У каждого человека есть свои опасения и страхи, но если рассматривать студентов – как отдельную личность или слой, то у них есть отдельная категория страхов, связанная с учебой. Притом такие опасения свойственны не только им, но и в целом всем учащимся – начиная с детсадовской и школьной скамьи и заканчивая высшим образованием (притом неважно, первым или последующим). Одни боятся отвечать устно. Другие – выступать с научным докладом на публике, третьи – писать диплом. Но это не значит, что им нужно бросать учебу.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое софофобия и откуда она берется (причины)?
Всем известно, что фобия = страх. Притом набор этих самых страхов у каждого человека индивидуальный и чаще всего связан с определенными «детскими» психологическими травмами, запугиваниями, личными представлениями и убеждениями. Но тревоги, связанные с учебной деятельностью, психологи вынесли в отдельную нишу. Ее назвали софофобия.

В переводе с греческого языка «софо» означает мудрость. То есть в дословном значении софофобия означает «боязнь мудрения или развития». В простом понимании это навязчивый страх перед учебой.
Появление такого недуга чаще всего происходи еще в раннем детстве. Причиной всему – банальное запугивание малыша. В школьном возрасте это отклонение может появиться на фоне эмоциональных потрясений из-за буллинга, конфликтов с педагогами, обзываний и унижений со стороны родителей и сверстников.
Фактически, рассматриваемая категория подчеркивает некие отклонения в состоянии и эмоциональном развитии индивида, провоцирующие отторжение по отношению к учебе.
Важно различать такие категории, как страх, беспокойство и нервозность. Указанные парадигмы не являются синонимами.
Основание для сравнения |
Страх | Нервозность |
Беспокойство |
Суть |
Реакция организма на те или иные события, явления, действия |
||
Проявление | Яркий эмоциональный откат, отказ от выполнения просьб, паника, истерика | Излишние движения и тики, спутанность сознания, сбитая речь, нервный тик или кашель, потливость, головокружение | Легкая степень волнения, слабая сосредоточенность на вопросах, сбивчивость в речи, затягивание ответа и пр. |
Основание для проявления | Наличие опасности, риски и угрозы | Конфликты, переживания, | Тревожность из-за приближающегося события |
Испуг и отказ от обучения может развиться в любой момент жизни. Человек постоянно развивается, набирается опыта. Даже если речь не идет о традиционном формате подготовке (школьное или профессиональное образование, постдипломное обучение). Притом такой недуг постепенно захватывает не только учебную деятельность, но и личную жизнь. Появляется отторжение всего нового. Жить с таким состоянием становится крайне сложно.
Признаки и особенности софофобии
Далеко не каждый тревожный акт следует относить к софофобии.
Ее развитие происходит постепенно. Это не резкий испуг или паника, а самая настоящая «болезнь», имеющая свои симптомы и течение. К ранним признакам ее наступления относят волнение, спутанность сознания или ответа, частичный «паралич» во время работы на паре, публике. Также в эту категорию включают частые запинки во время ответа или беседы с учащимся, появление лишних и бесполезных нервных движений.
К характерным чертам софофобии средней тяжести относят отказ от ответа или молчание (когда его о чем-либо спрашивают), уклонение от ответа или беседы, избегание массовых мероприятий и т.д.
К симптомам тяжелого течения недуга стоит отнести развитие панических атак, неврозов, явные визуальные отклонения (тремор, заикание и пр.).
«Боязнь учиться» нередко связывают с прокрастинацией. Некоторые даже синонимизируют эти понятия, из-за чего вводят в заблуждение своих собеседников.
Критерий |
Прокрастинация |
Софофобия |
Отношение к делу | Постоянно откладывание и перенос сроков выполнения | Боязнь приступить к выполнению задания, откладывание «на потом» |
Частота проявления | Частая | Периодическая, на фоне определенного события или мероприятия |
Причины | Лень, неправильная расстановка приоритетов, отсутствие четких планов | Неуверенность в собственных силах, боязнь критики и конфликтов, неумение держать себя на публике и пр. |
Последствия | Нарушение дедлайнов, спешка в выполнении заданий, ошибки | Неполноценный ответ и снижение оценки, отклонения в поведении, нервозные состояния, апатия |
Прокрастинация представляет собой постоянный перенос сроков выполнения тех или иных дел. Чаще всего причиной ее возникновения становится банальная лень или нежелание выполнять те или иные действия, задания. Если рассматривать этот аспект в учебном русле, то он сказывается на индивиде неоднозначно.
С одной стороны, он сдвигает ход выполнения тех или иных заданий, проектов, высвобождая время на отдых, восполнение сил и энергии. С другой стороны, он способен привести к появлению «хвостов» и долгов по предметам на фоне просрочки по заданиям, а также к самому страшному исходу – отчислению.
Софофобия — это определенное состояние студента, провоцируемое переживаниям, волнением, нервозностью и страхом новых знаний. Оно затрагивает сугубо учебную и исследовательскую деятельность. В ее основе чаще всего лежат внутриличностные и межличностные конфликты. Последствия могут быть разными, начиная от банальной неуспеваемости и заканчивая нервными срывами, отклонениями в развитии, отказ от общения, развитие психологических недугов и пр.
Таким образом, прокрастинация и софофобия – это два кардинально разных понятия, но каждое из них имеет определенное влияние на жизнь универсантов. С каждым из указанных состояний важно грамотно и оперативно бороться.
Виды страха среди студентов, самые частые страхи студентов
Если волнение перед ответом на паре или экзамене – вполне оправданное явление, то развитие постоянного страха и боязни учиться – самая настоящая патология. Но не стоит думать, что она – единственная в своем роде. На самом деле, опасений в учебном русле – масса. Поэтому опытные эксперты продумали их классификацию.
Опытные психологи делят фобии студентов на две большие группы: сквозные и временные. Основанием для такой градации становится продолжительность воздействия испуга на подсознание и поведение индивида.

Сквозной вариант считается «долгоиграющим» и сильно воздействующим на учащегося. Он проявляется в том, что ученик просто теряет самообладание и контроль над ситуацией. У этого вида есть несколько стадий: дособытийная, когда основной момент еще не наступил, но легкая тревожность и переживания делают свое дело: универсант не может сосредоточиться на информации и подготовке к предстоящему испытанию или паре, контрольной работе и пр. Затем наступает «день икс» и им овладевает паника, стресс, которые приводят к полной потере контроля и самообладания. Студент может перепутать ответ, у него может появиться заторможенная речь, подергивания или иные нервные движения и пр. постсобытийная стадия предполагает оценку последствий и постепенное снижение уровня страха.
Временные фобии не столь длительные, но они наступают в определенных ситуациях. В данном случае ситуативные потрясения могут быть связаны с предстоящим контрольным срезом, ВПР, зачетом или выступлением на конференции и пр. То есть временной категории важно наличие определенного основания-события, но по мере его прохождения волнение спадает. и так до следующего мероприятия.
В зависимости от ситуации можно выделить следующие учебные фобии универсантов:
- Страх отвечать у доски, на паре в целом. Красноречие – не всегда оказывается полезным для студента. На каждой паре вузовцам предстоит тщательно поработать: где-то конспектировать лекции, а где-то самостоятельно отвечать на вопросы и решать задачи. но как только дело доходит до опроса или вызова к доске, студент может растеряться и пойти на попятную: отказаться от ответа и получить неуд или же отвечать обрывисто, сбивчиво, натянуто. Чаще всего такой формат преобладает у тех, кто боится публики, обсуждений, не умеет рассуждать и отстаивать собственное мнение, слабо подкован в теме или опасается критики со стороны сверстников, преподавателей.
- «Синдром отличника» или страх совершить ошибку. Студент может бояться отвечать на вопрос, если он точно не знает правильный совет. В этом случае им руководит боязнь осуждения и ошибки, исправлений. Такой формат фобии свойственен личностям с низкой самооценкой и слабой уверенностью в собственных силах.
- Экзаменационная боязнь. Это «периодическая атака», которая способна парализовать даже самого заядлого зубрежника. Она начинается перед экзаменом, длится на всем его протяжении, но как только студиоз закрывает его – страх моментально отступает. Чаще всего он проявляется в проблемах с памятью и концентрацией внимания (учащемуся трудно сориентироваться в информации, знаниях, записях и сформулировать полноценный, развернутый ответ), сбитой речью, «минутами молчания» в силу растерянности забывчивости, ошибках в расчетах (притом логика решения зачастую верна).
- Страх перемен. Он преобладает над теми, кто сомневается в качестве ответа и слабо подкован в филологическом спектре: не может переиграть ситуацию, отстоять собственную позицию, боится быть гибким и маневренным.
Указанные варианты чаще всего относят ко внутренним фобиям. Также можно выделить внешние виды, которые в большей степени зависят не от самого учащегося, а от окружающей обстановки и условий:
- Страх критики. Он свойственен студентам со слабой подготовкой, которые владеют материалом не в полной мере. Как правило, при таком раскладе индивид готовится к худшему – провалу на экзамене, отчислению, пересдаче и пр. Он боится вступать в дискуссию с окружающими и не в силах продемонстрировать понимание и владение предметом, умение решать задачи, рассуждать и пр. Студент опасается негатива и негативной оценки со стороны, боится ударить в грязь лицом.
- Боязнь перемен. Студент боится, что испытание будет перенесено на более короткий срок или другую дату, совпадет с другими делами и пр. Перемены способны потребовать более быстрой подготовки или повторения пройденного материала, работы над большим объёмом информации в более короткие сроки, необходимость изменить привычный режим и т.д.
- «Публичный стресс». Он предполагает наличие определенного дискомфорта или отказ от выступлений на публике. Среди наиболее распространенных симптомов такого явления является заикание и сбивчивость речи, забывчивость, спутанность сознания, снижение ориентации в теме, сложность подбора ответа на поступающие вопросы и пр. При таком раскладе «публика» давит на отвечающего, ставит его в неловкое положение.
- Страх разочарования. Он связан с завышенными требованиями по отношению к учащимся и неоправданным ожиданиям (как самого студента, так и со стороны его окружения). Студент может бояться разочаровать преподавателя или родителей, одногруппников и т.д.
У каждого вида страха есть свой «рычаг воздействия» и причина появления. В одном случае страдает качество подготовки, в другом – поведение на мероприятии, в третьем – отношение к предмету и педагогу и пр. Но наличие страха не снимает ответственности с универсанта.
Как бороться с софофобией?
Любое волнение и фобия негативно сказываются на работе студента и результатах обучения. Поэтому важно уметь противостоять этим слабостям. Далеко не каждый универсант понимает, как перебороть собственную боязнь к новым знаниям, учебе. Поэтому порой важно знать классические тактики.

Одним из подходов для «тренировки» по отношению к страху и фобиям является «проживание ситуации». Не зря говорят, что мысли материальны. Постарайтесь представить «день икс», то самое «устрашающее событие» и спроектируйте ход развития ситуации. В идеале – представлять благополучный исход, но можно также рассмотреть разные варианты и «пропустить» их через себя, почувствовав страх, отыскав силы и пути по его преодолению. Когда Вы столкнетесь с ним в реальности, то уже сможете действовать конкретно, объективно, так как сама ситуация вам будет уже знакома.
Вторым способом борьбы с софофобией является объединение сил с другим «игроком». Как гласит народная мудрость: «Один в поле не воин». Если у вас есть друг, который уже сталкивался с похожей проблемой или он является сильнее вас и может помочь в решении проблемы, то почему бы не обратиться к нему за помощью? Вместе побороть соблазны и опасения гораздо легче: взаимоподдержка, выручка помогут справиться с ситуацией.
Третий способ – «метод от противного». Он предполагает не избегание ситуаций, когда бы страх мог наступить, а непосредственную борьбу с ним, честно глядя ему в глаза. Не зря говорят: «Глаза боятся, а руки делают». Как бы страшно ни было, нужно следовать указаниям: задан вопрос – нужно искать ответ, дана задача – нужно ее решать. В этом случае не нужно думать, правильно или нет. Рассуждайте, вспоминайте и самое главное – не молчите. Не бойтесь сказать что-то не так, допустить ошибку. Только при разборе темы, вопроса или задания можно понять способ его решения и показать степень владения материалом. Поэтому, даже если есть опасения зайти не в «ту степь», выйти за пределы темы или вопроса – терзайте. Преподаватель вас поправит и сделает свои выводы относительно вашей подготовки.
Четвертый подход – оценка положительных сторон страха. Этот сценарий предполагает анализ ситуации (как потенциальной, так и реальной) по принципу «А что будет, если…?». Студенту достаточно понять, что с ним будет, если он не справится со своей фобией. Он оценит потенциальный исход и поймет, как нужно действовать. Недаром говорят: «У страха глаза велики». Достаточно в них взглянуть и можно найти решение проблемы.
Пятый способ – метод провокаций. Он предполагает ситуацию, когда универсант бросает вызов собственным предубеждениям и намерен проверить, а так ли он страшен. Фактически, здесь работает тактика «авось пронесет» или «я все смогу, сумею и преодолею». Студент идет на таран: преодолевает страх и старается выполнить поставленную миссию любой ценой, а заем оценивает результат.
Метод провокаций предполагает постепенное погружение в свой страх. Постарайтесь понять, что вы не боитесь выполнять и какие задания вызывают у вас дискомфорт, отказ и пр. Проанализируйте обе стороны и приступайте к выполнению задания с посильной стороны, постепенно переходя в «страшные» моменты. По мере выполнения миссии индивид осознает, что ничего страшного не было, а вот сложности были преодолены с наименьшими потерями.
Таким образом, не стоит действовать как страус и прятать голову в песок. Чтобы побороть страх, нужно действовать либо вопреки ему, либо вместе с ним под ручку, но более решительно.
Почему важно бороться с софофобией?
Боязнь учиться негативно влияет на жизнь универсанта и ход его развития.
Во-первых, фобии тормозят учебный процесс, так как они берут на себя все внимание. Индивид буквально отказывается от учебы, так как видит сплошные угрозы и риски. То есть любое сомнение моментально тормозит ход развития. Индивид начинает паниковать, страдает память и качество подготовки. Фактически, боязнь учиться тормозит развитие индивида и оставляет его как минимум на текущем уровне, а иногда и вовсе способствует деградации.

Во-вторых, софофобия тесным образом соприкасается с психологическим компонентом. Человек, которому страшно учиться, находиться в постоянном стрессе, волнении, который с течением времени может перерасти в серьезные неврологические и иные психологические заболевания. Не зря ведущие медики отмечают, что все болезни от нервов.
В-третьих, в силу отказа от изучения новых материалов и получения новых знаний. Индивид утрачивает способности по работе с большим потоком информации. Более того, на этом же фоне расслабляется память: ему становится сложнее запоминать новые материалы, пользоваться ими и пр.
В-четвертых, страх заставляет индивида отказаться о выполнения ряда задач и нарушить учебные планы. В этом случае сила такого влияния разрушительна. Студент теряет время впустую. Не исключается банальная прокрастинация, но она кажется не такой ужасной, как фобия.
В-пятых, учиться приходиться не только в школе, колледже или вузе. Даже на рабочем месте практикующим специалистам приходится периодически проходить дополнительные курсы (повышения квалификации, переподготовки, аттестации и пр.), чтобы соответствовать реалиям. Поэтому многие страхи могут оставаться с вами даже после получения диплома. Неужели придется бояться всю жизнь? Чтобы не дрожать, как осиновый лист на ветру, очень важно побороть собственную мнительность, тревожность.
Если не бороться со страхом, то постепенно он заполонит большую часть вашей жизни, перекинется с учебы, но иные сегменты.
Методы профилактики софофобии
Помимо борьбы, можно выбрать тактику профилактики учебной боязни. Она предполагает избежание ситуаций, когда бы страх мог одолеть вас. Как же добиться этого?
Для начала старайтесь тщательно анализировать ситуацию и искать в ней положительные моменты. Выделите аналогичные ситуации и вашу тактику, чего вы добились. Оцените текущее положение дел и постарайтесь определить, что для вас привычно и посильно, какие именно аспекты вызывают сомнения и испуг. Соотнесите похожие модели из своей жизни или жизни друзей и наметьте план действий. Планирование поможет продумать каждый шаг и снизить уровень страха.
Заручитесь поддержкой друзей. Если вам страшно самостоятельно выполнять задание, то можно попробовать групповой вариант. В этом случае вы сможете отказаться от трудностей и взять на себя посильную часть задания. Также по мере необходимости ваши единомышленники помогут в преодолении сложностей: советом или делом.

Оцените свои прошлые ошибки и страхи. Постарайтесь понятью. Так ли они страшны, как повлияли на вашу учебу. Наверняка вам станет понятно: не все риски, угрозы и опасения приводят к колоссальному провалу. Всегда есть шанс на исправление ошибки. Так чего тогда бояться? Действуйте! Рискуйте!
Если ваше подсознание никак не может успокоиться, уровень адреналина зашкаливает, а организм попросту не слушается, то можно попробовать успокоиться с помощью безопасных средств: успокоительные чаи, слабые успокоительные таблетки (которые можно приобрети в любой аптеке без рецепта). Но учтите, что у всего есть свои противопоказания и побочные действия.
Также способом профилактики является обращение к квалифицированному психологу или психоаналитику. Он поможет установить причину появления страха и его развития у вас, понять, как его преодолеть. Квалифицированный специалист сориентирует в ситуации и подскажет, как можно обойти или побороть фобию и добиться успеха.
Помните, что у каждого человека есть выбор: как вы будете учиться и жить, в страхе или нет – зависит только от вас.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по борьбе с софофобией
Если студент не уверен в собственных силах и возможностях, то ему следует проанализировать ситуацию, абстрагироваться от нее и наметить потенциальные пути. Не нужно до ужаса бояться. Недаром говорят: «Даже если вас съели, у вас есть как минимум 2 выхода». Важно понять, как вы будете действовать и что для этого необходимо. Действуйте вопреки страху.
Мотивируйте себя на преодоление боязней и тревожности. Поощряйте себя даже за выполнение легкого, но страшного для вас задания. Притом не забывайте устанавливать новые границы и требования к себе. Расставляйте приоритеты и следуйте им.
Создайте такие условия для работы, которые больше располагают к учебе, привлекают к ней, снижают риски и уровень волнения. Если есть определенные трудности при изучении темы, то можно заручиться поддержкой квалифицированного специалиста, преподавателя, друга, который все прояснит, подскажет и поможет.
Не спешите заниматься самолечением и принимать бесконтрольно успокоительные препараты, гомеопатию. Длительное применение препаратом способно вызвать зависимость. Притом такая тактика убирает «симптомы», но не лечит проблему.
Если фобия никак не поддается самотерапии, то лучше всего обратится к психологу. Он поможет проработать проблему и подберет грамотную терапию.
Не забывайте о полезном отдыхе для восполнения сил и энергии. Важно найти русла, откуда вы будете черпать силы, энергию и веру в положительный исход.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!