Изучение нового предмета или материала — занятие непростое и требует колоссальных затрат времени и сил. Опытные эксперты всегда рекомендуют максимально упрощать реализацию намеченных ориентиров путем разбиения их на составные (более мелкие) части. Именно этот принцип лежит в основе современного модульного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
В настоящее время образовательная отрасль подвергается серьезному реформированию: создаются новые условия для организации и реализации учебного процесса, внедряются последние технологии и инновационные возможности, ученики осваивают программу в удобном для них формате и пр.
Одним из вариантов преподнесения информации и подготовки учащихся в школах, СУЗах и ВУЗах является модульное образование. Сам «модуль» представляет собой отдельную учебную единицу, представленную в виде курса, части общей годовой программы по конкретному предмету. То есть вся образовательная программа будет разбита на эти «модули», но в одном комплексе они будут формировать учебный план для конкретного класса, группы, специальности и пр.
Особенности формирования моделей в образовательной среде
Каждый модуль включает в свою структуру:
- Теоретические аспекты в рамках изучаемой дисциплины (количество лекций и темы освещаемые на них);
- Практические задания для обретения и совершенствования определенных навыков;
- Дидактическое и методическое обеспечение: план занятий, определенное количество часов на каждый модуль, формы проверки знаний и аттестации и пр.
Каждый модуль выполняет определенную роль. Одни расширяют знания и представления учащихся по конкретной специальности, дисциплине, другие – оттачивают навыки (например, умение работать в конкретной программе, следовать стандартам и требованиям, разбираться в информации и пр.).
Модульная система действует в отношении всех предметов или отдельных категорий. Притом данный вид может распространяться как на всю специализацию, так и практиковаться отдельными педагогами.
Каждый элемент программы обучения включает в себя определенное количество лекций, практический занятий, а также варианты контроля знаний учащихся (контрольные и самостоятельные работы, тестирования, зачеты и экзамены и пр.).
По мере изучения модуля учащиеся обязательно проходят проверку. Если результаты аттестации неутешительны, то педагогу предстоит откорректировать учебный план, «доработать» модуль, перепроверить знания подопечных и только потом приступать к изучению нового блока.
Важно, чтобы не только учебный план соответствовал ГОСТам, но и каждый изучаемый блок включал в себя те темы, задания которые предусмотрены паспортом специальности, образовательной программой ВУЗа.
Формирование каждого модуля должно учитывать следующие принципы:
- Самостоятельность: преподаватель должен выставить на «самоизучение» посильные для учащихся моменты и темы, задания. Самые сложные темы подлежат исследованию на занятиях с уточнением всех нюансов.
- Целостность: каждый модуль – это часть определенного курса, но важно, чтобы в единой системе все блоки позволяли максимально изучить конкретный предмет, обрести определенные знания и навыки, предоставляли все необходимые представления и умения будущему специалисту;
- Самодостаточность: в каждый блок должны быть включены лишь те темы, которые реально необходимы будущему специалисту, позволят понять изучаемую дисциплину и пользоваться ею в перспективе;
- Эффективность: каждый модуль должен расширять границы знаний и возможности учащихся, помогать исследовать конкретные проблемы и вопросы, решать их всеми возможными методами и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Модульное обучение представляет собой не просто исследование отдельных фрагментов по предметам, специальности, а поэтапное знакомство с каждым элементом профессии, программы. Притом все эти параметры должны быть последовательными (от простого к сложному) и связными.
Как модульное образование сказывается на жизни педагогов и учащихся?
Модульное образование в корне меняет не только качество обучения, но и роли преподавателей и учащихся. В этом случае педагог не просто разъясняет наиболее важные моменты подопечным, помогает им в освоении новых учебных и научных горизонтов, но и становится куратором, который контролирует весь процесс. В свою очередь, учащиеся становятся более самостоятельными, так как часть материала они должны изучить сами, отдельные задания – выполнить собственноручно и сдать на проверку. Здесь каждый сам решает: как, когда, какими методами ему удобнее действовать и исследовать предмет или его блок. Преподаватель лишь наметит траекторию, а ученик – сам определит свой «ход».
Фактически модульное образование ставит преподавателей и студентов в равное положение, делает их заинтересованными в получении знаний и навыков, достижении максимального эффективного результата.
В то же время преподаватели должны создать достойные условия для обучения, освоения модуля: предоставить список подходящей для исследования литературы, задания для практической реализации (задачи примеры, кейсы и пр.). Студенты же «редактируют» план действий с учетом собственных возможностей и желаний, определяя место и время, темп изучения модуля. У каждого участника есть своя миссия, притом она будет ограничена во времени!
Каждый модуль изучается определенное количество часов (занятий). На выполнение домашнего задания, заданий для самостоятельного изучения, проверка знаний учащихся также проходит в «определенные часы». Поэтому нужно грамотно планировать свой день, учитывать расписание занятий и своевременно готовиться к предмету.
Модульное обучение по специальности и предмету: как строится процесс преподавания?
Каждый модуль должен захватывать определенную сферу деятельности молодого специалиста и учащегося. В частности, при формировании годового учебного плана для студентов ВУЗов рекомендуется задействовать следующие моменты:
- изучение теории: выделение тем для исследования, количество лекций и план занятий (каждого занятия согласно учебному плану, паспорту специальности и последним реформам),
- практические занятия: подготовка заданий для учащихся к семинарам, подготовка заданий для совершенствования навыков в рамках изучаемого предмета (задачи, кейсы, тесты, работа за ПК и пр.),
- прохождение практики (ознакомительная, производственная или преддипломная в зависимости от курса студентов, цели практики),
- промежуточная проверка знаний и навыков между модулями: планирование по времени и структуре контрольных и самостоятельных работ, выполнение курсовых работ (утверждение списка тем и пр.),
- аттестация по предмету в конце семестра (сессия): подготовка вопросов для зачета или экзамена, разработка заданий для решения на аттестации, консультации перед экзаменом и зачетом,
- методическое обеспечение модуля: количество часов, отведенных на каждую тему, план занятий, вопросы и ответы и пр.
Модульная система создается для каждой специальности (направления подготовки), а модули – по каждому осваиваемому предмету с учетом необходимых для будущего специалиста навыков и знаний, цели обучения.
На сегодняшний день студенты могут выбирать модули в рамках так называемого «вариативного обучения». В данном случае учащийся самостоятельно решает, какой из блоков будет изучать, что ему больше подходит. Выбор осуществляется исключительно на добровольной основе. Допускаются консультации с педагогом, чтобы определить максимально выгодный и эффективный вариант обучения.
Таким образом, модульная система образования позволяет воспитать самостоятельных и внимательных специалистов, готовых выполнять свои обязанности с учетом полученного багажа знаний и навыков. Изучение предметов и направлений «по частям» дается ученикам легче, материал усваивается лучше, а значит – качество образования повышается.
Команда образовательного центра DissHelp готова помочь преподавателям и студентам в освоении модульной программы. Что мы предлагаем?
Преподавателям:
- грамотно структурировать изучение предмета, разбить его на блоки и подготовить все необходимые материалы;
- оформить модульный план: подготовить план-конспекты занятий, разработать и предоставить методическое обеспечение курса (теория и практика);
- предложить вопросы и задания для самостоятельного изучения учащимися;
- и пр.
Специалисты Дисхелп также готовы оказать помощь в освоении учебных и научных горизонтов учащимся СУЗов и ВУЗов:
- Выполнить любой письменный проект независимо от направления подготовки, дисциплины и уровня сложности. У нас работают лучшие кадры: педагоги сильнейших отечественных ВУЗов, ученые, практикующие дипломированные специалисты и пр.
- Подобрать информационную базу для любого исследования;
- Повысить уникальность текста;
- Осуществить научный перевод проекта;
- Грамотно оформить любую работу согласно действующим правилам и рекомендациям заказчика.
Мы гарантируем предоставление услуг высокого качества, соблюдение сроков выполнения заказа, индивидуальный подход и конфиденциальность данных! Спешите оформить заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!