изначального смысла и передачей фактов. То есть важно не просто отметить, что и о чем, но и сохранить при этом изначальный посыл, идею, авторскую позицию и пр. Притом нередко этот формат путают с банальным реферированием и рерайтингом.

Основание для сравнения

Изложение Реферирование

Рерайтинг

Базовый прием

пересказ

Суть Подробный пересказ текста Краткий и информативный пересказ текста Перефразирование текста с акцентом на сохранение сути, фактов и высокую уникальность
База

Готовый текст, произведение, материал другого автора

Ключевой элемент Тема, факты, мнение автора оригинала Тема, проблема

Реферирование предполагает краткое изложение сути из ранее прочитанного текста, а рерайтинг – переписывание информации с сохранением смысла, авторской позиции, но иными словами. То есть в любом случае присутствует элемент пересказа. Но изложение – это по сути комбинация или сочетание реферирования и рерайтинга, где происходит пересказ, но с детализацией существенных моментов, фактов, тенденций и выводов, авторского мнения и пр.

С выполнением данного формата сталкиваются не только школьники, но и студенты. Притом на первых-вторых курсах обычно проходят базовую (общую программу), где есть такие дисциплины как русский язык, основа грамотной речи, культура речи и пр. То есть первокурсники могут столкнуться с таким заданием независимо от специализации. А вот на старших курсах с необходимость написать сочинение, изложение сталкиваются преимущественно студенты гуманитарных профилей: педагогические, исторические, филологические, лингвистические и пр.

Зачем и как правильно написать изложение? Этим вопросом задаются многие, кто впервые столкнулся с подобного рода заданием. Не стоит думать, что оно не потребует колоссальных усилий и легко выполнимо. Не все так просто. Многие полагают, что это малозначимое и бесполезное занятие. Но это не так.

Функции изложения
Функции изложения

Во-первых, выполнение изложения развивает и тренирует память. Ведь для его подготовки важно ознакомиться с изначальным материалом. Запомнить его и затем пересказать. Притом не просто отметить общие моменты, но и выделить детали: факты, мнения, логику и пр.

Во-вторых, данный подход помогает развить навыки аудирования. Чаще всего учащимся 1-2 раза зачитывают конкретный тест и затем просят, подготовить по нему сочинение. В том случае они учатся и тренируются воспринимать информацию на аудиальном уровне.

В-третьих, рассматриваемый письменный формат развивает навыки пересказа. Автору предстоит не просто запомнить и точь-в-точь изложить материал, как в оригинале. Он должен его пересказать своими словами, показать, как он понял и воспринял информацию.

В-четвертых, это задание помогает повысить уровень грамотности и владения русским языком, соответствующими правилами, тонкостями и пр. В этом случае автор учится умело и эффективно преподносить информацию, структурировать и систематизировать ее, разбираться в фактах, отделяя полезное от бесполезного, важное от второстепенного, пополняют словарный запас и пр.

Таким образом, при подготовке изложения учащиеся не только постигают азы русского (или иного) языка, но и всесторонне развиваются: учатся грамотно выражать свои мысли, совершенствуют навыки письма, тренируют память и расширяют лексикон. Поэтому не стоит пренебрежительно относиться к такому роду заданий.

Виды изложений и их особенности

Казалось бы, изложение – это подробный пересказ. Но на самом деле существует целая градация таких текстов. Притом чтобы их успешно и грамотно выполнить, важно разбираться в их особенностях, тонкостях.

Как хорошо написать изложение? Изложение – означает «излагать». Притом у каждого автора будет присутствовать своя манера, интонация, аргументация, мнение. Но чтобы грамотно их отметить и выразить, важно разбираться в особенностях каждого вида.

Тип

Краткая характеристика

Особенности

Подробное Детальный пересказ первоисточника Автор стремится пересказать текст как можно ближе к оригиналу, присутствуют детали, факты и пр.
Сжатое Емкий пересказ оригинала с акцентом на существенные моменты Выделение основной линии и фактов, небольшой объем работы
Повествовательное Описание происходящих явлений, событий по аналогии с автором Основной прием — повествование
Описательное Описание общей картины или конкретной ее части (события, персонажа) Основано на методах описания, сравнения, с преобладанием фактов, прилагательных и пр.
Изложение-рассуждение Производится пересказ оригинала и выражается собственная позиция автора по отношению к теме Пишется по аналогии с эссе, требуя выделения авторской позиции и ее обоснования, рассуждения
Полное Подробное описание сюжета, сути Схоже с подробным видом
Выборочное Делается акцент на конкретном моменте, детали, проблематике или вопросе (как первичного, так и вторичного плана) Сужение темы до конкретного аспекта, проблемы или вопроса. Схоже со сжатым типом
Комбинированное Предполагает сочетание 2 и более видов изложений Комбинирует приемы и признаки разных форматов

В зависимости от объема по отношению в базисному материалу можно выделить подробные и сжатые изложения. Первому типу свойственно детальное отражение данных, цитирование, более точная передача высказываний, сути, фактов, выводов. Второй вариант предполагает поверхностное или частичное отражение сведений с акцентом на суть первоисточника.

У некоторых студентов есть один секрет, который с легкостью ответит на вопрос: «Как написать сжатое изложение?». Сначала нужно как можно подробнее описать первоисточник, а затем сжат его с акцентом на определенный аспект, часть, задание.

В зависимости от характера изложения бывают повествовательными и описательными. В первом случае автор отмечает конкретную сюжетную линию, общие моменты, картину. То есть он повествует по аналогии с оригиналом. То есть здесь преобладает банальный пересказ. Во втором варианте акцент делается на описании конкретных элементов: отдельных героев, природы, обстановки. В данном случае используются приемы описания, анализа, сравнения, а в предложениях преобладают прилагательные, причастные обороты, детализирующие те или иные моменты.

Также можно выделить такую разновидность изложения, как эссе (по-другому его называют (изложение-рассуждение). Здесь не только отмечается суть изученного оригинала, но и отмечается личная позиция, мнения автора в рамках заявленной темы или проблемы.

Помимо этого, существуют такие разновидности как полные и выборочные. Эта градация тесным образом пересекается с подробным и сжатыми вариантом. Но и в данном случае полный предполагает отражение общей, основной картины по тексту, а выборочное – отражение и акцент на конкретной части (герой, пейзаж, дата и пр.).

Также важно выделить комбинированный тип, который сочетает в себе признаки и черты нескольких форматов.

Указанная классификация не является исчерпывающей. Но именно эти варианты чаще всего выполняют школьники и студены колледжей и вузов.

Правила выполнения изложения

Как правильно написать изложение по русскому языку? Для этого необходимо знать и уметь пользоваться соответствующими правилами.

Как подготовить качественное изложение?
Как подготовить качественное изложение?

Одним из основополагающих принципов выступает тематичность. Новый текст должен совпадать с оригиналом по теме: отмечать те же мотивы, факты, картину, подчеркивая авторскую позицию и пр. Притом студент может, как сузить вопрос (до определенной микротемы), так и расширить ее (путем более развернутого описания, развертывания информации). То есть важно не просто уловить суть, но и показать ее, обосновать, обозначить конкретные границы.

Вторым правилом является грамотность. Подготовка письменного задания требует не только умения передавать мысли, информацию, но и делать это корректно, грамотно и логично. В данном случае важно внимательно подбирать слова и выражения, стараться писать без ошибок, подготовить связный и последовательный текст.

Третье правило – индивидуальность. Несмотря на то, что изложение пишется по конкретному произведению или материалу-оригиналу, каждый учащийся должен самостоятельно выделить то, что он запомнил, понял. То есть подготовка этого задания носит сугубо персонализированный характер, а подготавливаемый материал будет оригинальным – принадлежать перу конкретного автора, учитывать его способности и особенности, знания.

Четвертый принцип – пересказ. Любое изложение независимо от его вида, специфики, тематической принадлежности пишется своими словами. То есть автор должен пересказать первоисточник. Притом не обязательно отмечать ту же последовательность, ту же логику, выделять кучу фактов. Достаточно обозначить тему и развивать ее, полагаясь на прочитанный или прослушанный материал. Переписывать, дополнять, изменять в этом случае не требуется (если это не предусмотрено заданием). Достаточно просто изложить «что и о чем».

Пользуясь этими правилами, вы поймете, как правильно написать изложение по русскому и получить наивысший балл.

Этапы подготовки качественного изложения

Как написать изложение? Для этого достаточно следовать незамысловатому плану, который мы опишем ниже.

Ход выполнения качественного изложения
Ход выполнения качественного изложения

Первым шагом станет подготовка к изложению. Как правило, она – длительная и предполагает периодическое выполнение похожих заданий, связанных мс пересказом, написанием текстов и пр.

Если же задание требуется выполнить «сиюминутно», то в этом случае имеет место ускоренная подготовка. В данном случае нужно грамотно организовать рабочее место (минимум отвлекающих факторов, наличие черновиков, запасной ручки и пр.).

Второй шаг – знакомство с первоисточником в рамках заданного формата. Здесь обычно действует два варианта: либо индивид самостоятельно читает, изучает текст, на основе которого ему нужно подготовить пересказ. Либо оригинал зачитывается преподавателем, то есть прослушивается.

Здесь важно внимательно ознакомиться с первоисточником. По возможности можно сделать краткие заметки. Не стремитесь максимально законспектировать текст. Достаточно пометить общие моменты, этапы, чтобы затем столь же логично их отметить в своем материале.

Третий этап «излагания» — планирование. Здесь учащемуся необходимо выделить для себя следующие аспекты:

  • Основная тема первоисточника;
  • Микротемы и возможности их освещения, развития;
  • Специфика заданий: вид, объем, рекомендованные термины или справочные слова и пр.;
  • План изложения: что отмечать и в какой последовательности, факты и пр.;
  • Структура и распределение данных по ней (что и о чем).

Здесь автор составляет тезисный план, отмечая, что и где он намерен отметить, показать.

Четвертый шаг – непосредственное написание. Здесь у студентов возникает вопрос «Как правильно написать изложение?». Притом «правильно» чаще всего означает хорошее, грамотное, качественное повествование, заслуживающее положительную отметку.

Если по заданию нужно выполнить определенный вид, то важно вспомнить его характерные черты. Зачастую учащиеся путают их. Для подготовки полного варианта, достаточно предельно точно расписать тему, задействовать цитату или мнение автора, отдельные его фразы. Как написать сжатое изложение? Для этого нужно кратко и емко пересказать основную мысль или выделить микротему.

Подготовка текста требует от автора умения вспоминать и ориентироваться в тексте, уметь грамотно пересказывать, расставлять акценты, факты, задавать логику и последовательность, строить понятные предложения.

При написании важно не просто пересказывать, но и переосмысливать материал. Только так автору удастся создать логичный, обоснованный, тематичный рассказ.

Пятый этап – проверка. В этом случае по мере формирования материала, перед его сдачей важно тщательно проверить его. Здесь важно произвести глубокую вычитку и оперативно устранить ошибки. Важно отметить, что проверку производит сам студент или ученик. Сторонние специалисты в этом деле уже не помогут. А после сдачи материала преподавателю или экзаменатору, проверит рукопись уже уполномоченное лицо. Чем больше ошибок – тем ниже балл.

Шестой шаг – переписать с черновика на чистовик. Казалось бы, это самая легкая задача. Но не тут-то было. По статистике, более 15% учащихся допускают ошибки при списывании! Поэтому будьте предельно внимательными.

Седьмой этап – перечитывание и сдача работы на проверку педагогу.

Придерживаясь этого плана действий, каждый ученик сможет выполнить письменное задание и получить заслуженную оценку.

Приемы для написания хорошего изложения (замена, слияние, исключение)

Как написать изложение, не вызывая лишних проблем и вопросов? Для этого достаточно овладеть базовыми приемами.

Базовые методы для написания эффектного изложения
Базовые методы для написания эффектного изложения

Основным способом подготовки этого письменного задания выступает рерайтинг или пересказ. Его суть состоит в том, чтобы своими словами (то есть как понял индивид, как умеет выражать свои мысли) описать соответствующий оригинал. Именно этот подход считается основополагающим. Но на нем одном далеко не уедешь. В зависимости от вида изложения, уровня подготовки учащегося, широты его лексикона и навыков письма, могут потребовать и иные методы.

Вторым приемом является замена. Она предполагает упрощение текста посредством использования синонимов. Нередко студентам западает громкое или специфическое слово из первоисточника, но они не понимают, как его грамотно употребить в своем тексте. В этом случае достаточно подобрать более простой «аналог». Также допустим подбор синонимов не только в отношении отдельных слов и фраз, но и выражений. Например, можно включить пословицу или просто пересказать ее суть с акцентом на тему и пр. То есть синонимы будут употреблять с акцентом на смысл и контекст.

Третий способ – слияние. Он предполагает модификацию текста путем объединения нескольких предложений или абзацев в единое целое. Здесь важно, чтобы они логически подходили друг другу. Такой подход позволяет оптимизировать объем материала (сворачивать информацию). Этот метод чаще всего применятся при подготовке сжатого или выборочного типа.

Четвертая тактика – исключение. Она предполагает отказ от излишних конструкций, оборотов, которые не несут существенной смысловой нагрузки. То есть в этом случае происходит чистка материала от бесполезных конструкций, оптимизация объема рукописи. Этот прием уместен во всех вариациях, так как он способствует повышению качества и информативности текста.

Указанные подходы чаще всего используются школьниками и студентами. Они легки в освоении и довольно прагматичны, позволяют быстро подготовить качественный текст. Но при этом не воспрещено использовать и иные методы. Как именно автор будет писать свой материал, решает только он.

Типичные ошибки при подготовке изложения

Подготовка любого письменного труда не обходится без недочетов и ошибок. Но если их вовремя заметить, то есть все шансы исправить и поучить наивысшую оценку.

Как хорошо написать изложение? Для этого важно по мере формирования материала проверить его. Чаще всего авторы допускают следующие виды ошибок:

  • Грамматические. Они связаны с некорректным словообразованием, неправильным употреблением окончаний, согласованием слов и пр.
  • Речевые. Этот тип огрех связан с некорректным употреблением слов без учета контекста, нарушение словопорядка в предложениях, неверной расстановке границ в предложении, неточной или запутанной формулировке и пр.
  • Логические. В данном случае в основной части текста могут наблюдать противоречия, нестыковки, недосказанности, нелогичное структурирование информации и пр.
  • Фактические. Они связаны с пропуском существенных моментов и фактов по теме, некорректному отображению аргументов (не соответствуют действительности или трактовке в оригинале), неточности в употреблении цитат и пр.
  • Общелингвистические. К этой категории относят нарушения в орфографии, пунктуации, синтаксисе, стилистике и пр.
  • Тематические. В этом случае студенты любят расширять границы изложения, употребляя факты из личного опыта, других текстов или авторов. То есть происходит дополнение первоисточника иными данными. А как следствие – происходит искажение изначального посыла, сути и пр.

Указанный перечень – не исчерпывающий. Притом у каждого учащегося определенно есть свои слабости, где он точно допускает ошибки. Важно сакцентировать внимание на них и постараться вовремя исправить ситуацию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Советы по написанию изложения

Как написать изложение? Для выполнения этой миссии, важно заранее подготовиться: тренировать память, выполнять аналогичные задания (например, готовить рефераты, писать эссе и пр.), пополнять свой словарный запас и умело им пользоваться.

Специалисты ДиссХелп подготовили несколько важных рекомендаций, которые помогут в подготовке качественных текстов на любую тему.

#1. Внимательно изучайте задание и разберитесь в нем. В этом случае нужно обратить внимание: что требуется написать, какой вид изложения уместен, какими особенностями он обладает, каков объем текста, стиль повествования и пр. То есть нужно понять, что от вас требуется.

Например, если по заданию нужно написать сжатое изложение, то целесообразно ответить на вопрос: «Как написать сжатое изложение? Каковы его особенности? Что в нем отметит?».

#2. Делайте заметки. По мере прочтения или прослушивания оригинала, делайте заметки. Не спешите максимально законспектировать материал. Сначала внимательно прослушайте. После первичного изучения последует небольшая пауза. Именно в этот момент следует записать основные моменты, факты, цитаты и пр. После вторичного прослушивания или прочтения материала можно дополнить конспект и затем приступить к планированию и написанию собственного текста.

#3. Не паникуйте. Не дайте стрессу и волнению одолеть вас. Постарайтесь успокоиться, сосредоточиться на задании. Организуйте свое время: распределите тайминг на написание текста на черновике, выделите время на проверку и переписывание и пр. Контролируйте весь процесс выполнения задания.

#4. Не бойтесь пересказывать своими словами и быть собой. Главное – это передать суть. Как это делать – вопрос второстепенный. Лучше всего сделать это грамотно.

#5. Повторите правила русского языка. По мере написания текста обязательно проверьте его на соблюдение всех основных лингвистических принципов и законов.

Надеемся, наши заметки и советы помогут вам понять, как хорошо написать изложение.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Шаг за шагом: Как правильно организовать и написать качественное изложение?”

  • я бы еще добавила. что качественное и грамотное – две разные категории. можно написать со смыслом, Фактами, Но с массой ошибок в тексте или наоборот, Размыто, Но лингвистически точно. тут важно сочетать качество и грамотность.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *