Составляем глоссарий курсовой работы, дипломного проекта 

Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату. В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.

В дипломе плагиат? Показала плагиат курсовая ? Повысим оригинальность!

Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает грамотное изложение хода исследования, отражение теоретических основ и действий, которые привели к конкретному результату.

В большинстве случаев при выполнении курсовых и дипломных работ не требуется составление глоссария.

Поэтому, если возникает такая необходимость, студенты впадают в ступор, задаваясь вопросом: что это и как это делать? 

Понятие глоссария

На протяжении всей курсовой или дипломной работы студент использует профессиональные термины, ключевые слова, специфические для конкретных специальностей, в определенных ситуациях и обстоятельствах.

Иногда возникает необходимость создания специального «словаря», который призван растолковать отдельные категории. Именно таким «словарным путеводителем» по теме является глоссарий. 

Глоссарий – это перечень часто упоминающихся в работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием. Глоссарий выносится в отдельный раздел учебной или научной работы.

Чаще всего его размещают в конце проекта, после или перед списком использованных источников.  Основные требования к оформлению глоссария указываются в методических рекомендациях ВУЗа.

Нередко в этом документе отражаются не только критерии по составлению глоссария, но и пример его оформления. Иногда словарь терминов выносят за пределы работы и оформляют отдельным документом.  

Принципы составления глоссария

Глоссарий призван не просто растолковать профессиональные и сложные термины, клише, но и подчеркнуть особенности курсовой или дипломной работы.

Для этого при составлении глоссария необходимо придерживаться следующих принципов: 

  • в перечне должны присутствовать не все подряд термины, а исключительно те, которые подчеркивают уникальность работы, ее специфику, суть исследования;
  • при расшифровке термина важно делать ссылку, откуда взято определение;
  • в глоссарий следует включать новые для студента понятия, а также часто упоминающиеся профессиональные клише;
  • количество слов в глоссарии может быть ограничено. Оптимальный объем глоссария достигает до 25 слов;
  • все фразы и термины должны быть отражены в определенном порядке: алфавитном, систематическом (по мере появления в тексте и пр.). 

Все термины, отраженные в глоссарии, должны иметь сноску на него, тем самым направляя читателя за «пояснением» или расшифровкой.  

Роль глоссария 

Если правилами ВУЗа предусмотрено создание глоссария к учебной или научной работе, то такой порядок был упразднен не просто так.

В частности, создание глоссария в курсовой или дипломной работе призвано показать, как студент/выпускник освоил «профессионализмы», разбирается в них, понимает смысл и умеет правильно их употреблять. 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Требования, предъявляемые к глоссарию

Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Согласно данному документу, словарь терминов должен быть: 

  • вынесен в отдельный раздел;
  • располагаться в конце учебной или научной работы (после или перед списком использованной литературы);
  • глоссарий должен быть начат с чистого листа (как отдельная «глава»);
  • словарь терминов печатается на одной стороне листа формата А4;
  • при оформлении глоссария необходимо учитывать следующие особенности: поля, абзац, нумерация терминов (по желанию), порядок расположения слов и фраз. Уточнить их можно в методических рекомендациях ВУЗа или указанном ГОСТе. На практике чаще используют следующие поля: левое – 1,5 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см;
  • если глоссарий оформляется отдельным документом, то необходимо оформить титульный лист. На нем должны быть отражены следующие данные: ФИО автора работы, наименование образовательного учреждения, группа, курс, специальность, форма обучения (очная или заочная), данные о научном руководителе (ФИО, должность, ученая степень), место и год выполнения проекта. 
  • глоссарий должен соответствовать содержанию курсовой или дипломной работы, выбранной теме исследования. 

Следует отметить, что все термины, указанные в глоссарии, студент обязан знать наизусть, уметь их грамотно и правильно употреблять. 

На защите проекта экзаменаторы могут задать вопрос, попросить растолковать то или иное понятие, чтобы оценить, насколько хорошо автор разобрался в теме, освоил профессиональные клише и пр. 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!