Как побороть тревожность перед экзаменом? Проверенные методики

Учеба – период ответственный, отнимающий немало сил и энергии, но больше всего студентов выматывает сессия, когда им предстоит продемонстрировать качество усвоения пройденного курса, соответствия формальных требований и текущей подготовки. Притом, как показывает практика, самой волнительной является ночь перед экзаменом. Чувство страха свойственно каждому человеку. Сегодня мы расскажем о специфике тревожности студентов, связанной с предстоящими испытаниями.

Как побороть тревожность перед экзаменом? Проверенные методики

Учеба – период ответственный, отнимающий немало сил и энергии, но больше всего студентов выматывает сессия, когда им предстоит продемонстрировать качество усвоения пройденного курса, соответствия формальных требований и текущей подготовки. Притом, как показывает практика, самой волнительной является ночь перед экзаменом.

Чувство страха свойственно каждому человеку. Сегодня мы расскажем о специфике тревожности студентов, связанной с предстоящими испытаниями.

Страх перед экзаменом: чего больше всего боятся студенты?

В рамках повседневной учебной деятельности студенты не придают значения многим факторам и вещам. Монотонный и привычный темп погружения в предмет, подход к освоению материала предопределяет успех на экзамене. Но чем ближе к аттестации, тем страшнее становится учащемуся. Притом подобная реакция вполне оправдана и нормальна для каждого человека.

По мере приближения зачета или экзамена студентов одолевает сначала простое волнение и тревога, которая с течением времени и приближением контрольного рубежа усиливается и перетекает в более серьезные формы: страх, паника, стресс, депрессия и пр.

Страх свойственен каждому студенту: как заядлому зубрильщику и всезнайке, так и двоечнику или лентяю. От данного чувства редкому индивиду удается укрыться.

Чего же больше всего боятся студенты перед экзаменами? Какие страхи их преследуют?

Одним из наиболее распространенных страхов в студенческой среде выступает боязнь провала на экзамене и появление академической задолженности, которая моментально рифмуется или ассоциируется в головах учащихся с отчислением из колледжа или вуза. Чаще всего данная фобия возникает у двух категорий учащихся: неуверенных в собственных силах личностях, а также у заядлых прогульщиков.

В чем может проявляться страх студента перед экзаменами?
В чем может проявляться страх студента перед экзаменами?

Вторым видом опасений студента является страх дополнительных вопросов или завала со стороны преподавателя. Даже если студент идеально владеет пройденным материалом, темами и знает, как правильно выполнить любое задание, у него от зубов отлетает ответ на каждый экзаменационный вопрос, он все равно боится дополнительных вопросов. В этом случае фобия затрагивает зону комфорта и уверенность в собственных силах, учащийся опасается, что его застанут врасплох или спросят именно тот вопрос, который вызывает сложности у индивида (в восприятии, предоставлении полноценного ответа, вызывает сомнения или по нему имеются пробелы в знаниях и пр.).

Третий наиболее распространенный страх студента – забыть ответ на вопрос. Подобные ситуации – не редкость на практике. Как правило, с «параличом на экзамене» сталкивается каждый сотый студент. Притом от данного явления не страхован никто! Чаще всего рассматриваемая фобия возникает у тех, кто-либо сам уже побывал в подобной ситуации, либо стал свидетелем провала на фоне того, что его друг или одногруппник не смог предоставить полноценный ответ, позабыв или перепутав самые важные моменты термины, тезисы, правила и пр.

Четвертый страх – боязнь критики. Предоставляя ответ на вопрос, студент следит за реакцией экзаменатора и аудитории в целом. В случае одобрения, положительных эмоций он понимает, что ведет речь в верном русле, ответ корректен, уместен и пр. Но если педагог начинает критиковать подготовку студента стыдить его на глазах у товарищей. Шквалом задавать наводящие или дополнительные вопросы по билету (теме и пр.), то это способно погрузить испытуемого в панику, депрессию, он будет сбит не просто с верного или корректного пути, но и в целом. Неважно, какая критика обрушится на студента. Ее результат может быть непредсказуем и опасен.

Пятый страх – не успеть подготовиться к экзамену. В данном случае учащийся на фоне дефицита времени или банальной лени упускает возможность подготовиться к предстоящему испытанию неспеша, глубоко погружаясь в каждое задание, тщательно «пережёвывая интеллектуальную пищу» и усваивая ее. Также подобное волнение возникает, если студент испытывает проблемы с запоминанием, путает информацию по темам, не понимает прочитанное и пр. В большинстве случаев данный нюанс возникает по мере приближения к экзамену, если учащийся пренебрегал ранее имением материалов и тратил время впустую, некорректно расставлял приоритеты ли пренебрегал принципами тайм0менеджмента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Шестой страх – боязнь публичных выступлений. Зачет или экзамен предполагает индивидуальную работу студента в рамках порученных заданий, но защита билета происходит на глазах у всей аудитории. Притом на испытании может присутствовать как один педагог (только лектор-экзаменатор), так и несколько (лектор, педагог по практическим занятиям, консультант, на ГИА присутствует целая комиссия и пр.). Испытуемому предстоит предоставить развернутый ответ на каждый устный вопрос по вытянутому билету, а также решить практикую часть и разъяснить ход выполнения и пр. Освещение ответа происходит на глазах у «изумленной публики» — экзаменатор и как минимум несколько человек которые также готовятся к ответу и прохождению испытания. Если учащийся и ранее испытывал дискомфорт во время публичных выступлений. То на экзамене данное чувство может в разы обостриться и вызвать ряд сложностей.

Седьмой страх – получить низкую отметку или оценку, ниже ожидаемой. Чаще всего этим видом страдают отличники или заядлые «зубрильщики», уверенные в качестве собственной подготовки и не умеющие терпеть поражение, не признающие провал ни в каком проявлении.

Почему студенты боятся зачетов, сессии и государственной итоговой аттестации?

Страх — это естественная и при притом защитная реакция организма на новые или наиболее важные события, требующие проявить профессионализм, чёткость и обоснованность действий, концентрацию внимания на конкретных задачах и правилах и пр. На Земле, пожалуй, нет такого человека, у которого бы отсутствовало данное чувство. Бесстрашных людей просто не существует и это факт.

Страхи студентов можно классифицировать на общие, которые возникают поголовно у каждого человека или учащегося. Также целесообразно выделить индивидуальные фобии, свойственные отдельной личности на фоне его личных «тараканов», особенностей развития и пр.

Самой очевидной причиной возникновения страха является собственная мнительность и неуверенность в собственных силах, чувство безысходности. Побороть данный недуг можно только с помощью грамотной мотивации, осознания посильности заданий и программы, оценив ранее полученные победы и заслуженные награды. Избежать экзамена невозможно, преодолевать его придется каждому студенту без исключений. Это важно знать и осознавать.

Страх и его проявление

Причина возникновения страха

Способ преодоления страха

Боязнь провала или завала на экзамене Сомнительность и неуверенность в собственных силах и подготовке, слабая подготовка к испытанию, наличие пробелов по предмету, неприязненные и напряженные отношения с педагогом Использование привычных методов подготовки к экзамену, установление распорядка дня планирование времени и дел, периодическое повторение, активность и действия
Страх забыть правильный ответ н экзамене Концентрация на задании, использование методов для успокоения
Страх критики и осуждения, утратить заслуженный авторитет и репутацию Неуверенность в силах и подготовке, давление окружения Повторение материала, дискуссии и рассуждение, развитие навыков по отстаиванию позиции
Боязнь публичных выступлений Стеснение, скованность, стыд, горький опыт в прошлом, слабый лексикон Расширение словарного запаса и кругозора, активность на занятиях, участие в дополнительных массовых мероприятиях, самодисциплина и самообладание
Страх получить низкую оценку (страхи отличников) Наличие пробелов в знаниях по предмету, слабая подготовка, мнительность и неуверенность в собственных силах, низкая самооценка Моральный настрой и психологическая готовность к испытаниям, объективная оценка текущего уровня подготовки, задействование доступных способов по изучению предмета и подготовке к аттестации

Второй причиной провоцирующей чувство тревоги волнения или паники, является психологическая незрелость и отсутствие контроля за эмоциями. Жестами и пр. Чаще всего данное основание срабатывает если ране индивид не сталкивался или сталкивался крайне редко с подобными задачами и потребностями, аттестациями, требованиями и пр. Первопричиной проявления страха в данном случае становится чувство неизвестности: студент не знает, что его ожидает (эта неизвестность его и тревожит).

Третья причина возникновения страха перед или непосредственно на экзамене – проблемы с памятью, концентрацией внимания, рассеянностью. Рассматриваемый вариант проявляется в случае, когда студент некорректно рассчитывает нагрузку или готовится к аттестации в последний момент или ночь. В этом случае в его голове не знания, а «каша» из информации, отсутствует понимание предмета, ключевых категорий и пр. Также данный вид потрясения может быть спровоцирован физиологическими особенностями развития организма, сложностью постигаемого предмета или несовпадения интересов и способностей учащегося и пр.

Четвертая причина проявления страха – неготовность к испытанию на фоне собственной лени, неграмотного планирования дня, отсутствия контроля за ходом обучения и сроками (расписанием). Притом данная фобия возникает и активно проявляется либо накануне (когда безысходность и слабость перед проверкой ощутима уже в полной мере, а времени не восполнение пробелов недостаточно), либо непосредственно во время аттестации.

Пятое основание возникновения тревоги – сложные или напряженные отношения с педагогом. В этом случае студент понимает или предполагает, что педагог может «отыграться» на нем во время аттестации, задавая дополнительные или каверзные вопросы, поручая новые задания для выполнения, а также попросту не допуская его к зачету или экзамену из-за несоблюдения заявленных им требований (посещаемость, наличие всех конспектов лекций, отсутствие неотработанных занятий из-за прогулов и пр.). Наличие конфликтных ситуаций, споры на экзамене лишь усложнят учебу и судьбу студента, потрепят нервы.

Таким образом, чаще всего страх студента перед предстоящим испытаниям (будь то простая контрольная работа или зачет, экзамен) вызван преимущественно личными факторами и психологическими особенностями развития организма.

Симптомы и влияние тревожности на результаты экзамена

У каждого студента и человека есть свои «болевые пороги», скорость реагирования на происходящие изменения и возникающие обстоятельства, реакция. Страх является как раз-таки одной из самых заядлых и характерных реакций организма.

Признаки наличия страха у студента
Признаки наличия страха у студента

Симптомами проявления страха у студента перед или непосредственно на экзамене являются:

  • Банальное волнение, проявляющееся внешне и внутренне. Окружающие могут заметить учащенное дыхание, бег в глазах, частое моргание, заикание или прерывистую речь, пот (выступающий на лбу, мокрые ладони), нервные жесты или движения, тики и пр. Все это проявление внешних форм страха. Внутренне — может проявляться спутанностью сознания, временными потерями памяти (частичная утрата знаний и пр.);
  • Сложности в усвоении или разборе информации в ходе изучения или при подготовке к предстоящему испытанию. В данном случае на фоне фобий студенту сложнее восполнить имеющиеся пробелы, запомнить информацию (особенно в больших объемах или точную (формулы, схемы, нормы, алгоритмы и пр.)), спутанность мыслей, некорректное восприятие отдельных моментов и пр.;
  • Паралич на экзамене. Данное состояние характеризуется полной потерей памяти по предмету, невозможностью предоставить логичный или связный ответ, нарушениями реи и сознания. В наиболее сложных ситуациях студент может упасть в обморок, столкнуться с неврологическими заболеваниями (тремор, энурез и пр.);
  • Бессонница. Чаще всего она возникает за несколько дней до испытания. Притом это состояние свойственно как тем, кто вовсе не приступал к повторению материала или подготовке к зачету, экзамену, так и тотально подготовленным студентам. Всему виной – слабая нервная система, перевозбуждение, чрезмерный выбор адреналина, нарушение привычного распорядка дня и пр.
  • Проблемы со здоровьем или проявлением на физиологическом уровне: головные боли, перепады давления, диарея, кашель, обильное потоотделение, тремор, обострение хронических заболеваний и пр. Всему виной стресс, который снижает силы и иммунитет организма, провоцируя;
  • Развитие вредных привычек: курение, чрезмерное или бесконтрольное употребление успокоительных средств или алкогольных напитков, развитие новых вредных привычек (например, расчесывание до болячек кожи, бесконтрольный выбор эмоций (нецензурная брань, агрессия и пр.));
  • И прочие явления.

Страх может проявляться как в одиночном порядке (то есть в определенном одном виде), так и комплексно, сочетая в себе различные формы: поведение, подготовка, внешний вид, привычки и пр. Студенту важно не дать волнению и стрессу полностью завладеть его организмом и сознанием.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Методы борьбы со страхом перед и во время экзамена

Если уверенный в собственных силах студент может преодолеть любой барьер и предоставить экзаменатору хотя бы минимальный ответ на поставленный вопрос и пройти аттестацию, но учащийся, повергнутый страхом – бессилен перед всеми. Ниже мы представим наиболее распространенные способы ликвидации страха.

Вариант №1. Нападение или действие. Издавна самым эффективным способом защиты в любом деле считается нападение. То есть важно не дать кому-то завоевать крепость, а приступить к этому первым. В войне со страхом у студента данный принцип действует на 100%. Главное – тотально погрузиться в дело, отвлекаться по минимуму, избрать конкретную тактику и план подготовки и не думать лишний раз о предстоящем испытании. Важно – заняться полезным делом, сменять виды деятельности и не давать организму времени и сил на страх. Поверьте, умеренная занятость и грамотный, четко спланированный отдых не подпустит волнение и стресс к организму.

Метод борьбы

Описание (суть) метода

Основные действия для реализации приема

Нападение или активное действие Направить свободное время и энергию на предмет, устранение пробелов в знаниях и не оставить места страху Изучение материалов. Повторение, заучивание, разнообразие дел со сменой деятельности, минимум места для безделия
Ассоциации Получение и запоминание положительного опыта в выполнении сложных зада, развитие уверенности в собственных силах Грамотная мотивация на основе имеющегося опыта, учет ошибок из прошлых аттестаций
Психосоматика, медицина (успокоительные средства) Внутренняя и внешняя проработка страхов, устранение дискомфорта на фоне приема успокоительных средств Анализ ситуации и собственной подготовки, выделение слабых мест и их ликвидация прием лекарственных средств (безопасных или по назначению врача)
Репетиция экзамена Представить экзамен и принять участие в «вымышленном испытании», прочувствовать ситуацию и атмосферу, привыкнуть к ней Повторение материалов, репетиция экзамена, развитие моральной готовности к испытанию
Принцип внезапности Резкое отвлечение от страхов и провоцирующих факторов, смена деятельности Зарядка или мини-гимнастика, спорт, релаксация, «ущипни себя»
Ликвидация факторов-провокаторов, профилактика Создание благоприятных для подготовки условий, периодическое повторение, подготовка шпаргалок, психосоматика и мотивация Использование принципов тайм-менеджмента, методов интервального повторения, грамотная расстановка приоритетов

Вариант №2. Получение позитивного опыта и метод ассоциаций. Согласитесь, что у каждого человека в жизни бывают трудности, нестыковки и сложности, поборов которые появляется вера в собственные силы, готовность побеждать новые высоты и пр. Важно не просто преодолеть все преграды, но и запомнить этот момент, «закалиться и зарядиться» им и мотивировать себя этими достижениями при встрече с новыми сложностями. Положительный опыт и метод ассоциаций позволяет повысить уверенность в себе, улучшить настрой и в значительной степени повысить шансы на благоприятный исход на экзамене или зачете. Помните, мысли материальны.

Вариант №3. Успокоительное средство и психосоматика. Если студент уже знает свой организм и понимает, что самостоятельно совладать с фобиями ему не по плечу, то можно прибегнуть к применению безобидны безопасных успокоительных средств (преимущественно на растительной основе и без седативного эффекта). Главное знать, нет ли у Вас аллергической реакции на какой-либо компонент. Если подойти к подбору данного медикамента основательно и грамотно, то целесообразно обратиться сразу к нескольким специалистам: невролог поможет подобрать медикаментозную терапию, психолог или психоаналитик – разобраться в себе, выявить истинную причину страха и побороть этот недуг с помощью психосоматики (притом раз и навсегда).

Вариант №4. Репетиция экзамена. Как правило, страх возникает на фоне специфической обстановки или неизвестности. Ликвидировать столь серьезные пробелы можно с помощью банальной репетиции. Для этого достаточно представить себя в аудитории и ответить на любые вопросы (из заявленного экзаменационного списка), присутствовать на консультации перед экзаменами, прийти в вуз и попытаться симпровизировать ситуацию в свободной аудитории и пр. Также облегчить аттестацию поможет частое участие в различных мероприятиях с публичным выступлением: научные конференции, коллоквиумы, деловые игры и квесты и пр. Страх важно не подавлять, а побеждать!

Вариант №5. Метод внезапности или физической концентрации. Страх, как правило, парализует интеллектуальный уровень, а затем проявляется внешне. Чтобы как минимум временно отвлечься от него, достаточно воспользоваться «эффектом внезапности» (но в меру). Можно попросить друга или кого-либо резко ущипнуть или что-либо бросить в вас, также можно ущипнуть себя самому, напрячь пальцы рук и ног или отвлечься на пару минут (мысленно вспомнить любимую песню и пр.), а затем резко погрузиться в билет и экзаменационный вопрос, сосредоточившись на нем и стараясь изъять из глубин памяти хотя бы что-то внятное и благоразумное, подходящее по заданию.

Удивительно, но факт. Побороть страх поможет банальный перекус. Во время приема пищи организм переваривает ее и абстрагируется от остальных факторов и негативных эмоций, а прием сладостей поможет повысить гормон счастья и успокоиться. Главное – не переусердствовать с этим!

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант №6. Ликвидируйте провоцирующие факторы. Нередко паника накануне или в день испытания возникает на фоне внешних провокаторов: паникуют друзья, возникают конфликты с педагогом на фоне недопуска, уровень собственной неуверенности возрастает в разы. В данном случае эффективным методом борьбы станет ликвидация подобных явлений: старайтесь держаться в стороне от переживающих одногруппников, пессимистов, постарайтесь вовремя ликвидировать хвосты и расположить к себе педагога, как минимум один раз перечитайте весь материал (но с чувством, толком и расстановкой), освежите знания (даже если они не залегают в голове надолго). Главное – не терять надежду на благополучный исход!

В идеале следует разобраться в себе, установить истинную причину возникновения стерха и воздействовать на нее.

Вариант №7. Всегда есть второй шанс. Чаще всего студенты боятся не самого провала на экзамене, а последствий этого события – отчисления из вуза. В данном случае важно осознать, что ошибку на экзамене можно исправить (и не только на экзамене). Любой провал можно компенсировать: пересдать зачет или экзамен, отчисление – восстановиться в заведении и пр. Поэтому важно настроить себя на положительный исход и в случае малейших колебаний утешить себя возможностью все исправить. Моментального отчисления за проступок нет ни в одном учебном заведении!

Методы профилактики страха для студентов

Страх – это реакция индивида на происходящие событий и явления, возникающие обстоятельства и воздействующие факторы. Он возникает спонтанно и непреднамеренно. Данный недуг важно именно преодолеть, а не подавлять. Но не стоит пренебрегать способами профилактики, то есть действиями, которые помогут подготовиться ко столь специфическому нюансу или избежать его (минимизировать риск его возникновения или воздействия).

Как предупредить или побороть страхи студента перед экзаменом?
Как предупредить или побороть страхи студента перед экзаменом?

В числе наиболее популярных и приоритетных способов по предупреждению и подготовке к страху перед зачетом или экзаменом можно выделить:

  • Повторение – мать учения. В любой ситуации, независимо от того, как скоро настигнет аттестация, важно повторять материал. В идеале данная техника работает постепенно: от занятия к занятию, на поэтапной и планомерной основе. Повторение пройденного материала еще никому не вредило, позволяло освежить знаний и закрепить пройденный материал. Притом данное действие повышает уверенность в себе, особенно если хотя бы часть материала осталась в голове.
  • Мотивация. Победить страх поможет грамотная мотивация и поощрение полученных результатов, даже если до конца победить волнение не удалось, возникли запинки, главное результат: сдал или нет. При благополучном стечении обстоятельств обязательно исполняйте задуманное, загаданное и желаемое. Но даже если экзамен был провален, оцените попытку преодолеть его и сделайте себе маленькое поощрение за усилия. В следующий раз грамотная мотивация сможет защемить страх, а стремление к победе – победить его.
  • Шпаргалки. Что, как не шпаргалки (то есть заранее заготовленные в удобной и неприметной форме ответы на экзаменационные вопросы) согреет и успокоит душу студента, вызволит из болота и станет настоящим кругом для утопающего? Более того, о пользе шпаргалок мы уже писали в одной из наших статей. В числе явных плюсов данного метода – лучшее усвоение и запоминание пройденного материала, переработка информации при подготовке шпаргалки, надежный способ вызволить информацию по заданию и предоставить хоть какой-то внятный ответ. Идти на экзамен со шпаргалкой не так страшно, как без нее!
  • Режим дня, полноценный отдых и питание. Во время сессии организм учащегося настолько истощен постоянной зубрежкой, страхом и волнением, что ему просто необходимо восполнение сил, энергии. Для этого важно установить четкий режим дня и выделить время на полноценный отдых (обязательно прогулки н свежем отдых, небольшая разминка или спорт для активности, сон не мене 8 часов в сутки), снизить риск перегрузок, полноценное питание с преобладанием витаминов, фруктов и зелени, белковой пищи. Важно быть подготовленным не только интеллектуально, но и морально, физически.

По статистике, студенты чаще всего предпочитают бессонные ночи накануне экзамена и шпаргалки. Притом сочетание указанных приемов работает вполне эффективно, но изнуряюще воздействует на организм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Советы от специалистов Disshelp по борьбе со страхом перед экзаменом

Страх: хорошо это или плохо. Если оценивать данный нюанс, как естественную реакцию организма, то черта хорошая. Она позволяет идентифицировать преграду и подготовиться к ней: выделить слабые места и сделать упор на них, найти способ по избежанию проблем (то есть способ уклонения от сложностей и пр.) и пр. Но в то же время страх способе в значительной степени усложнить жизнь учащегося, парализовав его в самый сложный момент и подведя «под монастырь».

Преодолеть страхи накануне или в день экзамена можно, учтя следующие рекомендации опыт студентов и исполнителей ОЦ Disshelp:

  • Настраивайтесь только на положительный исход и не теряйте надежды, даже если готовность к экзамену на минимуме. «Халяву и авось» никто не отменял, везение может настигнуть в любой момент. Поверьте – правильная психосоматика, материальность мыслей и настрой делают свое дело!
  • Не пренебрегайте подготовкой к предстоящему испытанию. Есть свободная минутка – пролистайте и бегло прочитайте материал. Займитесь делом, не давая страху и волнению и шанса подступить и одолеть вас!
  • Используйте привычные способы подготовки, грамотно организуя время и место. На корню ликвидируйте факторы, провоцирующие малейшие сомнения, беспокойства и стрессы;
  • Оперативно и умело переключайтесь между делами, грамотно направляя силы и свободное время, полагайтесь на принципы тайм-менеджмента;
  • Следите за собственным самочувствием и не допускайте ухудшения или обострения. Вовремя обращайтесь к специалистам, медикам и пр.;
  • Внедрите действующую технику, методику или тактику по подготовке, изучению предмета (например, метод «помидора» и пр.), разработайте свой подход к учебе и придерживайтесь его, е забывая устраивать небольшие перерывы между занятиями и заданиями;
  • Делегируйте полномочия и грамотно расставляйте приоритеты, чтобы разгрузить учебные будни и высвободить время на подготовку к зачетам и экзаменам.

Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!