Социально-психологические особенности личности в межличностном взаимодействии представляются индивидуальными человеческими качествами, проявляющимися в манере держаться, в отношении к людям, окружающим индивида, в подходах к общению.
СОДЕРЖАНИЕ
Суть исследования личности
Кратко остановимся на выяснении сути социально-психологических особенностей личности в контексте взаимодействия между личностями.
В перечне обозначенных выше особенностей выделяются следующие:
- Социальные роли и культурные стандарты
В изоляции человеку жить достаточно сложно. Поэтому в социуме он постоянно контактирует с другими индивидами. Это взаимодействие осуществляется в рамках определенных социальных ролей (начальник, родитель, сосед, друг, учитель) или персональных взглядов (привычки, ценности, стереотипы).
- Навыки общения
Человек должен обладать разнообразными социальными навыками. Одним из самых необходимых признается навык общения, который предполагает наличие хорошо развитых умений выражать мысли, считывать эмоции и воспринимать информацию на слух. Все эти способности необходимы человеку для того, чтобы процесс общения был приятен и эффективен.
- Способность воспринимать, понимать и сопереживать
Чтобы люди между собой умели находить общий язык и общение было доверительным требуется иметь и развивать умение разделять чувства и стремления других.
- Нравственные качества
Стиль общения во многом определяется тем, как преподносит себя человек. Он может быть открытым, агрессивным, проявлять тревожность и т.п. Признаки, которые непременно найдут отражение в манере поведения, разговоре и т.д.
- Уровень уверенности и личностная значимость
Диалог демонстрирует то, каким на самом деле себя воспринимает человек, что выливается в проявление уверенности, агрессивность или безучастности.
- Желание общаться
В социуме личности общаются, реализуя разные установки и взамен получают необходимое. Это может выражаться в помощи, популярности, авторитете и т.п.
Все обозначенные психологические характеристики являются значимыми для человека и предопределяющими критерии восприятия, представления и выстраивания отношений, свойственные личности в рамках социума.
Методика Т. Лири
Необходимо разобраться с тем, что собой представляет обозначенная методика. Если не углубляться в ее суть, то она представляет собой совокупность кратких описаний, предназначенных для самооценки участников эксперимента. В фокусе оценки личности –актуальное «Я» или реальная психологическая совокупность на момент проведения мониторинга. Исследуется 128 характеристик, которым присваиваются порядковые номера.
Наблюдение предлагает определенный результат, который трансформируется в визуальное представление круга. Данная разновидность психограммы подразделяется на 8 октант. Ведущие психологические тенденции определенным образом размещены по отношению двух осей. Эти оси представляют определенные межличностные отношения: доминирование – подчинение, дружелюбие – агрессивность. Каждая из октант охватывает определенное качество. Совокупность этих качеств представляет 8 психологических характеристик.

Справка. Подход к диагностике межличностных отношений – это своего рода модификация интерперсональной диагностики Т. Лири, который, в свою очередь, был сторонником идей Г. Салливера. Последний в понимании личность опирался на видение важность для индивида оценок и мнения окружающих. Значимое для личности окружение оказывает на него влияние, которое обуславливает процесс формирования его личности. Контакты с окружением дают возможности личности проявить себя в различных способах взаимодействия. Общаясь и реализуя мечты, личность регулирует образ собственной жизни и действий в соответствии с мнением других, важных для него личностей. Процесс походит на уровне осознанного самоконтроля. В то же время непроизвольно протекает отождествление не с образами, а с культурой языка, правилами, формирующими определенный образ.
Потенциал методики
Подход относится к категории комплексных. Ее возможности позволяют изучать самые разные явления только при условии внесения небольших корректив в исходный вариант инструкции. Так открывается возможность изучения взглядов субъекта на себя и окружающих, на реальность взаимопонимания, на качество социальной активности, связи в небольшой компании, уровень самовосприятия, подходы к руководству и т.п.
В рамках методики Т. Лири допустимо осуществление количественной и качественной обработки результатов, проведение сравнительный анализ результатов тех, кто участвует в диагностике. Допустимо использование методики при рассмотрении проблем неустойчивого психического состояния, а также лиц с нормальной психикой в контексте рассмотрения социально-психологической структуры различных групп. Еще одна сфера применения – решение непростых проблем, связанных с отбором кадров или распределением персонала.
Пробудить желание расширить границы самопознания
Испытуемые должны быть мотивированы. Для этого необходимо донести до участников факт возможности расширения границ самопознания. После осуществления диагностики межличностных отношений посредством методики Т. Лири, и обработки данных, участники могут получить информацию о персональных особенностях, отражающихся на межличностных отношениях.

В качестве бонуса традиционно идет комментарий. Работа с методикой позволяет оттачивать навык не только участникам, но и специалистам. Диагностика дает возможность узнать причины возникновения той или иной группы, а также выяснить тех, кто поспособствовал ее формированию.
Диагностика невозможна без объяснений
Диагностику традиционно должен предварять процесс инструктирования. Данный этап предназначен для раскрытия принципов и уточнения нюансов. Специалист должен представить опросник и рассказать о суждениях, которые характеризуют и самого человека, и его отношения с окружающими. Предложенные характеристики в ходе диагностирования требуют внимательного прочтения и сравнения предложенных параметров с личными представлениями о самой личности. Может быть дано два варианта ответа: «да» (+) и «нет» (-).

Для ответов разработана специальная сетка. Напомним, что характеристики имеют индивидуальные номера, напротив которых, в сетке регистрационного листа, должны, в случае положительного ответа, появляться знаки «+». При отрицательном ответе никакие отметки не ставятся или появляются знаки «-». Кстати, обязательно должен быть озвучен момент, говорящий о том, что проявление частичной уверенности в ходе сравнения не должно завершаться постановкой знака «+».
Оценка собственного восприятия должна заканчиваться еще одним просмотром представленных суждений. На этот раз специалист должен предложить выбрать из предложенного те суждения, которые соответствуют идеальному представлению личности о самом себе.
При прочтении, обдумывании и сравнении предложенного и имеющегося необходима придельная внимательность и правдивость. Только такой подход позволит добиться качественного результата без использования возможности повторения диагностики.
Уже отмечалось, что методика с успехом используется как инструмент самооценки, так и для понимания поведенческих проявление «со стороны». Если рассматривать последний вариант, то участнику диагностики предлагается вариант оценки личности другого человека (начальник, сослуживец, подчиненный). Базой такого рода ответов становится личное мнение испытуемого об этом человеке.
Подобная форма тестирования может быть предложена нескольким людям или представителям определенной группы. Совокупные результаты такой формы диагностики дают возможность определить характеристики обобщенного портрета, нарисованного на основания представления о, к примеру, лидере (начальник, сослуживец, подчиненный) в испытуемой группе. Результаты помогают сформулировать точные выводы о том, как в группе относятся к предполагаемому лидеру или иному ее члену.
Форма представления методики Лири может быть неоднородной. Вариантом раздаточного материала могут стать списочные материалы (алфавитный, случайный порядок) или карточки. В любом случае единственная рекомендация для испытуемого – выбирать утверждения, соответствующие личным представлениям о собственной личности, отношениям к иным людям или идеальным представлениям о себе или других.
Методика Т. Лири: детализация
Не будет лишним еще раз сказать о том, что методика Т. Лири разработана для изучения отношений между личностями. В основе этой диагностики заложены два базовых аспекта, представляемые пересечением двух осей: вертикальная – доминирование-подчинение, горизонтальная – дружелюбие-агрессия. Методика ориентирована на предоставление возможности человеку дать оценку тому, как личность принимается в группе, какого положение личности в межличностных отношениях.
Принципы реализации
Методика предполагает работу с двумя осями, с помощью которых описываются межличностные отношения. По вертикали располагается ось, на которой размещаются характеристики доминирования и подчинения. С помощью этой оси выявляется уровень желания человека к заниманию руководящих позиций и степень авторитетности в рамках группы.

По горизонтали располагается ось со следующими характеристиками: дружелюбие-враждебность. С помощью этой оси удается выявить уровень проявляемых человеком в отношении других личностей эмоций. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными.
Стоит уточнить, что обозначенные факторы (доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность) становятся определяющими и формирующими общее впечатление о человеке в рамках процесса формирования представлений, отношений и понимания других личностей.
Показатели определяют перечень типов отношения к окружающим. Показатели становятся определителями степени выраженности типа, уровня приспособленности поведения. Если выявляются высокие показатели неприспособленности поведения, которые для визуализации проблемы выделяются красным цветом, то делаются выводы о наличии невротических отклонений, о проявлении несогласованности в процессе выбора того или иного решения, о том, что личность находится в рамках нестандартных, возможно даже экстремальной ситуации.
Результаты: проработка
Обработка результатов проходит в несколько этапов.
- На этом этапе под обработкой данных понимается процесс подсчета баллов в соответствии с их расположением в каждой из октант. Для этого используется ключ. В ключе к каждому анализируемому параметру (авторитарный, эгоистичный, агрессивный и т.д.) присущи цифровые выражения от 1 до 128. Общий набор чисел распределен по группам (1-4, 5-8, 41-44…, 125-128).
- Второй этап связан с процессом перенесения полученных баллов на диаграмму. Здесь необходимо уточнение, что расстояние от центральной части круга такое же как число баллов в определенной октанте (0-16). Образованные векторы должны быть объединены по их вершинам. По итогу вырисовывается профиль – представление о личности. Ограниченное векторами пространство затемняется. Затем каждое представление требует выстраивания отдельной диаграммы., где характеристики представляются максимальными показателями признаков в каждой окранте.
- Третий этап предусматривает использование формул, которые помогают высчитыванию показателей на основании двух базовых параметров – доминирование, дружелюбие.
Доминирование = (I-V) + 0,7 x (VIII+II-IV-VI)
Дружелюбие = (VII-III) + 0,7 x (VIII-II-IV+VI)
Таким образом появляется два цифровых индекса, характеризующие объект исследования по рассмотренным параметрам.
Потом производится анализ профиля личности – выявляются типы взаимодействия.
Если оценивается группа лиц, то баллы подсчитываются отдельно для каждого. Проблемы в отношениях с кем-либо выявляются посредством выяснения уровня несоответствия собственных представлений о себе и идеальным представлением о собеседнике.
Центр психограммы-круга
Как уже говорилось ранее, результаты диагностирования трансформируются в визуальное представление круга. Ответы испытуемого располагаются внутри психограммы. По расположению ответов можно делать определенные выводу. К примеру, приближенность ответа испытуемого к центру круга свидетельствует о сильном проявлении связи между доминированием и дружелюбием.
Объяснение
Полученные в ходе диагностики данные выражаются в формате индекса, в котором отражен уровень выраженности каждой из осей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Метод Лири: применение
Практика применения методики Лири достаточно широка. Назовем несколько областей, в которых с успехом применяют данную разработку.
- Психологическая помощь. В рамках психотерапии осуществленная оценка межличностных отношений дает шанс на проявление сложностей, которыми сопровождаются процессы отношений и общения.
- Социальная поддержка. В этой области диагностика отношений между людьми становится основой концепции социализации.
- Исследования. Методика Лири, что доказано, является уникальным инструментом, с помощь которого изучаются межличностные отношения, рассматриваются социальные группы и анализируются, как явление, — лидерство.
- Мониторинг командной работы. Команда – это объединение группы лиц для совместной деятельности по достижению определенной цели или решения сформулированных задач. Диагностика отношений в команде по методике Лири дает не только оценку командной работы, но и выясняет наличие в коллективе разногласий, противостояний, вражды и иных деструктивных проявлений.
Если правильно использовать методику Т. Лири, то выводы о социально-психологических особенностях личности будут понятны и однозначны. Потому что стиль общения находится в зависимости от того, какие черты характера доминируют (уверенность, стремление сотрудничать, враждебность, подчинение и т.п.). Высокие показатели доверия и дружелюбия определяют конструктивный подход к общению, гармоничным связям, сотрудничеству. Агрессивность и подозрительность становятся основанием трудностей в общении с другими личностями, конфликтности и отчужденности.
Методику Т. Лири характеризует гибкость подхода к выявлению потенциала личности в разных областях (командная работа, лидерство, конфликтность и т.п.).
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!