Учеба – период ответственный, отнимающий немало сил и энергии, но больше всего студентов выматывает сессия, когда им предстоит продемонстрировать качество усвоения пройденного курса, соответствия формальных требований и текущей подготовки. Притом, как показывает практика, самой волнительной является ночь перед экзаменом.
Чувство страха свойственно каждому человеку. Сегодня мы расскажем о специфике тревожности студентов, связанной с предстоящими испытаниями.
СОДЕРЖАНИЕ
Страх перед экзаменом: чего больше всего боятся студенты?
В рамках повседневной учебной деятельности студенты не придают значения многим факторам и вещам. Монотонный и привычный темп погружения в предмет, подход к освоению материала предопределяет успех на экзамене. Но чем ближе к аттестации, тем страшнее становится учащемуся. Притом подобная реакция вполне оправдана и нормальна для каждого человека.
По мере приближения зачета или экзамена студентов одолевает сначала простое волнение и тревога, которая с течением времени и приближением контрольного рубежа усиливается и перетекает в более серьезные формы: страх, паника, стресс, депрессия и пр.
Страх свойственен каждому студенту: как заядлому зубрильщику и всезнайке, так и двоечнику или лентяю. От данного чувства редкому индивиду удается укрыться.
Чего же больше всего боятся студенты перед экзаменами? Какие страхи их преследуют?
Одним из наиболее распространенных страхов в студенческой среде выступает боязнь провала на экзамене и появление академической задолженности, которая моментально рифмуется или ассоциируется в головах учащихся с отчислением из колледжа или вуза. Чаще всего данная фобия возникает у двух категорий учащихся: неуверенных в собственных силах личностях, а также у заядлых прогульщиков.
![В чем может проявляться страх студента перед экзаменами?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29771-1.png)
Вторым видом опасений студента является страх дополнительных вопросов или завала со стороны преподавателя. Даже если студент идеально владеет пройденным материалом, темами и знает, как правильно выполнить любое задание, у него от зубов отлетает ответ на каждый экзаменационный вопрос, он все равно боится дополнительных вопросов. В этом случае фобия затрагивает зону комфорта и уверенность в собственных силах, учащийся опасается, что его застанут врасплох или спросят именно тот вопрос, который вызывает сложности у индивида (в восприятии, предоставлении полноценного ответа, вызывает сомнения или по нему имеются пробелы в знаниях и пр.).
Третий наиболее распространенный страх студента – забыть ответ на вопрос. Подобные ситуации – не редкость на практике. Как правило, с «параличом на экзамене» сталкивается каждый сотый студент. Притом от данного явления не страхован никто! Чаще всего рассматриваемая фобия возникает у тех, кто-либо сам уже побывал в подобной ситуации, либо стал свидетелем провала на фоне того, что его друг или одногруппник не смог предоставить полноценный ответ, позабыв или перепутав самые важные моменты термины, тезисы, правила и пр.
Четвертый страх – боязнь критики. Предоставляя ответ на вопрос, студент следит за реакцией экзаменатора и аудитории в целом. В случае одобрения, положительных эмоций он понимает, что ведет речь в верном русле, ответ корректен, уместен и пр. Но если педагог начинает критиковать подготовку студента стыдить его на глазах у товарищей. Шквалом задавать наводящие или дополнительные вопросы по билету (теме и пр.), то это способно погрузить испытуемого в панику, депрессию, он будет сбит не просто с верного или корректного пути, но и в целом. Неважно, какая критика обрушится на студента. Ее результат может быть непредсказуем и опасен.
Пятый страх – не успеть подготовиться к экзамену. В данном случае учащийся на фоне дефицита времени или банальной лени упускает возможность подготовиться к предстоящему испытанию неспеша, глубоко погружаясь в каждое задание, тщательно «пережёвывая интеллектуальную пищу» и усваивая ее. Также подобное волнение возникает, если студент испытывает проблемы с запоминанием, путает информацию по темам, не понимает прочитанное и пр. В большинстве случаев данный нюанс возникает по мере приближения к экзамену, если учащийся пренебрегал ранее имением материалов и тратил время впустую, некорректно расставлял приоритеты ли пренебрегал принципами тайм0менеджмента.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Шестой страх – боязнь публичных выступлений. Зачет или экзамен предполагает индивидуальную работу студента в рамках порученных заданий, но защита билета происходит на глазах у всей аудитории. Притом на испытании может присутствовать как один педагог (только лектор-экзаменатор), так и несколько (лектор, педагог по практическим занятиям, консультант, на ГИА присутствует целая комиссия и пр.). Испытуемому предстоит предоставить развернутый ответ на каждый устный вопрос по вытянутому билету, а также решить практикую часть и разъяснить ход выполнения и пр. Освещение ответа происходит на глазах у «изумленной публики» — экзаменатор и как минимум несколько человек которые также готовятся к ответу и прохождению испытания. Если учащийся и ранее испытывал дискомфорт во время публичных выступлений. То на экзамене данное чувство может в разы обостриться и вызвать ряд сложностей.
Седьмой страх – получить низкую отметку или оценку, ниже ожидаемой. Чаще всего этим видом страдают отличники или заядлые «зубрильщики», уверенные в качестве собственной подготовки и не умеющие терпеть поражение, не признающие провал ни в каком проявлении.
Почему студенты боятся зачетов, сессии и государственной итоговой аттестации?
Страх — это естественная и при притом защитная реакция организма на новые или наиболее важные события, требующие проявить профессионализм, чёткость и обоснованность действий, концентрацию внимания на конкретных задачах и правилах и пр. На Земле, пожалуй, нет такого человека, у которого бы отсутствовало данное чувство. Бесстрашных людей просто не существует и это факт.
Страхи студентов можно классифицировать на общие, которые возникают поголовно у каждого человека или учащегося. Также целесообразно выделить индивидуальные фобии, свойственные отдельной личности на фоне его личных «тараканов», особенностей развития и пр.
Самой очевидной причиной возникновения страха является собственная мнительность и неуверенность в собственных силах, чувство безысходности. Побороть данный недуг можно только с помощью грамотной мотивации, осознания посильности заданий и программы, оценив ранее полученные победы и заслуженные награды. Избежать экзамена невозможно, преодолевать его придется каждому студенту без исключений. Это важно знать и осознавать.
Страх и его проявление |
Причина возникновения страха |
Способ преодоления страха |
Боязнь провала или завала на экзамене | Сомнительность и неуверенность в собственных силах и подготовке, слабая подготовка к испытанию, наличие пробелов по предмету, неприязненные и напряженные отношения с педагогом | Использование привычных методов подготовки к экзамену, установление распорядка дня планирование времени и дел, периодическое повторение, активность и действия |
Страх забыть правильный ответ н экзамене | Концентрация на задании, использование методов для успокоения | |
Страх критики и осуждения, утратить заслуженный авторитет и репутацию | Неуверенность в силах и подготовке, давление окружения | Повторение материала, дискуссии и рассуждение, развитие навыков по отстаиванию позиции |
Боязнь публичных выступлений | Стеснение, скованность, стыд, горький опыт в прошлом, слабый лексикон | Расширение словарного запаса и кругозора, активность на занятиях, участие в дополнительных массовых мероприятиях, самодисциплина и самообладание |
Страх получить низкую оценку (страхи отличников) | Наличие пробелов в знаниях по предмету, слабая подготовка, мнительность и неуверенность в собственных силах, низкая самооценка | Моральный настрой и психологическая готовность к испытаниям, объективная оценка текущего уровня подготовки, задействование доступных способов по изучению предмета и подготовке к аттестации |
Второй причиной провоцирующей чувство тревоги волнения или паники, является психологическая незрелость и отсутствие контроля за эмоциями. Жестами и пр. Чаще всего данное основание срабатывает если ране индивид не сталкивался или сталкивался крайне редко с подобными задачами и потребностями, аттестациями, требованиями и пр. Первопричиной проявления страха в данном случае становится чувство неизвестности: студент не знает, что его ожидает (эта неизвестность его и тревожит).
Третья причина возникновения страха перед или непосредственно на экзамене – проблемы с памятью, концентрацией внимания, рассеянностью. Рассматриваемый вариант проявляется в случае, когда студент некорректно рассчитывает нагрузку или готовится к аттестации в последний момент или ночь. В этом случае в его голове не знания, а «каша» из информации, отсутствует понимание предмета, ключевых категорий и пр. Также данный вид потрясения может быть спровоцирован физиологическими особенностями развития организма, сложностью постигаемого предмета или несовпадения интересов и способностей учащегося и пр.
Четвертая причина проявления страха – неготовность к испытанию на фоне собственной лени, неграмотного планирования дня, отсутствия контроля за ходом обучения и сроками (расписанием). Притом данная фобия возникает и активно проявляется либо накануне (когда безысходность и слабость перед проверкой ощутима уже в полной мере, а времени не восполнение пробелов недостаточно), либо непосредственно во время аттестации.
Пятое основание возникновения тревоги – сложные или напряженные отношения с педагогом. В этом случае студент понимает или предполагает, что педагог может «отыграться» на нем во время аттестации, задавая дополнительные или каверзные вопросы, поручая новые задания для выполнения, а также попросту не допуская его к зачету или экзамену из-за несоблюдения заявленных им требований (посещаемость, наличие всех конспектов лекций, отсутствие неотработанных занятий из-за прогулов и пр.). Наличие конфликтных ситуаций, споры на экзамене лишь усложнят учебу и судьбу студента, потрепят нервы.
Таким образом, чаще всего страх студента перед предстоящим испытаниям (будь то простая контрольная работа или зачет, экзамен) вызван преимущественно личными факторами и психологическими особенностями развития организма.
Симптомы и влияние тревожности на результаты экзамена
У каждого студента и человека есть свои «болевые пороги», скорость реагирования на происходящие изменения и возникающие обстоятельства, реакция. Страх является как раз-таки одной из самых заядлых и характерных реакций организма.
![Признаки наличия страха у студента](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29771-2.png)
Симптомами проявления страха у студента перед или непосредственно на экзамене являются:
- Банальное волнение, проявляющееся внешне и внутренне. Окружающие могут заметить учащенное дыхание, бег в глазах, частое моргание, заикание или прерывистую речь, пот (выступающий на лбу, мокрые ладони), нервные жесты или движения, тики и пр. Все это проявление внешних форм страха. Внутренне — может проявляться спутанностью сознания, временными потерями памяти (частичная утрата знаний и пр.);
- Сложности в усвоении или разборе информации в ходе изучения или при подготовке к предстоящему испытанию. В данном случае на фоне фобий студенту сложнее восполнить имеющиеся пробелы, запомнить информацию (особенно в больших объемах или точную (формулы, схемы, нормы, алгоритмы и пр.)), спутанность мыслей, некорректное восприятие отдельных моментов и пр.;
- Паралич на экзамене. Данное состояние характеризуется полной потерей памяти по предмету, невозможностью предоставить логичный или связный ответ, нарушениями реи и сознания. В наиболее сложных ситуациях студент может упасть в обморок, столкнуться с неврологическими заболеваниями (тремор, энурез и пр.);
- Бессонница. Чаще всего она возникает за несколько дней до испытания. Притом это состояние свойственно как тем, кто вовсе не приступал к повторению материала или подготовке к зачету, экзамену, так и тотально подготовленным студентам. Всему виной – слабая нервная система, перевозбуждение, чрезмерный выбор адреналина, нарушение привычного распорядка дня и пр.
- Проблемы со здоровьем или проявлением на физиологическом уровне: головные боли, перепады давления, диарея, кашель, обильное потоотделение, тремор, обострение хронических заболеваний и пр. Всему виной стресс, который снижает силы и иммунитет организма, провоцируя;
- Развитие вредных привычек: курение, чрезмерное или бесконтрольное употребление успокоительных средств или алкогольных напитков, развитие новых вредных привычек (например, расчесывание до болячек кожи, бесконтрольный выбор эмоций (нецензурная брань, агрессия и пр.));
- И прочие явления.
Страх может проявляться как в одиночном порядке (то есть в определенном одном виде), так и комплексно, сочетая в себе различные формы: поведение, подготовка, внешний вид, привычки и пр. Студенту важно не дать волнению и стрессу полностью завладеть его организмом и сознанием.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Методы борьбы со страхом перед и во время экзамена
Если уверенный в собственных силах студент может преодолеть любой барьер и предоставить экзаменатору хотя бы минимальный ответ на поставленный вопрос и пройти аттестацию, но учащийся, повергнутый страхом – бессилен перед всеми. Ниже мы представим наиболее распространенные способы ликвидации страха.
Вариант №1. Нападение или действие. Издавна самым эффективным способом защиты в любом деле считается нападение. То есть важно не дать кому-то завоевать крепость, а приступить к этому первым. В войне со страхом у студента данный принцип действует на 100%. Главное – тотально погрузиться в дело, отвлекаться по минимуму, избрать конкретную тактику и план подготовки и не думать лишний раз о предстоящем испытании. Важно – заняться полезным делом, сменять виды деятельности и не давать организму времени и сил на страх. Поверьте, умеренная занятость и грамотный, четко спланированный отдых не подпустит волнение и стресс к организму.
Метод борьбы |
Описание (суть) метода |
Основные действия для реализации приема |
Нападение или активное действие | Направить свободное время и энергию на предмет, устранение пробелов в знаниях и не оставить места страху | Изучение материалов. Повторение, заучивание, разнообразие дел со сменой деятельности, минимум места для безделия |
Ассоциации | Получение и запоминание положительного опыта в выполнении сложных зада, развитие уверенности в собственных силах | Грамотная мотивация на основе имеющегося опыта, учет ошибок из прошлых аттестаций |
Психосоматика, медицина (успокоительные средства) | Внутренняя и внешняя проработка страхов, устранение дискомфорта на фоне приема успокоительных средств | Анализ ситуации и собственной подготовки, выделение слабых мест и их ликвидация прием лекарственных средств (безопасных или по назначению врача) |
Репетиция экзамена | Представить экзамен и принять участие в «вымышленном испытании», прочувствовать ситуацию и атмосферу, привыкнуть к ней | Повторение материалов, репетиция экзамена, развитие моральной готовности к испытанию |
Принцип внезапности | Резкое отвлечение от страхов и провоцирующих факторов, смена деятельности | Зарядка или мини-гимнастика, спорт, релаксация, «ущипни себя» |
Ликвидация факторов-провокаторов, профилактика | Создание благоприятных для подготовки условий, периодическое повторение, подготовка шпаргалок, психосоматика и мотивация | Использование принципов тайм-менеджмента, методов интервального повторения, грамотная расстановка приоритетов |
Вариант №2. Получение позитивного опыта и метод ассоциаций. Согласитесь, что у каждого человека в жизни бывают трудности, нестыковки и сложности, поборов которые появляется вера в собственные силы, готовность побеждать новые высоты и пр. Важно не просто преодолеть все преграды, но и запомнить этот момент, «закалиться и зарядиться» им и мотивировать себя этими достижениями при встрече с новыми сложностями. Положительный опыт и метод ассоциаций позволяет повысить уверенность в себе, улучшить настрой и в значительной степени повысить шансы на благоприятный исход на экзамене или зачете. Помните, мысли материальны.
Вариант №3. Успокоительное средство и психосоматика. Если студент уже знает свой организм и понимает, что самостоятельно совладать с фобиями ему не по плечу, то можно прибегнуть к применению безобидны безопасных успокоительных средств (преимущественно на растительной основе и без седативного эффекта). Главное знать, нет ли у Вас аллергической реакции на какой-либо компонент. Если подойти к подбору данного медикамента основательно и грамотно, то целесообразно обратиться сразу к нескольким специалистам: невролог поможет подобрать медикаментозную терапию, психолог или психоаналитик – разобраться в себе, выявить истинную причину страха и побороть этот недуг с помощью психосоматики (притом раз и навсегда).
Вариант №4. Репетиция экзамена. Как правило, страх возникает на фоне специфической обстановки или неизвестности. Ликвидировать столь серьезные пробелы можно с помощью банальной репетиции. Для этого достаточно представить себя в аудитории и ответить на любые вопросы (из заявленного экзаменационного списка), присутствовать на консультации перед экзаменами, прийти в вуз и попытаться симпровизировать ситуацию в свободной аудитории и пр. Также облегчить аттестацию поможет частое участие в различных мероприятиях с публичным выступлением: научные конференции, коллоквиумы, деловые игры и квесты и пр. Страх важно не подавлять, а побеждать!
Вариант №5. Метод внезапности или физической концентрации. Страх, как правило, парализует интеллектуальный уровень, а затем проявляется внешне. Чтобы как минимум временно отвлечься от него, достаточно воспользоваться «эффектом внезапности» (но в меру). Можно попросить друга или кого-либо резко ущипнуть или что-либо бросить в вас, также можно ущипнуть себя самому, напрячь пальцы рук и ног или отвлечься на пару минут (мысленно вспомнить любимую песню и пр.), а затем резко погрузиться в билет и экзаменационный вопрос, сосредоточившись на нем и стараясь изъять из глубин памяти хотя бы что-то внятное и благоразумное, подходящее по заданию.
Удивительно, но факт. Побороть страх поможет банальный перекус. Во время приема пищи организм переваривает ее и абстрагируется от остальных факторов и негативных эмоций, а прием сладостей поможет повысить гормон счастья и успокоиться. Главное – не переусердствовать с этим!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Вариант №6. Ликвидируйте провоцирующие факторы. Нередко паника накануне или в день испытания возникает на фоне внешних провокаторов: паникуют друзья, возникают конфликты с педагогом на фоне недопуска, уровень собственной неуверенности возрастает в разы. В данном случае эффективным методом борьбы станет ликвидация подобных явлений: старайтесь держаться в стороне от переживающих одногруппников, пессимистов, постарайтесь вовремя ликвидировать хвосты и расположить к себе педагога, как минимум один раз перечитайте весь материал (но с чувством, толком и расстановкой), освежите знания (даже если они не залегают в голове надолго). Главное – не терять надежду на благополучный исход!
В идеале следует разобраться в себе, установить истинную причину возникновения стерха и воздействовать на нее.
Вариант №7. Всегда есть второй шанс. Чаще всего студенты боятся не самого провала на экзамене, а последствий этого события – отчисления из вуза. В данном случае важно осознать, что ошибку на экзамене можно исправить (и не только на экзамене). Любой провал можно компенсировать: пересдать зачет или экзамен, отчисление – восстановиться в заведении и пр. Поэтому важно настроить себя на положительный исход и в случае малейших колебаний утешить себя возможностью все исправить. Моментального отчисления за проступок нет ни в одном учебном заведении!
Методы профилактики страха для студентов
Страх – это реакция индивида на происходящие событий и явления, возникающие обстоятельства и воздействующие факторы. Он возникает спонтанно и непреднамеренно. Данный недуг важно именно преодолеть, а не подавлять. Но не стоит пренебрегать способами профилактики, то есть действиями, которые помогут подготовиться ко столь специфическому нюансу или избежать его (минимизировать риск его возникновения или воздействия).
![Как предупредить или побороть страхи студента перед экзаменом?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/10/word-image-29771-3.png)
В числе наиболее популярных и приоритетных способов по предупреждению и подготовке к страху перед зачетом или экзаменом можно выделить:
- Повторение – мать учения. В любой ситуации, независимо от того, как скоро настигнет аттестация, важно повторять материал. В идеале данная техника работает постепенно: от занятия к занятию, на поэтапной и планомерной основе. Повторение пройденного материала еще никому не вредило, позволяло освежить знаний и закрепить пройденный материал. Притом данное действие повышает уверенность в себе, особенно если хотя бы часть материала осталась в голове.
- Мотивация. Победить страх поможет грамотная мотивация и поощрение полученных результатов, даже если до конца победить волнение не удалось, возникли запинки, главное результат: сдал или нет. При благополучном стечении обстоятельств обязательно исполняйте задуманное, загаданное и желаемое. Но даже если экзамен был провален, оцените попытку преодолеть его и сделайте себе маленькое поощрение за усилия. В следующий раз грамотная мотивация сможет защемить страх, а стремление к победе – победить его.
- Шпаргалки. Что, как не шпаргалки (то есть заранее заготовленные в удобной и неприметной форме ответы на экзаменационные вопросы) согреет и успокоит душу студента, вызволит из болота и станет настоящим кругом для утопающего? Более того, о пользе шпаргалок мы уже писали в одной из наших статей. В числе явных плюсов данного метода – лучшее усвоение и запоминание пройденного материала, переработка информации при подготовке шпаргалки, надежный способ вызволить информацию по заданию и предоставить хоть какой-то внятный ответ. Идти на экзамен со шпаргалкой не так страшно, как без нее!
- Режим дня, полноценный отдых и питание. Во время сессии организм учащегося настолько истощен постоянной зубрежкой, страхом и волнением, что ему просто необходимо восполнение сил, энергии. Для этого важно установить четкий режим дня и выделить время на полноценный отдых (обязательно прогулки н свежем отдых, небольшая разминка или спорт для активности, сон не мене 8 часов в сутки), снизить риск перегрузок, полноценное питание с преобладанием витаминов, фруктов и зелени, белковой пищи. Важно быть подготовленным не только интеллектуально, но и морально, физически.
По статистике, студенты чаще всего предпочитают бессонные ночи накануне экзамена и шпаргалки. Притом сочетание указанных приемов работает вполне эффективно, но изнуряюще воздействует на организм.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Советы от специалистов Disshelp по борьбе со страхом перед экзаменом
Страх: хорошо это или плохо. Если оценивать данный нюанс, как естественную реакцию организма, то черта хорошая. Она позволяет идентифицировать преграду и подготовиться к ней: выделить слабые места и сделать упор на них, найти способ по избежанию проблем (то есть способ уклонения от сложностей и пр.) и пр. Но в то же время страх способе в значительной степени усложнить жизнь учащегося, парализовав его в самый сложный момент и подведя «под монастырь».
Преодолеть страхи накануне или в день экзамена можно, учтя следующие рекомендации опыт студентов и исполнителей ОЦ Disshelp:
- Настраивайтесь только на положительный исход и не теряйте надежды, даже если готовность к экзамену на минимуме. «Халяву и авось» никто не отменял, везение может настигнуть в любой момент. Поверьте – правильная психосоматика, материальность мыслей и настрой делают свое дело!
- Не пренебрегайте подготовкой к предстоящему испытанию. Есть свободная минутка – пролистайте и бегло прочитайте материал. Займитесь делом, не давая страху и волнению и шанса подступить и одолеть вас!
- Используйте привычные способы подготовки, грамотно организуя время и место. На корню ликвидируйте факторы, провоцирующие малейшие сомнения, беспокойства и стрессы;
- Оперативно и умело переключайтесь между делами, грамотно направляя силы и свободное время, полагайтесь на принципы тайм-менеджмента;
- Следите за собственным самочувствием и не допускайте ухудшения или обострения. Вовремя обращайтесь к специалистам, медикам и пр.;
- Внедрите действующую технику, методику или тактику по подготовке, изучению предмета (например, метод «помидора» и пр.), разработайте свой подход к учебе и придерживайтесь его, е забывая устраивать небольшие перерывы между занятиями и заданиями;
- Делегируйте полномочия и грамотно расставляйте приоритеты, чтобы разгрузить учебные будни и высвободить время на подготовку к зачетам и экзаменам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Мне кажется у нормального и даже уравновешенного, ответственного студента все равно будет мандраж, если не в ночь до экзамена, то на самом экзамене. Каждый по-своему с ним справляется. Но лично я всегда волнуюсь, а успокоительные меня только клонят в сон. В ближайшую сессию обязательно опробую один из предложенных вами методов и отпишусь, насколько он эффективен)
Добрый день, Алексей! Благодарим за ваш отзыв. Возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/s-kakimi-trudnostyami-stalkivayutsya-pervokursniki-v-protsesse-obucheniya-i-kak-ih-preodolevat/
каждый раз еще за неделю до сессии меня настигает страх и бессонница, а потом хожу как зомби, туго соображаю на экзаменах. Понимаю, что все это работает больше на подсознательном уровне, но не знала, как с этим работать. Обязательно попробую описанные приемы (и как профилактику, и по борьбе со страхом). Надеюсь что-то да поможет) Спасибо за подсказки и советы.
Здравствуйте, Laska! Мы рады, что данная статья оказалась для вас полезной. Страх свойственен каждому студенту: как заядлому зубрильщику и всезнайке, так и двоечнику или лентяю. От данного чувства редкому индивиду удается укрыться. Важно не дать волнению и стрессу полностью завладеть организмом и сознанием. Рекомендуем ознакомиться с данной статьей: https://disshelp.ru/blog/kak-uspeshno-sdat-gosudarstvennye-ekzameny/