В настоящее время наибольшую популярность набирают комбинированные специальности, находящиеся на стыке двух или более наук. Студенты, погружающиеся в такой профиль, углубленно изучают тесно связанные между собой научные парадигмы и инструменты, необходимые им в профессиональной деятельности. Выпускникам университетов предстоит выполнить серьезное комплексное исследование в рамках дипломной работы. Сегодня мы расскажем, как это лучше сделать.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности дипломной работы междисциплинарного типа
Дипломная работа по программе междисциплинарного характера – это комбинированное исследование, где выпускник будет изучать избранную тему и проблему со стороны основных в его профессии наук. То есть при таком раскладе оценка ситуации и выработка решения основывается не на одном спектре наук, в сразу в нескольких плоскостях на параллельной или пересекающейся основе.
Второй особенностью аттестационных проектов является то, что автору предстоит умело сочетать подходы, правила и методы из разных наук и рассматривать исследовательский вопрос с нескольких ракурсов. То есть границы классического диплома будут гораздо уже, нежели в рамках междисциплинарного вида. В данном случае ширина исследования будет больше, количество затрагиваемых вопросов и тонкостей выше и пр.

Третья специфическая черта междисциплинарного диплома состоит во всестороннем обосновании проблемы и выдвигаемой идеи. Автору предстоит оценить ее не только в рамках классического варианта, но и учесть соответствующие правила, подходы с рассматриваемых научных ракурсов. То есть выпускник формирует четкую доказательную линию. То есть в междисциплинарном проекте доказательная база будет более мощной, качественной, а исследовательский вопрос аргументирован с нескольких позиций, что подчеркнет его значимость.
Не менее яркой чертой рассматриваемого формата является грамотное обобщение результатов в целостную картину с акцентом на конкретный исследовательский вопрос. То есть проблема, как ни крути, решается одна. Но ее разбор производится в нескольких проекциях. Притом формируемое решение – комплексное с акцентом на опорные науки, факты и пр.
Таким образом, написание диплома междисциплинарного характера – процесс непростой, насыщенный и основанный на разборе темы с нескольких научных плоскостей. Универсанту предстоит применять методы и инструменты из соответствующих областей и отраслей, грамотно комбинировать и оперировать ими. Подготовка такого проекта требует разборчивости, умеренности, ограниченности. Авторам предстоит объективно и всеобще взглянуть на проблему, постепенно сузить ход исследования с акцентом на основные парадигмы.
Специфика выбора темы для диплома междисциплинарного характера
Дипломная работа по междисциплинарной программе – специфический вид исследовательский деятельности студента. Первым и ответственным шагом при выполнении этой миссии является выбор темы исследования.
Тема дипломной работы будет нацелена на проведение комбинированного исследования в отношении конкретной проблемы. То есть сама проблема будет лежать одновременно в нескольких областях или затрагивать их соответствующие сегменты, аспекты.

Тематика исследования должна затрагивать конкретную область знаний. То есть так или иначе основной акцент в исследовании будет сделан на определенной науке и соответствующих правилах, методах. Вторая плоскость, с которой предстоит изучать отдельные моменты, носит уточняющий и вспомогательный характер. Она скоординирует действия и выводы исследователя, внесет ясность в те или иные детали и аспекты НИР, поможет в обосновании проблемы и поиске оптимального решения. То есть тема будет исследоваться в многофакторном режиме.
Формулировка темы останется по-прежнему простой. Она будет звучать как утверждение или описание основного мероприятия с акцентом на противоречие и затрагиваемые науки. Сами науки могут быть не озвучены, но выделены посредством уточнения методологи инструментария, сфера применения и пр.
Затрагиваемая парадигма должна быть актуальной и грамотно обозначенной. То есть студенту предстоит выделить конкретное направление с акцентом на соответствующую науку. Уже здесь наблюдается постепенное сужение хода исследования и выбор опорного методологического аппарата. Но при этом отдельные нюансы, признаки, влияние противоречия на объект исследования будут отмечены и в смежном сегменте. То есть вторая область призвана обосновать и показать значимость исследовательского вопроса.
Выбор темы дипломной работы междисциплинарного характера – процесс индивидуальный. У каждого студента есть определённый набор знаний, умений, предпочтений. Именно их стоит учитывать в рамках тематического самоопределения.
Также стоит обращать внимание на результаты преддипломной практики, имеющиеся у дипломанта наработки. Они также помогут понять, какие вопросы ближе индивиду. Более того, наличие подобного рода подсказок облегчит и дальнейший ход написания ВКР.
После выбора темы проекта наступает этап проектирования и планирования междисциплинарного исследования. Здесь важно четко обозначить исследовательский вопрос, в котором будет выделена интересуемая автора проблема и затрагиваемые научные или практические плоскости. То есть именно в этой части научного аппарата отражается искомый параметр, базовые или целевые действия, которые подчеркнут смежность рассматриваемой парадигмы.
Постановка исследовательского вопроса в дипломе междисциплинарного характера производится следующим образом. Важно понять пересечение основных наук по теме и выделить проблему, которая затрагивает обе плоскости или подчёркивает взаимосвязанность соответствующих областей в этом моменте.
Одним из ярких примеров междисциплинарной темы диплома является «Роль биохимического анализа крови в медицинской практике». Здесь затрагиваемая парадигма лежит на стыке биологии, химии и медицины. В данном случае важно рассмотреть какие показатели будут изучены на основе биологических исследований, какие инструменты манипуляции необходимо учесть со стороны химии и как результаты биохимического анализа крови применяют в медицине, для чего. Согласитесь, что исследование получается более масштабным, широким.
Источники информации для диплома междисциплинарного типа
Написание междисциплинарного диплома требует грамотного подбора информационной базы. В данном случае список первоисточников будет шире. Но далеко не все материалы пригодятся для полного раскрытия темы. Поэтому важна избирательность, целенаправленность в их применении.
Первым делом нужно понять и выделить основные науки, в рамках которых будет изучаться темы. Далее обратить внимание на проблему исследования и границы. Именно эти параметры сузят ход исследовательской деятельности и помогут в сборе полезных данных. Не стоит забывать о критерии актуальности и достоверности. Только на основе проверенной и современной информации можно предложить надежное и эффективное решение.

Лучше всего подготовить тезисный или вопросный план дипломной работы и ориентироваться на него. Так станет ясно, в каком разделе автора опирается на ту или науку, что намерен рассмотреть. Исходя из такого анализа, он поймет, что нужно искать и где.
В основу междисциплинарной дипломной работы кладут самые разные источники информации, начиная от учебников, методических пособий и заканчивая научными работами (статьи, диссертации, научные доклады и пр.). Также не помешает воспользоваться научными базами данных, статистическими сведениями, отраслевыми показателями и материалами в рамках исследовательского вопроса и пр. Указанные варианты помогут в написания теоретической главы проекта и в дальнейшем проведении исследования, описании и обосновании полученных результатов.
Если проект носит экспериментальный характер, то в практической части предстоит описать ход соответствующего опыта и показать, обосновать полученные итоги и выводы с нужной позиции (науки). В этом случае возможно описание естественнонаучного эксперимента или разбор результатов социологического опроса, анкетирование и пр.
Важно понять, что доминировать будет информация из той области знаний, в рамках которой автор делает акцент на проблеме или где ее симптоматика наиболее выражена. Но разработка решения может иметь комбинированные корни.
Методы и инструменты при выполнении диплома междисциплинарного характера
Согласитесь, что уже очевидно, что дипломанту предстоит задействовать инструментарий и правила из нескольких опорных наук, на базе которых происходит изучение и раскрытие тематики и проблематики. Здесь нужно не просто запастись терпением, но и быть предельно внимательным и избирательным.
При написании дипломной работы междисциплинарного типа автор не сможет обойтись без общенаучных подходов. С их помощью исследователь чаще всего выделяет проблематику в целом или подводит итоги по проделанной работе: обобщает, сужает или расширяет спектр действия полученных выводов, переходит к следующим этапам и пр.

Основной методологический аппарат же будет основан на стыке нескольких наук. Автору предстоит понять, как и с помощью каких подходов, правил и приемов он может быстро и безапеляционно диагностировать проблему, а затем какие условия, методы, факторы и прочие нюансы он будет учитываться и на что опираться при решении противоречия.
Чаще всего выпускники сначала собирают все доступную для них информацию по теме проекта в целом, а затем следуют плану исследования и сортируют ее. Оставшиеся материалы они складывают в общую картину по принципу «пазла»: каждый первоисточник используется с определённой целью и фигурирует в том или иной операции. В зависимости о того, к какой науке он относится или какое действие планируется воспроизвести, выбирается и подходящий специальный метод исследования. Обратите внимание, что приемы и инструменты будут использоваться только из тех наук, на меже которых была поставлена или определена проблема.
То есть использование специфических подходов и правил без их явной тематической приверженности недопустимо.
Автору предстоит понять, как он будет изучать и решать проблему, какие приемы ему посильны или наиболее эффективны в рамках рассматриваемой ситуации, факторов и пр. Мультидисциплинарный подход в этом деле неизбежен. Притом задействованные инструменты будут взаимодополняемы, помогать автору в раскрытии темы и регулировании противоречия.
Как грамотно структурировать дипломный проект по междисциплинарной программе?
Важно не только грамотно провести комплексное исследование темы и проблемы, но и корректно и понятно описать полученные результаты и выводы. В рамках междисциплинарного подхода у студентов возникает немало вопросов и нюансов.
Для начала нужно понять, как структурировать материал. Для этого важно понять, как лучше и доступнее отметить основные моменты: в рамках одного контекста, сплетать в единую картину рассматриваемые элементы сразу в рамках нескольких научных плоскостей. Главное – делать это связно и последовательно.

Также допустима градация этапов исследования. В рамках одной главы можно описать тему с одной научной плоскости, во второй — со смежной. Методологические аспекты будут излагаться в общем формате, требуя умелого одновременного сочетания соответствующих инструментов, правил и пр.
Далее написание аналитической и практической глав дипломной работы происходит в скооперированном виде. Каждый результат будет обоснован с соответствующей научной и практической позиции, подчеркнут характер изменений, причины и следствия и пр.
То есть структура диплома по междисциплинарной специальности зависит от особенностей темы и формальных требований к проекту. Разбор ситуации может быть общим, где пересечение соответствующих плоскостей будет наблюдаться по тексту (контексту). Также возможна разбивка материалов по параграфам и главам.
Главное – отмечать ход и результаты исследования последовательно, связно и аргументированно понятно.
Преподносить ход и итоги исследования нужно качественно и доступно. Важно понять, как скооперировать материалы и преобразовать их в информативный формат. Так, при анализе важно понимать связь соответствующих показателей. В этом случае каждый по отдельности может выделить частные изменения, а в комплексном рассмотрении они подчеркнут симптоматику определенного недуга, проблемы и пр.
Для интерпретации результатов междисциплинарного исследования используют таблицы. Графики и схемы, диаграммы, чертежи и пр. Способ оформления зависит от научной принадлежности темы и характера осваиваемого профиля дипломанта, возможностей автора по работе с данными.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по подготовке диплома по междисциплинарным направлениям
Подготовить качественный и грамотный междисциплинарный дипломный проект не так просто. Для этого важно понимать особенности постигаемой профессии и основной методологический, правовой и иной аппарат специалиста.
Внимательно изучите выбранную тему и постарайтесь выделить для себя то направление, ракурс по проблематике, которое вам интересно, посильно и пр. То есть важно понять и решить для себя, в каком русле двигаться, какие границы установить, на чем делать акцент, какие правила, термины, подходы и приемы пригодятся и пр.
Следите с научными работами и новостями в избранной области. Учитывайте опыт исследователей, практикующих специалистов.
При проведении анализа данных рассматривайте суть вопроса с двух призм: частной (с позиции определённой науки и ее правил), комплексно (учитывая смежность наук, симптоматику проблемы, возможности решения с разных научных позиций и пр.). Узкая часть поможет разбираться в нюансах, а комплексная – восстановить общую тематическую картину.
Все результаты и выводы должны быть аргументированы, сформулированы однозначно, согласно цели проводимого изыскания. Полагайтесь только на проверенные материалы и факты.
Выполнение дипломной работы междисциплинарного характера требует применения системного подхода, понимания и владения принципами и инструментами основополагающих наук, понимания связей и особенностей проблемы в рассматриваемых полях.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!