Советы начинающим педагогам: Подготовка к открытому занятию

В педагогической деятельности встречаются не просто обычные пары и уроки, проведение контрольных работ и тестирований. В определенных случаях преподавателям и учителям необходимо давать или проводить так называемые «открытые уроки». Притом подготовка к ним – процесс более требовательный и серьезный.

Советы начинающим педагогам: Подготовка к открытому занятию

В педагогической деятельности встречаются не просто обычные пары и уроки, проведение контрольных работ и тестирований. В определенных случаях преподавателям и учителям необходимо давать или проводить так называемые «открытые уроки». Притом подготовка к ним – процесс более требовательный и серьезный.

Понятие и особенности открытого занятия

Открытое занятие представляет собой специфический формат обучения, который с одной стороны нацелен на развитие подопечных согласно учебному и календарно-тематическому плану по предмету, а с другой – помогает преподавателю продемонстрировать свою профессиональную компетентность и состоятельность.

Специфика рассматриваемого формата преподавания состоит в том, что помимо педагога и целевой группы (учащихся) на нем присутствует сторонние эксперты и слушатели, притом суровых ограничений относительно присутствующих нет. Все зависит от цели проведения такого урока. Чаще всего учителя практикуют данный вариант для подтверждения или повышения категории, квалификации.

То есть одной из специфических черт такого вида обучения является его публичность и доступность, нацеленность на результат.

Рассматриваемый тип может проводиться в самых разных вариациях: лекция, практикум, семинар, комбинированный урок, мастер-класс и пр. Притом в любом случае важно тщательно подготовиться к столь серьезному мероприятию, чтобы не упасть в грязь лицом. Более того, с помощью такого формата педагог доказывает, что знания доступны всем желающим, а не только узкой или избранной аудитории. То есть рассматриваемая парадигма демонстрирует открытость учебного процесса и материалов, возможности развития социума, простое распространение полезной информации и пр.

Зачем проводят открытое занятие?
Зачем проводят открытое занятие?

Среди очевидных достоинств открытого урока можно отметить:

  • Помогают раскрыть потенциал педагога и целевой аудитории;
  • Расширяют возможности обмена опытом: экспертная комиссия и слушатели могут озвучивать собственное мнение, делиться личным опытом и пр.;
  • Подчеркивают индивидуальный подход учителя к организации хода обучения, оригинальность раскрытия темы и выбора методологической базы, умение адаптировать программу под определенные нужды и цели;
  • Выделяют компактность и степень соответствия преподавателя должности, конкретным требованиям и пр.;
  • Подчеркивают активность и продуктивность работы учащихся, их мотивацию на занятиях, умение контактировать педагога с целевой аудиторией с учетом уровня их подготовки, интересов, возможностей и пр.

Но проведение открытых уроков также имеет свои ограничения. Например, тема может носить комплексный или смежный характер и не вызывать особого интереса у целевой аудитории. Педагогу важно найти подход к каждому учащемуся, замотивировать его, заинтересовать. При описанных условиях сделать это крайне сложно, что скажется на поведении группы в «открытом формате». Более того, открытый урок может захватывать как 1 урок или пару, так и несколько. Притом каждый из них должен быть тщательно продуман. Для этого следует подготовить конспект открытого занятия. Притом в данном деле важно учесть ограничения по времени: общая продолжительность занятия, календарно=тематический и учебный план, проблемы и вопросы учащихся по теме и пр.

Таким образом, открытые занятия – это особый формат взаимодействия учителя и слушателей в присутствии сторонних специалистов и иных лиц-свидетелей. Данная мера позволяет оценить профессиональные навыки и качества преподавателя, а также расширить спектр слушателей заявленной темы, облегчить ход изучения тематики и обмена опытом по ней. Но чтобы результат реализации этого типа урока был эффективным, важно соблюдать некоторые правила.

Принципы организации и реализации открытого урока

Проведение открытого занятия требует соблюдения ряда правил, подчеркивающих специфику этого вида обучения.

Правила подготовки к открытому занятию
Правила подготовки к открытому занятию

Во-первых, приветствуется определенная тематическая приверженность и планомерность. Этот канон предполагает, что открытый урок будет затрагивать конкретный вопрос, часть научной области согласно учебному плану, рабочей программе по соответствующей дисциплине. То есть преподавателю предстоит понять, какую из тем он может интересно преподнести целевой аудитории, поделиться своим опытом и продемонстрировать свой профессионализм и пр. Поэтому важно подробно расписать конспект открытого занятия на тему.

Принцип планомерности предполагает определение хода и логики занятия с выделением ключевых моментов, параметров для освещения и пр. То есть важно предусмотреть грамотную последовательность действий, которая приведет к конкретному результату и подчеркнет сильные стороны педагога, аудитории и пр.

Во-вторых, данный формат предполагает доверие и обоюдное сотрудничество, взаимодействие, обмен опытом и знаниями. То есть преподаватель на доступном для целевой аудитории языке должен раскрыть суть рассматриваемого вопроса, тематики, ответить на поступающие вопросы, проконсультировать относительно тех или иных схем, методов и пр. Также преподаватель может ориентироваться на комиссию и иных слушателей, отмечая их интерес к тематике, преподносимой информации. То есть важно развивать диалог и грамотно доносить ключевые аспекты, моменты и факты, принимая во внимание активность или пассивность участников и пр.

В-третьих, не менее важно учитывать уровень подготовки и возможности целевой аудитории. Несмотря на открытый характер и присутствие любых слушателей, материал должен быть целенаправленным и ориентирован на доступность. То есть важно просто и ясно излагать суть, адаптировать те или иные тонкости под потребности и возможности учащихся, делая его интересным, понятным и легким для восприятия.

В-четвертых, педагог будет учитывать нормы ФГОС. Это означает, что проведение открытого урока предполагает не просто импровизацию, но и учет определенных норм преподавания, требований конкретной программы обучения и пр.

То есть открытый формат обучения – это не просто тематическая дискуссия, а совместное погружение и путешествие по теме, которое адаптируется под возможности каждого участника, преподносится просто и ясно, в меру развернуто и учитывает общие цели развития, нормы ФГОС и учебного плана.

Фактически, открытые занятия помогают преподавателю показать умение быть гибкими, грамотно маневрируя между жесткими стандартами обучения и интересами слушателей, подбирать эффективные методики преподавания и взаимодействия. Донося основные моменты до каждого участника.

Процесс подготовки к проведению открытого урока: на что обратить внимание?

Проведение открытого занятия требует тщательного проектирования и планирования хода обучения. В этом деле на помощь приходят конспекты открытых занятий по развитию целевой аудитории.

С чего начать выстраивание и организацию рассматриваемого формата? На что обратить внимание и как продумать ход обучения подопечных? Именно этими вопросами задаются молодые преподаватели, впервые сталкивающиеся с необходимостью проведения открытого занятия.

Планирование и разработка открытого занятия
Планирование и разработка открытого занятия

Первое – это выбор конкретной темы. Здесь важно учесть ряд сопутствующих и существенных факторов, влияющих на этот процесс. Тема урока должна укладывать в рабочую программу по дисциплине согласно учебному плану, календарно-тематическому плану. Важно выбрать в меру «пространственное направление», где можно «развернуться» в общем и профессиональном смысле: собрать интересные факты и информацию, разработать игру или иные варианты неординарного проведения, показать умение преподносить материалы в разных форматах (лекция, семинар, игры и пр.) И пр.

Второе – целеполагание. Важно наметить основной ориентир, на основе которого затем будет проводиться оценка эффективности проведения пары. Притом цель может быть общей и дидактической. Общая предполагает учет особенностей учебной программы и специализации, а дидактическая – развитие конкретных умений, навыков с применением специальных материалов и инструментов.

Третий фактор в ходе организации открытого занятия – общий план действий. Сначала достаточно сформировать общую последовательность проведения занятий, а затем углубить ее с акцентом на соответствующую тематику. Здесь следует воссоздать структуру урока: что будет освещено и проделано в начале, суть основной части, какие итоги и выводы будут подведены в конце и как это лучше сделать.

Четвертый момент — материальное и дидактическое обеспечение. Помимо ключевых и опорных точек, моментов для освещения, важно подобрать соответствующую информационную базу. Она будет носить описательный характер – разъясняя соответствующие парадигмы, а также прикладной – развивая определенный набор компетенций, умений и пр. То есть педагогу нужно подготовить грамотную информационную основу: набор учебных пособий, методических комплексов. Научной литературы, решебников и практических заданий и пр.

Пятый аспект – методология преподавания и взаимодействия с целевой аудиторией. Исходя из вышеописанных моментов, преподавателю предстоит продумать, как он будет изъяснять тему и ее особенности, как мотивировать к активной работе слушателей, какие задания и когда применять, как «разряжать обстановку» и углублять ход тематического изучения и пр.

Шестой элемент открытого урока – описание намеченной траектории. Она обычно представлена, как конспект открытого занятия. Именно этот документ считается ключом в построении логики тематического погружения.

Таким образом, сама по себе процедура проектирования и организации открытого урока сводится к построению тематической логической цепочки действий и мероприятий. Она требует информационной и методической обеспеченности, учета различных факторов для повышения эффективности и продуктивности всех участников, документального оформления каждого шага.

Планирование открытого урока

Разработка плана открытого занятия – серьезная миссия, особенно для начинающего преподавателя. Данная парадигма подлежит грамотному оформлению в виде специального документа – конспект открытого занятия на тему, выбранную педагогом.

Классический план открытого занятия предусматривает следующие стадии:

  1. Вводная часть: повторение и обобщение ранее пройденных (связанных с текущей тематикой) материалов, проверка домашнего задания (по необходимости), обобщение. Постановка цели и задач занятия, выделение формата занятия;
  2. Основная часть. Определение ключевых точек и базисных моментов для освещения, разбора. Описание и решение примеров для развития практических компетенций и представлений.
  3. Заключительная часть: обобщение и подведение итогов по теме, ответы на вопросы слушателей.

Но в рамках каждой структурной части открытого занятия важно предусмотреть определенный порядок действий с учетом общих ограничений (время, количество заданий или вопросов и пр.). Как правило, конспекты открытого занятия по развитию емко описывают основные шаги и мероприятия.

Планирование начала занятия предполагает выделение основных вопросов для проверки знаний по предшествующим материалам. Достаточно пройтись по центральным категориям, правилам и методикам.

Основная часть открытого урока зависит от его формата и вида. На лекции в центре внимания будет находиться преподаватель. В этом случае ему предстоит показать умение пояснять и доносить информацию, заинтересовывать целевую аудиторию и удерживать внимание, мотивировать к развитию и пр. На комплексных и практических парах ход может быть другим. Здесь наблюдается взаимодействие педагога со слушателями: беседа, дискуссия, опрос, выполнение практических заданий (решение задач с пояснением, проектная деятельность, тематическая игра и пр.).

В зависимости от формата открытого занятия и его типа план проведения будет разниться.

Основание

Лекция, устное занятие

Семинар, практикум, комплексное занятие

Введение Краткое повторение основных моментов прошлого занятия Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания
Основная часть Разъяснение нового материала, разбор примеров, ответы на поступающие вопросы Дискуссия, игра, защита проекта, решение задач и кейсов, выполнение заданий различного уровня сложности, обсуждение результатов
Заключение

Обобщение материалов и результатов

Важно отметить, что конспекты открытых занятий по развитию учащихся будут подробно расписывать каждый шаг с акцентом на информационную, дидактическую, методологическую составляющие. То есть каждый этап будет предусматривать освещение или проверку конкретной информации и компетенций, определенное взаимодействие педагога и учащегося, используемые приемы, материалы и пр.

Планирование открытого урока предполагает выстраивание конкретной последовательности действий, с помощью которых преподаватель поможет слушателям изучить заявленную тему, развить конкретный набор полномочий, осознать полученную информацию и сделать соответствующие выводы.

План занятий предполагает выделение и утверждение следующих параметров:

  • Постановка или формулирование темы в рамках преподаваемого предмета, рабочей программы по дисциплине и общей программы подготовки;
  • Цель проведения открытого урока. Данный критерий подчеркивает суть и роль данного формата, его предназначение и особенности: что намерен донести педагог и кому, роль этого вида обучения в жизни учителя и слушателей и пр.
  • Задачи. Они помогают восстановить структуру и логику проведения пары, разбив тему на базовые мероприятия, смысловые блоки или этапы. Они упрощают процесс погружения и изучения дисциплины и темы.
  • Подготовка материалов и выбор методов обучения: для освещения и пояснения темы, для повторения пройденного курса, для практических заданий. В зависимости от характера темы и информационной подборки приемы преподавания могут разниться.
  • Организация условий для изучения темы: материально-техническое оснащение, оснащение и инструментарий для выполнения конкретных манипуляций и пр.
  • Распределение темы по этапам, определение общей структуры занятия и последовательности действий.
  • Выделение критериев оценки учащихся по итогам занятия.

Ход открытого занятия подлежит обязательному документальному сопровождению, который поможет преподавателю быстро сориентироваться в теме, адаптировать материал по мере необходимости, следовать намеченной траектории.

Тонкости документального оформления открытого занятия

Итак, процесс организации открытых занятий предполагает формирование специальных педагогических документов. Всем известно, что каждый предмет реализуется согласно общей программе и рабочей программе. Поэтому преподавателю важно понять, какая тема наиболее разносторонняя, интересная, какую из них можно специфично преподнести ярко, достойно, демонстративно.

Как правило, начинающие педагоги практикуют открытые занятия для самоутверждения и подчёркивания у них компетентности. На таких занятиях могут присутствовать администрация учебного заведения, заместители руководителей, коллеги.

База для разработки открытого занятия
База для разработки открытого занятия

Молодые специалисты также по истечении нескольких лет могут претендовать на присвоение категории или квалификации. В этом деле также потребуется провести открытый урок. Тогда в качестве приглашенных гостей будут сторонние экспертизы: педагоги и завучи из других организаций и пр.

Но в любом случае подготовка к такому формату требует формирования специального пакета документов. В их числе можно выделить следующие файлы:

  • Технологическая карта занятия. Лона констатирует тему, общую структуру и формат пары, базовое содержание, цели и задачи, ожидаемые результаты;
  • Конспект открытого занятия. Здесь подробно расписывается каждый шаг и погружение во все заявленные тематические моменты, предоставляется набор информационной и методической базы и пр. То есть конспект открытого занятия на тему поможет педагогу тщательно продумать ход погружения и все нюансы.
  • Учебные материалы. Они включают в себя список и «выборку» пособий, которые пригодятся преподавателю для проведения занятия, а также учащимся для выполнения домашнего задания, исследования вопросов для самоизучения, более глубокого погружения в предмет и пр. Для разнообразия и повышения интереса к теме преподаватель может использовать дополнительные материалы и источники информации: необычные факты, статистика, публичные события в качестве примеров и пр.;
  • Практические задания. Данная часть предполагает разработку заданий согласно объёму и характеру пройденного материала по теме предмета. Такие задания могут быть расписаны подробно (с ходом решения) или в общем виде: условие – ответ. В данном случае уместны кейсы и классические задачи, приемы, кроссворды и ребусы и пр. Притом они могут быть заимствованы из конкретных пособий или разработаны преподавателем лично.

Важно отметить, что планирование открытого урока – процесс требовательны. Здесь важно предусмотреть различные варианты развития событий, чтобы показать себя с наилучшей стороны, адаптироваться к происходящим условиям и явлениям, быстро откорректировать траекторию погружения и освоения вопроса и пр. Как правильно, конспекты открытых занятий по развитию описывают общую картину и типичную последовательность с акцентом на результат.

Сложности проектирования и планирования, проведения открытого занятия

Начинающим преподавателям бывает сложно грамотно составить программу открытого занятия. Как правило, они сталкиваются со следующими вопросами, требующими незамедлительного ответа.

Вопрос 1. Что освещать? В данном случае важно выбрать широкую или интересную тему, в которой есть «где развернуться». Лучше всего выбирать темы аналитического характера, где легче поддерживать беседу ли дискуссию, мотивировать учащихся к диалогу и выполнению заданий, допустимы самые разные методы и пр.

Но в любом случае, избранная тематика и вопрос должен укладываться в рамки рабочей программы по предмету, календарно-тематического плана.

Вопрос 2. Какие материалы лучше всего задействовать на уроке? Согласитесь, что начинающему или малоопытному педагогу приходит на ум использование сугубо базовой литературы: классические учебные пособия, справочники, отчасти – научная литература. Но на их основе трудно правильно, грамотно и эффектно выстроить логику занятия. В данном случае лучше всего комбинировать материалы с учетом их роли по теме, контекста, этапа проведения занятия и характера первоисточника.

В частности, педагог при пояснении терминов, правил, может пользоваться не только типичными методическими и учебными пособиями, но и приводить примеры из реальной жизни: личный опыт, статистика, яркие публичные моменты и заявления (новости, СМИ и пр.). Для выработки конкретных практических компетенций лучше всего использовать классические примеры – на первоначальном уровне, а затем – переходить к кейсам и проектной деятельности, групповым заданиям и пр. Также допустимо проведение тематического занятия в игровой форме с четкой постановкой правил, распределением ролей и пр.

Лучше всего тесно переплетать базовую литературу с актуальными фактами, тенденциями, чтобы показать действие соответствующих правил, концепций, механизмов и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Вопрос 3. Где искать материалы для проведения открытого урока, его организации и построения?

Базовую литературу лучше всего искать на официальных сайтах ФИПО. Также допустимо использование рекомендованной Минобрнауки литературы согласно программе и уровню подготовки учащихся.

Предпочтение стоит отдавать авторитетным изданиям и авторам учебников, методических пособий, заданий для подготовки к экзаменам, научной литературе и научным базам данных и пр. Удостоверьтесь, что подобранная информационная база достоверна, актуальна и точна.

Если возникают сложности с грамотным раскрытием темы, наблюдается дефицит первоисточников, то можно обратиться за помощью, советом к более опытным коллегам.

Вопрос 4. Как оформить документы? Подготовка к открытому уроку требует соблюдения всех бюрократических порядков. Во-первых, пара и раскрытие темы должно проходить согласно общей программе и правилам ФГОС. Во-вторых, общий тематический состав по рабочей программе, технологической карте и конспект открытого занятия должны быть аналогичными, взаимодополняемыми. В-третьих, план-конспект занятия подлежит вынесению в самостоятельный акт с титульным листом, содержанием, соответствующим поэтапным описанием хода проведения пары, критериями оценки результатов и пр.

Вопрос 5. Как использовать конспект открытого занятия на тему в ходе его проведения? План-конспект пары – это своего рода план действий и комплекс информации, заданий для обучения слушателей. Педагог, как правило, на его основе готовится к проведению урока и может заглядывать в соответствующие записи на занятии, чтобы обеспечить бесперебойность погружения в тему или вопрос, грамотно изложить условия задачи или практического задания, вспомнить аспекты для освещения (если растерялся, немного запутался и пр.). То есть суровых запретом о том, что преподаватель не может иметь в руках записей, книг, конспектов нет. Он может воспользоваться план-конспектом в любой момент, по мере необходимости.

Рекомендации начинающим педагогам по подготовке к открытому занятию

Организация и подготовка к открытому занятию требует внимательности. Чтобы намеченная пара прошла эффективно и продуктивно, важно грамотно составить план и написать подробный конспект открытого занятия.

Оцените спектр тем и выберите наиболее насыщенную из всех, где можно применить различные первоисточники, методы изучения и развития, разнообразные задания и примеры и пр. Начинающему педагогу важно самому тщательно разобраться во всех существенных параметрах, аспектах, а затем отобрать соответствующие моменты для освещения и проработки совместно с целевой аудиторией. Притом именно глубокая подготовка педагога поможет ему выбраться из непростых ситуаций в ходе проведения урока: ответить на вопросы учащихся, переиграть или перефразировать отдельные моменты для связки и пр.

В ходе сбора информации для проведения пары, учитывайте характер дисциплины и ее роль в общей траектории подготовки слушателей, уровень подготовки целевой аудитории, временные и технические ограничения и пр. Старайтесь упрощать данные при разъяснении, адаптируя их под конкретные возможности и запросы.

Конспект открытого занятия требует грамотного описания каждого шага, тщательной переработки первоисточников и их систематизации согласно плану. Не спешите попросту копировать абзацы или фрагменты из учебников, статей, методических комплексов и пр. Адаптируйте, переработайте их под конкретные нужды, мотивы.

Старайтесь задействовать самые разные способы интерпретации данных и обучения. Привлечь внимание помогают интерактивные материалы – презентации, видео-блоки и пр. На них модно представить набор основных положений или терминов (ключи), взаимосвязи между событиями или явлениями, хронологию событий и пр. Такой ход притянет интерес пользователей и упростит ход изучения материала, сделая его более визуализированным и понятным.

Конспект открытого занятия на тему – это основа учебного процесса в конкретный период времени. Он формируется в общетематических целях, а также с учетом роли такого формата в жизни учителя, студента, заведения и пр. При возникновении любых сложностей придется тщательно разбираться во всех моментах или обращаться за консультацией и помощью к более опытным коллегам, наставникам, экспертам.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Советы начинающим педагогам: Подготовка к открытому занятию”

  • обязательно посоветуйтесь не просто с опытными преподавателями с большим стажем, а именно с теми, кто недавно проводил открытые занятия и уточните, какие рекомендации им дали эксперты. это поможет актуализировать знания и учесть реальные требования.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *