Необходимость в высококвалифицированных специалистах на каждом предприятии вполне объективно и обоснованно: именно эти эксперты позволяют оптимизировать расходы, найти решение любой проблеме с учетом выгодности, эффективности.
Экономические специализации воспринимаются однотипно: студентов учат грамотно распорядиться деньгами. На самом деле их спектр деятельности гораздо шире. От их грамотного анализа и руководства зависит успех компании, ее прибыль, репутация и пр.
В рамках образовательной программы учащиеся осваивают множество дисциплин, связанных с финансами, менеджментом психологией, маркетингом, юриспруденцией и пр. Для закрепления полученных знаний и выработки аналитических навыков, а также утончения умений по следованию четким стандартам и регламентам студенты решают экономические задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Понятие «экономические задачи» в науке и образовательном процессе разнятся. В научной области под данным термином воспринимают определенную миссию, нацеленную на решение конкретной проблемы посредством использования известных методик, правил и пр.
В образовательном процессе экономические задачи представляют собой комплекс заданий, упражнений и кейсов, призванных привить учащимся конкретные знания и навыки, пригодные в дальнейшем в профессиональной (трудовой) жизни. В большинстве случаев они базируются на проведении расчетных операций, анализе ситуации, диагностике проблемы и разработке способа ее решения с учетом эффективности и целесообразности, достижимости.
Экономические задачи обладают рядом специфических черт:
- В них используется профессиональная терминология свойственная преимущественно экономической отраслям;
- Здесь действуют конкретные правила: методики по анализу ситуации, нормативы для коэффициентов, отчетные периоды и пр.;
- Для расчета необходимы конкретные экономические, бухгалтерские или финансовые статистические данные: бухгалтерская отчётность, сведения из отделов (статистического, управления кадрами, маркетингового и пр.).
Решение экономических задач требует тотального подхода и выполнения таких правил, как:
- Точность. Все расчёты должны быть максимально точными (погрешности минимизируются), в противном случае все рекомендации автора не будут эффективными и пригодными для реализации;
- Измеримость. Все данные должны иметь определенную единицу измерения. Притом для сравнения все показатели должны иметь одну и ту же величину измерения.
- Ограниченность. При реализации экономических задач важно уточнить действующие границы: цель, предмет исследования, временной период, нормативы показателей и пр.
- Последовательность. Решение экономических задач предполагает следование конкретным формулам, стандартам, методикам, а также тотальный анализ полученных результатов.
Работа с материалом или «дано» при решении экономических задач как элемент обучения студентов
На каждом практическом занятии студенты не только осваивают теоретические аспекты в рамках конкретной дисциплины, но и выполняют практические задания. Будущие экономисты чаще всего решают соответствующие задачи, упражнения, кейсы и пр.
Чтобы успешно выполнить задание, необходимо тщательно к нему подготовиться:
- Повторить пройденный или изученный материал, разобраться в терминологии, обозначениях, формулах и пр. В большинстве случаев достаточно просмотреть лекции и семинарские материалы, вспомнить рассмотренные на занятиях примеры.
- Подобрать необходимые для решения материалы. Если перед нами типичная задача по принципу «дано-решение», то достаточно грамотно записать имеющиеся материалы, подобрать нужную формулу или методику и подставить данные, произвести математические и аналитические операции, получить решение. В случае, если требуется поиск необходимой информации, придется «повозиться»: исследовать объект, собрать материалы о нем, получить описание его деятельности и необходимую отчетность. Разобраться в ней, выписать необходимые для решения сведения, подставив в методику/формулу и т.д.
- Тщательно проверить все расчетные данные, результаты и проанализировать их согласно условиям задания: динамика показателей, сравнение с нормативами, выявление отклонений, анализ данных, разработка рекомендаций и пр.
Решение экономических задач как основа научной работы
При выполнении научных изысканий экономические задачи предстают в новом, более серьезном виде. Здесь автору предстоит не просто разобраться в конкретной ситуации, изучить проблему, проанализировать ее, но и разработать ряд рекомендаций, которые будут способствовать ее решению или смягчению.
Выполнение экономических задач в ходе написания монографий, диссертаций, курсовых или дипломных работ сводится к выполнению следующих действий:
- Предоставление технико-экономической характеристики об объекте исследования, которая подчеркнет основные виды деятельности, успехи, текущее положение дел и пр.
- Анализ финансового-хозяйственной деятельности объекта, призванной выявить сильные и слабые стороны, риски и возможности, диагностировать отклонения и подчеркнуть актуальную проблему, предопределив пути ее решения;
- Разработка рекомендаций относительно решения проблемы с учетом возможностей объекта и эффективности;
- Прогнозирование перспектив развития объекта исследования или апробация результатов и рекомендаций.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Выполнение научного исследования по экономическому профилю предполагает всесторонне изучение темы и проблемы, а также ее экономическая оценка, решение конкретных экономических задач (они прописываются в вводной части или оглавлении, носят изначально теоретический, а затем практический характер). В этом случае реализация экономических задач сводится к определенным действиям автора: сбор и обработка материалов, анализ и оценка объекта, разработка рекомендаций и их обоснование (экономическое!).
Важно отметить, что в теоретических исследованиях решение экономических задач сводится к сравнению существующих правил, рекомендаций, методик, теорий, определении их актуальности, эффективности и усовершенствовании. В практических – важно на конкретном примере продемонстрировать действие «новоиспечённой» технологий, алгоритма.
Чек-лист по решению задач по экономике
Далеко не каждый студент может совладать с выполнением того или иного задания. Важно отметить, что освоение экономического профиля тесным образом будет связано с тремя действиями:
- Математические расчеты и учет. Экономисты призваны вести тотальный учет всех ресурсов анализировать уровень их потребления и перераспределения, грамотно ими распоряжаться, планировать бюджет, формировать отчетность, проводить всевозможные проверки (ревизии, инвентаризации и т.д.), рассчитывать различные показатели и пр.
- Анализ и всестороння оценка ситуации. Немаловажно обладать аналитическим складом ума, где банального сравнения порой бывает недостаточно. Эксперт должен умело пользоваться всеми терминами, известными методиками, уметь подбирать все необходимые инструменты для анализа и решения проблемы, оперативно реагировать на изменения и пр. Важно правильно оценить ситуацию: возможности и перспективы, угрозы и риски, способы их минимизации, оптимизации и пр. Более того, для анализа требуются специальные экономические данные и категории, поэтому будьте готовы разбираться в них, знать о чем свидетельствует динамика показателя, отклонение от норматива и пр.
- Прогнозирование. Специалист, выполняющий экономические задачи (в том числе студент, осваивающий образовательную программу) должен не только определять текущее состояние, но и уметь «предвидеть будущее». Для этого он должен оценить собственные рекомендации, ответив на вопрос: что будет (изменится), если изменить конкретный параметр (то есть непосредственно оценить его предложение: повысить доходность путем снижения себестоимости. Здесь нужно проанализировать текущую доходность компании и себестоимость, подобрать способы ее снижения и определить новый уровень доходности с учетом изменений).
Теперь определимся с последовательностью действий при решении экономических задач.
Шаг №1. Вникаем в суть задания. Тщательно изучаем «дано». Какие данные вам приведены, что требуется выполнить.
Шаг №2. Определяем имеющиеся материалы, тему и подбираем формулу или подходящую методику решения. В этом случае важно правильно записать «дано», какие данные даны или необходимо найти. Затем нужно понять, к какому предмету ил разделу это относится какая формула или методика походит для решения.
Шаг №3. Подбираем необходимые данные для расчетов и подставляем в шаблон (формулу, методику алгоритм). Здесь «много ума не надо»: достаточно правильно предоставить числа и произвести математические операции.
Шаг №4. Находим решение задачи с учетом поставленного вопроса, анализируем результат. Как правило, данный этап – завершающий (если предстоит банальное решение упражнения или типичной задачи). Достаточно перепроверить правильность расчетов и написать полученный ответ. При необходимости можно проанализировать его (с учетом выданного задания).
Шаг №5. Рекомендации. Данный этап целесообразен при выполнении научных работ, ВК и курсовых, где помимо проведения экономических операций требуется проанализировать полученный результат (динамику показателей, сравнит с нормативом и пр.), дать дельные рекомендации по оптимизации ситуации пр.
Команда образовательного центра Disshelp готова помочь студентам всех экономических и иных направлений в решении задач по всем предметам, независимо от уровня сложности. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и безопасность сделки. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на наем сайте.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!